Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение характера конфликта

Я хотел бы показать другие способы, при помощи которых можноинтегрировать новое убеждение. Вернемся к линии времени. Очень частоконфликты проявляются между нарождающейся новой идентичностью -- нашим новымили скрытым "я" и нашим нынешним "я "или какими-то другими частями "я". В этой технике мы будемиспользовать в основном три позиции на линии времени. Р.Д.: Крис, вы спрашивали о конфликтах с самим собой. Не хотите ли вывыйти сюда? (Крис выходит и садится на стул.) Р.Д.:. Крис, первое, что я хочу выяснить: что представляет собой вашрезультат, какая стоит перед вами цель? К.:. Я хочу помогать людям добиваться успеха. Р.Д.: Итак, вы хотите помогать другим добиваться успеха. Отметим, чтоэто своего рода ориентация на других. Я хочу, чтобы прежде всего вы создалипочву для этой новой идентичности, для этого нового убеждения. Это значит, что мы хотим создать по-настоящему хорошую репрезентациюданного результата. Например, если некто болен и хочет выздороветь, тонеобходимо создать полную и яркую репрезентацию здоровья.

Первый этап

Р.Д.: Крис, вот прямо перед вами линия времени. Справа от вас будущее,слева -- прошлое. Прежде всего, я хочу, чтобы вы встали на эту линию, ивместо того чтобы двигаться в направлении прошлого, как в предыдущий раз,направились в будущее и создали репрезентацию, время и обстоятельства, прикоторых могли бы полностью осуществить свою цель. Например, если кто-то хочет похудеть, то ему следует идти по линии внаправлении той точки в будущем, где он может сказать: "Вот здесь по весу ипо фигуре я буду таким, каким хочу быть ". Таким образом, он намереваетсязаглянуть в будущее и заняться созданием ресурса, пока полностью не получитто, что будет соответствовать его результату. (Обращаясь к Крису): Идите вперед в своем обычном темпе. (Р.Д. указывает Крису направление к его будущему.) То, что вы хотите создать, -- это ваше новое "я ". А теперь я хочу,чтобы вы вошли в это свое новое "я", которое способно обладать всеми этимиресурсами. (Обращаясь к аудитории): Мы, разумеется, будем все время наблюдатьфизиологию, положение тела, жесты и сопутствующие им асимметрии. (Крис медленно идет вдоль линии, выпрямляется и останавливается, Егофизиология изменилась.) Р.Д.: Поскольку вы уже ощутили себя в этой обстановке, я бы хотел,чтобы вы визуализировали то, как все это должно быть; прислушайтесь кголосу, которым вы будете говорить; определите, откуда вы будете говорить;хорошо прочувствуйте свою позу, движения, чтобы вы во всей полноте знали,что будет собой представлять ваше будущее. (Р.Д. кладет левую руку на правое плечо Криса в качестве якоря егофизиологии.) Второй этап: репрезентация результата из мета позицииА теперь сделайте шаг назад с линии времени и вернитесь в настоящее. Иуже из настоящего посмотрите на этого человека, который и является ВАМИ вбудущем. (Р.Д. вновь приводит Криса в настоящее и сводит его с линии времени,так что тот оказывается в диссоциированной позиции Б и садится на стул.) Р.Д.: Можете ли вы видеть и слышать этого СЕБЯ? (Обращаясь к аудитории): Мы начнем с того, что скажем: это тоубеждение, та идентичность, которую данный человек хочет иметь. "Я хочупомогать людям добиваться успеха". (Обращаясь к Крису): Следующий вопрос достаточно прост: Что васостанавливает? Это ваше будущее, это ваш следующий шаг к своей миссии. (Обращаясь к аудитории): Думайте об этом таким образом: люди скажут "О,этот результат просто великолепен, это так прекрасно!" Затем вы возвращаетесь в сегодняшний день и говорите: "Он там, он таквеликолепен, добивайся его, отправляйся за ним". В ответ же получаете тольковежливое покашливание или покачивание головой. Это как раз та часть, которую мы сейчас хотим выявить: какой здеськонфликт? (Обращаясь к Крису): Когда вы глядите на это будущее, есть ли у васголос, какое-то чувство? Что-то в вас самом выказывает несогласие,неприятие? К.:. Все. (что-то тихо бормочет) (Роберт громко провозглашает за Криса, который пробормотал емунесколько слов): Он говорит, что это нечто вроде: если ты добьешься успеха,ты исказишь свою миссию. Третий этап: поиск конфликтующей системы убеждений(Обращаясь к Крису): Я хочу найти ту часть, что несет это убеждение.Поместите эту свою часть на линию времени там, куда она лучше всегоподходит. Это где-то в прошлом? Или где-то рядом с настоящим? Откуда, из какогоместа на линии времени пришло это убеждение? Встаньте и определитефизически, где это место. (Крис встает на свою линию времени и, глядя в будущее, идет в прошлое иостанавливается там, где было образовано его ограничивающие убеждение. Крисидет вдоль своей линии времени медленно и в полнейшей тишине. Руки у негосложены на груди, как будто он молится.) (Роберт, обращаясь к аудитории, сперва говорит очень тихим голосом):Между прочим, пока он это проделывает, обратите внимание, на каком уровнерасполагаются эти конфликты. Довольно часто бывает, что в будущем кто-тохочет иметь способность типа: Я хочу, чтобы я мог помогать другим делатьэто. Но то, с чем она конфликтует, является убеждением о миссии. Очевидно,что если мотивация развития этой способности вступает в конфликт с моеймиссией, то она будет отвергнута. Если же мне удается найти для этой способности место в моей миссии, тоона становится частью моей идентичности и приобретает естественность илегкость. То же самое происходит и у людей, старающихся победить болезнь. Я хочу выздороветь, но это не согласуется с моей идентичностью. Я сновахочу быть здоров, но не могу, поскольку это эгоистичное желание. Здесь мы имеем очень интересное убеждение: Если я добьюсь успеха наэтом уровне способностей, то потерплю неудачу со своей миссией. Этоклассический конфликт. (Обращаясь к Крису): Вы что-нибудь обнаружили, Крис? К.: Одну минуту. Р.Д.: Хорошо, минута пошла. Значит, ничего особенного? (Р.Д. кладет правую руку на левое плечо Криса в качестве якоря этогочувства из прошлого и указывает ему направление будущего.) Итак, находясь здесь, вы говорите: "Эта будущая цель вступает вконфликт с моей миссией, это ее исказит ". К.: Какой-то голос говорит мне: "Лучше позаботься о себе, а не одругих". Р.Д.: Эта часть говорит: "Тебе следует позаботиться о себе, а не одругих. В большей мере ориентируйся на себя, не на других". (Обращаясь к аудитории): Обратите внимание на физиологическиепроявления в этой позиции. Они совершенно не похожи на те, что ассоциированыс будущим. Четвертый этап: установление критериев из мета позиции(Обращаясь к Крису): Выйдите из этого пункта и вернитесь в мета позициюнастоящего. (Крис вновь возвращается по своей линии в настоящее, сходит с нее изанимает диссоциированную позицию Б. Садится на стул.) (Обращаясь к Крису): А теперь визуализируйте эту часть себя в своемпрошлом так, чтобы вы могли увидеть того, кто говорит: "Это нехорошо --хотеть помогать другим добиваться успеха". И оттуда, где вы находитесь, посмотрите не только на "себя из прошлого"на своей линии времени, но также и на "себя в будущем". Там же, где вынаходитесь сейчас, вы не являетесь ни одним из них. Вот здесь тот, который из будущего, говорит: "Я очень хочу помочьдругим добиться успеха", а вон там другой, из прошлого, говорит: "Нет, этоопасно, подумай сперва о себе". Каковы критерии того, кто в вашем прошлом? Каковы его ценности? Ничего страшного, если вам не удается выразить это словами прямосейчас, но в любом случае, вам пока нужно оставаться вне любого из них. Пятый этап: выявление позитивных намеренийИтак, мы имеем две конфликтующие идентичности, разделенные и помещенныетуда, где им надлежит быть. Теперь нам предстоит разрешить конфликты всистеме убеждений. (Из каждой позиции А, Б и В Крис будет рассказывать нам об убеждениях иценностях каждой идентичности в позициях А и В,. и о том, что каждая из нихдумает о другой. Позиция Б диссоции-рована и будет главным образом помогатьнаходить объяснение линиям поведения А и В. Р.Д. будет вести данный процессдо выяснения позитивных намерений. Он будет продвигаться к уровню ценностей,пока между частями не прекратится конфликт.)

Из позиции А

Р.Д.:. (Обращаясь к Крису): Теперь я попрошу вас подойти сюда к своемубудущему, быть здесь самим собой и подумать о том, кто из вашего прошлогопрепятствует вашему будущему. (Крис переходит в позицию будущего А.) (Обращаясь к аудитории): Еще раз обратите внимание на разницу в мимике. (Обращаясь к Крису): Что вы думаете о той своей части, что находитсятам, позади? Она вам нравится? Что она собой представляет? Не глупа ли она?Не опасна ли? Что вы о ней думаете? К.: Она совершает ошибку. Она заблуждается. Р.Д.:. Почему она совершает ошибку? Почему вы уверены, что это именнотак? К.: Я думаю, что она боится, вот и все. Р.Д.: Таким образом, когда вы смотрите на ту часть, эта ваша частьговорит: "Я испугана". У меня складывается впечатление, что эта частьговорит что-то вроде: "Ну, на самом деле это не имеет значения, почти неимеет значения. Это неважно". Но все-таки, важно это или нет? К.. Нет. Р.Д.'. (Обращаясь к аудитории): А сейчас я хотел бы попробовать ещекое-что. Когда Крис стоит в своем будущем и обращен лицом к будущему, онрассматривает эту свою часть позади себя как ошибочную и незначительную. Ночто, если бы он стоял в своем будущем, обратившись лицом к прошлому? (Обращаясь к Крису): Посмотрите на эту часть вашего прошлого отсюда, извашего будущего, повернитесь и посмотрите на свое прошлое. Что думает этаваша часть в будущем о той, которая сейчас находится там, в вашем прошлом? (Обращаясь к аудитории): Изменения в мимике очень интересны, не правдали? К.: Я думаю, что способен помочь той части. Р.Д.: Таким образом, оглядываясь, ваша часть говорит: "Я могу помочьтой части из прошлого".

Из позиции В

Давайте на время сойдем с вашей линии времени, вернемся к этой части впрошлом и поглядим на вас в будущем. (Крис возвращается по линии времени к своему стулу, а затем переходит впозицию В в своем прошлом.) Р.Д.: Что вы думаете о той части, которая в будущем? Нравится ли онавам? Не боитесь ли вы ее? Почему? Не знаете? Что вы о ней думаете? Чего выбоитесь? Что могло бы произойти, если бы вы не боялись? К.: Я был бы с ней заодно. Р.Д: И что тогда? К:. Я не знаю. (Глаза Криса опущены.) Р.Д: (Обращаясь к аудитории): И вот опять вы можете наблюдать разницумежду двумя типами мимики, особенно же разницу в ключах доступа междурепрезентациями этих двух идентичностей: прошлая является кинестетической, абудущая -- визуальной. Между прочим, нет никакой разницы между боязнью паука или боязнью змеи.Когда вы находитесь рядом с пауком, вы чувствуете себя неспокойно. Но есливы боитесь самого себя, то вам даже некуда скрыться, и независимо от того, насколько прочные стены вывозводите или как высоко забираетесь в горы, вы не можете скрыться от самогосебя. Хорошенько вдумайтесь, Крис. В чем заключается это убеждение? Что вымогли бы утратить? (После долгого молчания) К.: Я испытываю чувство глубокой печали. Р.Д.: Возвращайтесь в мета позицию и оставьте все это позади.

Из позиции Б

(Крис диссоциируется, возвращается в позицию Б и садится на свой стул.) Р.Д.: Теперь та часть, что находится в будущем, смотрит назад иговорит: "Я не могу ей ничем помочь, она просто-напросто ошиблась. Та, что из прошлого, боится той, из будущего. Она даже точно не знает,почему. Когда мы говорим: "Что произошло бы, если бы вы были заодно?" -- тов ответ получаем ощущение глубокой печали. Почему оно возникает? О чем мыобычно печалимся? Об утрате? Эта часть говорит: "Если я сделаю это, я потеряю что-то очень важное". Не знаю, относится ли это к Крису, но иногда это выглядит так: "Ячеловек конченный. Делайте со мной что хотите. Может быть, тогда язаблуждался, но поступить иначе я не мог". Очень часто мы можем наблюдать один интересный парадокс: становясьстарше и накапливая больше ресурсов, мы развиваем различного рода новыеспособности и типы поведения, но наша идентичность, как правило, бываетокончательно определена где-то там, в далеком детстве. Поэтому, даже если мыи обладаем этими способностями, при их использовании возникает ощущениечего-то неестественного. 141 "Хоть я и занимаюсь сейчас всем этим, но мое истинное "я" в прошлом. "Этот печальный перепуганный маленький мальчик и есть подлинный я". "Вся эта нынешняя способность -- сплошное притворство. Я могу проделатьвсе это, но это не подлинный я, и если бы я превратился во взрослогочеловека, то мне пришлось бы отказаться от себя самого". Некоторые люди чувствуют, что если они по-настоящему изменятся, токакая-то их часть умрет. И в каком-то смысле умрет, возможно, и та стараяидентичность. И это ощущение может быть довольно сильным. Я помню, как когда-то работал с еще одной женщиной, которая считаласьшизофреничкой. Она то бывала подавлена и замкнута, то вдруг разражаласьприступами диких эмоций. Когда же мы добрались до основной доминанты тойсистемы, что была причиной всех ее проблем, то выявилось убеждение, котороеможно выразить так: "Если я решусь быть такой, как все, то утрачу себя. Япросто исчезну ". При той системе семьи, в которой она жила, это было необходимоеубеждение, чтобы развить хоть какую-то идентичность. Но обратите внимание належащую в основе структуру убеждения. "Я отличаюсь от других людей. Я должнабыть диаметрально противоположна всему, что происходит вокруг меня. Еслилюди счастливы, то я должна быть печальна и уходить в себя. Если людиспокойны и ведут себя тихо, то я буду беспокойной и очень шумной. Я должнаделать все что угодно, лишь бы наперекор другим, в противном случае я простоне существую". Вот что направляло жизнь этой женщины. Поэтому всегда и в любойобстановке она поступала не так, как надо. Эта женщина чувствовала, что еслине будет поступать таким образом, то не будет больше существовать, умрет. Иужас перед этим чувством, перед утратой своего существования был определенносильнее любого наказания, которому она подвергалась за неправильныепоступки. Обратите внимание, что она сказала: "Даже если бы я хотела быть, каккто-то еще..." Это означает, что если бы ей кто-то начал нравиться и оназахотела бы на него походить, то и тогда она перестала бы существовать. Есливам начинают нравиться люди, то они будут высасывать из вас вашуидентичность, даже если вы просто хотели быть, как они, независимо от того, поступали вы вдействительности, как они или нет. Между прочим, вы должны осознавать, что обычная техника НЛП подостижению раппорта здесь работать не будет, поскольку едва вы добьетесьраппорта с подобным человеком, он перестанет существовать. И это являетсяименно тем видом убеждений, которые вызывают то, что зовется психозом илидушевным заболеванием. (Обращаясь к Крису, сидящему на стуле): Я привнес все это в данныйконтекст, Крис, чтобы понять некоторые из страхов и печалей, направленных навас самого; важно принимать в расчет подобного рода решения и убеждения обидентичности. Я бы хотел, чтобы вы, находясь здесь и оставаясь в диссоциированнымсостоянии, посмотрели на ту старую вашу часть, что печальна и испугана, атакже на ту часть в будущем, которая полна ресурсов и готова прийти напомощь. Поглядите на них издалека, откуда-нибудь сверху. Когда вы глядите на эту часть из вашего прошлого, можете ли вы хотьчто-то понять? Каковы ее намерения? К.: Я бы сказал, что, вероятно, это выживание: "Ты должен выжить". Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Она боится за свое выживание. Та жечасть, что в будущем, хочет идти вперед и помогать людям. Очень часто улюдей можно обнаружить такие части, которые возражают против своегособственного поведения: "Мне не нравится то, что делает та часть: она меняпугает". Или: "То, на что она способна, меня пугает". Первое, что вам необходимо сделать при любых переговорах -- между двумялюдmьми в компании или между вашими собственными частями, -- выявить теценности, которые ими движут. Цели и намерения направляют всякуюдеятельность. Часто вы обнаруживаете, что люди не возражают против намерений Илиценностей другого человека, если узнают, что они собой представляют. Болеетого, вы увидите, что они разделяют ценности друг друга. И тогда вам большене нужно будет утруждать себя рассуждениями о поведении этой части, о том,что она знает или не знает, и переходить на уровень критериев и ценностей. Шестой этап: выявление общей целиИз позиции А Р.Д.: (Обращаясь к Крису): Теперь перейдите сюда, в свое будущее, впозицию А. Взгляните на ту свою часть, что находится вон там, в прошлом. Этачасть там, позади, грустна и боится вас, и она намерена выжить. А вы развене хотите, чтобы она выжила? К.: Да, хочу. Р.Д.'. Да, вы действительно хотите, чтобы она выжила. Таким образом, выне угрожаете ее выживанию. Что же является вашей целью? Каково вашенамерение? Какова та ценность, которой вы привержены? К.: Добиться успеха. Р.Д: (Обращаясь к аудитории) Итак, критерий -- успех. А какова цельуспеха? Я задаю этот вопрос, потому что хочу обратиться к еще болееглубинному критерию. Обратите внимание, что здесь, в позиции А, мы говорим о действииспособности и деятельности, а там, в позиции Б -- о выживании, идентичности. Когда вы занимаетесь бизнесом или работаете с людьми или семьей, вычасто сталкиваетесь с подобным конфликтом между той частью, что хочет бытьсозидательной, делать что-то новое, рисковать, и той частью, что боитсяпотерять стабильность и идентичность. (Обращаясь к Крису): Зачем Вам успех? К:. Чтобы чувствовать себя полезным. Р.Д:. Мне кажется, было бы затруднительно чувствовать себя полезным,если вы не сумеете выжить. К.. Да. Р.Д.: Теперь вернитесь к той своей части, что относится к вашемупрошлому. (Крис идет к позиции В.)

Из позиции В

Р.Д.: Слышите ли вы, что говорит та, будущая часть? -- "Я не хочупрепятствовать вашему выживанию. Моя цель -- чувствовать себя полезной,добиться успеха, но и выжить". Верите ли вы ей? Или нет? К.: Я не вижу, как она может это сделать. Р.Д.:. (Обращаясь к аудитории) Эта часть говорит буквально следующее:"Я не вижу, как". Меня это ничуть не удивляет, между прочим, если принять вовнимание положение глаз Криса. Эта часть из прошлого очень кинестетична. (Обращаясь к Крису): Вашей целью является выживание. Это непротиворечит успеху, не так ли? Или полезности? Что хорошего в выживании,если нельзя быть полезным и растущим, преуспевающим и счастливымодновременно? Помимо этого, для того чтобы по-настоящему выжить, мне частоприходится делать что-то новое. Другими словами, то, что помогает мне выжить как ребенку, отличается оттого, что помогает мне выжить как взрослому. И если критерием действительно является выживание, то оно подразумеваетприспособление к новой обстановке и создание новых ресурсов. Вы не можетевыжить, если не развиваете чего-то нового. Подумайте об этом, а затем переходите в мета позицию. (Крисвозвращается на свой стул, садится и погружается в размышления.) Седьмой этап: ресурсы, которыми можно поделитьсяР.Д.'. (Обращаясь к аудитории): Мы взяли эту будущую цель и сделалиболее весомым уровень ценностей, поддерживающих эту цель. Сейчас это уже непросто цель: теперь она соотносится с более глубинными ценностями. Трудность данной проблемы заключается в том, что эта будущая частьсидит вот здесь со всей данной способностью, но не осознавая глубиннуюсущность идентичности. Прошлая же часть обладает глубокими ощущениями, но неимеет способности. Это весьма обычное явление, имеющее место в нашей жизни. Молодойчеловек бывает способен на очень глубокие переживания и на кардинальныерешения, но не обладает нужными способностями. Поэтому он и говорит: "Мненужно видеть, как". Р.Д.: (Обращаясь к Крису) Итак, нам сейчас предстоит сделать следующее:я предлагаю вам поглядеть на каждую из этих двух ча- стей из своей диссоциированной позиции здесь, в настоящем, и определитьотсюда, каким ресурсом обладает каждая из них. Каким ресурсом обладает ваша часть в будущем, какого нет у той,другойчасти? К.: Знанием, подходом, профессионализмом. Р.Д.: Так, а теперь другой важный вопрос: что есть у той вашей. части впрошлом, чего нет у этой, но что ей очень нужно? К.: (Что-то бормочет.) Р.Д.: Он говорит: "Характер". Это очень важно. Эта часть воспринималась нами как постоянно боящаясячего-то. Но она обладает характером. Я имею в виду, что она готова постоятьза свои убеждения, неважно, верные они или ошибочные, независимо от того,что говорят другие. Подумайте о том, сколько усилий и самоотверженности требуется для того,чтобы сбросить лишний вес, бросить курить или начать новый бизнес. Здесьтребуется нечто большее, чем видение и знание того, как; это требуетопределенной энергии и характера. Восьмой этап: интеграция новой идентичностиА теперь я хочу заняться именно этим. Отсюда видно, что обе эти частина самом деле по-настоящему нуждаются друг в друге. Вы видите, что их целине конфликтуют. Им обеим нужны выживание и лучшая жизнь.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...