Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАЩИТА ОТ УМНОГО ИЛИ УМНАЯ ЗАЩИТА

Вадим Ротенберг

Образ я

Введение Защита от умного или умная защита Что мы делаем, когда видим сны Добиться и умереть Самовосприятие и поисковое поведение Философия иллюзий или, надо ли смотреть правде в глаза Поисковая активность и социальная патология Парадоксальный сон: парадоксы природы и парадоксы науки Гипноз - мост к непознанному Поведение и расщепленный мозг Мозг и две стратегии мышления: парадоксы и гипотезы Психология творчества Парадоксы творчества Две стороны мозга и парапсихология Слабость образного мышления - проявления и последствия Механизм формирования неврозов: психобиологический подход Шизофрения - психобиологическая проблема Анорексия: неправильно ориентированный поиск До и после рождения (отношения с матерью) Ребенок, родители, мир: классический треугольник Преодоление "обученной беспомощности" (как и почему еврейская реальность не соответствует нормам психологической науки) Два полушария и проблемы психотерапии Философия и практика психологии

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга написана по принципу построения китайских шаров (шаров,вставленных друг в друга). Изложенная в ней оригинальная концепция,получившая международную известность, объединяет новые представления опринципах регуляции поведения, об основах целостности личности, омеханизмах развития психических и психосоматических заболеваний, о функциисна и двух полушарий мозга. Но внутри этого основного шара содержитсямножество других, более мелких, объясняющих все на свете: механизмытворчества, парапсихологические феномены, действие психотерапии и т.п.Автор рассматривает издание этой книги как пробный шар и в случае успеханамерен запустить еще несколько таких же. (Доктор Вадим Ротенберг. Год рождения - 1941г. Окончил 1-й Московский Медицинский Институт в 1964г., аспирантуру вЛаборатории Нервных и Гуморальных Регуляций АН СССР в 1969г. Защитилдокторскую диссертацию в 1979г. С 1990 года живет в Израиле. Старший лектор Тель-Авивскогоуниверситета. Область интересов: психофизиология сна здоровых людей и больныхпсихическими и психосоматическими заболеваниями; проблема стресса;патогенез неврозов, шизофрении, депрессии, психосоматических заболеваний;нейропсихоиммунология; психофизиология межполушарных отношений;психофизиология памяти; психофизиология творчества; психология личности. Автор концепции поисковой активности (экспериментальное обоснованиекоторой проведено совместно с проф. В. В. Аршавским). Эта концепциясвязывает в единую систему представлений устойчивость организма к стрессуи заболеваниям (психическим и психосоматическим), поведение человека ивысших животных, функцию быстрого сна и сновидений, роль мозговыхкатехоламинов, функциональную роль правого и левого полушария в восприятиимира , формировании "образа Я" и механизмах памяти. Это наиболееинтегральная из всех современных психофизиологических концепций и онапозволяет по-новому и в едином контексте взглянуть на многие актуальныепроблемы медицины, психологии и физиологии и устранить целый рядпротиворечий и парадоксов. Концепция носит философско-мировоззренческийхарактер. Основные ее положения были сформулированы между 1971 и 1980 гг.,но многие конкретные аспекты были разработаны позже. В последние годы его биография попала чуть ли не во все престижныебиографические издания: Американские издания "Кто есть Кто в Мире" (1999,2000), "Кто есть Кто в Науке" (1999), "Кто есть Кто в Медицине" и т.д.; Английские издания Кембриджского Международного БиографическогоЦентра: "Международная Регистрация Профилей" (1990), "Выдающиеся люди 20-го Века", "Выдающиеся Интеллектуалы 20-го Века" и т.д. Этим Центром ондважды (1993\4 и 1999\2000гг.) был признан Человеком Года. Помимо научных публикаций на русском, английском, немецком ифранцузском языках, В. Ротенберг является автором ряда публицистическихстатей и сборника стихотворений.)

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, КОГДА ВИДИМ СНЫ

Сновидения всегда считались одним из самых загадочных явленийчеловеческой психики. Каждый из нас неоднократно интуитивно чувствовал,что в некоторых сновидениях содержится важный для нас, но неразгаданныйсмысл. Недаром ведь сновидения часто сопровождаются острыми переживаниями- страхом, тревогой, отчаянием или напротив - радостью и подъемом. А вдополнение к этим личным переживаниям можно нередко услышать об открытиях,сделанных в сновидениях великими людьми, или о сновидениях, в которыхпредугадывалось будущее. Парадокс, однако, состоит в том, что именно это почти мифическоесостояние психики оказалось за последние десятилетия изученным успешнеемногих других. Это не значит, что загадка разрешена: в науке, как правило,накопление новых интереснейших фактов приводит к возникновению новыхвопросов. Выдающийся французский ученый профессор Жуве, внесший решающийвклад в науку о сне, сказал: "Мы все еще ничего не знаем о сне, но наболее высоком уровне". Разумеется, это преувеличение. В изучении сна и сновидений наука омозге и психике продвинулась дальше, чем в каком-либо ином направлении. В1953 г. был открыт феномен "быстрого сна", того физиологическогосостояния, во время которого человек регулярно видит сны. Это был огромныйнаучный прорыв в неведомое. Появилась возможность изучать связьпсихических переживаний в сновидениях с объективными изменениями ворганизме: с электрической активностью мозга; с движениями глаз, которые,как оказалось, направляются в сторону зрительных образов наших сновидений;с изменениями пульса и давления крови; с колебаниями уровня гормонов внашей крови. С самого начала научного изучения сновидения подтвердили своюрепутацию загадочных незнакомцев. Оказалось, что мозг во время сновиденийактивен так, как он активен в бодрствовании во время самых серьезныхжизненных событий, при решении сложных задач. Но в то же время напряжениемышц, их тонус, падает, как если бы спящий находился в состояниимаксимального эмоционального расслабления и покоя. Это наблюдается в"быстром сне" и у человека, и у животных. Из-за этого быстрый сон получилназвание "парадоксальный сон". Эксперименты профессора Жуве помогли решитьэту загадку. В мозгу животного есть скопление нервных клеток, которыеотвечают за падение мышечного тонуса, за полную обездвиженность во время"быстрого сна". Когда этот участок мозга разрушили, исследователиобнаружили фантастическую картину: животное, погрузившись в "быстрый сон",не пробуждаясь и не открывая глаз, начинало двигаться по своей камере, какбы чтото выискивая; или вдруг ударялось в бегство, спасаясь отнесуществующего противника; или, наоборот, атаковало кого-тоотсутствующего. Тогда стало понятно, что мышцы расслабляются для того,чтобы мы не приняли участие в собственных сновидениях, как в реальныхсобытиях. Такое участие не только помешало бы нам спать, но и могло быстать опасным для нас самих и наших близких. Одновременно подтвердилосьто, что не вызывало сомнений у многих владельцев домашних животных, - чтоживотные, как и люди, видят сны. "Быстрый сон", а значит и сновидения, занимают около 1/5-1/4 всегосна. Это состояние регулярно 4-5 раз повторяется в течение ночи, и значиткаждый из нас каждую ночь от рождения до смерти просматривает не менее 4сновидений. Чаще всего мы их не запоминаем, потому что не пробуждаемся вэто время. Если здорового человека регулярно будить в "быстром сне", он в90 случаев рассказывает увиденный сон. Более того, это состояние оченьважно для мозга и организма. Если человека или животное регулярно будить всамом начале "быстрого сна", не давая видеть сновидения, то в ту ночь,когда им дают отоспаться без помех, "быстрый сон" значительноувеличивается, занимая порой половину всего сна. Если же систематически лишать человека или животное "быстрого сна" исновидений, то происходят значительные изменения психики и поведения. Животных обычно лишают "быстрого сна", помещая их на маленькуюдеревянную площадку в бассейне с водой. Когда наступает "быстрый сон",мышечный тонус падает, животное сваливается в воду и просыпается. Еслипродолжать эксперимент достаточно долго, то в этих условиях животноенередко погибает, хотя его систематически кормят и поят. Лишь недавноученые осознали, что гибель происходит вследствие сочетания двух факторов:стресса, связанного с невозможностью активного поведения, и лишения"быстрого сна". Каждый из этих факторов в отдельности к гибели неприводит, а вот их сочетание оказывается непереносимым. Для понимания ролисновидений этот факт очень важен. Человека на маленькую площадку в бассейне не поместишь. Поэтому улюдей "быстрый сон" устраняют, пробуждая человека при первыхфизиологических признаках этого состояния. Было много споров о влияниитакого лишения "быстрого сна" на дальнейшее поведение человека. Внекоторых исследованиях подавление "быстрого сна" вызывало дажегаллюцинации. Но это оказалось достаточно редким исключением. Гораздоболее постоянным эффектом лишения сновидений является изменение вмеханизмах психологической защиты. Было показано, что лишение сновиденийусиливает механизм вытеснения: человек "забывает" именно те события,которые ему наиболее неприятны и угрожают его самовосприятию. Однако такое"забывание" не проходит безболезненно: человек становится более тревожными напряженным, и он менее защищен от стресса. Потребность в сне у разных людей различна. Есть люди, которымдостаточно 5 часов сна в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо, Это -короткоспящие. А есть люди, которым необходимо не менее 9-10 часов сна.Оказалось, что у долгоспящих вдвое больше "быстрого сна". Малоспящие - это люди с сильной психологической защитой по типуотрицания неприятностей или их переосмысления. Они энергичны, инициативныи напористы и не очень углубляются в тонкости переживаний и межличностныхотношений. А долгоспящие - это чаще высокочувствительные люди со сниженнымпорогом ранимости, более тревожные, склонные к колебаниям настроения. Ивсе эти черты, особенно тревожность, усиливаются к вечеру, перед сном, иуменьшаются утром. Можно полагать, что во время сновидений эти люди как-тосправляются со своими эмоциональными проблемами и отпадает необходимость вих вытеснении. Сновидения помогают разрешить вытесненные конфликты. Сновидения выполняют и другую важную функцию. При лишении "быстрогосна" человек хуже справляется с задачами, требующими творческого подхода.В связи с этим возникло даже предположение, что само решение творческихзадач происходит в сновидениях и что в этом их основной смысл. Ведь ивпрямь были поразительные примеры творческих открытий в сновидениях.Например, Кекуле увидел во сне бензольное кольцо в виде змеи, кусающейсвой хвост. Но задумаемся на минуту: не слишком ли мал коэффициент полезногодействия сновидений, если их основная функция - решение сложных творческихзадач? Сколько серьезных открытий, совершенных во сне, известночеловечеству? Полагаю, что пальцев рук или, в крайнем случае, и ног хватитдля перечисления. А между тем миллиарды людей каждую ночь на протяжениидесятилетий видят по 4-5 снов. Было бы неэкономно со стороны природысоздать механизм со столь низким КПД, если даже каждое открытие бесценно.Кроме того, в состоянии творческого экстаза потребность в сне уменьшается,а с ним и потребность в "быстром сне". Создается совсем уже парадоксальнаяситуация: сновидения нужны для творчества, а в момент наивысшеготворческого подъема их становится меньше. А в довершение всего недавно экспериментально доказано, что дажекогда после сна со сновидениями приходит решение проблемы, сама проблемане всегда фигурирует в сновидении. То есть сновидение опосредованнооказывает положительное влияние на творческую активность, решая какие-тодругие задачи и внутренние конфликты. Интересно, что и значимыеэмоциональные проблемы далеко не всегда сами представлены в сновидениях.Психологи и психоаналитики обнаружили, что сновидения могут способствоватьукреплению психологической защиты и освобождению от груза неразрешенныхконфликтов, даже если сами эти конфликты никак не представлены всодержании сновидения. Как и в ситуации с решением творческих задач,реальный конфликт и реальная психологическая проблема может быть подмененав сновидения совершенно другой. Но если эта воображаемая другая проблемарешается успешно, то сновидение выполняет свою приспособительную функцию испособствует эмоциональной стабилизации. Кроме того, если признать, чтоучастие в психологической защите является основной функцией сновидений, токак объяснить функцию сновидений у животных? У них ведь нет ни внутреннихконфликтов, ни механизмов психологической защиты. Мне посчастливилось предложить универсальную гипотезу функциисновидений в рамках концепции поисковой активности. Согласно этойконцепции, поисковая активность, направленная на изменение ситуации вусловиях неопределенности, играет решающую роль в адаптации и сохраненииздоровья. Отказ от поиска, капитуляция, напротив, повышает рискзаболевания. Это закономерность биологическая. Без поискового поведения небыло бы прогресса ни отдельного индивида, ни всей популяции в целом.Поэтому поиск, который требует серьезных энергетических затрат и усилий,должен вознаграждаться и гарантироваться, по крайней мере, хорошимздоровьем и высокой стрессоустойчивостью. Однако в сложных обстоятельствахчеловек или животное все же нередко капитулируют, отказываются от поиска,от попыток изменить эти обстоятельства, и в таких случаях риск заболеванийрезко возрастает. Поэтому для таких случаев необходим запасной механизмвосстановления поисковой активности. Защита по типу вытеснения - это, по существу, отказ от поиска. Ведьвнутренний конфликт при этом не решается и нет больше никаких попыток нипримирить враждующие мотивы, ни удовлетворить один из них в поведении.Вытеснение - это вариант капитуляции перед лицом трудной, конфликтнойситуации. И как всякая капитуляция, вытеснение отрицательно сказывается наздоровье: тревога повышается, нарушаются функции внутренних органоз.Поэтому усранение вытеснения - одна из частных, конкретных задачсновидения. Восстановление поисковой активности - это самостоятельная задача,независимо от того, чем именно вызван отказ от поиска. И поэтому всновидении реальная проблема вполне может быть заменена искусственной.Важно только, чтобы в процессе решения этой искусственной проблемы человекпроявил достаточно высокую поисковую активность, ибо эта активность какпроцесс, независимо от содержания, обладает основной ценностью. Сновидениясоздают прекрасные условия для этой задачи: человек отключен от тойреальности, которая привела к капитуляции, и может заняться любой другойпроблемой. Важно лишь, чтобы он получил опыт активного и успешного решенияэтой проблемы. В действительности тот же принцип используется и в психотерапии,когда вместо того, чтобы бесполезно бороться с ситуацией, которая выглядитнерешаемой, человека ориентируют на самореализацию в других сферах жизни.И неожиданно для него самого конфликт утрачивает свою остроту или даженаходит нестандартное решение. Важно только, чтобы человек не утрачивалспособности к поиску - важно и для здоровья, и для решения различныхпроблем. Вот это восстановление поисковой активности и являетсяцентральной задачей сновидений.

ДОБИТЬСЯ И УМЕРЕТЬ

Эта глава будет посвящена изложению концепции поисковой активности, окоторой я вкратце упомянул в главе о сновидениях. Концепция поисковойактивности была создана... от безвыходности. В учении о стрессе, в науке опроисхождении психосоматических заболеваний накопилось слишком многопротиворечий. К психосоматическим относятся заболевания, в происхождениикоторых решающая роль принадлежит психическому, эмоциональному фактору.Это язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь,ишемическая болезнь сердца, многие аллергические и некоторые эндокринныезаболевания. В последнее время к этому списку все чаще добавляют опухоли,особенно злокачественные. Таким образом, психосоматические заболеванияявляются наиболее разрушительными и стоят на первом месте среди причинсмерти и инвалидности. Давно уже стало банальным утверждение, что отрицательные эмоциивредны для здоровья, а положительные полезны. Все мы знаем из популярнойлитературы, что отрицательные эмоции вызывают стресс. А поскольку все мытакже знаем на собственном опыте, что избежать отрицательных эмоций неудается, то существование в условиях постоянного стресса следует приниматькак данность. Если же стресс и впрямь неминуемо ведет к психосоматическимзаболеваниям, то все мы потенциальные пациенты и следует с этим смириться. Смиряться, однако, не хочется. Хочется поискать выход из этойлогической мышеловки. И когда начинаешь задумываться над утверждениями,которые так легко принимаются за аксиомы, появляются первые сомнения.Действительно, самый массовый и длительный из всех известных стрессов -война - отнюдь не увеличивает число психосоматических заболеваний. Болеетого, во время второй мировой войны и в действующих армиях, и в тылусократилось число психосоматических заболеваний. Это звучит парадоксально:переизбыток отрицательных эмоций, страх за себя и близких, тяжелый, неограниченный во времени труд, хроническое недоедание - а психосоматическиезаболевания идут на убыль. Еще более поразительным примером является здоровье узников фашистскихконцлагерей. Когда союзники освободили тех, кому посчастливилось дожить доосвобождения, врачи буквально руками развели: несмотря на физическоеистощение и гигантское нервное напряжение, у этих людей не только невыявлялись какие-либо новые болезни, приобретенные в концлагере, но инередко отсутствовали признаки тех заболеваний, с которыми они вконцлагерь попадали. Не следует делать из этого вывод, что концлагерь -лучшее место для лечения психосоматических заболеваний. Очень многиепогибли в лагерях как раз от обострения этих заболеваний и не дожили доосвобождения. Но если один и тот же фактор - лагерный стресс - в однихслучаях приводит к ухудшению здоровья и гибели, а в других случаях дажеспособствует улучшению соматического состояния, значит сам по себе онничего не может объяснить и необходимо искать другие, сопутствующиеобстоятельства, которые и являются решающими для здоровья. В этой связи заслуживает внимания другой интересный факт: у многихбывших узников концлагерей, которые при освобождении были здоровы,заболевания начались через некоторое время после освобождения, на фонегораздо более благополучных условий и лучшего настроения. В медицине такойфеномен известен давно и получил название "болезней достижения". До техпор, пока человек борется за какую-то особо важную цель - не важно,карьера это, идея или внимание любимой женщины, он здоров, хотя трудностипри достижении цепи нередко портят ему настроение. Но вот цель достигнута,победа одержана. Если это была конечная цель, из тех, о которых говорят:"Добиться и умереть" - эта метафора, к сожалению, нередко воплощается вреальность, - появляется депрессия, иногда вплоть до самоубийства, илипсихосоматические заболевания. Мы назвали этот синдром "синдромом МартинаИдена" - помните этого героя Джека Лондона, который успешно боролся совсеми трудностями жизни и неудачами, но не сумел справиться с успехом? Амои друзья, работавшие в московской Академической поликлинике для научныхработников, придумали собственный термин: "Постдиссертационный синдром".Человек делает диссертацию, преодолевая одно препятствие за другим, и приэтом вполне здоров, а потом достигает вожделенной цели - защищаетдиссертацию - и вскоре попадает в больницу. Впрочем, этого никогда неслучалось, если диссертация рассматривалась не как финал всех усилий иправо на заслуженный отдых, а как трамплин для более творческой работы. Какая же общая закономерность лежит за всеми этими фактами? Почемуотрицательные эмоции могут порой способствовать здоровью, а положительные- ухудшать его? Почему стресс может быть не только вреден, но и полезен? Концепция поисковой активности отвечает на эти вопросы. Я создал этуконцепцию в творческом содружестве с прекрасным физиологом, докторомбиологических наук В. В. Аршавским, и мы обобщили исследования,проведенные на людях и животных. И в экспериментах на животных былопоказано, что положительные эмоции могут снижать сопротивляемостьорганизма, а явные отрицательные эмоции - такие, как страх или ярость,могут эту сопротивляемость повышать. Ибо водораздел проходит не по знакуэмоций, а по характеру поведения. До тех пор, пока человек или животное,даже испытывающее страх или гнев, сохраняет поисковое поведение, егоздоровью ничего не угрожает. Что же такое поисковое поведение? Это активное поведение в условияхнеопределенности, когда человек не имеет возможности со стопроцентнойуверенностью прогнозировать результаты своей активности (будут ли ониуспешными или нет). Однако он способен адекватно оценивать каждыйпромежуточный результат на пути к конечной цели и соответственнокорригировать свое поведение. Этим поисковое поведение отличается отпанического, которое тоже осуществляется в условиях неопределенности, ночеловек не может извлечь уроков из своих ошибок или случайных удач.Неуверенность в окончательном результате как раз и придает поведению чертыпоискового, тогда как полная уверенность в конечном результате делаетповедение автоматическим и стереотипным. Интересно, что паника тоже наопределенном этапе приобретает черты стереотипности, а завершается, какправило, капитуляцией или депрессией - т.е. поведением, прямопротивоположным поисковому. Депрессия, подавленность, апатия,безынициативность или неупорядоченная тревога, вызванная вытеснением изсознания неприемлемого мотива (см. предыдущую главу) - все это проявленияотказа от поиска. Отказ от поиска снижает сопротивляемость организма, дажеесли сам этот отказ не сопровождается отрицательными эмоциями (как приболезнях достижения). В этом фундаментальном законе, связывающем поисковое поведение создоровьем, заложен глубокий философский смысл. Поисковая активность самапо себе требует серьезных усилий и больших энергетических затрат. Онатолкает человека или животное на поиск неизведанного, нового, необычного,даже потенциально опасного. Легче - не искать, легче жить по стереотипам,заранее безошибочно предугадывая последствия каждого шага. Но если каждыйчлен сообщества откажется от поиска, то не только он остановится в своемвнутреннем развитии - остановится прогресс всей популяции в целом,остановится, если говорить о человеческом обществе, развитие цивилизации.Даже развитие мозга каждого индивида в большой степени зависит отпоискового поведения, и в то же время высокоразвитый мозг в большейстепени способен к организации такого поведения. Когда мы говорим -поведение -мы имеем в виду поведение в самом широком смысле слова: сюдаотносится и "психическое поведение" - мысли, фантазии, творчество - важнотолько, чтобы процесс мышления не носил стереотипный, рутинный характер. Повидимому, именно для того, чтобы как-то скомпенсировать и оправдатьвсе сложности и неудобства, причиняемые субъекту его поисковым поведением,оно и оказалось так тесно связанным со здоровьем. Здоровье - та золотаямонета, которой природа расплачивается за готовность к риску (в том числе- интеллектуальному). Недаром специальное исследование показало, чтобольшинство выдающихся людей, удостоенных за свои достижения упоминания вэнциклопедиях, жили дольше, чем в среднем их современники. Понятно исохранение здоровья у выживших узников концлагерей - это результат ихбезостановочной повседневной борьбы за сохранение жизни и достоинства.Такая борьба в условиях лагеря требовала высокой поисковой активности.Находят свое объяснение и болезни достижения - если человек по доброй волепрекращает поисковое поведение, особенно если оно раньше было оченьвыражено, такой "перепад" серьезно бьет по здоровью. Для здоровья безразлично, в каком направлении развивается поисковоеповедение. Поиск, осуществляемый авантюристом и негодяем - поиск способовобеспечить себя за счет других, - так же защищает здоровье, как и поискответа на вопросы, мучающие все человечество. Природа аморальна. Однакоразрушающий поиск эгоистов и психопатов вызывает сопротивление другихлюдей и приносит меньше удовлетворения, чем созидательный поиск творцов. Важно понять, что сам процесс поиска имеет большее значение дляздоровья, чем его прагматический результат. Можно не прийти к успешномурешению проблемы, но пока продолжается процесс поиска, сохраняетсяздоровье и сохраняется надежда. Отказ от поиска убивает то и другое. Если поисковая активность так важна для индивида и более того - дляразвития популяции, то почему же поведение отказа не исчезло в процессеэволюции как вредное и лишнее? Скорее всего, потому что каждый индивид нараннем этапе своего развития, в младенчестве получает неизбежный опытпассивного, зависимого поведения; его собственные физиологические ипсихологические возможности для поискового поведения еще несформировались, они формируются только постепенно и при активной поддержкеродителей. Если же эта стимулирующая поддержка, позволяющая преодолетьисходный страх перед поиском, выражена недостаточно, то пассивная позициязакрепляется и в будущем при каждой очередной сложности способствуетповедению отказа, капитуляции. Таким образом, от нашего воспитания зависитне только поведение детей, но и их здоровье. Именно с отсутствием эмоционального контакта и эмоциональнойподдержки связаны все последствия раннего отрыва от матери. На детенышахобезьян было показано, что сначала этот отрыв вызывает реакцию протеста истраха, быстро сменяющегося паникой. А затем наступает апатия, снижаютсявсе первичные влечения (например, аппетит), резко уменьшается поисковаяактивность и, что самое катастрофическое, - это часто носит необратимыйхарактер. Даже возвращение матери не восстанавливает ни эмоциональныхконтактов с ней, ни активного поведения. Есть критический период вразвитии высокоразвитого животного, когда может свершиться переход кактивному поиску, и если в этот период наносится травма, связанная сотсутствием родительской поддержки, это оставляет след на всю жизнь.Вспомним, какую важную роль придавал Фрейд ранним психологическим травмамв развитии неврозов. Концепция поисковой активности помогает связатьтеоретические положения психоанализа с современными биологическимиконцепциями. Постоянные наказания, особенно подавление инициативы, так жеблокируют поисковое поведение, как и безоговорочное и безудержноепоощрение, стремление защитить ребенка (да и взрослого) от любых усилий.Судьба СССР - грандиозный эксперимент, показывающий, к чему приводитподавление поискового поведения. Отказ от поиска характеризовал и верхи, инизы великой державы. Сложилась ситуация, когда низы не хотели и не умелижить ни по-старому, ни по-новому, а верхи не умели управлять ни по-старому, ни по-новому. Ибо слишком долго для прорыва наверх требовалась неинициатива, а соблюдение стереотипных правил игры. Подавленная поисковая активность всегда и страшно мстит за себя как всудьбе одного человека, так и в судьбе общества. Каковы же психологические механизмы, поддерживающие поисковоеповедение? И напротив, благодаря каким особенностям личности можетсформироваться стойкий отказ от поиска, даже если в раннем детстве не былопрямых для этого предпосылок и ребенок получал необходимую поддержкуматери? Это очень интересный и серьезный вопрос, имеющий самоенепосредственное отношение к педагогике, а также к механизмампсихологической защиты, о которых мы писали в первой главе. Но он требуетподробного обсуждения, и мы обсудим его в следующей главе.

ГИПНОЗ - МОСТ К НЕПОЗНАННОМУ

Наука о мозге, его функциях и механизмах, очень далеко продвинуласьза последние десятилетия. Если говорить только о наиболее важныхоткрытиях, то следует причислить к ним новое понимание сложнойбиохимической "кухни" мозга, создание стройной теории восприятия иобработки зрительной информации, возникновение науки о сне и о различнойфункции больших полушарий мозга, возможность прямого наблюдения заактивностью разных мозговых структур в процессе деятельности благодаряэмиссионной томографии. Все эти направления исследования успешноразвиваются. Однако, по мнению некоторых ученых, следующий качественныйскачок в изучении мозга невозможен без привлечения пристального внимания ктем феноменам человеческой психики, которые пока считаются загадочными идо сих пор не стали предметом серьезного и систематического научногоанализа. К этим феноменам принадлежат особые состояния сознания вроде йогии медитации, само существование которых сомнения не вызывает, ипарапсихопогические явления, такие, как передача мыслей на расстоянии,"дальновидение" на сотни километров и предвидение будущего, вызывающие убольшинства серьезных ученых в лучшем случае скептические улыбки. И длятакой реакции есть основания. Основным условием научного исследованияявляется уверенность в существовании факта, который нуждается вобъяснении. Если само наличие факта вызывает сомнение, если предполагаетсяошибка в наблюдении или, того хуже, умышленная фальсификация, любойуважающий себя ученый немедленно теряет интерес к проблеме. Слишком ужвелик риск стать жертвой мистификации и потратить время, силы и средствана изучении того, чего не существует в природе. К сожалению,парапсихологические феномены дают основания для таких опасений: в этойобласти подвизается великое множество людей, не имеющих солидной репутациив науке, не проводивших никаких признанных систематических исследований,склонных принимать желаемое за действительное, доверять собственнымвпечатлениям и интуиции без строгих методов контроля, а то и простоготовых во имя сенсации представлять на всеобщее обозрение заведомофальшивый материал. И ученые, дорожащие своим престижем, пугаются такойвозможности и обращаются к более надежным, проверенным, но... зачастуюменее интересным феноменам. В результате возникает порочный круг, прикотором загадочные явления человеческой психики все более отдаются наоткуп энтузиастам с сомнительной репутацией или откровенным шарлатанам ифокусникам-фальсификаторам. Между тем подлинный прогресс в этой областимог бы привести к перевороту в науке о мозге и о человеке, и участие висследованиях серьезных ученых представляется жизненно важным. Как же быть? Я думаю, что на первом этапе необходимо более активное икомплексное изучение по крайней мере таких феноменов, само существованиекоторых сомнений не вызывает, получивших уже определенный статус вакадемической науке, но не сделавшихся от этого менее загадочными. Преждевсего речь идет о гипнозе. ... Двадцать семь лет тому назад, в физиологической лаборатории 1-гоМосковского медицинского института, расположенной на базе клиники нервныхболезней, мы принимали американского гостя - специалиста по изучению сна.Он провел месяц в лаборатории, принимая участие в исследованиях иобсуждениях научных проблем, и лишь незадолго до возвращения в СШАпризнался мне в истинных целях своего визита. Интересовали его не нашиисследования сна, которые начались незадолго до этого и еще не привели ник каким серьезным открытиям, а контакты с советскими парапсихологами, непризнанными академической наукой. И, рассказав о нескольких своихвстречах, доктор Макс Тот внезапно спросил меня: "Хотите познакомиться сочень сильным гипнотизером, Владимиром Райковым?" По молодости лет я неочень беспокоился о своей научной репутации. (Впрочем, и в дальнейшем я неочень за нее опасался, иначе никогда не решился бы опубликовать нескольконыне международно признанных, а в тот период очень спекулятивных идей). Явстретился с Райковым, послушал его и посмотрел некоторые егоэксперименты, о которых речь пойдет ниже, и уговорил заведующего нашейлаборатории пригласить Райкова выступить у нас с докладом. ВладимирЛеонидович пришел в сопровождении нескольких своих испытуемых и для началапредложил провести их неврологическое обследование. Я и мои коллегиубедились, что у испытуемых нет никаких признаков отклонения в работемозга. А затем произошло нечто в высшей степени необычное. Райков ввелиспытуемого в состояние глубокого гипноза и произнес "магическоезаклинание": "Тебе два дня". Произнесенное громовым голосом, напоминающимрыканье льва, это заклинание произвело поразительное действие: уиспытуемого появились неврологические рефлексы новорожденного(отсутствующие у взрослых людей), раздался плач, напоминающий плачноворожденного и, что самое удивительное, появились плавающие,некоординированные движения глаз. Когда мы приподняли испытуемому закрытыевеки, мы обнаружили, что один зрачок смотрел прямо на нас, тогда какдругой уплыл далеко вверх. Здоровый человек не в состоянии произвольнораспорядиться так своими глазами, и вообще законы неврологии непредусматривают возможности такой дискоординации взора: это бывает в норметолько у младенцев, до формирования всего нервного аппарата регуляциивзора. Я, после встречи с Райковым, был уже морально готов к такому удару помоим неврологическим представлениям, но для моих коллег это было весьматяжелым переживанием. Некоторое время они сидели с совершенно обалделымивыражениями лиц, а затем кто-то робко спросил Райкова, как он можетобъяснить этот интересный эксперимент. И Владимир Леонидович, ничтожесумняшеся, принялся объяснять. Разумеется, он ничего не мог объяснить, ибо и сейчас, спустя четвертьвека, мы только с трудом приближаемся к самому общему пониманию этихфеноменов. Но Райков принялся уверенно и весьма поверхностноманипулировать некоторыми достаточно примитивными представлениями о работемозга, которые в тот период предлагались студентам. Через пять минут сталоочевидно, что у него нет не только объяснений, но и сколько-нибудьглубоких знаний неврологии и физиологии мозга. И тогда мои коппеги вздохнули с облегчением: "А, так он же ничеготолком не знает... Стоит ли тратить время?" Разумеется, я не мог упуститьтакого случая. "Коллеги, - сказал я, - ваша реакция напоминает мне старыйанглийский анекдот: ДДжим, я только что встретил твою лошадь. Она говорит,что кончила Кембридж". - ДВрет, ничего она не кончала"". "Вам, коллеги, -продолжал я, -как и герою анекдота, неважно и не удивительно, что эталошадь (жест в сторону Райкова) умеет говорить. Вам важно, что онаКембриджа не кончала. Но говорить-то она умеет и, даже если сама не можетобъяснить, как это у нее получается, с нас-то, претендующих на званиеученых, эту обязанность никто не снял. Необходимо думать и изучатьфеномен, коль скоро он существует". В тот период мой призыв остался гласомвопиющего в пустыне, и это была типичная реакция научного сообщества нановый ошарашивающий факт: а нельзя ли под тем или иным предлогом (на этотраз - под предлогом недостаточной научной компетенции гипнотизера)уклониться от вызова природы и сохранить сложившееся мировоззрение? Такойпоиск интеллектуального комфорта нередко очень мешает в науке. Между тем кое-что существенное удалось подметить уже тогда. Попыткаприменить в гипнозе прямую инструкцию по типу: "Подвигайте-ка глазамиодновременно в разные стороны" - успеха не имела. На эту инструкциюиспытуемый не реагировал. Весь комплекс "симптомов новорожденного"возникал самостоятельно только тогда, когда испытуемому внушался целостныйобраз - образ двухдневного ребенка. То же самое характеризовало и всеостальные эксперименты с гипнозом. Если испытуемому внушали образшестилетнего ребенка, его почерк становился таким же, каким был в шестьлет. Но из "прямой инструкции": "Пиши так, как ты писал в шесть лет" -ничего не получалось. Райков создал себе имя развитием творческихспособностей в гипнозе. Его испытуемые после нескольких сеансов гипнозаначинали значительно лучше и интереснее рисовать или игр

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...