Медитация на определенных фразах
Многократное произнесение в уме фраз и концентрация сознания на них также могут освобождать нервную систе- му от некоторых следов предыдущей психической деятель- ности, создавая положительный психический фон. В отли- чие от мантр, где психический фон окрашен преиму- щественно эмоциональной сферой, в этом случае он может быть связан и с рациональной областью (логической деятельностью). В зависимости от индивидуальных целей практикующего это могут быть фразы, призывающие к уменьшению внутреннего напряжения: «С каждым днем я становлюсь все спокойнее», или фразы, внушающие чувство самоконтроля: «Я буду эмоционально уравнове- шен и не поддамся своим чувствам».
Целенаправленные фразы могут подталкивать к дей- ствиям, к активному эмоциональному состоянию и высоким духовным стремлениям: «С каждым днем я все больше и больше мобилизуюсь в работе над проектом», «Я «сли- ваюсь» с природой, деревьями, со скалами, с водой. Я чув- ствую себя маленькой частицей, в которой отразилась вся природа»; «Смысл хороших поступков состоит в содейст- вии естественно протекающим процессам»; «Человек от- крывает в себе пользу, которую он приносит другим»; «Только во взаимоотношениях с другими людьми человек может познать себя самого».
Медитация на янтрах
Первое упражнение:
Примите медитативную позу, расслабьтесь. Мысленно представьте круг, треугольник, прямоугольник, сноп радиусов или другие простые геометрические фигуры. Попытайтесь зафиксировать те специфические эмоци- ональные состояния, которые они вызывают у вас. В дальнейшем по мере накопления опыта попытайтесь задержать внимание только на одной из этих фигур. Попытайтесь представить мантры, которые бы соответ- ствовали этим фигурам.
Второе упражнение:
В качестве янтр можно использовать буквы болгар- ского алфавита. Для более глубокой концентрации пред- ставляйте буквы в цвете. Поставьте себе задачу опре- делить, какому цвету соответствует какая буква.
Медитация на чакрах
Медитация на чакрах является древней практикой, в которой используется комбинированное воздействие янтр и мантр. Техника представляет собой эффективное сред- ство стимулирования функций вегетативной нервной сис- темы. Помещаем здесь упрощенную медитативную тех- нику, представляющую собой вариант упражнений из лайя-йоги.
Концентрация на муладхаре
Йоги считают, что чакра муладхара символизирует жизненный центр, отвечающий за процессы размножения, обоняния, деятельность прямой кишки и т. д. Концентра- ция на чакре происходит в области окончания позвоноч-
ника (рис. 13). Четыре лепестка чакры связываются со следующими психическими реакциями: веселье, удоволь- ствие, контроль над страстями, устойчивость концентрации внимания.
Рис. 14. Рис. 15.
В центре чакры находится янтра, являющаяся сан- скритской буквой л (рис. 14). Ей соответствует мантра ланг.
Концентрация на свадхистхане
Чакра свадхистхана символизирует жизненный центр, отвечающий за вкусовые ощущения, контроль органов брюшной полости и т. д. Концентрация на чакре совер- шается на участке позвоночника, находящегося на уровне половых органов (рис. 13). Шесть лепестков чакры
связаны со следующими недостатками: ограниченностью сознания, отсутствием сострадания, желанием разруше- ния, заблуждением, презрением, подозрительностью.
В центре чакры находится янтра, обозначающая санскритскую букву в (рис. 15). Ей соответствует мантра ванг. Концентрация на жизненном центре свадхистхана происходит одновременно с мысленным произнесением мантры ванг.
Концентрация на манипуре
Чакра манипура символизирует жизненный центр, отвечающий за зрительные функции, двигательный конт- роль и т. д. Концентрация на чакре совершается на участке позвоночника, который находится на уровне пупка (рис. 13). Десять лепестков чакры связаны со следующими недостатками: алчность, ревность, коварство, отсутствие совести; страх, ложь, заблуждение, глупость, жестокость.
В центре чакры находится янтра, обозначающая санскритскую букву р (рис. 16). Ей соответствует мантра ранг. Концентрация на чакре манипура происходит одно- временно с мысленным произнесением мантры ранг.
Концентрация на анахате
Чакра анахата символизирует жизненный центр, отвечающий за осязание, контроль дыхания, двигательные функции и т. д. Концентрация на чакре совершается на участке позвоночника, соответствующем расположению сердца (рис. 13). Двенадцать лепестков чакры связаны со следующими качествами и недостатками: похоть, мошен- ничество, нерешительность, неуверенность, надежда, нетерпеливость, леность, безразличие, высокомерие, бес- покойство, пристрастность, задиристость.
В центре чакры находится янтра, обозначающая санскритскую букву й (рис. 17). Ей соответствует мантра йанг. Концентрация на чакре анахата исполняется одновременно с мысленным произнесением мантры йанг.
Концентрация на вишудхе
Чакра вишудха символизирует жизненный центр, отве- чающий за слух, речевой контроль и т. д. Концентрация на чакре происходит в области шеи (рис. 13).
4 Зак. 596
Рис. 18. Рис. 19.
В центре чакры находится янтра, представляющая санскритскую букву х (рис. 18). Ей соответствует мантра ханг.
Концентрация на аджне
Чакра аджна символизирует жизненный центр, отве- чающий за контроль над чувствами и волей. Концентрация на чакре происходит в области непосредственно над переносицей (рис. 13). В центре чакры находится янтра, показанная на рис. 19. Ей соответствует мантра онг. Концентрация на чакре совершается одновременно с мысленным произнесением мантры онг.
Техника медитации на чакрах
Займите медитативную позу. Расслабьте тело. Не- сколько минут старайтесь ни о чем не думать. Далее сознание концентрируется на идее преодоления недостат- ков, связанных с лепестками чакр. В течение 3—4 минут создается психический фон с помощью мантр. Внимание исполнителя концентрируется на зрительном изображении чакры и одновременно с этим начинается процесс джапа с ведущей мантрой.
Техника стимулирования деятельности вегетативной нервной системы
В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает технику из системы тантрика, предназначенную для стимулиро- вания деятельности вегетативной нервной системы '. Она может быть представлена следующими пятью этапами.
1. Концентрация на чакре муладхара. Практикующий представляет в воображении спираль кундалини (символ потенциальной нервной энергии), которая излучает крас- ный свет.
2. Дыхание ритмичное, глубокое и одновременно выполняется джапа с мантрой ханг. Исполнитель концен- трируется на представлении о спирали кундалини, которая начинает постепенно разгибаться и подниматься вверх по позвоночнику. Последовательно она проходит через все чакры и достигает теменной области, где находится важный жизненный центр — чакра сахасрара.
3. Внимание направляется на сегмент спирали, находя- щийся между чакрами муладхара и анахата. Исполнитель представляет, что эта часть спирали излучает огненно- красный цвет.
4. Далее концентрация направляется на сегмент спи- рали между чакрами аджна и вишудха. Упражняющийся представляет, что эта часть спирали излучает белый цвет.
5. Концентрация направляется на окончание спирали в чакру сахасрара. Упражняющийся представляет, что там сосредоточена/огромная энергия, которую он может конт- ролировать.
Применение практики лайя-йоги
Приведенные медитативные техники концентрации на чакрах ставят целью познакомить читателя с некоторыми специфическими особенностями аутогенной тренировки в системе лайя-йоги. Рекомендуется применять эти методы лишь после овладения более простыми медитативными упражнениями, выполняя последние в течение нескольких лет, а также только в том случае, когда налицо физическая и эмоциональная устойчивость личности упражняю- щегося. Нельзя забывать также и то, что у нас отсутствуют
1 См.: Goswami S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul, London, Boston and Henli, 1980.
4*
опытные инструкторы, а имеющаяся западная литература не очищена от мировоззрения мистического толка. Попу- лярные книги Госвами, Вудрофа ' и других авторов связаны с социальным опытом иного типа, коренным образом отличным от нашего.
При занятиях лайя-йогой существует опасность функциональных психических нарушений. Причиной этого может явиться снятие торможения с некоторых ранее блокированных нервных центров. Это приводит к реализа- ции интенсивной психической деятельности, которая может превысить адаптационные возможности организма и довести нервные клетки до состояния, превышающего допустимую физиологическую границу. Вот почему при- менение медитативных техник системы лайя-йоги до- пустимо только в случае безупречного физического здо- ровья, стабильности психических процессов и под руковод- ством опытного инструктора 2.
При занятиях по системе лайя-йоги необходимо соблюдать физические, эмоциональные и социальные гигиенические нормы. Заниматься нужно в меру.
Ряд исследователей йоги пытались найти соответствие между чакрами и регулятивными центрами вегетативной нервной системы. Но все опыты в этом направлении до сих пор оказывались безуспешными. Различные интерпрета- ции кундалини, допускающие существование нематериаль- ных проводников биоэнергии, а также чакр как центров, контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь наивности и метафизики. Материалистическое объяснение феноменов лайя-йоги связано пока с трудностями и с нерешенными вопросами о связях, существующих между процессами в вегетативной и центральной нервной системе. Детальное изучение этой связи представляет объект современной физиологии и психологии. В конкрет- ной практике лайя-йоги наиболее существенным является не то, что чакры не существуют как реальные объекты, а то, что концентрация сознания на определенных цветах и фигурах приводит к некоторым вегетативным реакциям. Эти явления имеют психосоматическую основу, аналогич- ную той, что имеет место при «излучении» тепла солнечным
' См.: Woodroffe J. The Serpent Power. Ganesh and Company, Madras, 1974.
2 Под опытным инструктором надо понимать медицинского работ- ника, знакомого с теорией и практикой соответствующей системы йоги, а не любителя-энтузиаста.
сплетением в аутогенной тренировке. Очевидно, что здесь смысл не в том, что солнечное сплетение действительно излучает тепло, а в том, что мысленное представление об этом приводит к определенному физиологическому эффекту.
Медитация на позвоночнике
Данное упражнение является рациональным упроще- нием «пробуждения кундалини» в лайя-йоге.
Примите медитативную позу. Расслабьтесь. Мысленно представьте, что в основании позвоночника находится скрученная белая спираль, излучающая тепло. Постепенно тепловое излучение усиливается. Очень медленно горящая спираль раскручивается и начинает подниматься по позвоночнику. От соприкосновения со спиралью позвоноч- ник разогревается. Постепенно спираль достигает шейных позвонков. Вы ощущаете приятное тепло, которое она излучает. Постепенно в основании позвоночника начинает- ся едва уловимая вибрация. Вы ощущаете весь свой позвоночник. Все ваше существо излучает приятное тепло и спокойствие. Вы расслабляетесь. Все ваше тело рас- слаблено. Руки расслаблены, ноги расслаблены. Рас- слаблены веки. Расслаблены мышцы лица. Вы полностью расслаблены. Приятно нагрет ваш позвоночник. Вы его ощущаете.
Это медитативное упражнение помогает усилению кровообращения в области позвоночника и таким образом оказывает очень благоприятное воздействие на симпа- тическую и парасимпатическую нервные системы. Его можно выполнять без особой предварительной подготовки.
Техника динамической медитации
В то время как статическая, пассивная медитация может рассматриваться как своеобразное отключение от реальности и как концентрация на предшествующих психических проявлениях, динамическая медитация пред- ставляет собой упражнение, связанное с определенной, реально протекающей в данный момент деятельностью. Динамическая медитация является в известном смысле высшей формой медитации. С ее помощью достигается своего рода «слияние» личности с природной и социаль- ной средой. В динамической медитации достигается созна
тельная концентрация на совершаемом действии. Она является средством повышения устойчивости психических процессов. Динамической медитацией может явиться любая деятельность, при которой мы сознательно отстра- няемся от отвлекающих факторов.
Для более ясного представления о природе динами- ческой медитации приведем несколько упражнений.
|