Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медитация на определенных фразах

Многократное произнесение в уме фраз и концентрация
сознания на них также могут освобождать нервную систе-
му от некоторых следов предыдущей психической деятель-
ности, создавая положительный психический фон. В отли-
чие от мантр, где психический фон окрашен преиму-
щественно эмоциональной сферой, в этом случае он может
быть связан и с рациональной областью (логической
деятельностью). В зависимости от индивидуальных целей
практикующего это могут быть фразы, призывающие к
уменьшению внутреннего напряжения: «С каждым днем я
становлюсь все спокойнее», или фразы, внушающие
чувство самоконтроля: «Я буду эмоционально уравнове-
шен и не поддамся своим чувствам».

Целенаправленные фразы могут подталкивать к дей-
ствиям, к активному эмоциональному состоянию и высоким
духовным стремлениям: «С каждым днем я все больше
и больше мобилизуюсь в работе над проектом», «Я «сли-
ваюсь» с природой, деревьями, со скалами, с водой. Я чув-
ствую себя маленькой частицей, в которой отразилась вся
природа»; «Смысл хороших поступков состоит в содейст-
вии естественно протекающим процессам»; «Человек от-
крывает в себе пользу, которую он приносит другим»;
«Только во взаимоотношениях с другими людьми человек
может познать себя самого».

Медитация на янтрах

Первое упражнение:

Примите медитативную позу, расслабьтесь. Мысленно
представьте круг, треугольник, прямоугольник, сноп
радиусов или другие простые геометрические фигуры.
Попытайтесь зафиксировать те специфические эмоци-
ональные состояния, которые они вызывают у вас.
В дальнейшем по мере накопления опыта попытайтесь
задержать внимание только на одной из этих фигур.
Попытайтесь представить мантры, которые бы соответ-
ствовали этим фигурам.

 


Второе упражнение:

В качестве янтр можно использовать буквы болгар-
ского алфавита. Для более глубокой концентрации пред-
ставляйте буквы в цвете. Поставьте себе задачу опре-
делить, какому цвету соответствует какая буква.

Медитация на чакрах

Медитация на чакрах является древней практикой,
в которой используется комбинированное воздействие янтр
и мантр. Техника представляет собой эффективное сред-
ство стимулирования функций вегетативной нервной сис-
темы. Помещаем здесь упрощенную медитативную тех-
нику, представляющую собой вариант упражнений из
лайя-йоги.

Концентрация на муладхаре


Рис. 13.

Йоги считают, что чакра муладхара символизирует
жизненный центр, отвечающий за процессы размножения,
обоняния, деятельность прямой кишки и т. д. Концентра-
ция на чакре происходит в области окончания позвоноч-


ника (рис. 13). Четыре лепестка чакры связываются со
следующими психическими реакциями: веселье, удоволь-
ствие, контроль над страстями, устойчивость концентрации
внимания.

Рис. 14. Рис. 15.

В центре чакры находится янтра, являющаяся сан-
скритской буквой л (рис. 14). Ей соответствует мантра
ланг.

Концентрация на свадхистхане


Рис. 16. Рис. 17.  

Чакра свадхистхана символизирует жизненный центр,
отвечающий за вкусовые ощущения, контроль органов
брюшной полости и т. д. Концентрация на чакре совер-
шается на участке позвоночника, находящегося на уровне
половых органов (рис. 13). Шесть лепестков чакры


связаны со следующими недостатками: ограниченностью
сознания, отсутствием сострадания, желанием разруше-
ния, заблуждением, презрением, подозрительностью.

В центре чакры находится янтра, обозначающая
санскритскую букву в (рис. 15). Ей соответствует мантра
ванг. Концентрация на жизненном центре свадхистхана
происходит одновременно с мысленным произнесением
мантры ванг.

Концентрация на манипуре

Чакра манипура символизирует жизненный центр,
отвечающий за зрительные функции, двигательный конт-
роль и т. д. Концентрация на чакре совершается на
участке позвоночника, который находится на уровне
пупка (рис. 13). Десять лепестков чакры связаны
со следующими недостатками: алчность, ревность,
коварство, отсутствие совести; страх, ложь, заблуждение,
глупость, жестокость.

В центре чакры находится янтра, обозначающая
санскритскую букву р (рис. 16). Ей соответствует мантра
ранг. Концентрация на чакре манипура происходит одно-
временно с мысленным произнесением мантры ранг.

Концентрация на анахате

Чакра анахата символизирует жизненный центр,
отвечающий за осязание, контроль дыхания, двигательные
функции и т. д. Концентрация на чакре совершается на
участке позвоночника, соответствующем расположению
сердца (рис. 13). Двенадцать лепестков чакры связаны со
следующими качествами и недостатками: похоть, мошен-
ничество, нерешительность, неуверенность, надежда,
нетерпеливость, леность, безразличие, высокомерие, бес-
покойство, пристрастность, задиристость.

В центре чакры находится янтра, обозначающая
санскритскую букву й (рис. 17). Ей соответствует мантра
йанг. Концентрация на чакре анахата исполняется
одновременно с мысленным произнесением мантры йанг.

Концентрация на вишудхе

Чакра вишудха символизирует жизненный центр, отве-
чающий за слух, речевой контроль и т. д. Концентрация
на чакре происходит в области шеи (рис. 13).

4 Зак. 596


Рис. 18. Рис. 19.

В центре чакры находится янтра, представляющая
санскритскую букву х (рис. 18). Ей соответствует мантра
ханг.

Концентрация на аджне

Чакра аджна символизирует жизненный центр, отве-
чающий за контроль над чувствами и волей. Концентрация
на чакре происходит в области непосредственно над
переносицей (рис. 13). В центре чакры находится янтра,
показанная на рис. 19. Ей соответствует мантра онг.
Концентрация на чакре совершается одновременно
с мысленным произнесением мантры онг.

Техника медитации на чакрах

Займите медитативную позу. Расслабьте тело. Не-
сколько минут старайтесь ни о чем не думать. Далее
сознание концентрируется на идее преодоления недостат-
ков, связанных с лепестками чакр. В течение 3—4 минут
создается психический фон с помощью мантр. Внимание
исполнителя концентрируется на зрительном изображении
чакры и одновременно с этим начинается процесс джапа
с ведущей мантрой.


Техника стимулирования деятельности
вегетативной нервной системы

В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает технику
из системы тантрика, предназначенную для стимулиро-
вания деятельности вегетативной нервной системы '. Она
может быть представлена следующими пятью этапами.

1. Концентрация на чакре муладхара. Практикующий
представляет в воображении спираль кундалини (символ
потенциальной нервной энергии), которая излучает крас-
ный свет.

2. Дыхание ритмичное, глубокое и одновременно
выполняется джапа с мантрой ханг. Исполнитель концен-
трируется на представлении о спирали кундалини, которая
начинает постепенно разгибаться и подниматься вверх
по позвоночнику. Последовательно она проходит через
все чакры и достигает теменной области, где находится
важный жизненный центр — чакра сахасрара.

3. Внимание направляется на сегмент спирали, находя-
щийся между чакрами муладхара и анахата. Исполнитель
представляет, что эта часть спирали излучает огненно-
красный цвет.

4. Далее концентрация направляется на сегмент спи-
рали между чакрами аджна и вишудха. Упражняющийся
представляет, что эта часть спирали излучает белый цвет.

5. Концентрация направляется на окончание спирали
в чакру сахасрара. Упражняющийся представляет, что там
сосредоточена/огромная энергия, которую он может конт-
ролировать.

Применение практики лайя-йоги

Приведенные медитативные техники концентрации на
чакрах ставят целью познакомить читателя с некоторыми
специфическими особенностями аутогенной тренировки
в системе лайя-йоги. Рекомендуется применять эти методы
лишь после овладения более простыми медитативными
упражнениями, выполняя последние в течение нескольких
лет, а также только в том случае, когда налицо физическая
и эмоциональная устойчивость личности упражняю-
щегося. Нельзя забывать также и то, что у нас отсутствуют

1 См.: Goswami S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul,
London, Boston and Henli, 1980.

4*


опытные инструкторы, а имеющаяся западная литература
не очищена от мировоззрения мистического толка. Попу-
лярные книги Госвами, Вудрофа ' и других авторов
связаны с социальным опытом иного типа, коренным
образом отличным от нашего.

При занятиях лайя-йогой существует опасность
функциональных психических нарушений. Причиной этого
может явиться снятие торможения с некоторых ранее
блокированных нервных центров. Это приводит к реализа-
ции интенсивной психической деятельности, которая может
превысить адаптационные возможности организма и
довести нервные клетки до состояния, превышающего
допустимую физиологическую границу. Вот почему при-
менение медитативных техник системы лайя-йоги до-
пустимо только в случае безупречного физического здо-
ровья, стабильности психических процессов и под руковод-
ством опытного инструктора 2.

При занятиях по системе лайя-йоги необходимо
соблюдать физические, эмоциональные и социальные
гигиенические нормы. Заниматься нужно в меру.

Ряд исследователей йоги пытались найти соответствие
между чакрами и регулятивными центрами вегетативной
нервной системы. Но все опыты в этом направлении до сих
пор оказывались безуспешными. Различные интерпрета-
ции кундалини, допускающие существование нематериаль-
ных проводников биоэнергии, а также чакр как центров,
контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь
наивности и метафизики. Материалистическое объяснение
феноменов лайя-йоги связано пока с трудностями
и с нерешенными вопросами о связях, существующих
между процессами в вегетативной и центральной нервной
системе. Детальное изучение этой связи представляет
объект современной физиологии и психологии. В конкрет-
ной практике лайя-йоги наиболее существенным является
не то, что чакры не существуют как реальные объекты, а то,
что концентрация сознания на определенных цветах
и фигурах приводит к некоторым вегетативным реакциям.
Эти явления имеют психосоматическую основу, аналогич-
ную той, что имеет место при «излучении» тепла солнечным

' См.: Woodroffe J. The Serpent Power. Ganesh and Company,
Madras, 1974.

2 Под опытным инструктором надо понимать медицинского работ-
ника, знакомого с теорией и практикой соответствующей системы
йоги, а не любителя-энтузиаста.

 


сплетением в аутогенной тренировке. Очевидно, что здесь
смысл не в том, что солнечное сплетение действительно
излучает тепло, а в том, что мысленное представление об
этом приводит к определенному физиологическому
эффекту.

Медитация на позвоночнике

Данное упражнение является рациональным упроще-
нием «пробуждения кундалини» в лайя-йоге.

Примите медитативную позу. Расслабьтесь. Мысленно
представьте, что в основании позвоночника находится
скрученная белая спираль, излучающая тепло. Постепенно
тепловое излучение усиливается. Очень медленно горящая
спираль раскручивается и начинает подниматься по
позвоночнику. От соприкосновения со спиралью позвоноч-
ник разогревается. Постепенно спираль достигает шейных
позвонков. Вы ощущаете приятное тепло, которое она
излучает. Постепенно в основании позвоночника начинает-
ся едва уловимая вибрация. Вы ощущаете весь свой
позвоночник. Все ваше существо излучает приятное тепло
и спокойствие. Вы расслабляетесь. Все ваше тело рас-
слаблено. Руки расслаблены, ноги расслаблены. Рас-
слаблены веки. Расслаблены мышцы лица. Вы полностью
расслаблены. Приятно нагрет ваш позвоночник. Вы его
ощущаете.

Это медитативное упражнение помогает усилению
кровообращения в области позвоночника и таким образом
оказывает очень благоприятное воздействие на симпа-
тическую и парасимпатическую нервные системы. Его
можно выполнять без особой предварительной подготовки.

Техника динамической медитации

В то время как статическая, пассивная медитация
может рассматриваться как своеобразное отключение от
реальности и как концентрация на предшествующих
психических проявлениях, динамическая медитация пред-
ставляет собой упражнение, связанное с определенной,
реально протекающей в данный момент деятельностью.
Динамическая медитация является в известном смысле
высшей формой медитации. С ее помощью достигается
своего рода «слияние» личности с природной и социаль-
ной средой. В динамической медитации достигается созна

 


тельная концентрация на совершаемом действии. Она
является средством повышения устойчивости психических
процессов. Динамической медитацией может явиться
любая деятельность, при которой мы сознательно отстра-
няемся от отвлекающих факторов.

Для более ясного представления о природе динами-
ческой медитации приведем несколько упражнений.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...