Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология деятельности ПМПК ОРЦ, как структурного подразделения ППМС Центра

Документы ПМПК ОРЦ

Комиссией (в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии утвержденным приказом Министерства и науки Российской федерации от 24 марта 2009 за № 95) ведется следующая документация:
а) журнал предварительной записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

г) протокол обследования ребенка (далее - протокол).

Документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения. Документы, указанные в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.

Дополнительными условиямиуспешной деятельности ПМПК ОРЦ для задач реализации инклюзивного образования является наличие как формальной базы данных по учреждениям образования Округа, реализующим различные формы инклюзивного образования и/или помощи детям с ОВЗ, включая и учреждения дополнительного образования, так и неформальных связей со специалистами этих образовательных учреждений. Подобная информация, представленная в виде базы данных ОУ по Округу, значительно облегчает выбор конкретного ОУ для ребенка с ОВЗ и его семьи. Специалисты (координатор по инклюзии ОРЦ, секретарь ПМПК ОРЦ, члены ПМПК ОРЦ) осуществляют непосредственную связь с координаторами по инклюзивному образованию в ОУ и имеют представление о наличии мест в различных подразделениях и специфике комплектования инклюзивных групп и классов. Ответственность за комплектование групп и классов несет координатор деятельности в инклюзивном ОУ или руководитель структурного подразделения ОУ.

Помимо этого необходимо иметь представление об организациях здравоохранения, реализующих задачи диагностики, реабилитации и лечения детей с различными вариантами отклоняющегося развития. Безусловно, что у специалистов ПМПК ОРЦ должна быть полная информация об учреждениях системы социальной защиты населения, реализующих свои программы по работе с детьми-инвалидами.

Также важными могут стать данные о негосударственных, некоммерческих организациях и фондах, центрах в городе, реализующих различные программы работы с детьми с ОВЗ и их родителями.

Инициаторамиобращения на ПМПК ОРЦ являются родители ребенка или лица их заменяющие.

Причинами обращения, как правило, являются желание родителей (законных представителей) реализовать право инклюзивного образования для своего ребенка с ОВЗ. Нередко, уже в процессе посещения ребенком ДОУ или школы родителями (лицами их заменяющими) или специалистами образовательных учреждений или организаций (в частности здравоохранения) выявляются особенности в развитии ребенка, его поведения, адаптации и/или значительные трудности в обучении. В этих случаях для определения условий образования ребенка и его оптимальной социальной адаптации родители (законные представители) обращаются по рекомендации ПМПк образовательного учреждения или самостоятельно на ПМПК ОРЦ.

1.4. Этапы деятельности ПМПК ОРЦ в ситуации первичного обследования ребенка

Каждый этап деятельности ПМПК ОРЦ может быть технологично представлен в виде последовательности шагов. Для простоты в дальнейшем мы опустим аббревиатуру «ОРЦ», определяя характер комиссионного приема как определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и условия включения его в инклюзивную образовательную среду.

Шаг 1

Инициаторы обращения записываются на конкретную дату проведения ПМПК по телефону, или лично и получают информацию о необходимых для проведения комиссионного приема документах на ребенка и взрослых (лиц заменяющих родителей) – решение опекунского совета, доверенность от родителей на имя близкого родственника и т.п.

Если ребенок направляется специалистами ОУ, то в перечень документов в обязательном порядке должны быть включены заключения специалистов ПМПк ОУ, или специалистов, работающих с ребенком, включая воспитателя, учителя и др.

Шаг 2.

В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями (лицами их замещающими), выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или специалистов ОУ, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи ПМПК и ответственности сторон.

В протокол ПМПК кратко записываются данные анамнеза (истории развития ребенка). Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.

Шаг 3.

По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком (это может быть любой из специалистов ПМПК), начинает его обследование. Сам процесс обследования представляет собой последовательное, гибкое «подключение» к работе с ребенком других специалистов в соответствии с диагностической гипотезой (см. далее), выстроенными стратегиями взаимодействия с ребенком.

Одной из задач ПМПК является отнесение ребенка к той или иной категории отклоняющегося развития (Раздел 3.), поскольку это позволяет специалистам ПМПК не только определить ближайшие условия (в широком смысле), необходимые для включения ребенка в среду обычных сверстников, но и представлять вероятностный прогноз и условия для развития ребенка и его социальной адаптации на более длительный период, в частности, прогноз овладения той или иной образовательной программой.

Диагностическая гипотеза обследования опирается не только на субъективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослыми (родителями или педагогами). В первую очередь, она должна исходить из знания типичных и специфичных для различных вариантов дизонтогенеза особенностей психомоторного и, в дальнейшем, психоэмоционального развития ребенка, специфичных особенностях поведения. В этом случае полученные в ходе сбора анамнеза данные, об особенностях развития играют чрезвычайно важную роль, и в формировании самой диагностической гипотезы, и в проведении обследования ребенка различными специалистами.

Помимо этого, в построении диагностической гипотезы значительная роль принадлежит и непосредственному наблюдению за спецификой, как внешнего вида ребенка, так и его поведения, и до обследования, и непосредственно в ходе работы с ним, что определяет логику подбора соответствующих методических материалов и диагностических приемов при проведении обследования.

Основная «рабочая» диагностическая гипотеза (или ее варианты при дифференциальной диагностике на ПМПК) обычно формируется уже в самом начале непосредственной работы с ребенком. Среди наблюдаемых особенностей поведения большую роль для возникновения диагностической гипотезы играют такие показатели, как критичность ребенка к самой ситуации взаимодействия, адекватность его поведения в условиях обследования и обучаемость (в широком смысле этого слова). Часто диагностическая гипотеза может измениться, если специалист видит, что ребенок не понимает инструкций, например, к рисуночным заданиям или не удерживает их, или рисует что-то совершенно не относящееся к самому заданию, в том числе и протестно.

Диагностическая гипотеза определяет для специалиста и подбор наиболее эффективных диагностических средств, тактику и технологии их использования в процессе обследования, приемы и порядок предъявления стимульных материалов, характер помощи, необходимой ребенку, построение мотивационного компонента обследования и многое другое.

При этом в соответствии с результатами, демонстрируемыми ребенком в ходе непосредственной работы с теми или иными методиками и материалами, первичная диагностическая гипотеза может изменяться (что определяет необходимую гибкость диагностической гипотезы). Особенно часто изменение диагностической гипотезы возникает при наличии у ребенка выраженных поведенческих особенностей, которые «ширмуют» реальную специфику развития.

 

Во время работы специалистов при необходимости уточняются данные истории развития и другие детали развития, важные, как для коррекции диагностической гипотезы, понимания причин и механизмов возникновения данного состояния (варианта дизонтогенеза или отклоняющегося развития), так и для минимизации ресурсных затрат ребенка и специалистов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...