Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Методика обучения выразительному чтению

Выразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаётся эмоциональное и смысловое содержание произведения, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку. При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений.

Приёмы работы по развитию выразительного чтения:

1.Отчётливо произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший, во время артикуляционной гимнастики для выработки чёткой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

2.Хоровое чтение для отработки умения регулировать силу голоса, для воспроизведения методики темпа речи учителя.

3.Подражание образцу выразительного чтения. Образец выразительного чтения даёт в первую очередь учитель, воспитатель.

4.Чтение по ролям, драматизация текста.

Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы на знаках препинания( точка, вопросительный и восклицательный знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы) и логические ударения, нужную интонацию.

Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса:

1.Прочитай слово и назови в нем ударный звук.

2.Прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко, чтобы слышал весь класс.

3.Прочитай предложение медленно. Теперь быстро.

4.Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду. Подражание по образцу.

Для постановки и закрепления правильного голоса является дыхание.

Упражнения на дыхание:

«Свеча» - Поставить перед собой зажженную свечу и начать дуть не неё так, чтобы «положить» пламя свечи в горизонтальном положении.

«Свисток»- Вдохнув через нос, воспроизводить на выдохе тихий свист, подражая телевизионному сигналу.

«Мыльные пузыри»- Надувание мыльных пузырей

Разминка (артикуляционная гимнастика):

1)Чтение шепотом:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у нас в руках шары.

Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.п.

2) На самом первом этапе обучения чтению для развития чёткости произношения используются упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:

- чёткое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучно, затем шёпотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе);

-чтение перевёртышей (справа налево) (Анна, барабан на!);

- обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой;

- работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл).

3)Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этого служат буквы, слоги, слова, например:

Какая буква, слог, слово «лишние»?

2. А, У, Р, О, Ы;

3. ма, ра, ла, ны, са;

4. река, речка, ручей, ручка, ручеек.

Что общего в словах и чем они различаются?

1. Мел – мель мал – мял мыл – мил.

Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения способствует игровой материал.

а) «Последний слог в слове за тобой» -Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко… (- ни, - зы, - тик).

б) «Цепочка слогов» - Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога. Например: Мама пошла в мага... (зин). Таня учит уро... (ки). Птицы вьют гнёз... (да).

в) «Эхо»-Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо. Например: школа – шко, дорога – ро.

Следующий вид заданий, направлен на понимание прочитанного.

а) Назови, одним словом:

1. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

2. Молоток, клещи, пила, грабли.

Ребенок должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу.

б) Раздели слова на группы:

1. Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец.

В дальнейшем подобную работу провожу на небольших текстах.

в) «На рыбалке». Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась.

Также использую такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов. Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, которое вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки» Начинаю читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя , а впоследствии и детей. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Формирование у ребенка любви к чтению это деятельный процесс, требующий определенных эмоциональных затрат со стороны взрослых (это учитель и родитель) и соблюдение некоторых стимулирующих правил при организации чтения, во время внеурочной деятельности. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...