Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос. Методика обучения выразительному чтениюВыразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаётся эмоциональное и смысловое содержание произведения, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку. При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Приёмы работы по развитию выразительного чтения: 1.Отчётливо произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший, во время артикуляционной гимнастики для выработки чёткой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания. 2.Хоровое чтение для отработки умения регулировать силу голоса, для воспроизведения методики темпа речи учителя. 3.Подражание образцу выразительного чтения. Образец выразительного чтения даёт в первую очередь учитель, воспитатель. 4.Чтение по ролям, драматизация текста. Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы на знаках препинания( точка, вопросительный и восклицательный знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы) и логические ударения, нужную интонацию. Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса: 1.Прочитай слово и назови в нем ударный звук. 2.Прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко, чтобы слышал весь класс. 3.Прочитай предложение медленно. Теперь быстро. 4.Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду. Подражание по образцу. Для постановки и закрепления правильного голоса является дыхание. Упражнения на дыхание: «Свеча» - Поставить перед собой зажженную свечу и начать дуть не неё так, чтобы «положить» пламя свечи в горизонтальном положении. «Свисток»- Вдохнув через нос, воспроизводить на выдохе тихий свист, подражая телевизионному сигналу. «Мыльные пузыри»- Надувание мыльных пузырей Разминка (артикуляционная гимнастика): 1)Чтение шепотом: Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у нас в руках шары. Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.п. 2) На самом первом этапе обучения чтению для развития чёткости произношения используются упражнения, развивающие артикуляционный аппарат: - чёткое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучно, затем шёпотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе); -чтение перевёртышей (справа налево) (Анна, барабан на!); - обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой; - работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл). 3)Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этого служат буквы, слоги, слова, например: Какая буква, слог, слово «лишние»? 2. А, У, Р, О, Ы; 3. ма, ра, ла, ны, са; 4. река, речка, ручей, ручка, ручеек. Что общего в словах и чем они различаются? 1. Мел – мель мал – мял мыл – мил. Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения способствует игровой материал. а) «Последний слог в слове за тобой» -Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко… (- ни, - зы, - тик). б) «Цепочка слогов» - Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога. Например: Мама пошла в мага... (зин). Таня учит уро... (ки). Птицы вьют гнёз... (да). в) «Эхо»-Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо. Например: школа – шко, дорога – ро. Следующий вид заданий, направлен на понимание прочитанного. а) Назови, одним словом: 1. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. 2. Молоток, клещи, пила, грабли. Ребенок должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу. б) Раздели слова на группы: 1. Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец. В дальнейшем подобную работу провожу на небольших текстах. в) «На рыбалке». Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась. Также использую такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов. Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, которое вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово». «Игра в прятки» Начинаю читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя , а впоследствии и детей. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. Формирование у ребенка любви к чтению это деятельный процесс, требующий определенных эмоциональных затрат со стороны взрослых (это учитель и родитель) и соблюдение некоторых стимулирующих правил при организации чтения, во время внеурочной деятельности. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |