Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия

Зарождение и специфика философии Древнего Востока

1. Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперса).

2.Древнекитайская философия: основные школы, направления, проблемы.

3. Философские взгляды Конфуция («я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»).

4. Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция) о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао), о Бытии и Небытии; не-деяние как основной принцип этики даосизма.

5. Древнеиндийская философия, ортодоксальные и неортодоксальные школы, их общая характеристика.

1. Ортодоксальная школа

Миманса («размышление», учение об освобождении).

Ньяя (основоположник школы- мудрец Гоутама, I век).

Вайшешека (различие, особенность, основатель – мудрец Улука по прозвищу Канада, IV век до н.э.).

Учение об освобождении Я от боли и страданий и о Бытии и Небытии.

Санкхья («число», «расчет», основатель – мудрец Капила, VII век до н.э.).

Йога («соединение», «созерцание», основатель – мудрец Патанджали, II век до н.э.). Учение о пути освобождения и восьми вспомогательных средствах для очищения и просветления читты.

 

2. Неортодоксальная школа

Философия буддизма – основатель – Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «Просветлённый», «Постигший истину», учение об освобождении от страданий как главная практическая задача (12 звеньев цепи страдания, 4 благородные истины и восьмеричный путь спасения Будды).

Джайнизм – религиозно-философское учение VI-V вв. до н.э. Основатель – Вардхаман, VI в. до н.э., известный под именем «Махавира» - великий герой.

Чарвака (синоним термина «материалист», единственная материалистическая школа в Древней Индии), раннее название «Локаята» (от «Лока» - этот мир). Основатель школы – мудрец Чарвака или мудрец Брихаспати.

Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, дхарма,нирвана, пуруша, рита, пракрити, ум-читта,йога, майя, Гуны, Ахапкары,ньяя.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(гл.1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Антология мировой философии: в 4 томах.Т. 1.- М.

7. Древнеиндийская философия. Начальный период. - М.,1963.

8. Древнекитайская философия: в 2 т. - М., 1972-1976.

9. Радхакришнан, С. Индийская философия: в 2 т./ С. Радхакришнан. - М., 1994.

Методические указания

Цель темы– дать представление об общих закономерностях развития философии Востока и Запада; о философии Древней Индии и ее главных философско-религиозных направлениях; о философии Древнего Китая и ее основных философских школах; о философии античности, натурфилософского, классического, эллинистического и древнеримского периодов.

Задачи темы- сформировать у студентов понимание философии Востока и Запада; изучить тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и античности; дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада; показать самоценность философской мысли Востока и Запада.

Содержание темы (теоретический материал)

Зарождение философии в Древней Индии и Древнем Китае. Общее и особенное в философской проблематике Востока и Запада. Периоды в развитии древнеиндийской философии: ведический, «классический», или брахмано-буддийский, и «постклассический». Сущность брахманизма как исторически первого религиозно-философского учения. Веды, Ригведы, Махабхарата. Рамаяна – древнеиндийский эпос. Главные идеи философии буддизма. Четыре благородные истины. Теория причинности. Непостоянство элементов. Срединный путь. Восьмеричный путь. Материалистическое учение чарваков.

Основные школы древнекитайской философии. Религиозно-философское мировоззрение древних китайцев в «Книге перемен» (И-Цзынь). Учение даосизма. Лао-цзы как основоположник даосизма. Дао (путь) - основное понятие даосизма. Недеяние как основной принцип даосизма. Учение Конфуция. Принцип жэнь – гуманность и человеколюбие. Принцип ли – почтительность и ритуал. Исправление имен (чжэн-мин). Школа моизма. Легизм – законники.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте сущность брахманизма.

2. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?

3. Назовите основные заповеди буддизма.

4. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?

5. Что понимают под древнекитайской категорией Дао?

6. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?

7. В чем заключается отличие конфуцианства от даосизма?

8. Раскройте специфику даосизма как религиозно-философского учения.

9. Опишите содержание школы моизма.

10. В чем сущность легизма?

Сообщения по теме

1. Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.

2. Основные черты древнеиндийской философии.

3. Сущность религиозно-философского учения брахманизма.

4. Материалистическое учение чарваков.

5. Особенности буддизма.

6. Основные направления древнекитайской философии.

7. Нравственные проблемы философии Конфуция.

8. Отличие конфуцианства от даосизма.

9. Специфика даосизма как религиозно-философского учения.

10. Содержание школы моизма.

11. Основные идеи легизма.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...