Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Греко-римская философия (античность)

1. Три основных этапа развития античной философии (досократики, классический и эллинистический) и их общая характеристика.

2. Зарождение античной философии (милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит).

3. Сократ.

4. Философское учение Платона.

5. Философия Аристотеля – венец античной философской мысли.

6. Эллинистический этап развития философии.

Ключевые слова:космос, хаос, «фюзис», природа, логос, софия, архэ, хора, материя, абсолютное бытие, апории, эпистема, мистерии, гедонизм, эвдемонизм, душа, гилозоизм, пневма, первооснова, субстанция, ум-демиург, эйдосы, истина.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кузнецов, В.Н. Европейская философия XVIII века/ В.Н. Кузнецов – М.: - Изд-во «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». 2006. – С.544.

7. Перспективы цивилизации. Философские проблемы. – М.: Изд-во МГИМО (У), МИД России, 2009. – С.588.

8. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд. – М.: Юрайт, 2013.

9. Чанышев, А.Н. История философии древнего мира/ А.Н. Чанышев. – М.: - Изд-во «Академический проект». Серия «Gaudeamus». – 2005. – С.608.

Методические указания

Цель темы –дать представление о становлении философии в античном мире; об общих закономерностях развития философии Древней Греции; об основных этапах развития античной философии, основных направлениях и школах античного периода.

Задачи темы -сформировать у студентов понятие о генезисе философии античности; об основных этапах исторического развития философии и их сущностных характеристиках; о направлениях материализма и идеализма в античной философии; дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада; показать специфику философии античности.

Содержание темы (теоретический материал)

Становление философии в античном мире. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Проблема первоначала в милетской школе. «Логос» и зачатки диалектики у Гераклита. Роль элеатов в выявлении специфики философско­го знания. Атомизм Демокрита. Софисты: смена космоцентризма антропо­центризмом. Критика Сократом субъективизма и релятивизма софис­тов и формирование традиции трансцендентализма европейской филосо­фии. Своеобразие философствования и философского метода Сократа. Учение Платона о подлинном и неподлинном бытии. «Эйдосы» Платона и их роль в формировании мира вещей. Учение Платона о душе и познании. Социальная доктрина Платона. Аристотель о предмете «метафизики». Кри­тика Аристотелем учения Платона об «эйдосах» и создание концепции «форм». Проблема соотношения формы и материи и «учение о причинах» Аристотеля. Ум - Перводвигатель по Аристотелю. Учение о душе и познании. Политика и этика Аристотеля.

Философия эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) о проблеме человека. Древнеримская философия. Неоплатонизм.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад внес Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какие Вы знаете апории Зенона и в чем их смысл?

7. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

8. Какими характеристиками обладает атом Демокрита?

9. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

10. Как Платон трактует учение о душе и познании?

11. Что такое форма Аристотеля?

12. Какие возражения выдвигал Аристотель в адрес Платона?

13. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

14. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

15. В чем заключается проблема первоначала в Милетской школе?

16. Каково значение атомистической картины мира Демокрита?

17. Что обозначает принцип космоцентризма?

18. Каковы особенности сократического метода?

19. Как соотносится подлинное и неподлинное бытие в философии Платона?

20. Раскройте основные идеи учения Платона об обществе и человеке.

21. Опишите содержание формы и материи в учении Аристотеля.

22. Выделите философские основоположения (причины) в учении Аристотеля.

23. Охарактеризуйте политику и этику Аристотеля.

24. В чем главная особенность классической философии?

25. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

26. Охарактеризуйте направления философии древнеримского периода.

27. Какие направления эллинистического и древнеримского периодов занимались проблемой человека?

Сообщения по теме

1. Общие закономерности и специфика философии Запада и Востока.

2. Зарождение античной философии.

3. Основные этапы развития античной философии.

4. Особенности философской проблематики натурфилософов.

5. Философские идеи милетской школы.

6. Диалектика в учении Гераклита.

7. Содержание философии представителей элейской школы.

8. Принцип релятивизма в философии софистов.

9. Этический рационализм Сократа.

10. Атомистический материализм Демокрита.

11. Учение объективного идеализма Платона.

12. Дуализм Аристотеля.

13. Основные направления эллинизма.

14. Основные школы древнеримской философии.

 

Средневековая философия

1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.

2. Основные черты средневековой философии.

3. Патристика. Философско-теологическое учение Ав. Блаженного.

4. Схоластика. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.

Ключевые понятия:теоцентризм, Библия, «Завет», триптих: «тело-душа-дух», Бог, Абсолют, перипатетики, гностики, схоластики, вера, догма, подлунный и надлунный мир, исповедь, апологеты, озарение, Божественное предопределение и благодать, «Буриданов осел».

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб­.пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Изд-во «Академический проект», 2004. Гл.3.

7. История философии: лекции/ колл.авт. – М., 2000. Лекция №2.

8. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.2.

9. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.II.

10. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: т.2. Средневековье/ Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1995.

Методические рекомендации

Цель темы – дать представление о духовных, социальных и философских предпосылках возникновения средневековой философии; содержании и основных этапах ее развития; основных представителях данного периода и решаемых проблемах.

Задачи темы – сформировать у студентов понятие о генезисе средневековой философии; познакомить с взглядами отцов церкви на различных этапах патристики и главными идеями философов на этапах схоластики; дать сравнительную характеристику средневековой и античной философии; показать специфику средневековой философии.

Содержание темы (теоретический материал)

Духовные, социальные и философские предпосылки возникновения средневековой философии. Христианство как господствующая форма общественного сознания и мировоззренческая основа средневековой философии. Теоцентризм. Монотеизм. Креацианизм. Провиденциализм. Патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии. Ав. Блаженный - выразитель основных идей патри­стики. Особенности средневековой схоластики. Спор номиналистов и реа­листов об универсалиях. Современная интерпретация спора: различение общего имени и понятия. Фома Аквинский - вершина средневековой схоластической философии. Разделение предмета теологии и предмета филосо­фии. Философский синтез Ф. Аквинского. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа. Средневековое понимание общества и природы.

Контрольные вопросы

1. Какие духовные и социальные предпосылки находятся в основе возникновения средневековой философии?

2. Что такое патристика?

3. Каким образом Августин Блаженный доказывает первенство веры над разумом?

4. Какую роль Бог играет в философии Августина Блаженного?

5. Какие идеи Платона христианизирует Августин Блаженный?

6.Как представляет себе Августин Блаженный исторический процесс?

7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?

8. В чем различие между патристикой и схоластикой?

9. Каким образом Фома Аквинский отделял предмет теологии от пред­мета философии?

10. Назовите доказательства бытия Божия Фомы Аквинского.

11. Почему столь велико влияние томизма на современный католицизм?

12. Характерные особенности философии средневековья.

13. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?

14. Назовите основные этапы средневековой философии.

15. В чем заключается своеобразие средневековой патристики?

16. Особенности средневековой схоластики.

17. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

18. Как Августин трактует время и человеческую историю?

19. Что обозначает понятие «двойственная истина»?

20. Почему Фома Аквинский является вершиной средневековой схоластической философии?

21. Какие основные проблемы рассматривала натурфилософия XIII-ХIV вв.?

Сообщения по теме

1. Возникновение средневековой философии.

2. Основные черты средневековой философии.

3. Главные направления средневековой философии.

4. Суть христианской апологетики.

5. Тертуллиан как представитель патристики.

6. Сущность патристики.

7. Учение Августина Блаженного.

8. Основное содержание схоластики.

9. Схоластика в концепции Абеляра.

10. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях.

11. Сущность концептуализма.

12. Фома Аквинский – вершина средневековой схоластики.

13.Номинализм в учении У. Оккама.

14. Основные идеи учения Ф.Бэкона.

15. Разделение предмета теологии и предмета философии.

16. Особенности арабской средневековой философии.

17. Ибн Сина (Авиценна) как представитель восточного перипатетизма.

18. Теория двойственной истины в учении Ибн Рушда (Аверроэса).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...