Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постклассическая философия XIX - XX веков и современная западная философия

1. Философия марксизма.

2. Исторические этапы позитивизма.

3. Иррационализм и «философия жизни».

4. Общая характеристика западной философии конца XIX –начала XXI вв.

5. Философия экзистенциализма.

6. Прагматизм.

7. Герменевтика.

8. От логического позитивизма к постпозитивизму.

9. Лингвистическая философия.

10. Феноменология.

11. Философия постструктурализма и постмодерна.

 

Ключевые понятия: класс, нация, революция, идеология, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, диктатура пролетариата, общественное бытие, общественное сознание, способ производства материальных благ, бытие, совесть, страх, забота, ответственность, «свобода от чего бы то ни было» - «философия поверхности», «свобода для», смысл жизни, истинное бытие, неистинное бытие, «здесь» бытие, экзистенциальное время: экзистенция, герменевтический круг, Бог, ничто, смерть, ситуация, солипсизм, эпистема, гуманизм, антропоцентризм, детерминизм, индетерминизм, трансцендентный, механицизм, позитивный, метафизика, иррациональное, сверхчеловек, жизнь, вечное возвращение.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(гл. 1-31).

5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 3-е изд. – М.: Юрайт, 2013.

6. Фридрих Ницше. Соч.: в 2т. – М., 1990.

7. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости/ А. Шопенгауэр. – М., 1996.

8. Кьеркегор, С. Страх и трепет/ С. Кьеркегор – М., 1993.

9. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

10. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: учебник/ А.В. Зотов. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2005.

11. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Филосо­фия ХIХ-ХХ вв.) - М., 1998. ч. 1. гл. 7; ч. 2. гл. 6.

12. История философии: Запад–Россия–Восток (книга четвертая: Фило­софия XX в.). - М.,1999. гл. 1, 10.

13. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел – Новосибирск, 1999. Кн.III-IV-V.

14. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1997. Ч. 7, гл. 9; Ч. 10, гл. 21-23; Ч. 11, гл.25-27; Ч. 15, гл. 38-39.

 

Методические указания

Цель темы –дать представление о постклассической европейской философии, и современной Западной философии и их основных направлениях; философии марксизма; позитивизме, неопозитивизме, структурализме; иррационализме и экзистенцианализме; герменевтике; фрейдизме; постмодернизме.

Задачи темы -сформировать у студентов понятие о плюрализме постклассической и современной Западной философии и ее направлениях; о преобразовательной сущности философии марксизма; о новом понимании предмета философии позитивизмом, неопозитивизмом и структурализмом; о роли бессознательного начала в иррационализме и психоанализе; о существовании и свободе как основных понятиях экзистенциализма; о деконструкции в философии постмодернизма; дать сравнительную характеристику постклассической философии и современной Западной философии с классической немецкой философией; показать историческое место постклассической философии и современной Западной философии.

Содержание темы (теоретический материал)

Постклассическая философия XIX - начала ХХ вв. Философия марк­сизма. Диалектический материализм. Начальный этап философской эволюции К. Маркса. «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» - первая попытка создания Марксом цело­стной философской концепции. Проблема отчуждения, отчужденного тру­да и отчужденного человека в ранних работах Маркса. Отчуждение и идея коммунизма. Коммунизм как средство преодоления отчуждения и форми­рование универсального человека. Формирование основ историко-материалистического мировоззрения. Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания. Теория общественно-экономических формаций. Движущие силы исторического процесса. Материалистическая диалекти­ка. Исторические судьбы марксизма.

Историко-материалистическая философия К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Практика как фундаментальная категория философии. Разработка Ф. Энгельсом материалистической диалектики природы. Концепция общественно-экономических формаций и учение об освободительной миссии пролетариата. Вклад В.И. Ленина в разработку идей научного коммунизма. Исторический и диалектический материализм.

Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О. Конта. Закон «трех стадий развития человеческого духа» Конта как универ­сальный закон истории. Органицистская концепция общества Г. Спенсера. Махизм. Иррационализм и «философия жизни». Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора. «Воля к влас­ти» и идеал «сверхчеловека» Ф. Ницше. Интуитивизм А. Бергсона.

Основные течения западной философии XX – начала ХХI вв. Философская про­грамма неопозитивизма. «Постпозитивизм» и философия науки. Логический позитивизм: отрицание метафизики, аналитические и синтетические суждения (Г.Фреге, Б.Рассел, Л. Витгенштейн). Принцип верификации. Критический рационализм К.Поппера: принцип фальсификации.

Феноменология Э. Гуссерля: единство субъекта и объекта в феноменах, интенциальность сознания, «эпохэ», феноменологическая редукция, роль воображения в конструкции эйдосов. Эйдетическая индукция. Социаль­но-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Бытие человека в мире. Проблема подлин­ного и неподлинного в человеческом существовании. Свобода и экзистенция. Страх и отчаяние. «Пограничная ситуация». Светский (А.Камю, Ж.-П.Сартр и др.)и религиозный экзистенциализм(Г.Марсель, К.Ясперс и др.). Фундаментальная онтология М.Хайдеггера. Философская герменевтика как вариант гуманитарного познания. Представление о герменевтическом круге Ф. Шлейермахера. Герменевтика бытия Г. Гадамера. Фрей­дизм как философское мировоззрение. «Коллективное бессознательное» в психоанализе К. Юнга. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Концепция парадигм и научных революций Т.Куна. Лингвистический поворот в философии ХХ века. Язык как форма жизни и деятельности. Современные теории развития аналитической философии.

Структурализм. Структура как относительно устойчивый способ организации систем. Учение Ф. де Соссюра об естественных языках и знаковых системах. Философия дискурсивных практик М.Фуко.

Философия постмодернизма. Деконструктивизм Ж. Дерриды. Деконструкция как замещение слов и предложений цепочкой заменителей (субститутов) по законам красоты. Постмодернизм Ж. Лиотара, основные понятия его паралогики: игра, виртуальное, дискурс, дисконсенсус. Постмодернизм в умеренном и анархистском варианте.

Рекомендации студентам

Обратить внима­ние на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует по­казать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма XIX века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судь­бы марксизма по-прежнему остаются одной из дискуссионных тем.

Если вернуться к европейской философии, то после Г. Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумности мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в челове­ческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Жизнь - страдание, история - слепой случай, прогресс - иллю­зия: таков неутешительный вывод А. Шопенгауэра.

В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природ­ном мире царит необходимость, в человеческой жизни - свобода. Человек – это экзистенция (существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе - отчаяние. Отчаяние - это вина человека, внут­ренне не принимающего самого себя. Отчаяние - вечное умирание без кон­ца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, «посколь­ку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отча­яние, вина становится в философии С. Кьеркегора способами проявления со­кровенного Я. С. Кьеркегор выделяет типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние возможного», этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «абсолютное или экзистенциальное отчаяние») и их отличия. «Абсолютное отчаяние» оставляет человека наедине с Богом; «эстетическое» - значимостью обладает только возможное, а не действительное; «этическое» - желание быть самим собой, полагаясь только на свои силы и возможности. Если в классической философии судящей инстанцией считается разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму.

Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ф.Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни, противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, не способного уловить подлинный аромат реальных процессов.

Основные течения современной Западной философии.

Позитивизм. «Первый позитивизм» О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Эмпиризм и психологизм «второго позитивизма» (махизм, эмпириокритицизм), принцип «экономии мышления». Логический позитивизм середины XX в. (Венский кружок, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.). Постпозитивистская «философия науки» (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др).

Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.).

Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джеймс, Рорти и др.). Критика классической теории истины. Истина как практическая оправданность (целесообразность, «работоспособность» и т.д.). Социальная философия.

Герменевтика. (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер). Центральная проблема герменевтики – это проблема понимания. Постижение текста должно идти методом вживания исследователя в текст, т.е. в замысел, цель, состояние автора.

Феноменология. (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти). Замена «естественнонаучной» установки «феноменологической». «Внешний мир» как «феномен», полагаемый или конституируемый сознанием.

Экзистенциализм. (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Хайдеггер). Субстанциальные характеристики (экзистенциалы) человеческого существования (временность, конечность, бытие в мире, страх, свобода и т.д.). Личность - главный предмет философского размышления. Проблема истинного и неистинного бытия. Онтическое и онтологическое бытие.

Лингвистическая философия (Л. Витгенштейн, Дж. Уиздом, Дж. Остин). Теория языкового значения как «употребления». Коммуникативный и контекстуальный характер языка. «Языковые игры». «Терапевтическая» функция философии.

Постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко), деконструкти-визм (Ж. Делез, Ю. Кристева), постмодернизм (Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон). Принципиально личностный характер когнитивных моделей. Человек и мир как текст. Относительность и равноправность субъектов как «центров» когнитивных ре-презентаций. Читатель как источник смысла, «текст-удовольствие», постмодернистская ирония.

Постмодернизм (Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти, М. Фуко) как выражение философского релятивизма и скептицизма.

Контрольные вопросы

1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?

2. Что такое отчуждение по К. Марксу?

3. Основные положения историко-материалистической кон­цепции К. Маркса.

4. Насколько современен К. Маркс в наше время?

5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?

6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?

7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?

8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?

9. В чём выражается нигилизм философии Ф. Ницше?

10. Перечислите основные положения философии жизни.

11. Раскройте сущность этического учения С. Кьеркегора.

12. С. Кьеркегор: типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние» возможного, этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «экзистенциальное отчаяние») и их отличия.

13. Назовите философские течения постклассической европейской философии.

14. В чем суть марксистской философии и как она соотносится с гегелевской философией и ее методом?

15. Раскройте содержание материалистического понимания истории.

16. В чем проблема «отчуждения» и как она решается в философии марксизма?

17. Проанализируйте содержание позитивистской философии О.Конта.

18. Охарактеризуйте исторические формы позитивизма.

19. Дайте характеристику иррационализма как направления в философии.

20. Как рассматривали проблему воли А.Шопенгауэр и Ф.Ницше?

21. Каково содержание философии психоанализа Э.Фрейда?

22. Опишите направления сциентизма.

23. Какое место занимает в современной философской мысли антисциентизм?

24. В чем заключается антропологическая философия и каковы формы ее развития?

25. В чем заключается сущность феноменологической философии?

26. Каково содержание экзистенциализма?

27. Каковы отличительные черты постпозитивизма К.Поппера?

28. В чем заключается сущность философской герменевтики?

29. Каковы характерные черты постмодернизма?

30. Каковы этапы эволюции позитивизма?

31. Что такое принцип верификации и какую роль отводили ему неопози­тивисты?

32. Почему принцип верификации не оправдал надежд неопозитивистов?

33. Что понимает под принципом фальсификации К. Поппер?

34. Как соотносятся фальсифицируемость и осмысленность выражений языка?

35. Как представлял себе логику развития науки К. Поппер?

36. Как развивается наука с точки зрения Т.Куна и какую роль в этом играют ненаучные формы человеческого духа?

37. Почему потерпела крах попытка неопозитивистов очистить науку от всего ненаучного и объявить науку философией самой по себе?

38. Что такое сциентизм?

39. Каковы философские и социальные предпосылки возникновения экзистенциализма?

40. Каковы социальные предпосылки формирования экзистенциализма?

41. Чем различаются светский (атеистический) и религиозный экзис­тенциализм? Назовите крупнейших представителей этих направлений.

42. Охарактеризуйте основные понятия философии существования.

43. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-П. Сартра, что экзистенциализм - это гуманизм?

44. Какова трактовка герменевтического круга Ф. Шлейер-махером, В. Дильтеем, М. Хайдеггером, Г. Гадамером?

 

Рефераты или доклады по теме

1. Особенности философии иррационализма.

2. Учение А.Шопенгауэра.

3. Философия Ф.Ницше.

4. Характерные черты марксизма.

5. Материалистическая диалектика в философии марксизма.

6. Проблема отчуждения в трудах К.Маркса.

7. Сущность материалистического понимания истории.

8. Общая характеристика позитивизма.

9. Предмет и задачи позитивистской философии О.Конта.

10. Органицистская концепция общества Г.Спенсера.

11. Основные идеи философии Дж.Милля.

12. Влияние позитивизма на методологию наук.

13. Основные направления развития философии ХХ - начала ХХI вв.

14. Религиозное и светское направления экзистенциалима.

15. Фундаментальная онтология М.Хайдеггера.

16. Феноменология Э.Гуссерля.

17. Герменевтика. Герменевтический круг.

18. Основные идеи аналитической философии.

19. Сущность логического позитивизма.

20. Лингвистический анализ как направление в философии ХХ в.

21. Критический рационализм К.Поппера.

22. Концепция парадигм и научных революций Т.Куна.

23. Философия лингвистического анализа (поздний Л. Витгенштейн).

24. Сущность структурализма.

25. Учение Ф. де Соссюра о естественных языках.

26. Философия дискурсивных практик М.Фуко.

27. Теория модернизма и постмодернизма.

28. Философия становления Ж. Делеза.

29. Основные идеи философии Ф. Гватари.

30. Постмодернизм Ф.Лиотара.

 

История русской философии

1. «Западничество» (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский) и «славянофильство» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков) в русской философии XIX в.

2. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.

3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

5. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева.

Ключевые понятия: западники, славянофилы, всеединство, общее дело, русская идея, софия, соборность, православие, Бог, совесть.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Зеньковский, В.В. История русской философии. в 2-х т. Серия «Высшее образование»/ В.В. Зеньковский - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

7. История философии: Запад-Россия-Восток. (книга третья: Филосо­фия ХIХ-ХХ вв.). - М., 1998. Раздел: Россия.

8. Лосский, Н.О. История русской философии/ Н.О. Лосский - М., 1991.

9. Сербиенко, В.В. Русская философия: курс лекций/ В.В. Сербиенко. - М.: РГГУ; Оме­га-Л, 2005.

10. Спиркин, А Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2–е изд. -М.: Юрайт, 2013.

Методические указания

Цель темы –дать представление о русской философии, ее основных этапах и направлениях; охарактеризовать этап становления и развития русской философии; раскрыть содержание религиозной и светской философии.

Задачи темы -сформировать у студентов понимание особой роли русской философии в мировой культуре; ее основных идей и представителей; знание идей западничества и славянофильства; русского космизма, «философии общего дела» и «философии всеединства» и др.

Содержание темы (теоретический материал)

История русской философии. Общая характеристика русской философии. Ее основные этапы. Становление русской философии ХI -ХVII вв. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Теория «Москва – третий Рим» Филофея. Идея русского религиозного мессианства. Русская философия ХVIII века. Российское Просвещение. Материалистические взгляды М.В. Ломоносова. Взгляды А.Н.Радищева. Русская философия ХIХ века. «Философические письма» П.Я. Чаадаева, его идеи об исторической судьбе России. Славянофильство и западниче­ство. Разработка славянофильских идей в творчестве А. С. Хомякова и И.В. Киреевского. Суть «западничества» А.И. Герцена, В. Г. Белинского, Н.Г. Чер­нышевского. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова. Философские воз­зрения великих русских писателей - Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Натуралистический подход к истории в концепции К.Н. Леонтьева. «Философия всеединства» Вл. Соловьева. Экзистенциально-религиозная фи­лософия Н. А. Бердяева. Проблема свободы и творчества. «Русская идея». Философия русского космизма. Общественно-политические взгляды народников. Марксизм в России (Г.В Плеханов, В.И. Ленин).

Русская философия ХХ века. Идеи евразийства. Философия периода ленинизма. Марксистско-ленинская философия. Диалектическая феноменология и символизм философии А.Ф. Лосева.

Рекомендации студентам

Обратить внимание на возрождение софийного образа философии в трудах российских мыслителей. Уже в твор­честве славянофилов идея всецелого разума возвращает философии целос­тность проявления всех способностей человеческого духа. Такой подход позволил русским философам добиться органического единства рациона­лизма, религиозности, духовности, нравствен-ности и глубинных эстети­ческих переживаний.

Невыделенность предметной области философского знания из общего богословско-философского контекста отечественной средневековой мысли. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Влияние античных традиций («Изборник 1073 г.» и «Изборник 1076 г.»). Рецепция византийской философско-богословской мысли на Руси. Феномен двоеверия (на примере «Слова о полку Игореве»). Эволюция русской средневековой историософии.

Основание Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий. Начало духовно-академического образования в России. Религиозный раскол XVII в. и философские аспекты старо-обрядчества.

Основание Московского университета и начало светского философского образования. Распространение европейской философии и науки Нового времени. Русское просвещение и его отношение к французскому и немецкому. Философская антро-пология А.Н. Радищева.

Влияние немецкой классической философии на основные течения русской мысли. П.Я. Чаадаев и А.С. Хомяков: два варианта русского историзма.

Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского. Духовно-академическая философия: С.С. Тогоцкий, П.Д. Юркевич. Философская антропология, этика и христианская философия Ф.М.Достоевского. Учение об истинной религии Л.Н. Толстого. Основные течения университетской философии: персонализм, позитивизм, неокантианство.

Философия «общего дела» Н.Ф. Фёдорова, философия всеединства и метафизика Вл. Соловьева: этика, историософия, софиология. Философия «нового религиозного сознания». Д.С. Мережковский, В.В. Розанов. «Философия свободы» Н.А. Бердяева (он называл себя «рыцарем свободного духа»). Религиозная метафизика П.А. Флоренского. «Вехи». Философские основания идеологий консерватизма, либерализма, революционар-изма. «Русский космизм».

Философия русского марксизма

«Легальный марксизм». Философские труды Г.В. Плеханова. В.И. Ленин как философ. «Тектология» АА. Богданова. Советский период в развитии марксизма-ленинизма. Основные итоги изучения русской философии в советский период.

Разработка философских проблем естествознания, логики и методологии, диалектики, гносеологии, культурологии и т.п. в рамках диалектического и исторического материализма. Феномен «научного коммунизма и атеизма».

Философия русского зарубежья

«Философский пароход» 1922 г. Формирование русских культурных и духовных центров за рубежом. Евразийство. Философия интуитивизма И.О. Лосского. Метафизика всеединства Л.П. Карсавина. Метафизическая система С.Л. Франка: онтология, гносеология, антропология, этика. Философия «духовного опыта» И.А. Ильина. Персоналистический экзистенциализм Н.А. Бердяева: антропология, этика, историософия. Тема «русской идеи» в философии русского зарубежья.

Проблематика русской философии в современной литературе

Споры и дискуссии о национальном своеобразии русской философии, ее месте в мировой философии. Размывание советского марксизма и возрастание интереса к русской религиозной философии. Постсоветская философия как «единство в многообразии».

 

Контрольные вопросы

1. Что такое всецелый разум русской философии?

2. Можно ли считать, что русская философия берет свое начало от П.Я. Чаадаева?

3. Назовите основные идеи А.С. Хомякова и И.В. Киреевского.

4. Почему А.И. Герцена, В.Г. Белинского и других революционн-ых де­мократов называли западниками?

5. На какие аргументы ссылался Н.Ф. Федоров в обосновании филосо­фии общего дела?

6. Прав ли Н.А. Бердяев в своем утверждении, что каждый роман Ф.М. Достоевс­кого решает одну из философских проблем? Покажите это на примере творче­ства Ф.М. Достоевского.

7. Действительно ли идея непротивления злу насилием Л.Н. Толстого ста­новится эффективным средством решения социально-политических проблем?

8. Историк русской философии В. В. Зеньковский считает, что в фило­софии Вл. Соловьева «абсолют с трещиной». Прав ли Зеньковский и что он имел в виду?

9. Что такое три свободы и восьмой день творения в философии Н.А. Бердяева?

10. Дайте общую характеристику основных этапов развития русской философии.

11. Назовите особенности русской философии ХI-ХVII вв.

12. Раскройте основные положения философии М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева?

13. Назовите основные идеи философии П.Я. Чаадаева.

14. В чем состояли основные положения и особенности философских идей западничества и славянофильства?

15. Раскройте идеи мировоззрения народничества.

16. Охарактеризуйте философское творчество Ф.М.Достоевского.

17. В чем состоит сущность концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского?

18. Проанализируйте основные идеи русского космизма.

19. В чем заключается сущность философии всеединства В.С. Соловьева?

20. Опишите идеи религиозного экзистенциализма Н.А. Бердяева.

21. Раскройте специфику марксизма в России конца ХIХ века.

22. Каковы особенности марксистско-ленинской философии?

23. Назовите основные идеи учения А.Ф.Лосева.

Рефераты или доклады по теме

1. Общая характеристика русской философии.

2. Основные этапы развития русской философии.

3. Становление русской философии в XI-ХVII вв.

4. Идея русского религиозного мессианства.

5. Русская философия XVIII века.

6. Основы материалистической традиции в учении М.В. Ломоносова.

7. Философские взгляды А.Н. Радищева.

8. Общественно-политическая позиция П.Я. Чаадаева.

9. Русская философия ХIХ века.

10. Философия человека и философия истории в конце XIX века.

11. Западничество и славянофильство как основные направления общественно-политической мысли России в начале XIX века.

12. Социальная проблематика и тема личности в творчестве А.И. Герцена.

13. Идеи русского социализма в учении Н.Г. Чернышевского.

14. Теоретические взгляды либерального народничества в лице Н.К. Михайловского.

15. Философские идеи «почвенников».

16. Философские воззрения Ф.М. Достоевского.

17. Философия «прощения» Л.Н. Толстого.

18. Философия «всеединства» В.С. Соловьева.

19. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева.

20. Философия «русского космизма».

21. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова.

22. Теория культурно-исторических типов Н.Я Данилевского.

23. Историософская позиция натурализма в учении К.Н. Леонтьева.

24. Русская философия конца ХIХ – первой половины ХХ вв.

25. Особенности развития марксизма в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.

26. Материалистическое понимание истории в концепции Г.В. Плеханова.

27. Сущность марксистско-ленинской философии.

28. Учение А.Ф. Лосева.

29. Роль евразийства в России.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...