Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Философское учение о сознании. Творчество

1. Историческая эволюция форм отражения. Уровень отражения как критерий развитости системы.

2. Загадка возникновения человека. Качественное отличие сознания от психики животных. Структура общественного сознания.

3. Проблема идеального. Память.

4. Сознательное и бессознательное. Структура человеческой психики по З. Фрейду; коллективное бессознательное К.Г. Юнга. Концепция С. Грофа.

5. Проблема моделирования челове­ческого мышления. Проблема создания искусственного интеллекта. Системы искусственного интеллекта (СИИ). Познание.

6. Проблемы творчества.

Ключевые понятия:сознание, материя, отражение, управление, самоорганизация, идеальное, информация, труд, архетип, эго, оно, сверх Я, либидо, творчество, креативность, интеллект (мышление), воображение (фантазия), интуиция (инсайт, «озарение»).

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Бородай, Ю.М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческо­го сознания / Ю.М. Бородай. - М., 1996. Очерк первый-второй.

7. Воскобойников, А.Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека / А.Э. Воскобойников. - М., 1997.

8. Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учебник / В.Б. Кучевский. - М., 1998. Гл. VI.

9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2013.

Методические рекомендации

Цель темы –дать представление о сущности сознания и его структуре; о генезисе форм отражения в живой и неживой природе; о природе идеального; о сознательном и бессознательном; о психике животного и человека; об искусственном интеллекте

Задачи темы -сформировать у студентов понятие о сознании как высшей форме отражения материи; о содержании форм отражения в неживой и живой природе; о соотношении психики животного и человека; показать общественную природу сознания; проанализировать структуру сознания; соотнести сознательное и бессознательное; раскрыть природу идеального; показать проблему искусственного интеллекта.

Содержание темы (теоретический материал)

Отражение - атрибутивное свойство материи. Генезис форм отра­жения в живой природе: раздражимость, чувствительность, психика живот­ных. Аутизм - самопроизвольная активность жизнедеятельности простей­ших организмов. Своеобразие психики животных: наглядно-образное «мыш­ление»; «орудийная» деятельность, подчиненная естественным, инстинк­тивным в своей основе движениям; «язык» как выражение непосредствен­ных реакций. Тайна возникновения человеческого сознания. Дарвинская концепция происхождения человека и трудности ее современной интер­претации. Качественное отличие человеческого сознания от психики выс­ших животных. Сущность сознания. Сознание как высшая форма отражения материи. Структура сознания. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Психика человека по 3. Фрей­ду. Отход от ортодоксального фрейдизма в творчестве А. Адлера и К. Г. Юнга. Коллективное бессознательное. Бессознательное у Э. Фромма как фундаментальная структура экзистенциального бытия человека. Сознание, самосознание и личность.

Идеальный характер сознания. Субстанция идеального - совокупность материальной и духовной культуры. Опредмечивание и распредмечивание как деятельная основа проявления идеального. Идеальное - это гносеологи­ческие образы и высшие ценности бытия человека, реализуемые в соци­альной деятельности людей. Проблема искусственного интеллекта. Сознание и познание.

Рекомендации студентам

Фундаментальным свойством материи является отражение и самоорганизация. Сле­дует знать определение и различные формы отражения в живой приро­де. Важно найти отличительные особенности поведения животных от орудийной, языковой и креативной деятельности человека. Важно показать роль труда и языка в формировании человеческого сознания, знать структуру сознания. Отдельного внимания требует проблема бессоз­нательного. Надо знать структуру человеческой психики по 3. Фрейду. Желательно иметь представление о концепциях сознания в творчестве А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма, В.В. Налимова.

Современная компьютерная технология затрагивает проблему мо­делирования человеческого интеллекта. У студента есть возможность поразмышлять над специфическими особен­ностями данной проблемы.

Изучая сложнейшие проблемы творчества, необходимо определиться с понятием творчества как таковым, свободой творчества, его соотношением с отражением, его сущностью и смыслом, структурой процесса (субъект, объект, результат), его видами, критериями нового (истина, добро, красота; неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность), ценностями (материальные, духовные, социальные, политические), механизмами [диалектическим взаимодействием интеллекта (мышления), воображения (фантазии) и интуиции (инсайта, «озарения»)], креативными способностями творца [одарённость, талантливость (талант), гениальность (гений)], его местом и ролью в обществе.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое сознание?

2. В чем отличие психики животных от сознания человека?

3. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

4. Какова структура сознания?

5. Что такое самосознание?

6. Как З. Фрейд представлял человеческую психику?

7. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?

8. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.

9. Современные научные представления о строении мозга человека.

10. Что есть творчество и его критерии?

11. Рациональное и иррациональное в творчестве.

12. В чем заключается противоположность материального и идеального?

13. Определите понятие «отражение».

14. Опишите усложнение форм отражения в неживой и живой материи.

15. Охарактеризуйте сознание как высшую форму отражения материи.

16. Каковы биологические и социальные предпосылки возникновения сознания?

17. Раскройте содержание эволюционной теории Ч.Дарвина.

18. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

19. В чем обнаруживается взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека?

20. Перечислите основные характеристики сознания и его функции.

21. Что такое идеальное?

22. Как соотносятся понятия «психика», «сознание», «мышление» и «идеальное»?

23. Опишите структуру сознания.

24. Каково содержание проблемы бессознательного в истории философии?

25. Дайте определение личности.

26. Каково соотношение сознания и самосознания?

27. В чем заключается содержание проблемы искусственного интеллекта?

 

Сообщения по теме

1. Противоположность материального и идеального.

2. Отражение как всеобщий атрибут материи.

3. Эволюция форм отражения материи в неживой и живой природе.

4. Сознание как высшая форма отражения материи.

5. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания.

6. Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее историческое значение.

7. Роль языка и речи в формировании мышления.

8. Взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека.

9. Основные характеристики сознания.

10. Сущность сознания.

11. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.

12. Общественная природа сознания.

13. Сознание и язык.

14. Биологическое и социальное в человеке.

15. Природа идеального.

16. Опредмечивание и распредмечивание как деятельная основа проявления сознания.

17. Идеальное как гносеологический образ.

18. Идеальное как высшая ценность бытия человека.

19. Специфика проявления идеального в социальной реальности.

20. Соотношение понятий «психика», «сознание», «мышление» и «идеальное».

21. Структура сознания.

22. Проблема бессознательного в истории философии.

23. Психика человека в психоанализе З.Фрейда.

24. Содержание бессознательного в учениях А.Адлера и К.Г.Юнга.

25. Учение Э.Фромма о бессознательном.

26. Теории личности.

27. Соотношение сознания и самосознания.

28. Основные функции сознания.

29. Проблема искусственного интеллекта.

30. Сознание и познание.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...