Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Теория познания. Научное знание, его структура и динамика. Многообразие форм и способов духовно-практического освоения мира в истории философии и науке

Многообразие форм и способов духовно-практического освоения мира в истории философии и науке

1. Специфика мифологической, нравственной и эстетической форм освоения мира.

2. Специфика научного освоения мира в истории человечества.

3. Материально-практическое освоение мира человечеством.

Ключевые понятия:социум, человек, практика, миф, наука, деятельность

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

Методические рекомендации

Цель темы –дать представление о гносеологии как разделе философского знания; об ее структуре и основных элементах; о теории истины и ее формах; о научном и ненаучном познании.

Рассмотреть проблему познаваемости мира в истории философии. Скептицизм и агностицизм. Соотношение знания и веры.

Субъект и объект познавательной деятельности. Рефлексия как свойство субъекта становиться объектом для самого себя.

Понятие истины. Истина, ложь, заблуждение. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины: классическая концепция истины; религиозная концепция истины; когерентная теория истины; истина в конвенционализме; истина в прагматизме; истина в махизме; экзистенциальная концепция истины; истина в диалектическом материализме.

Роль практики в познании. Виды практики: материальная и духовная практика и их взаимодействие в жизни общества. Практика как основа и цель познания.

Эпистемология – учение о научном познании. Понятие «наука». Функции науки в обществе. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт и как особая сфера культуры. Научное и квазинаучное знание, критерии научности.

Зарождение и отличительные черты научного этапа в познании. Классический, неклассический и постнеклассический типы науки. Основные концепции развития науки: экстерналистский, интерналистский и кумулятивный подходы.

Понятие «метод» и «методология». Два уровня научного познания: эмпирическое и теоретическое знание. Методы эмпирического и теоретического познания. Специфика метанаучного уровня знания.

Понятие «техника». Этапы развития техники. Техническое освоение действительности и современные экологические проблемы.

Задачи темы -сформировать у студентов знания о содержании теории познания как основного раздела философии; познакомить студентов с основными понятиями гносеологии; представить смысл гносеологических проблем в истории философии; раскрыть содержание учения об истине, ее формах и критерии; раскрыть содержание практики; проанализировать соотношение научного (эпистомологического) и вненаучного знания; раскрыть содержание научных революций и смены типов рациональности.

Содержание темы (теоретический материал)

Познание как философская проблема. Познание как общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. Социально-опосредованный, исторически развивающийся характер познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифо­логическое, религиозное, эстетическое, человеческое, моральное, научное. Понятие субъек­та и объекта познания. Индивидуальный и коллективный, трансценденталь­ный и эмпирический субъекты познания. Познанное и непознанное.

Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Формы чув­ственного и рационального познания. Действительность и мышление. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное). Рассудок и разум. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Интуиция и творчество. Познание, творчество и практика. Объектное осмысление действительнос­ти. Включенность объекта в контекст культуры и истории. Недостаточность субъект-объектного подхода для понимания многомерного процесса по­знания. Знание и незнание, их диалектическая связь. Понимание и объяснение как формы познания. Вера и знание. Вера и убеждение как состояние знания.

Истина и заблуждение. Истина как гносеологическая категория. Проблема истины. Корреспондентная, когерентная, прагматическая концепции истины. Истина как соответствие конструктивно построенным формам познавательной деятель­ности объективных свойств предмета познания, заданного посредством практики. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как крите­рий истины. Абсолютность и относительность этого критерия. Истина-цен­ность как соответствие предмета его понятию. Когнитивное и ценностное в научном познании.

Научное и вненаучное знание. Специфика научного познания в его соотношении с обыденным по­знанием. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. Их отличительные признаки. Формы теоретического и эмпирического позна­ния. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

Социальное познание. Понимание в гуманитарном познании. Сци­ентизм в науке и пути его преодоления. Этика ученого.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности мифологии?

2. В чем логика абсурда мифа (А эквивалентно Б)?

3. Перечислите бэконовские «идолы» познания.

4. Идея «tabularasa»(«чистая доска») Джона Локка.

5. Суть идеографического подхода.

6. Суть номотетического подхода.

7. Критерии научности.

8. Дайте определение понятия «познание».

9. Охарактеризуйте познание как философскую проблему.

10. Что обозначают понятия «объект» и» субъект» познания?

11. Как менялось представление о познании в истории философии?

12. Опишите уровни познания и его формы.

13. Каково содержание интуиции?

14. Как Вы понимаете процесс творчества?

15. Раскройте содержание понимания и объяснения как формы познания.

16. Как соотносятся вера и знание?

17. Каково содержание истины как гносеологической категории?

18. Классифицируйте формы истин.

19. Что такое «практика» и какую роль она играет в познании?

20. Назовите уровни научного познания и их формы.

21. Охарактеризуйте основные типы рациональности.

Сообщения по теме

1. Гносеология как раздел философского знания.

2. Познание как процесс творческой деятельности людей.

3. Основные проблемы в гносеологии.

4. Гносеологический оптимизм и агностицизм как направления в теории познания.

5. Эмпиризм и рационализм как направления в гносеологии.

6. Противоположность сенсуализма и рационализма.

7. Диалектика субъекта и объекта познания.

8. Соотношение познанного и непознанного.

9. Уровни познания и его формы.

10. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.

11. Типы мышления.

12. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

13. Интуиция и творчество.

14. Познание, творчество и практика.

15. Понимание и объяснение как формы познания.

16. Вера и знание.

17. Истина и заблуждение.

18. Проблема истины.

19. Учение об истине.

20. Формы истины.

21. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины.

22. Научное и вненаучное познание.

23. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

24. Критерии научного знания.

25. Структура научного знания, его методы и формы.

26. Логика и язык.

27. Содержание общелогических методов познания.

28. Научные революции и смены типов рациональности.

29. Сциентизм в науке и пути его преодоления. Этика ученого.

30. Специфика социального познания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...