Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное знание, его структура и динамика

1. Понятие «наука», её социальные функции. Специфика научного познания.

2. Структура, строение и динамика научного знания.

3. Логика, методология и методы научного познания.

4. Научное творчество: сущность, структура, критерии, методология.

5. Проблема соотношения субъекта и объекта в познании в истории философии.

6. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Их формы.

7. Проблема истины. Интерсубъективность и конвенциональ-ность истины. Аксиологический аспект истины (ценность). Диалектика относи­тельной и абсолютной истины в марксизме. Конкретность истины.

8. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

9. Познание как философская проблема.

Ключевые понятия:истина, ценность, знание, заблуждение, практика, объективная истина, интерсубъективная истина, субъективная истина, конвенционализм, интеллектуальная интуиция, индукция, дедукция, принцип минимакса, «Бритва Оккама».

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учебник / В.Б. Кучевский. - М., 1998. Гл.ХII-ХV.

7. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2013.

8. Философия науки: учеб. пособие; под ред. С.А. Лебедева. - 5-е изд. – М.: Гардарики, - 2007.

9. Шиповская, Л.П. Философия: классический курс лекций для самостоятельной подготовки к экзаменам и поступлению в аспирантуру/Л.П. Шиповская, А.А. Мамедов. – М.: Ленанд, 2015.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается философское содержание проблемы познания?

2. Назовите основные этапы развития гносеологии.

3. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания И. Канта?

4. Сущность агностицизма И. Канта. Значение в системе И. Канта категории «вещь в себе».

5. Три гносеологических вывода В.И. Ленина из критики кантовской философии.

6. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.

7. Какие виды интуиции Вы знаете?

8. Как следует понимать объективную истину?

9. Какие виды истины Вы знаете?

10. Как следует понимать диалектическое выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?

11. Роль практики в познании

12. Сформулируйте классическое понимание истины Аристотелем.

13. Метанаучный уровень современного познания.

14. Понятие интерсубъективной истины.

15. Трансцендентальная апперцепция И. Канта.

16. Понятие субъективной истины.

 

Формирование научной рациональности как центральная идея западной философии Нового времени. Доклассическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность

1. Основные этапы развития научного знания и их характеристика: преднаука, античная наука, средневековая наука, классическая наука, неклассическая наука, пост-неклассическая наука.

2. Понятие «наука». Три «ипостаси» науки: знание, деятельность, социальный институт.

3. Динамика научного знания и научные революции, например:

· кумулятивная концепция науки Дж. Бернала;

· фальсификационная концепция К. Поппера;

· концепция нормальной науки Т. Куна;

· методология исследовательских программ И. Лакатоса;

· пролиферационная концепция П. Фейерабенда;

· концепция личностного знания М. Полани;

· концепция науки как исторически развивающейся системы В.С. Степина.

Ключевые понятия:экстернализм, интернализм, научно-исследовательская программа, логико-математические парадоксы (например, «лжец»), псевдопонятия, псевдопредложения, кумулятивизм, антикумулятивизм, демаркация философии и науки, дихотомия эмпирического и теоретического, эмпиризм, индуктивизм, индуктивная логика, дедуктивная логика, правило «Modustollens», эпистема, нормальная наука, парадигма, научное сообщество, новации, несоизмеримость парадигм, «решающий эксперимент», альтернативные теории, личностное знание или неявное знание М. Полани, принцип историзма, деятельностный подход, принцип верификации, принцип фальсификации, научная революция, перманентный.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учебник / В.Б. Кучевский. - М., 1998. Гл.ХII-ХV.

7. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2013.

8. Аллахвердян Л.Г. Психология науки/ Л.Г. Аллахвердян [и др.] — М., 1998.

9. Лебедев, С.А. Философия науки: словарь/ С.А. Лебедев. – М.: Гардарики, - 2009.

Методические рекомендации

При выделении различных этапов развития научного знания надо различать их специфику: онтологию, гносеологию, критерии научности и др.

Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действитель­ностью, опосредованной практической общественно-исторической деятель­ностью и соответственно эту реальность он воспринимает через призму культурно-исторических смыслов своего опыта и теоретических конструк­ций науки. В таком случае объективность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой абсолютной независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества.

Надо понимать диалектику абсолютной и относи­тельной истины. Надо также помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Однако это положение требует к себе диа­лектического подхода.

Следует знать о различных постпозитивистских моделях роста и развития научного познания: парадигмальная теория динамики науки Т. Куна, концепция фундаментальной роли «неявного» знания М. Полани, методологический анархизм П. Фейерабенда, тематический анализ Дж. Холтона, эволюционная эпистемология Ст. Тулмина, когнитивная социология науки (М. Малкей, Дж. Блур и др.), постмодернистская философия науки (Ж. Лиотар, Ю. Кристева, В. Вельш, Ф. Джеймисон, И. Хассан и др.).

 

Контрольные вопросы

1. Сущность неопозитивистских представлений о науке и философии.

2. Сущность принципа верификации.

3. Изложите главные идеи концепции науки Джона Бернала.

4. Каковы причины, способствовавшие появлению постпозитивистских концепций в науке?

5. Общая характеристика концепции науки К. Поппера.

6. В чем суть принципа фальсификации?

7. Что такое «третий мир» К. Поппера? Каково его место в концепции науки?

8. Характеристика концепции науки Т. Куна. Сравните её с концепцией К. Поппера.

9. Что такое «парадигма» и какова её структура?

10. Что Т. Кун называет «нормальной наукой»?

11. Что такое «научная революция»?

12. Общая характеристика концепции науки И. Лакатоса.

13. Что такое «принцип пролиферации»?

14. Сущность концепции личностного знания М. Полани?

15. Укажите основные этапы развития научного знания в концепции В.С.Степина.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...