Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия техники. Роль техники в культуре1. Технические науки, их сущность и специфика. 2. Проблемы научного и технического прогресса. Современные концепции техники. Закономерности их развития. 3. Человек и техника, креативные группы, изобретающие новые технические устройства, метод проб и ошибок. 4. Проблема человека и техники в трудах Э.Каппа, О.Шпенглера, А.Гелена. 5. Современная антропология и социология техники: Карл Митчем, Фридрих Дессауэр, Макс Тюркауф, Генрих Попиц. 6. Философские проблемы технологий и феномен high-tech. Ключевые понятия:техника, креативные группы, цивилизации, прогресс, органическая целостность, проектирование, конструирование, искусственные объекты (вторая природа, технический мир), критерии технических наук, идеальное инженерное устройство.
Литература 1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010. 2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31). 5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 6. Парис, К. Техника и философия// Это человек/ К. Парис. - М., 1995. 7. Эллюль, Ж. Технологический блеф// Это человек/ Ж. Эллюль. М., 1995. 8. Шпенглер, О. Человек и техника// Культурология. ХХ век. Антология/ О. Шпенглер. - М., 1995. 9. Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники/ В.М. Розин. – М., 2006. 10. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций/ С. Хантингтон. – М., 2005. 11. Философия математики и технических наук; под ред. С.А. Лебедева. – М.: Изд-во «Академический проект», 2008. Методические рекомендации При изучении данной темы надо видеть специфику влияния и взаимодействия науки и техники, практики и науки, техники и человека в исторической ретроспективе, закономерности развития техники, технические противоречия, решения нестандартных технических задач, системный подход и системные качества. Сущность и специфика характеризуются понятием технической науки как области исследования, проектирования и конструирования искусственных объектов с помощью естественно-научных и математических методов, цели которой определяются практическим использованием полученных результатов для удовлетворения человеческих потребностей. Если естественные науки описывают законы первой природы, то технические науки характеризуют закономерности второй природы, т.е. технического мира. В связи с этим необходимо обратиться к теме 7, посвященной науке вообще. Специфика технических наук определяет и критерии соответствующего знания: не только их истинность, но и эффективность, поскольку оно обретается специально для использования в технике и инженерной деятельности. Поэтому очень важно разобраться с такими процессами, как проектирование (с использованием систем автоматизированного проектирования САПР) и конструирование, и уяснить их связь с инженерной деятельностью. Обладая спецификой, технические науки связаны и взаимодействуют с естественными, социальными и гуманитарными науками. В соответствии с тем, на какой базе они возникли, технические науки подразделяются на два типа: классический (базируется на одной естественной науке) и неклассический (комплексный), основанный на базе нескольких естественных наук. Техника как восполнение недостаточности человека и реализация принципиально новых возможностей. Человек и машина. Проблема технического прогресса. Техническое и органическое. Человек как машина. Комплексы технизированного человека. Эколого-гуманистическая, телеологическая, цивилизационная детерминанта как факторы развития технико-технологических наук. Контрольные вопросы 1. Что является идеальным инженерным устройством? 2. Понятие «техносфера». 3. Сущность техногенной цивилизации. 4. Современные концепции техники. 5. Понятия «цивилизация» и «культура». 6. Научно-техническая революция, её роль в развитии общества. 7. «Инженерное» мышление в контексте информационно-компьютерной революции. 8. Постиндустриальная цивилизация, её характеристики. 9. Понятие «техника». Наука и техника. Тема 7. Природа как предмет философского осмысления. Взаимодействие природы и общества. 1. Исторические формы отношения человека к природе. 2. Жизнь как ценность. 3. Понятия «естественная природа», «квазиприрода», «артеприрода». 4. Современные экологические проблемы и проблемы коэволюции. 5. Идея ноосферы в концепции устойчивого и безопасного развития. Ключевые понятия:экосистема, биосфера, ноосфера, природа, коэволюция, устойчивое развитие, алармистское сознание, «Гея-гипотеза» Дж. Лавлока.
Литература 1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010. 2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31). 5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 6. Барулин, В.С. Социальная философия: учебник/ В.С. Барулин. - М., 1999. Гл. IX. 7. Вернадский, В.И. Открытия и судьбы/ В.И. Вернадский. - М., 1993. 8. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера/ Н.Н. Моисеев. - М., 1990. 9. Печчеи, А. Человеческие качества/ А. Печчеи. - М., 1985. 10. Философия: учебник для вузов; под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. Разд. VII. 11. Социальная философия: лекции по курсу «Философия». – М.: МГУК, 2002. Лекция 1. 12. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995. 13. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью/ А. Швейцер. - М., 1992. Ч.2. Гл. XXI. Методические рекомендации Цель темы – дать представления о многообразных взаимодействиях и взаимозависимостях общества и природы, показать специфику их взаимодействия в процессе исторического развития; выявить специфику взаимодействия общества и природы на современном этапе; показать причины и сущность современного экологического кризиса и актуализировать проблему коэволюции. Задачи темы -сформировать целостный взгляд на проблемы взаимодействия общества и природы; показать причины сложившейся экологической катастрофы и познакомить со сценариями выхода из сложившихся экологических тупиков; показать глобальный, планетарный характер экологических проблем.
Рекомендации студентам Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. Нужно показать, как исторически менялось отношение человека к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем, различать потребительски миграционный и постоянно продуцирующий тип взаимоотношений общества и природы. Различие между живой и неживой природой носит фундаментальный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В результате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над провозглашенным А. Швейцером принципом благоговения перед жизнью. Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отношений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации человечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетарный характер экологических проблем рождает новые формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ориентироваться в этом вопросе. Представление о жизни как определенной стадии эволюции не только Земли, но и космоса, формировалось представителями русского космизма К. Циолковским, П. Флоренским, В. Вернадским, А. Чижевским (в начале XX в.). Эта идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернадского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Контрольные вопросы 1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса? 2. В чем отличие живой природы от неживой? 3. Как Вы понимаете принцип благоговения перед жизнью? 4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-природа в современную эпоху? 5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба. 6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере? 7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспекты экологических проблем.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |