Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия техники. Роль техники в культуре

1. Технические науки, их сущность и специфика.

2. Проблемы научного и технического прогресса. Современные концепции техники. Закономерности их развития.

3. Человек и техника, креативные группы, изобретающие новые технические устройства, метод проб и ошибок.

4. Проблема человека и техники в трудах Э.Каппа, О.Шпенглера, А.Гелена.

5. Современная антропология и социология техники: Карл Митчем, Фридрих Дессауэр, Макс Тюркауф, Генрих Попиц.

6. Философские проблемы технологий и феномен high-tech.

Ключевые понятия:техника, креативные группы, цивилизации, прогресс, органическая целостность, проектирование, конструирование, искусственные объекты (вторая природа, технический мир), критерии технических наук, идеальное инженерное устройство.

 

 

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Парис, К. Техника и философия// Это человек/ К. Парис. - М., 1995.

7. Эллюль, Ж. Технологический блеф// Это человек/ Ж. Эллюль. М., 1995.

8. Шпенглер, О. Человек и техника// Культурология. ХХ век. Антология/ О. Шпенглер. - М., 1995.

9. Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники/ В.М. Розин. – М., 2006.

10. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций/ С. Хантингтон. – М., 2005.

11. Философия математики и технических наук; под ред. С.А. Лебедева. – М.: Изд-во «Академический проект», 2008.

Методические рекомендации

При изучении данной темы надо видеть специфику влияния и взаимодействия науки и техники, практики и науки, техники и человека в исторической ретроспективе, закономерности развития техники, технические противоречия, решения нестандартных технических задач, системный подход и системные качества.

Сущность и специфика характеризуются понятием технической науки как области исследования, проектирования и конструирования искусственных объектов с помощью естественно-научных и математических методов, цели которой определяются практическим использованием полученных результатов для удовлетворения человеческих потребностей. Если естественные науки описывают законы первой природы, то технические науки характеризуют закономерности второй природы, т.е. технического мира.

В связи с этим необходимо обратиться к теме 7, посвященной науке вообще. Специфика технических наук определяет и критерии соответствующего знания: не только их истинность, но и эффективность, поскольку оно обретается специально для использования в технике и инженерной деятельности. Поэтому очень важно разобраться с такими процессами, как проектирование (с использованием систем автоматизированного проектирования САПР) и конструирование, и уяснить их связь с инженерной деятельностью.

Обладая спецификой, технические науки связаны и взаимодействуют с естественными, социальными и гуманитарными науками.

В соответствии с тем, на какой базе они возникли, технические науки подразделяются на два типа: классический (базируется на одной естественной науке) и неклассический (комплексный), основанный на базе нескольких естественных наук.

Техника как восполнение недостаточности человека и реализация принципиально новых возможностей. Человек и машина. Проблема технического прогресса. Техническое и органическое. Человек как машина. Комплексы технизированного человека.

Эколого-гуманистическая, телеологическая, цивилизационная детерминанта как факторы развития технико-технологических наук.

Контрольные вопросы

1. Что является идеальным инженерным устройством?

2. Понятие «техносфера».

3. Сущность техногенной цивилизации.

4. Современные концепции техники.

5. Понятия «цивилизация» и «культура».

6. Научно-техническая революция, её роль в развитии общества.

7. «Инженерное» мышление в контексте информационно-компьютерной революции.

8. Постиндустриальная цивилизация, её характеристики.

9. Понятие «техника». Наука и техника.

Тема 7. Природа как предмет философского осмысления. Взаимодействие природы и общества.

1. Исторические формы отношения человека к природе.

2. Жизнь как ценность.

3. Понятия «естественная природа», «квазиприрода», «артеприрода».

4. Современные экологические проблемы и проблемы коэволюции.

5. Идея ноосферы в концепции устойчивого и безопасного развития.

Ключевые понятия:экосистема, биосфера, ноосфера, природа, коэволюция, устойчивое развитие, алармистское сознание, «Гея-гипотеза» Дж. Лавлока.

 

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Барулин, В.С. Социальная философия: учебник/ В.С. Барулин. - М., 1999. Гл. IX.

7. Вернадский, В.И. Открытия и судьбы/ В.И. Вернадский. - М., 1993.

8. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера/ Н.Н. Моисеев. - М., 1990.

9. Печчеи, А. Человеческие качества/ А. Печчеи. - М., 1985.

10. Философия: учебник для вузов; под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. Разд. VII.

11. Социальная философия: лекции по курсу «Философия». – М.: МГУК, 2002. Лекция 1.

12. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995.

13. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью/ А. Швейцер. - М., 1992. Ч.2. Гл. XXI.

Методические рекомендации

Цель темы – дать представления о многообразных взаимодействиях и взаимозависимостях общества и природы, показать специфику их взаимодействия в процессе исторического развития; выявить специфику взаимодействия общества и природы на современном этапе; показать причины и сущность современного экологического кризиса и актуализировать проблему коэволюции.

Задачи темы -сформировать целостный взгляд на проблемы взаимодействия общества и природы; показать причины сложившейся экологической катастрофы и познакомить со сценариями выхода из сложившихся экологических тупиков; показать глобальный, планетар­ный характер экологических проблем.

 

Рекомендации студентам

Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключе­вым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звуча­ние. Нужно показать, как исторически менялось отношение чело­века к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем, различать потребительски миграционный и постоянно продуцирующий тип взаимоотношений общества и природы. Различие между живой и неживой природой носит фундаменталь­ный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В резуль­тате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над провозглашенным А. Швейцером принципом благоговения перед жизнью.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют пере­хода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отно­шений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации че­ловечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетар­ный характер экологических проблем рождает новые формы международ­ного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ори­ентироваться в этом вопросе.

Представление о жизни как определенной стадии эволюции не толь­ко Земли, но и космоса, формировалось представителями русского космизма К. Циолковским, П. Флоренским, В. Вернадским, А. Чижевским (в начале XX в.). Эта идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернад­ского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и че­ловеческую (социально-гуманитарную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу.

Контрольные вопросы

1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса?

2. В чем отличие живой природы от неживой?

3. Как Вы понимаете принцип благоговения перед жизнью?

4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-приро­да в современную эпоху?

5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба.

6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере?

7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспек­ты экологических проблем.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...