Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Человек – главный предмет истории философии и науки. Современные течения философии о проблемах человека.Человек – главный предмет истории философии и науки 1. Концепции человека в истории философии: греко-римская, иудейско-христианская, научная, концепция декаданса, концепция сверхчеловека Ницше. 2. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. 3. Структура личности. 4. Закономерности формирования личности. 5. Свобода и ответственность личности. Ключевые понятия:личность, индивид, эгоизм, альтруизм, индивидуальность, одиночество, отчуждение, гуманизм, антроподицея, теодицея, антропоцентризм, космоцентризм, генотип. Литература 1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010. 2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31). 5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 6. Абдульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. - М., 1980. Гл. 5. 7. Карпинская, Р.С. Социобиология: Критический анализ/ Р.С. Карпинская, Никольский С.А. - М., 1988.Гл.II. 8. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. - М., 1998. Раздел «Так называемое зло. К естественной истории агрессии». 9. Социальная философия: лекции по курсу «Философия». М.: МГУК, 2002. Лекц.4. 10. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2013. 11. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э.Фромм. - М., 1994. Часть третья. 12. Холл, К. Теории личности / К. Холл, С. Холл, Л. Гарднер. - М., 1999. Методические рекомендации Цель темы – дать основные понятия философской антропологии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить исторические изменения взглядов философов в понимании человека; познакомить с современными философскими теориями, рассматривающими проблемы человека; сформировать условия к пониманию другого человека. Человек и его бытие в мире. Человек. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, биосоциальная сущность человека. Концепции происхождения человека. Качество жизни. Характеристика материальных и духовных потребностей человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни. Индивид, индивидуальность, личность. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека. Формирование экологической личности. Разрушительно-потребительский и гуманно-творческий типы личности. Понятие «гуманизм» и кризис гуманистических идей в ХХ веке. Социальная экология как синоним человеческой экологии, экологии человека. Задачи темы – рассмотреть сущность и природу человека, человеческого я; проанализировать проблему антропосоциогенеза; понять соотношение биологического и социального в человеке; сформировать представление об изменении образа человека в истории философской мысли; сформировать взгляды о ценности человеческого существования. Содержание темы (теоретический материал) Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Общефилософская концепция человека как теоретико-методологическая основа наук о Homosapiens. Природа и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологическая под-структуры, социальный опыт, направленность личности. Проблема типизации личности. Формирование и развитие личности. Роль семьи в формировании личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом, фиксированным в материальной и духовной культуре. Фазы социализации: адаптация и интериоризация. Поиск социально-нравственных идеалов, выработка жизненной позиции и принципов отношения к миру. Нравственные ценности. Ценности и оценка. Содержание повседневной жизни и ее влияние на личность. Роль общения в становлении личности. Личность и массы. Массовая культура и личность. Различия в характере социализации личности и угроза ее деперсонализации. Критическое и некритическое отношение к социальной действительности. Конформистская личность. Эскапизм как проявление конформизма. Прагматичный конформист. Нонконформистская личность: нигилист, консерватор, реакционер, реформатор, революционер. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Идеал. Философия аксиологии; проблема единства истины, добра и красоты. Исторический детерминизм и свобода выбора в деятельности человека. Свобода и необходимость. Свобода как глубочайшая ценность личности. Свобода как внутреннее состояние человека, как моральная самодетерминация личности. Свобода как процесс развития форм и способов деятельности, позволяющих овладеть необходимостью и превратить ее в условия собственного развития. Бремя свободы. Бегство от свободы. Ответственность личности как следствие и коррелят реализации ею своих свобод и обязанностей. Классическая и неклассическая концепция ответственности. Мораль, справедливость, право. «Золотое правило морали». Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Смысл человеческого бытия и цель жизни. Смерть и бессмертие. Проблема смерти и жизни в духовном опыте человечества. Проблема права на жизнь и права на смерть (эвтаназия). Насилие и ненасилие. Вопросы для самопроверки 1. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». 2. Каково соотношение биологического и социального в человеке? 3. Какова структура личности? 4. Раскройте роль биологической и психологической подструктур в судьбе личности. 5. Покажите роль семьи в воспитании детей. 6. Что такое коллективистическое самоопределение личности? 7. Как Вы понимаете свободу? 8. Бремя свободы. Феномен бегства от свободы. 9. В чем заключается проблема отчуждения человека? 10. Какие проблемы рассматриваются в разделе философской антропологии? 11. Опишите процесс изменения представлений о человеке в истории философии? 12. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»? 13. Раскройте природу и сущность человека. 14. Что такое антропосоциогенез? Как современная наука решает вопрос о происхождении человека? 15. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке? 16. Опишите основные типы личности. 17. Дайте определение понятий «ценность» и «оценка». 18. Каково содержание «золотого правила морали»? 19. Проанализируйте роль эстетического сознания в жизни общества. 20. Раскройте содержание религиозных ценностей и свободы совести. 21. В чем состоит смысл человеческого бытия и цель жизни?
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |