Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Человек – главный предмет истории философии и науки. Современные течения философии о проблемах человека.

Человек – главный предмет истории философии и науки

1. Концепции человека в истории философии: греко-римская, иудейско-христианская, научная, концепция декаданса, концепция сверхчеловека Ницше.

2. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биоло­гическое и социальное в человеке.

3. Структура личности.

4. Закономерности формирования личности.

5. Свобода и ответственность личности.

Ключевые понятия:личность, индивид, эгоизм, альтруизм, индивидуальность, одиночество, отчуждение, гуманизм, антроподицея, теодицея, антропоцентризм, космоцентризм, генотип.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Абдульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личнос­ти / К.А. Абдульханова-Славская. - М., 1980. Гл. 5.

7. Карпинская, Р.С. Социобиология: Критический анализ/ Р.С. Карпинская, Никольский С.А. - М., 1988.Гл.II.

8. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. - М., 1998. Раздел «Так на­зываемое зло. К естественной истории агрессии».

9. Социальная философия: лекции по курсу «Философия». М.: МГУК, 2002. Лекц.4.

10. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2013.

11. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э.Фромм. - М., 1994. Часть третья.

12. Холл, К. Теории личности / К. Холл, С. Холл, Л. Гарднер. - М., 1999.

Методические рекомендации

Цель темы – дать основные понятия философской антропологии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить исторические изменения взглядов философов в понимании человека; познакомить с современными философскими теориями, рассматривающими проблемы человека; сформировать условия к пониманию другого человека.

Человек и его бытие в мире.

Человек. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, биосоциальная сущность человека. Концепции происхождения человека.

Качество жизни. Характеристика материальных и духовных потребностей человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни.

Индивид, индивидуальность, личность. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.

Формирование экологической личности. Разрушительно-потребительский и гуманно-творческий типы личности. Понятие «гуманизм» и кризис гуманистических идей в ХХ веке. Социальная экология как синоним человеческой экологии, экологии человека.

Задачи темы – рассмотреть сущность и природу человека, человеческого я; проанализировать проблему антропосоциогенеза; понять соотношение биологического и социального в человеке; сформировать представление об изменении образа человека в истории философской мысли; сформировать взгляды о ценности человеческого существования.

Содержание темы (теоретический материал)

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Общефилософская концепция человека как теоретико-мето­дологическая основа наук о Homosapiens. Природа и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологичес­кая и психологическая под-структуры, социальный опыт, направленность личности. Проблема типизации личности.

Формирование и развитие личности. Роль семьи в формировании личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом, фиксированным в материальной и духовной культуре. Фазы соци­ализации: адаптация и интериоризация. Поиск социально-нравственных идеалов, выработка жизненной позиции и принципов отношения к миру. Нравственные ценности. Ценности и оценка. Содержание повседневной жизни и ее влияние на личность. Роль общения в становлении личности. Личность и массы. Массовая культура и личность. Различия в харак­тере социализации личности и угроза ее деперсонализации. Критическое и некритическое отношение к социальной действительности. Конформистс­кая личность. Эскапизм как проявление конформизма. Прагматичный кон­формист. Нонконформистская личность: нигилист, консерватор, реакцио­нер, реформатор, революционер. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Идеал.

Философия аксиологии; проблема единства истины, добра и красоты. Исторический детерминизм и свобода выбора в деятельности чело­века. Свобода и необходимость. Свобода как глубочайшая ценность личности. Свобода как внутрен­нее состояние человека, как моральная самодетерминация личности. Сво­бода как процесс развития форм и способов деятельности, позволяющих овладеть необходимостью и превратить ее в условия собственного разви­тия. Бремя свободы. Бегство от свободы. Ответственность личности как следствие и коррелят реализации ею своих свобод и обязанностей. Классическая и неклассическая концепция ответственности. Мораль, справедливость, право. «Золотое правило морали».

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Смысл человеческого бытия и цель жизни. Смерть и бессмертие. Проблема смерти и жизни в духовном опыте человечества. Проблема права на жизнь и права на смерть (эвтаназия). Насилие и ненасилие.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

3. Какова структура личности?

4. Раскройте роль биологической и психологической подструктур в судь­бе личности.

5. Покажите роль семьи в воспитании детей.

6. Что такое коллективистическое самоопределение личности?

7. Как Вы понимаете свободу?

8. Бремя свободы. Феномен бегства от свободы.

9. В чем заключается проблема отчуждения человека?

10. Какие проблемы рассматриваются в разделе философской антропологии?

11. Опишите процесс изменения представлений о человеке в истории философии?

12. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

13. Раскройте природу и сущность человека.

14. Что такое антропосоциогенез? Как современная наука решает вопрос о происхождении человека?

15. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

16. Опишите основные типы личности.

17. Дайте определение понятий «ценность» и «оценка».

18. Каково содержание «золотого правила морали»?

19. Проанализируйте роль эстетического сознания в жизни общества.

20. Раскройте содержание религиозных ценностей и свободы совести.

21. В чем состоит смысл человеческого бытия и цель жизни?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...