Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностный мир человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах

1. Неоднозначность проблемы природы человека: физический, органический, социальный, психический, духовный уровни человека.

2. Описательная («полу-зверь, полу-человек») и нормативная («образ и подобие Бога», духовное существо) концепции природы человека.

3. Концепции человека (греко-римская, христианско-иудейская, научная, декаданса, сверхчеловека Ф. Ницше).

4. Ценности как предмет философского анализа. Проблема абсурда.

5. Проблема человека в трудах И. Канта, К. Маркса, З. Фрейда, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М. Шелера, А. Гелена и др.

6. Представление о совершенном человеке в различных культурах (перфекционизм, идеи Э. Фромма и др.)

7. Смысложизненный стержень человеческого бытия. Цель и смысл жизни человека и человечества.

Ключевые понятия:значение, смысл, гедонизм, эвдемонизм, сверхчеловек, ценность, оценка, интериоризация, аскетизм, категорический императив, абсурд, антропологическая информация, насилие, ненасильственный мир, экологическое сознание, алармистское сознание, «философия надежды», «философия выживания», оптимология, оптимум, пессимум, перфекционизм, «человек – яппи», «человек Протея», добро и зло, смысл и бессмысленность, цель, симуляция.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб.и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Барулин, В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир/ В.С. Барулин. - М.: Изд-во «Академический проект»; Альма Матер, 2007. - 600 с. -(Gaudeamus).

7. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества/ Н.А. Бердяев. - М., 1989.

8. Гусейнов, А.А. Великие моралисты/ А.А. Гусейнов. - М., 1995.

9. Демичев, А.В. Дискурсы о смерти. Введение в танатологию/ А.В. Демичев. - СПб., 1997.

10. Камю, А. Бунтующий человек/ А. Камю. - М., 1990.

11. Кьеркегор, С. Страх и трепет/ С. Кьеркегор. - М., 1993.

12. Марков, Б.В. Философская антропология/ Б.В. Марков. - СПб., 1997.

13. Мунье, Э. Манифест персонализма/ Э. Мунье. - М., 1999.

14. Новогородцев, П.И. Об общественном идеале/ П.И. Новогородцев. - М., 1991.

15. Соловьев, В.С. Оправдание добра// Собр. соч. т.1/ В.С. Соловьёв. - М., 1990.

16. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм. - М., 1994.

17. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. - М., 1990.

18. Фромм, Э. Быть или иметь?/ Э. Фромм. - М., 1990.

19. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью/ А. Швейцер. - М., 1992.

20. Ясперс, К. Философская вера/ К. Ясперс. - М., 1992.

Методические рекомендации

Цель темы – дать целостное и всестороннее представление студентам о ценностном (аксиофера) существовании человека и человечества в истории философии и культуре.

Задачи темы – сформировать понятия о ценностях путем анализа фундамендально-философских и культурологических концепций, включая современные.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите цели и смысл человеческой жизни из истории философии.

2. Перечислите протестантские ценности.

3. Раскройте сущность православных ценностей.

4. Укажите ценности традиционного общества, модерна и информационного общества.

5. Назовите отличия ценностей «восточной» и «западной» цивилизации современного мира.

6. Проблема теодицеи и антроподицеи в теологии.

7. Сущность духовных координат нашего времени.

8. Уровни духовности: индивидуальный, социальный, транс-цендентный.

Сообщения по теме

1. Соотношение понятий «человек», «индивид, «личность», «индивидуальность».

2. Изменение представлений о человеке в истории философии.

3. Основные проблемы философской антропологии.

4. Природа и сущность человека.

5.Особенности понимания человека в древневосточной философии.

6. Платон и Аристотель о понимании сущности человека.

7.Специфика понимания и объяснения человека в средневековой философии.

8. Основные идеи о человеке в философии Нового времени.

9.Антропологическая проблематика в немецкой классической философии.

10.Основные концепции человека в русской философской мысли.

11. Сущность антропосоциогенеза.

12. Теории антропосоциогенеза .

13.Проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

14. Сущность и существование человека.

15.Соотношение сознательного и бессознательного в человеке.

16. Личность и индивид.

17. Основные типы личности.

18. Проблема единства истины, добра и красоты.

19.Диалектика ценности и оценки.

20.Содержание «золотого правила морали».

21.Роль эстетического сознания в жизни общества.

22.Содержание религиозных ценностей и свободы совести.

23.Свобода личности.

24. Влияние рыночных отношений на социализацию личности.

25. Смысл человеческого бытия и цель жизни.

 

 

Тема 9. Общество как саморазвивающаяся сложная (гетерогенная) система. Понятие цивилизационного развития

Общество как саморазвивающаяся сложная (гетерогенная) система, его структура, элементы, взаимосвязи, самоорганизация, уровни организации

1.Генезис историко-философских воззрений на общество. Понятие социальной парадигмы.

2.Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

3.Структура общества, её изменение в информационном обществе. Проблема маргинализации.

4.Субъекты и движущие силы исторического развития.

5.Современные модели общественного развития (модернизация, вестернизация, третий путь, «хорошее общество»).

Ключевые понятия:общество, смыслополагание, социальная норма, социальная парадигма, маргиналы, социальная стратификация, коммунитаризм, общественно-экономическая формация, страта, класс, цивилизация, прогресс, инволюция, критерии прогресса, футурология, утопия и антиутопия

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007 (гл. 1-31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Барулин, В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В.С. Барулин. – М.: Изд-во «Академический проект»; Альма Матер, 2007. – 600 с. – (Gaudeamus).

7. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2013.

8. Социальная философия: лекции по курсу «Философия». - М.: МГУК, 2002. Лекц. 2-3.

9. Тойнби, А. Дж. Постижение истории/ А.Дж. Тойнби. - М., 1991. Часть первая.

10. Философия истории: учеб. пособие; под ред. проф. А.С. Пана-рина. - М., 1999. Раздел I, II.

11. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: Изд-во АСТ, 2003. Гл. 2, 8, 11.

Методические рекомендации

Цель темы – дать представление о социальной философии как разделе теоретической философии; о содержании понятия «общество» и его структуре; о философских теориях общества; о диалектике общественно-исторического развития.

Задачи темы – сформировать понятие об основах социальной философии; представить смысл проблемы социологического характера; познакомить с современными философскими концепциями общественного развития; научить ориентироваться в истории социально-политических учений; развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

Содержание темы (теоретический материал)

Общество как предмет философского исследования. Природа и общество. Субстанциальная, генетическая и функциональ­ная связь природы и общества. Отличие законов социума от законов приро­ды. Человек и природа. Исторические формы отношения человека к природе. Человеческая деятельность как специфический способ существования социального. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вто­рая» природа). Изменение форм практики, познавательных образов, нрав­ственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Роль природной среды в развитии общества.

Человек, общество, культура. Эволюция фи­лософских воззрений на природу общества. Отождествление общества и государства в период античности. «Град божий» и «град земной» в эпоху средневековья. Божественная предопределенность конца земной истории в учении Августина Блаженного. От естественного состояния общества - война всех против всех - к договорной концепции государства Т. Гоббса. Общество как проявление «общего духа народов» в учении Монтескье. Гегелевское по­нимание объективности общественного развития. «Хитрость» мирового духа. Гражданское общество и государство. Общество как организм по Г. Спенсеру. Формационная концепция общественного развития. Марксистская теория ма­териалистического понимания общественной жизни. Понятие «обществен­но-экономическая формация». Базис и надстройка. Цивилизационная концепция общественного развития. Теории цикличности исторического процесса О. Шпенглера и А. Тойнби. «Столкновение цивилизаций» по А. Хантингтону, «Индустриаль­ное» и «постиндустриальное» общество. Различные интерпретации смыс­ла истории (Н. Бердяев, К. Ясперс, Ф. Фукуяма).

Общество как саморазвивающаяся система. Человек и исторический процесс. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Социальная практика как способ разреше­ния общественных противоречий. Революционный и эволюционный типы развития общества. Роль объективных условий и субъективных факторов в развитии общества. Соотношение необходимости и сознательной деятель­ности людей в истории.

Структура общества. Материально-производственная сфера обще­ства. Способ производства как материальная основа общества. Диалектика «живой» и «опредмеченной» деятельности в структуре производительных сил. Три технологических способа исторического соединения человека со средствами труда. Современная научно-техническая революция. Наука как непосредственная производительная сила общества. Волнообразное разви­тие НТР по Н. Кондратьеву. Производственные отношения как отношения экономических интересов. Диалектика производительных сил и производ­ственных отношений.

Социальная сфера общества. Субъекты социальных отношений: се­мья, группы, слои (страты), классы и их взаимоотношения. Этногенез и исторические общности людей. Народ и нация.

Политическая сфера общества. Субъекты политических отношений: государство, партии, профсоюзы и другие массовые объединения, церковь. Гражданское общество и государство, их соотношение и взаимодействие. Сущность власти. Своеобразие политической сферы нынешнего российс­кого общества.

Духовная сфера общества. Общественное сознание и его структура. Общественная психология и идеология. Характеристика основных форм общественного сознания.

Человек в системе социальных связей. Единство и многообразие исторического процесса. Методологии общественных наук.

 

.

Контрольные вопросы

1. Что такое общество?

2. Охарактеризуйте основные воззрения на природу общества и законо­мерности его развития.

3. В чем различие формационной и цивилизационной концепций анали­за общества?

4. Как следует понимать утверждение, что наука становится непосред­ственно материально-производительной силой общества?

5. Согласны ли Вы с мнением, что этнос есть нация?

6. Охарактеризуйте основных субъектов социальных отношений.

7. Назовите основные признаки государства.

8. Охарактеризуйте основные уровни общественного сознания.

9. Каковы отличительные признаки морали?

10. Что такое религия?

11. Имеет ли история смысл?

12. Знание – как ценность.

13. Социальная структура информационного общества.

Сообщения по теме

1. Значение социальной философии как методологии познания социальных явлений.

2. Изменение представлений об обществе в истории философии.

3. Содержание материалистического понимания истории.

4. Содержание цивилизационного и формационного подходов.

5. Сущность субъективного метода в объяснении явлений общественной жизни?

6. Содержание теории цикличности исторического процесса О. Шпенглера и А. Тойнби.

7. Позиция С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций».

8. Смысл концепции Ф. Фукуямы о «конце истории»?

9. Основные системообразующие факторы существования и развития общества.

10. Объективная и субъективная стороны общественного бытия людей?

11. Основные сферы общественной жизни.

12. Преемственность в историческом процессе и единство истории человечества.

Рефераты или доклады по теме

1. Соотношение понятий «социальное» в его узком и широком смыслах.

2. Предмет социальной философии.

3. Материалистические и идеалистические подходы в социальной философии.

4. Концепция материалистического понимания истории.

5. Социальнаяфилософия как методология познания социальных явлений.

6. Сущность позитивистского направления в социальной философии.

7. Содержание марксистского материалистического понимания истории.

8. Цивилизационный и формационный подходык анализу общества.

9. Сущность субъективного метода в объяснении явлений общественной жизни.

10. Теория цикличности исторического процесса О.Шпенглера и А.Тойнби.

11. «Столкновение цивилизаций» С.Хантингтона.

12. «Конец истории» Ф.Фукуямы.

13. Основные системообразующие факторы общества.

14. Содержание общественного бытия.

15. Роль общественного производства в развитии общества.

16. Основные сферы общественной жизни.

17. Социальная структура общества и взаимодействие ее элементов.

18. Основные институты политической системы общества.

19. Содержание духовной жизни общества.

20. Общественное и индивидуальное сознание.

21. Обыденное и теоретическое сознание и их взаимодействие.

22. Общественная психология и идеология как структурные элементы общественного сознания.

23. Формы общественного сознания.

24. Сущность исторического процесса.

25. Сознательное и стихийное в историческом процессе.

26. Исторический процесс как единство закономерности и случайности.

27. Движущие силы и субъект исторического процесса.

28. Природа и общество.

29. Понятие «культура».

30. Человек в системе социальных связей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...