Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товар: понятие, классификация и оценка

 

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации товарами признается часть материально-производственных запасов организации, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи или перепродажи без дополнительной обработки [9].

В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) товаром могут быть любые вещи, за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Для целей налогообложения согласно статьи 38 Налогового кодекса РФ (НК РФ) товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. К товару можно отнести все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

Как указано в пункте 239 Методических указаний № 119н, аналитический учет товаров в бухгалтерской службе ведется в натурально-стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров с их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и т.д.), по количеству и фактической себестоимости. При ведении натурально-стоимостного учета применяются либо сортовой, либо партионный метод учета товаров. При сортовом методе ведется отдельный учет товаров каждого наименования, причем в данном случае не имеет значения время его поступления на склад, а также цена его приобретения. Поступивший товар присоединяется к аналогичному товару, уже имеющемуся на складе. Сладской учет ведется материально ответственным лицом торговой организации – кладовщиком, заведующим складом и т.п. на каждое наименование поступившего товара материально ответственное лицо либо открывает карточку складского учета товаров, либо заводит отдельную страницу в журнале учета движения товаров на складе.

В бухгалтерском учете товары классифицируются по виду деятельности; праву собственности; типу поставщика; ставке НДС; месту хранения и материально ответственным лицам; системе налогообложения; группам, наименованию, сортам, партиям; роли в торговом процессе.

По виду деятельности товары подразделяют на товары в оптовой торговле и товары в розничной торговле.

По праву собственности товары подразделяют на: собственные; отгруженные; в пути; принятые на ответственное хранение; принятые на комиссию; переданные в залог.

Собственными являются товары, которые поступили от поставщика, оприходованы и оплачены. Обычно право собственности от поставщика к покупателю переходит в момент его отгрузки. Иногда в договоре предусмотрен перенос даты перехода права собственности на товар от продавца к покупателю на более поздний срок, например, в момент оплаты.

Реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на них. Поэтому отгруженные товары не могут считаться реализованными, пока покупатель не получит на них право собственности.

Договор является главным средством регулирования товарно-денежных отношений. Договор содержит информацию о предмете, права и обязанности сторон, юридическую ответственность при нарушении договорных обязательств. Общие положения о договорах, понятие и условия договора, порядок заключения, изменения и расторжения договора регулируются ГК РФ.

Виды договоров, принятые в торговых организациях, следующие:

- поставки;

- купли-продажи;

- розничной купли-продажи;

- комиссии.

В основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, для учета товаров предназначен балансовый счет 41 «Товары».

Пунктом 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрено, что товары, в организации занятой розничной торговлей, могут учитываться по розничным (продажным) ценам или по стоимости их приобретения. Та же норма предусмотрена и п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации [9].

В том случае, если торговыми организациями товары учитываются по ценам приобретения (по "покупным" ценам), их учетная стоимость формируется по правилам, установленным п.6 ПБУ 5/01. В учетную стоимость товаров включаются все расходы, связанные с их приобретением, за исключением возмещенных сумм налога на добавленную стоимость. Торговые организации, кроме тех, которые учитывают товары по продажной стоимости, могут использовать методы оценки товаров при их выбытии в оценке по средней (средневзвешенной, среднескользящей) себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО) и по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО) [9].(Метод ЛИФО отменен с 1.01.2008г.)

Оценка товаров при их продаже и списании по средней (средневзвешенной) себестоимости основана на определении средней себестоимости единицы каждого вида товаров, имевших движение в отчетном месяце.(Дать определение понятия среднескользящей оценки)

Метод ФИФО представляет собой оценку товаров по себестоимости первых (с учетом стоимости остатков) в течение отчетного месяца закупок товаров. Данный метод предусматривает учет заготовок товаров в течение отчетного месяца по фактической себестоимости. При продаже товаров, а также выбытии товаров на другие цели их списание производится по себестоимости первых в отчетном месяце закупок, с учетом стоимости товаров, числящихся в учете на начало месяца. Для этого сначала определяется себестоимость товаров, не использованных на конец отчетного месяца(подчеркнуто, видимо неправильно что-то), исходя из затрат на последние закупки товаров. Стоимость проданных товаров определяется путем вычитания из стоимости остатков товаров на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, стоимости приходящейся на остаток товаров, на конец месяца. Распределение стоимости проданных товаров по счетам учета реализации и другим счетам их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого вида товара и количества товаров, проданных или выбывших на другие нужды.

Метод ЛИФО обеспечивает соответствие текущих доходов и расходов и позволяет учесть влияние инфляции на результаты финансовой деятельности организации. При указанном методе товары на конец отчетного месяца оцениваются исходя из их количества и предположения, что стоимость данных товаров складывается из затрат на первые их закупки. Стоимость проданных товаров определяется путем вычитания из стоимости остатков товаров на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, их стоимости, приходящейся на остаток товаров на конец отчетного месяца. Распределение стоимости проданных товаров по счетам учета реализации и другим счетам их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого вида и количества проданных товаров [34].(Убрать!)

Указанные методы оценки запасов позволяют предприятиям организовать аналитический учет товаров по отдельным партиям (а не только по их видам). Положение по учету материально-производственных запасов предусматривает использование еще одного способа оценки фактической себестоимости выбывающих материальных ресурсов - списание по стоимости каждой единицы изделия. Этот способ применяется наиболее редко и его использование оправдано только для товаров, каждая единица которых обладает значительной стоимостью и продается, как правило, поштучно [9, 34].

Использование рассмотренных выше способов оценки выбывающих товаров - по средней себестоимости, ФИФО, и себестоимости каждой единицы, возможно только в случае учета товаров по стоимости их приобретения (фактической себестоимости, покупной стоимости).

Предприятие торговли самостоятельно выбирает для себя наиболее приемлемый для него метод оценки стоимости товаров, закрепляя его в приказе об учетной политике. При этом важно последовательно применять выбранный и закрепленный в приказе об учетной политике, метод.

При ведении учета товаров по учетным ценам, торговые предприятия используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В этом случае со счета 41 «Товары» товар списывается на реализацию по учетной цене, а затем с помощью специального расчета списывается сумма отклонений, приходящаяся на реализованный товар.

Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов до момента их передачи в продажу, торговая организация может включать как в стоимость приобретенных товаров, так и в состав расходов на продажу.

Товары, приобретенные организацией для следующей перепродажи, оцениваются по стоимости их приобретения. При розничной торговле организации разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).[п.13 ПБУ 5/01]

Товары, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

При оценке товаров, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия товаров к бухгалтерскому учету.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...