Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психического развития слабослышащих подростков.

Подростковый возраст- период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет)

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Этот возраст рассматривается в психологической литературе как период активного саморазвития личности: поиск ценностных и смысловых идеалов, осознавание своего места в этом мире. Процесс саморазвития непосредственно связан с самоанализом, конструктивность которого помогает человеку в проявлении его потенциальных возможностей. Л.С.Выготский ( ) различал три точки созревания: органического, полового и социального. Он подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка".

Ведущая деятельность подростков – это общение, со сверстниками, учеба, развитие новых интересов. Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т. д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту.

Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, уподростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающих и внешний мир. Эти особенности психики ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входят: мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений и т. д.; самонадеянность (подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным); полярные чувства, поступки и поведение. Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.

Важной особенностью переходного возраста выделяется кризис идентичности или, по мнению Э. Эриксона, «идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу

Подростковый кризис -это резкая смена всей системы переживаний подростка, и ее структуры и содержания. .

Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.

Самосознание -новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости - это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых. К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутеверждению, самореализации,

Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Психологические особенности подросткового возраста: повышенная чувствительность к оценке посторонних; -предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим; противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью; эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения; борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

По мнению А. Г. Асмолова, подростковый возраст является своеобразной точкой «бифуркации», дающей «основу для формирования личностного выбора как критерия зрелости» .

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 — 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному.

У глухих детей значительно отстает в развитии активная, инициативная речь по сравнению с тем, что наблюдается у нормально слышащих детей. Самостоятельная речь глухих оказывается заметно беднее по содержанию, проще по способам высказывания, чем их же речь, но репродуктивная или осуществляющаяся при непосредственной помощи взрослого.

Благодаря исследованиям И. М. Соловьева, посвященным проблеме взаимодействия анализаторов при восприятии окружающей действительности, было установлено, что нарушение одного анализатора, такого важного, как слуховой или зрительный, отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов. Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезии речевых органов.

У детей с нарушением слуха страдает речевая и связанная с ней познавательная деятельность, наблюдается своеобразие эмоционального развития, обусловленное, прежде всего, неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими (Грабенко Т.М., Михаленкова И.А.; Назарова Л.П.). Слабослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а следовательно, не может сопереживать им; ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

На протяжении школьного обучения происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной: обогащение словаря, усложнение грамматических конструкций, форм и способов высказывания. Однако сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей.

У детей с нарушением слуха к началу среднего школьного возраста (11 — 12 годам) начинают зарождаться товарищеские отношения.

Для подростков (11 —15 лет) значимыми становятся такие качества, как хорошая учеба, примерное поведение. Большое внимание уделяется внешнему виду (опрятности, красивой одежде).

К 13 – 15 годам дружеские отношения углубляются, переходят на новый качественный уровень. Так же как и у нормально развивающихся сверстников, у подростков с нарушением слуха возникает чувство симпатии/антипатии, влюбленности\ненависти и проч. В этом возрасте осознается значение внутренних качеств товарища — доброты, заботы о другом, готовности ему помочь.

Отношение к другим людям становится еще более содержательным у глухих учащихся старшего школьного возраста (16 — 18 лет). Юноши и девушки ценят в окружающих людях такие внутренние качества, как организаторские способности, ум, сообразительность, умение принять быстрые и правильные решения, склонность к чтению книг, газет; интерес к политике, международным событиям. Положительно оценивается ими умение добросовестно трудиться, делать что-либо полезное своими руками, успехи в спортивных соревнованиях и играх.

Таким образом, психического развитие подростков с нарушением слуха своеобразно, отстает от нормы и в то же время формируется и развивается в соответствии с онтогенетическим принципом, выдвинутым Л.С. Выготским.

В исследованиях Р.М. Боскис, Л.И. Тиграновой были определены компенсаторные возможности преодоления последствий дефекта при частичном нарушении слуховой функции.

Если у слабослышащих детей, начиная с младшего школьного возраста, в условиях специального обучения осуществляется все­стороннее развитие словесной речи и всех познавательных про­цессов в их единстве, то постепенно к старшему школьному возрасту их психическое развитие прибли­жается к нормальному.

Поскольку ведущая деятельность подростков- это общение со сверстниками, и ориентированность на самопознание и сопоставление себя с окружающими – существует проблема общения и восприятия их слышащими сверстниками.

Вывод:

Подростковый возраст как и у слышащих , так и у слабослышащих это особенный период становления личности , он обуславливается новообразованиями как физическими( половое созревание, стремительный рост, гормональные изменения ), так и психическими. В процессе школьного обучения расширяется круг интересов, психика все еще находится в процессе формирования и подвержена влияниям факторов - стресса, агрессии со стороны сверстников, непонимание окружающих, изменившийся гормональный фон - все это влияет на поведение подростка, которое не всегда поступает адекватно ситуации и может навредить самому подростку.

Понятия жизнестойкости слабослышащих подростков к сложным жизненным ситуациям отдельно в литературе не рассматривалось .Но исходя из того, что подростковый возраст является кризисным для слышащих и слабослышащих, в нем происходят такие же процессы новообразований, соответственно слабослышащих подростков в рамках изучения жизнестойкости справедливо рассматривать как подростков сталкивающимися в процессе своего развития со сложными жизненными ситуациями.

 

К списку литературы.

Тигранова Л.И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха. М. 1991.

Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция. СПб.: Речь, 2008.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.: Владос, 2001.

 

Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах: Том 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – М.: Книга по требованию, 2012.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...