Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические параметры дизонтогенеза

Любой вариант нарушений в развитии обладает некоторыми общими параметрами. Наиболее структурировано представления о параметрах дизонтогенеза представлены в работах В.В. Лебединского.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения, которая делится на частную и общую. Частная функциональная локализация обуславливается дефицитарностью отдельных психических функций – гнозиса, праксиса, речи и т.д. Общая функциональная локализация связана с нарушением регуляторных систем – подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности, возникает патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства) и корковых, обуславливающих дефекты интеллектуальной деятельности и сложных специфически человеческих эмоций.

Дисфункция регуляторных систем (общая функциональная локализация) влияет в той или иной степени на все стороны психического развития, нарушения частных функций более парциальны и могут компенсироваться сохранностью регуляторных и других частных систем.

Другими словами, функциональная локализация нарушения – то место, куда попало воздействие патогенного фактора. Локализовалось в 45 центре Брока (двигательный центр речи в коре головного мозга), будет моторная алалия. Разлилось поражение по всей коре, возникнет умственная отсталость.

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения (фактор хроногенности). Чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее его последствия для психического развития. Для детей более раннего возраста характерны явления недоразвития (например, при олигофрении), в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее всего преобладание повреждения и распада психических функций (например, при деменции).

Временной фактор имеет два аспекта. Во-первых, фактор хроногенности определяется не только возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение, но и длительностью развития определенной функции. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития, например функции с подкорковой локализацией, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции имеют более длительный период развития и при раннем повреждении чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

Во-вторых, в период наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические функции характеризуются снижением уровня резистентности по отношению к воздействию патогенного фактора.

Если функция не формируется в сензитивный период, то это дисгармонирует всю психику в целом. Одна скрипка вышла не вовремя, весь оркестр играет неадекватно! Например, интеллектуальные отклонения у детей с недоразвитием речи. Речь вовремя не появляется (в союзе с восприятием в 1 год), к школе имеем картину умственной отсталости или ЗПР, поскольку восприятие, память развиваются как не речевые, не появляется предпосылок для развития наглядно-образного мышления как высшей психической функции.

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ее регресс – возврат на более ранний возрастной уровень. Явления регресса следует дифференцировать от явлений распада, при которых происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение.

Отставание в развитии часто носит неравномерный характер. При общем повреждении центральной нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сензитивном периоде, а следовательно – наиболее уязвимы и ранимы; затем поражаются функции, которые связаны с поврежденной. Таким образом, профиль психического развития ребенка с особенностями психофизического развития одновременно содержит сохранные, поврежденные и задержанные в своем развитии функции.

Третий параметр дизонтогенеза характер и возрастная динамика формирования межфункциональных связей. В современной психологии принято выделять три типа межфункциональных связей, которые являются одновременно и генетическими этапами интеграционных процессов разных компонентов психики. Первый тип связей свойственен ранним этапам онтогенеза, он характеризуется временной независимостью отдельных функций. Второй тип называется ассоциативным, в основе которого лежат появления целостных межфункциональных комплексов на основе пространственно-временной близости. Третий тип – иерархический, наиболее сложный. Когда высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с действием элементарных психических процессов.

В случаях нарушенного развития часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельные элементы могут долгое время оставаться в изолированном состоянии, которое своевременно не изменяется на отношения соподчинения. Изоляция оказывает тормозящее влияние на весь ход психического развития.

И.А.Шаповал так описывает специфику формирования межфункциональных связей при дизонтогенезе. Временная независимость функции превращается в ее изоляцию: сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Например, при олигофрении с явлениями гидроцефалии могут быть хорошими механическая память и речь, но возможности их использования очень ограничены нарушением мышления: внешне богатая речь остается на уровне подражательной.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности ЦНС характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает их патологическая фиксация. Ярче всего это проявляется в познавательной сфере в виде инертных стереотипов.

Больше всего страдает развитие сложных межфункциональных связей -

иерархических координаций, что выражается в их недоразвитии, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Например, дети с ЗПР, уже освоив устные простые счетные операции, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.

Четвертый параметр дизонтогенеза определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями, т.е. структурой дефекта. Структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов (нарушений). Приведем определения составляющих структуры дефекта, данные В.М.Сорокиным.

Первичные, или ядерные, нарушенияпредставляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Данная проблема в специальной психологии в настоящее время требует детальной проработки, она сложна и неоднозначна. Существуют две точки зрения на структуру дефекта: 1) понятие «первичный дефект» рассматривается как нарушение, лежащее в основе клинической картины; 2) понятие «первичный дефект» рассматривается как первичное нарушение операции, психической функции.

В литературе встречаются указания на то, что первичными дефектами выступают органические поражения мозга и анализаторных систем. На самом деле, на наш взгляд, подобные нарушения не представляют собой явления психологического порядка и не могут включаться в структуру психологического анализа (М.В. Жигорева, А.М. Поляков, Е.С. Слепович, В.М. Сорокин, И.А. Шаповал и т.д.). Первичные нарушения непосредственно вытекают из биологического характера болезни. Однако речь идет о нарушениях в работе именно психических функций, а не их анатомо-физиологических предпосылок. Например, первичный дефект при нарушении слуха – выпадение или недостаточность слухового восприятия, а не отсутствие слуха!

Нарушенное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.

Вторичные, или системные, нарушения представляют собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Например, вторичным дефектом при нарушении слуха является нарушение речи.

Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, но исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Вторичные нарушения и сохранные функции являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Наличие первичного нарушения автоматически не приводит к появлению вторичных отклонений, формирование которых связано с действием разнообразных механизмов. Одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста. Кроме того, различия во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается.

В результате сочетания первичных и вторичных нарушений формируется сложная картина нарушений, которая с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

С позиций концепции Л.С. Выготского возникновение системных отклонений связано с тем, что любое первичное нарушение препятствует процессу усвоения человеческого опыта социализации, врастанию ребенка в культуру общества, т.к. все социальные институты так или иначе рассчитаны на нормальную, стандартную психофизиологию. Именно это давало ос­нование Л.С. Выготскому рассматривать данные расстройства как «социальный вывих», как феномен выпадения ребенка из культуры, что является подлинной причиной отклонений от нормального хода развития. Трудности в усвоении общечеловеческого опыта могут в известной мере преодолеваться за счет создания обходных путей, установления новых связей с социальным миром при опоре на сохранные возможности ребенка. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что подтверждает реальная психодиагностическая практика. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскировать ядерные расстройства. В подобных случаях не исключена диагностическая ошибка, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть неверные рекомендации относительно характера и направления коррекционной работы.

Третичные, или неспецифические, нарушения-нарушения разных сторон психики, не имеющие непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Иначе говоря, третичные нарушения рассматриваются в ряду индивидуально вариабельных признаков, необязательных для лиц с определенным типом дизонтогенеза. Например, третичным дефектом при умственной отсталости может быть дезадаптация, десоциализация.

В настоящее время в системе специального образования возрос интерес к проблеме оказания помощи детям с множественными нарушениями развития. Термин «множественные нарушения» используется в разных странах, хотя называется по-разному: сложный дефект, сочетанные нарушения, комплексные нарушения, комбинированные нарушения, тяжелые и множественные нарушения и т.д. Объединяет их то, что обозначаются первичные нарушения у одного ребенка, например, слепоглухота (в отличии от термина слепоглухонемота, где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, вызванное глухотой, т.е. вторичный дефект).

Таким образом, любое нарушение развития можно рассматривать с точки зрения его локализации, времени возникновения, характера и возрастной динамики межфункциональных связей, структуры дефекта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...