Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
Задания со свободным кратким ответом
Задания со свободным развёрнутым ответом
Итого
Особенностью заданий, которые используются в данной работе, является их ориентация не только на констатацию сформированности отдельных умений, но и на диагностику качества овла- дения данным умением, а также на выявление недочётов или ошибок учащихся. Эта особенность или реализована при подборе дистракторов (неправильных ответов) для заданий с выбором от- вета, или заложена в шкале и критериях оценивания заданий с кратким или развёрнутым отве- том. Разработанные шкалы оценивания для заданий позволят учителю составить представление о полноте и правильности ответа, об уровне сформированности умения (устойчивом или неустойчи- вом), выявить недочёты в подготовке каждого ученика.
Время выполнения
Для оценки учебной компетентности выпускников начальной школы требуется включение в работу достаточно большого числа разнообразных заданий, построенных на основе разных тек- стов и ситуаций. Одного урока для адекватной оценки учебной компетентности недостаточно. Исследования показывают, что оптимальным временем для достижения поставленной цели, с учё- том возрастных особенностей выпускников начальной школы, является 90 мин. Поэтому на выпол- нение всей комплексной работы отводится 2 урока с перерывом в 10—15 мин. Время выполнения каждой части составляет один урок (40 мин). Выполнение отдельных комплексных заданий зани- мает от 10 до 40 мин.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Комплексные итоговые работы проводятся на основе стандартизированного инструментария, который прошел апробацию на выборке учащихся, представляющих разные типы и виды образо- вательных учреждений, расположенных как в городской, так и в сельской местности (далее — вы- борка стандартизации). В связи с этим можно говорить о нормах выполнения выпускниками на- чальной школы (учащимися 4 класса) как отдельных заданий, так и работы в целом.
Выполнение отдельных заданий оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и ка- чества ответа. Максимальный балл за выполнение задания зависит от его структуры, уровня слож- ности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осу- ществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы.
За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа зада- ний. За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 бал- лов. За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик также может получить от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением сле- дующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не относя- щийся напрямую к данной задаче, задание считается выполненным частично.
Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с раз- вёрнутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в разделе «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы».
Выполнение учащимся работы в целом оценивается итоговым баллом. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика по 100-балльной шкале как процент от максимального балла за выполнение заданий всей работы.
Принятый в статистике минимальный критерий освоения учебного материала находится в пре- делах от 50 до 65% от максимального балла.
В зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику началь- ной школы каждая школа устанавливает свой минимальный балл. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 40% от максимального бал- ла. В этом случае минимальный критерий выполнения комплексной работы составит 20 первичных баллов.
Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учётом полученного балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже задан- ного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой под- готовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных пред- метов в основной школе.
Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный крите- рий освоения учебного материла (от 20 до 37 баллов), то можно сделать вывод о том, что уча- щийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продол- жения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения основных учебных действий. Если ученик набрал от 38 до 50 баллов, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями на повышенном уровне, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
План комплексной итоговой работы
В таблицах 3.1—3.2 приводятся планы двух вариантов комплексных работ для учащихся 4 клас- са с описанием проверяемых умений, основных характеристик заданий (объект оценки, тип зада- ния и максимальный балл за выполнение задания). На основе этого плана формируются отчёты класса и учащихся в процессе обработки результатов выполнения работы.
Вариант 1
Т а блица 3.1
Номер зада- ния
Объект оценки
Тип задания1
Макси- мальный балл
ЧАСТЬ 1
Комплексное задание «Добрый совет»
Находить в литературном тексте информацию, представленную в неяв- ном виде, находить утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста
ВО
Находить в литературном тексте информацию, подтверждающую вы- сказанную мысль
КО
Делать на основе текста простой вывод и находить в тексте слова, его подтверждающие
КО
Строить на основе прочитанного текста речевое высказывание в пись- менной форме
РО
Делать на основе текста простой вывод и находить в тексте слова, его подтверждающие
РО
Находить в литературном тексте информацию, представленную в яв- ном виде
КО
Основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним
ВО
1 Для обозначения типа заданий используются следующие сокращения: ВО — за- дание с выбором ответа, КО — задание с кратким ответом, РО — задание с раз- вёрнутым ответом.
Номер зада- ния
Объект оценки
Тип задания1
Макси- мальный балл
Находить в литературном тексте информацию, представленную в яв- ном и неявном виде
РО
Строить речевое высказывание на основе анализа и интерпретации прочитанного текста в письменной форме
РО
Находить слово, используемое в переносном значении
ВО
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
РО
Применение знаний о том, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы
РО
Сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках по курсу «Окружающий мир» (поиск сходства)
РО
Сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках по курсу «Окружающий мир» (поиск различий)
РО
Осуществлять поиск информации, представленной в явном виде
КО
Осуществлять выбор одного из двух мнений и строить собственное высказывание — приводить аргументы, подтверждающие свой выбор
РО
ЧАСТЬ 2
Комплексное задание «Поездка в Санкт-Петербург»
Анализировать информацию, представленную в текстовой форме и в виде готового решения текстовой задачи
ВО
Решать текстовую задачу, записывать её решение. Контролировать ход решения и оценивать реальность ответа на вопрос задачи
РО
Использовать полученную в ходе решения предыдущей задачи инфор- мацию в новой учебной ситуации. Понимать возможность решения поставленной задачи разными способами
ВО
Находить несколько решений задачи с использованием таблицы. Учитывать в ходе решения одновременное выполнение двух условий
ВО
Интерпретировать текстовую информацию, представлять её в графи- ческой форме
КО
Дополнять таблицу числами, используя самостоятельно установленные отношения между данными величинами и проводя необходимые вы- числения
КО
Комплексное задание «Витамины и здоровье»
Формулировать главную мысль двух текстов (сплошного текста и та- блицы)
РО
Находить в тексте информацию, представленную в явном виде
КО
Находить информацию на основе сопоставления двух текстов
КО
Находить информацию, представленную в явном виде
ВО
Находить в таблице информацию на основе сопоставления двух тек- стов (сплошного текста и таблицы)
ВО
Находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.
Преобразовывать информацию из одной формы (текст) в другую (ри- сунок)
РО
Выбирать оптимальный набор элементов на основе соотнесения ин- формации из разных текстов исходя из заданного условия
ВО
Вариант 2
Т а блица 3.2
Номер зада- ния
Объект оценки
Тип задания
Макси- мальный балл
ЧАСТЬ 1
Комплексное задание «Путешествуйте по городам России»
Находить в информационном тексте информацию, представленную в явном виде
КО
Интерпретировать текстовую информацию и представлять её в виде числового выражения
РО
Осуществлять поиск необходимой информации в разных частях текста
РО
Строить речевое высказывание в письменной форме, опираясь на информацию из текста
РО
Применять знания о родственных словах
КО
Осуществлять поиск необходимой информации в разных частях текста для выполнения учебной задачи
РО
Находить в информационном тексте информацию, представленную в неявном виде, устанавливать временны2е связи между событиями, описанными в тексте
РО
Осуществлять поиск необходимой информации из разных частей тек- ста для выполнения учебной задачи
РО
Находить информацию, представленную в явном виде
КО
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеб- ных заданий
КО
Интегрировать содержащуюся в тексте информацию
КО
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще- ственных признаков
КО
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще- ственных признаков
ВО
Обобщать и интерпретировать содержащуюся в тексте информацию
КО
Строить речевое высказывание в письменной форме, используя зна- ния по истории России
КО
Определять достоверность информации, выявлять противоречивую информацию
РО
Осуществлять сравнение текстов разных жанров, выделяя их особен- ности
РО
Соотносить содержание текста и заданий с изученным учебным мате- риалом
РО
ЧАСТЬ 2
Комплексное задание «Спортивная площадка»
Ориентироваться в пространстве. Использовать информацию, пред- ставленную в виде текста и графически. Учитывая заданные условия, выбирать ответ в ситуации, когда имеется бесконечное число решений
КО
Дополнять таблицу соответствующими числами, используя самосто- ятельно установленные отношения между данными величинами для проведения необходимых вычислений
КО
Номер зада- ния
Объект оценки
Тип задания
Макси- мальный балл
Комплексное задание «Экскурсия»
Устанавливать последовательность событий с учётом заданных усло- вий. Соотносить информацию, представленную в таблице, с жизнен- ной ситуацией
ВО
Планировать ход решения текстовой задачи с косвенной формулиров- кой. Осуществлять самоконтроль результата решения задачи (отвечать на вопрос «Хватит ли?»)
РО
Решать задачу с учётом нескольких заданных условий. Осуществлять самоконтроль хода решения и полученного ответа
КО
Комплексное задание «Минеральные соли»
Определять цель текста
ВО
Находить в тексте информацию, заданную в явном виде
ВО
Находить информацию на основе сопоставления двух текстов
ВО
Устанавливать последовательность событий
КО
Заполнять таблицу по заданному тексту. Преобразовывать информа- цию из одной формы в другую
КО
Применять информацию из текста в изменённой ситуации
РО
2. Рекомендации по подготовке и проведению работы
Специальной подготовки учащихся к выполнению комплексной работы не требуется. В процес- се её выполнения дети должны продемонстрировать то, чему они научились за время обучения в начальной школе. Детей нужно проинформировать о дате проведения работы и об изменении расписания в этот день.
Комплексная работа проводится на основе подготовленных рекомендаций для учителя. Проверка работ учащихся осуществляется в соответствии с рекомендациями по оценке выпол-
нения заданий комплексной работы (см. раздел 3).
После проведения и оценки работ учащихся осуществляется ввод данных в компьютерную программу для обработки результатов в соответствии с инструкцией, которая приложена к про- грамме.
Данные о выполнении работы могут быть представлены в различных формах. Учитель может получить отчёт как по всему классу, так и по каждому ученику.
Рекомендации для учителя по проведению работы
В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:
1. Проведение работы осуществляется в соответствии со сценарием, приведённым ниже.
2. Работа выполняется в буклетах, которые раздаются детям. Не следует предлагать детям сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать её в тетрадь. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо пометки в тексте или расчёты, то предложите это сделать в са- мой работе на полях или на черновике.
3. В процессе работы никто не должен помогать учащимся. Если ученик затрудняется в выпол- нении того или иного задания, педагог может посоветовать ему перейти к следующему заданию.
Сценарий проведения работы
Организационная часть
Перед началом выполнения работы учитель объясняет детям цель работы, раздаёт варианты работы.
Ниже приводится примерный текст, с которым учитель обращается к детям.
Ребята! Сегодня вы будете выполнять работу, цель которой — узнать, умеете ли вы использо- вать знания, полученные вами при изучении разных предметов в школе, для решения проблем, с которыми вы можете встретиться в повседневной жизни.
На выполнение работы отводится два урока с перерывом. Работа состоит из двух частей.
Сейчас я раздам вам тексты работы с заданиями. Не открывайте их до моего разрешения. Для работы вам понадобятся только ручка и карандаш.
Подпишите, пожалуйста, свои работы. Запишите школу, класс, фамилию и имя.
В работе дана инструкция о том, как следует выполнять задания. Давайте вместе прочитаем инструкцию. (Учитель читает инструкцию.)
У вас есть вопросы? (Ответить на вопросы учащихся.)
Выполнение 1-й части
А теперь приступайте к работе. На выполнение заданий первой части вам даётся 40 мин. Внимательно читайте каждое задание и постарайтесь его выполнить как можно лучше. Пожалуйста, начинайте.
За 5 мин до окончания первой и второй части работы необходимо предупредить учащихся.
На выполнение этой части работы у вас осталось 5 мин. Просмотрите задания, которые вы ещё не выполнили. Проверьте также, не пропустили ли вы какое-нибудь задание.
Когда время выполнения первой части закончилось, учитель предупреждает детей.
Время на выполнение заданий первой части закончилось. Остановитесь. Перерыв (длитель- ность перерыва определяется учителем).
Выполнение 2-й части
После перерыва.
Приступайте к выполнению второй части работы. При ее выполнении нельзя возвращаться к первой части работы.
Когда время выполнения второй части закончилось, учитель предупреждает детей.
Время на выполнение заданий второй части закончилось. Сдайте свои работы. Большое спа- сибо за работу!
3. Рекомендации по оценке выполнения заданий
Как было раньше указано, проверка выполнения заданий осуществляется на основе разрабо- танных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы.
За выполнение заданий с выбором одного правильного ответаученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным не- верно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа заданий.
За выполнение заданий с выбором нескольких ответовможет быть выставлено от 0 до 3 баллов.
За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответомученик может получить от 0 до 3 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюде- нием следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не соответствующий поставленной задаче (не связанный с поставленной задачей), задание счита- ется выполненным частично. Баллы за выполнение заданий с кратким и развёрнутым ответом про- ставляются в работу учащегося, в специальные клеточки рядом с номером задания.
Ниже приводятся описания правильных ответов и критерии для оценки выполнения всех зада- ний работы.
ВАРИАНТ 1
Комплексное задание «Добрый совет»
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
1 балл— выбран ответ: 3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф.
0 баллов— другие ответы
1 балл— выписано предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» или
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
— выписан отрывок из текста: «Земля была юной» — и приведено объяснение: «А люди по- явились на Земле не сразу» или
— выписан отрывок из текста: «ледяная тишина окутывала Землю» — и приведено объясне- ние: «А если бы были люди, тишины бы уже не было» или
— выписан отрывок из текста: «скованные вечным льдом» — и приведено объяснение: «В та- кой сильный холод люди не могли выжить».
Примечание: если в трёх последних случаях в ответе приведены только указанные выше ци- таты, а объяснение, почему это доказывает отсутствие людей, не приведено, 1 балл НЕ ста- вится.
0 баллов— другие ответы, например: ответы «Спали ручьи и реки, моря и океаны», «Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал»
1 балл— дан утвердительный ответ, выписаны слова: «прошли многие тысячи лет» — или предложение: «Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла наве- стить знакомое Светило».
0 баллов— другие ответы
2 балла— дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объясне- ние, в своём ответе ученик должен указать на контраст увиденного в первый и во второй раз либо выйти на высокий уровень обобщения (красота всегда поражает).
1 балл— дано правильное объяснение, но нет указания на контраст увиденного в первый и во второй раз, в ответе есть только конкретные примеры того, почему была растрогана Комета, например:
«Потому что она увидела, как красива Земля»;
«Потому что она увидела красоту нашей планеты».
0 баллов— другие ответы
1 балл— выбран утвердительный ответ, приведено доказательство того, что комета побыва- ла в Солнечной системе (доказательство: наличие у кометы шлейфа).
0 баллов— другие ответы
1 балл— записаны слова «Светило», «Солнышко».
0 баллов— другие ответы, например, записано только одно из слов или ни одного
1 балл— выбран ответ: 2) сильно.
0 баллов— другие ответы
2 балла— приведено два примера. Возможные примеры:
1. Пример, связанный с красотой Земли. При этом, если этот пример записан как два от- дельных предложения: 1) «На Земле были зелёные леса и цветущие луга»; 2) «На Земле си- ние реки и озёра, полные воды», учащийся получает только 1 балл.
2. Пример, связанный со шлейфом.
3. Пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем: перестало бояться высо- ты, поднимается над горизонтом и т. д.
1 балл— дан один пример из перечисленных выше.
0 баллов— другие ответы
2 балла— дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объясне- ние. В ответе должна быть отражена идея помощи, понимания проблемы другого или идея изменения характера Солнца (т. е. в ответе есть признаки понимания ребёнком того, что значит «добро», «добрый». Например: «Этот совет был добрым, потому что благодаря ему Солнце изменило свой характер, перестало бояться высоты».
1 балл— дано правильное объяснение, но в ответе указано только на внешние изменения: планета стала красивее, Земля стала обитаемой и красивой — либо по содержанию ответ схож с ответом на 2 балла, но при этом есть погрешности в оформлении высказывания: объ- яснение приведено в виде обрывочных фраз.
0 баллов— другие ответы
1 балл— выбран ответ: 3) ледяная тишина.
0 баллов— другие ответы
3 балла— правильно выполнены все три части задания: правильно указана часть речи слова в тексте (имя существительное); указано, что слово может быть глаголом; приведён пример. 2 балла— правильно выполнены только две первые части задания.
1 балл— правильно выполнена только одна первая часть задания.
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
0 баллов— другие ответы.
Примечание: если во второй части, кроме слова «глаголом», написано ещё и слово «наречи- ем», вычитается 1 балл. Если во второй части написано «прилагательным», а в третьей части записан пример, в котором слово «светило» является глаголом, ни за вторую, ни за третью часть баллы не даются
2 балла— приведено два любых случая из пяти возможных: 1) начало предложения; 2) когда это слово является именем собственным; 3) в значении «планета»; 4) в сказках как имя геро- ини сказки; 5) название текста.
1 балл— приведён один из указанных выше случаев.
0 баллов— другие ответы.
Примечание: если в качестве ответов приведены только цитаты из текста и нет указания на правило (в начале предложения и т. д.), баллы не даются
Возможны следующие примеры:
1. Солнце — источник света, к нему тянется всё живое.
2. К полудню Солнце находится в точке зенита.
3. Если Солнце низко над горизонтом — на Земле низкая температура (холодно), если высо- ко над горизонтом — жарко.
4. У комет при приближении к Солнцу появляется серебряный хвост.
2 балла— приведено два примера.
1 балл— приведён один пример.
0 баллов— другие ответы
Возможны следующие примеры:
1. Не Солнце проходит путь от востока на запад, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
2. Упоминается о середине неба, которой не существует.
3. Говорится, что «оттаяли ветры», ветры замёрзнуть не могут.
4. Земля в самом начале своей жизни была не куском льда, а раскалённым шаром.
1 балл— приведён один пример, указывающий на несовпадение сведений, полученных на уроках по курсу «Окружающий мир» и содержащихся в данной сказке.
0 баллов— другие ответы, например записано: «Солнце не может бояться высоты», «Солнце и кометы не могут разговаривать»
2 балла— выписаны все три состояния: твёрдое — лёд, жидкое — вода, газообразное — пар.
1 балл— указаны два состояния воды.
0 баллов— другие ответы
Возможные доказательства того, что прочитанный текст является сказкой:
1. Солнце и Комета разговаривают. (Солнце и кометы не разговаривают.)
2. Комета плачет.
3. Героями являются Солнце, кометы, ветры.
4. Встречаются слова, не характерные для научно-популярного текста, но свойственные сказке.
5. Солнце не может бояться.
6. Земля вначале была раскалена.
3 балла— отмечено, что права Катя, и приведено два доказательства.
2 балла— отмечено, что права Катя, и приведено одно доказательство.
1 балл— отмечено, что прав Миша, и приведено оригинальное, но разумное доказательство (например, «Это не сказка, а легенда о происхождении Земли», «На самом деле так и было, просто здесь написано сказочным языком») или приведено одно доказательство в пользу Кати и одно разумное доказательство в пользу Миши.
0 баллов— другие ответы. Например, отмечено, что прав Миша, и приведённые объяснения не доказательны или если отмечено, что права Катя, но нет объяснений
Комплексное задание «Поездка в Санкт-Петербург»
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
1 балл— выбран ответ: 3) 2754 р.
0 баллов— выбран любой другой ответ или ответ не указан
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
2 балла— записано решение 2754 : 6 = 459 и получен правильный ответ: 459.
1 балл— записано действие 2754 : 6, но получен неправильный ответ или верно найдена шестая часть той стоимости детского билета, которая была ошибочно получена при ответе на задание 1.
0 баллов— все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1—2 балла (на- пример, записан только ответ 459)
2 балла— отмечены только два верных ответа (первый и второй).
1 балл— отмечен только один верный ответ.
0 баллов— все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1—2 балла
2 балла— отмечены три правильных ответа (рейсы 145, 873, 127), т. е. соблюдены оба условия: вылет из Москвы после 18 ч, прилёт в Санкт-Петербург не позднее 22 ч.
1 балл— отмечены 2 правильных ответа, соблюдены оба условия, при этом не указаны не- верные ответы.
0 баллов— все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1—2 балла
2 балла— время прилёта отмечено верно, соблюдены оба условия: пометка сделана в гра- фе «следующие сутки», между числами 18 и 24.
1 балл— время прилёта отмечено, но выполнено только одно условие.
0 баллов— все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1—2 балла
2 балла— правильно заполнены три пустые клетки таблицы.
1 балл— правильно заполнены любые две пустые клетки таблицы.
0 баллов— все остальные случаи, которые не описаны в критериях на 1—2 балла.
Продукты
Москва
Санкт- Петербург
Где дороже?
На сколько руб- лей дороже?
Газированная вода (1 литр)
Санкт- Петербург
На 3 р.
2 бутерброда с колбасой
Москва
На 8 р.
Пицца
Санкт- Петербург
На 16 р.
4 пирожных
Москва
на 12 р.
Комплексное задание «Витамины и здоровье»
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
В названии текста должно содержаться указание:
1) на процесс открытия (или изучения, или исследования) витаминов и
2) на объект — витамины.
Примеры правильных ответов: «Как открыли витамины», «Витамины и их открытие», «Как учёные открыли витамины», «Человечество узнаёт о витаминах», «Изучение витаминов»,
«История изучения витаминов» и др.
В названии таблицы должно содержаться указание на взаимосвязь:
1) витаминов и
2) продуктов питания.
Примеры правильных ответов: «Витамины в продуктах питания», «Витамины в продуктах рас- тительного и животного происхождения», «Разные продукты и витамины», «В каких продуктах больше всего витаминов?» и др.
2 балла— приведены названия для текста и таблицы.
1 балл— приведены названия текста и таблицы, но верное название дано только для одно- го объекта (в названии приведены оба элемента). Для второго объекта название сформули- ровано в обобщённом виде, например «Витамины», «О витаминах» и т. п.
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
ИЛИ
Приведено название только для одного из объектов и оно является верным (содержащим оба элемента названия).
ИЛИ
Приведены названия для обоих объектов, но оба названия сформулированы лишь в обоб- щённом виде (с указанием только одного из элементов).
0 баллов— другие ответы
Правильный ответ
Первая группа питалась «искусственной пищей, составленной из всех известных частей мо- лока» (допускается — «искусственной пищей»).
Вторая группа питалась «натуральным молоком» (допускается — «натуральной пищей»).
2 балла— указаны оба ответа.
1 балл— указан только один любой ответ.
0 баллов— другие ответы
1 балл— правильный ответ — В1.
0 баллов —другие ответы
1 балл— выбран ответ: 3) А.
0 баллов— другие ответы
1 балл— выбран ответ: 2) апельсины и морковь.
0 баллов— другие ответы
Правильный ответ
1) Записано название витамина С (на плакате или в работе);
2) нарисовано (или записаны названия) не менее двух фруктов или овощей, содержащих витамин С (шиповник, чёрная смородина, земляника, апельсины, лимоны, капуста);
3) явно или неявно показано, для чего предназначен витамин (символически изображена простуда и зачёркнута, или, напротив, подчёркнуто отсутствие болезни, или написаны слова, соответствующие назначению витамина, например, «защищает от простуды»).
3 балла— верно указаны (изображены) все три элемента ответа (плаката).
2 балла— верно указаны (изображены) только два элемента ответа (плаката).
1 балл— верно указан (изображён) только один элемент ответа (плаката).
0 баллов— другие ответы
Правильный ответ
Оптимальный выбор:
салат из капусты с морковью; котлеты из печени с рисом и яйцами; апельсиновый сок.
В правильном ответе не должны содержаться: салат из огурцов и зелени;
куриная котлета с фасолью; сладкий чай.
3 балла— указаны правильно блюда из трёх групп. Ответ принимается, если указаны блю- да, не входящие в исключённые.
2 балла— указаны правильно блюда из двух групп. Ответ принимается, если указаны блю- да, не входящие в исключённые.
1 балл— указано правильно блюдо только из одной группы. Ответ принимается, если ука- заны блюда, не входящие в исключённые.
0 баллов— другие ответы
ВАРИАНТ 2
Комплексное задание «Путешествуйте по городам России»
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
1 балл— дан ответ: 1152 год.
0 баллов— другие ответы
2 балла— записано выражение 1152 – 5 = 1147 или 1152 – 5.
1 балл— записано выражение «Юрьев-Польский всего на пять лет моложе Москвы» или
«Юрьев-Польский почти ровесник Москвы, город всего лишь на пять лет младше».
Номер задания
Правильный ответ или критерии оценивания
0 баллов— другие ответы.
Например, записано выражение 1152 + 5 = 1147 или 1152 + 5 или сделана запись: «1147 — год основания Москвы»
Пример правильного ответа-объяснения:
1) город назван Польским, то есть «стоящим на полях» (центр богатого ополья);
2) несмотря на второе слово «Польский», к Польше оно никакого отношения не имеет. В дан- ном случае прилагательное образовано от слова «поле».
2 балла— приведены оба объяснения.
1 балл— приведено одно из объяснений.
0 баллов— другие ответы.
Примечание: ответы «стоящий на полях» и «центр богатого ополья» НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ как разные ответы: ответ «центр богатого ополья» оценивается одним баллом, только если он приведён вместо цитаты «город назван Польским, то есть „стоящим на полях“»
1 балл— приведено объяснение, в котором указывается на существование ещё одного города Юрьева (южного, приднепровского): чтобы различать эти два города, и возникла не- обходимость второй части названия.
0 баллов— другие ответы
1 балл— записаны слова «поле, ополье, полевой, полюшко».
0 баллов— другие ответы, например, записано меньше двух слов или в числе слов записа- ны слова «польский, Польша, подпольный».
Примечание: в связи с тем что в некоторых учебниках слово поляна рассматривается как родственное слову поле, этот ответ (поляна) засчитывается как правильный, несмотря на то что, строго говоря, родственными эти слова не являются
Правильные объяснения дат:
1) 1234 год — построен Георгиевский собор (основан Михайло-Архангельский монастырь);
2) 1382 год — город разорялся монголо-татарским нашествием (нашествие монголо-татар);
3) середина XVII века — начался экономический рост города.
3 балла— приведены правильные объяснения трёх дат. 2 балла— приведены прави