Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение литературного текста. Работа с информацией


При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— соотносить предложенные утверждения с содержанием прочитанного текста;

— находить в литературном тексте необходимую информацию, данную в неявном виде;

— выбирать утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

С заданием успешно справились, проявив при этом владение указанными выше умениями, большинство четвероклассников — 74%. Анализ ответов показывает, что 26% учащихся выбрали неправильный ответ: «Мудрая Комета никогда в жизни не видела своего отражения», не обратив внимания на предложение: «Я, кажется, помолодела!» — подумала Мудрая Старая Комета и тут увидела своё отражение в одном из океанов Земли». По всей видимости, эти учащиеся, испыты- вая трудности с поиском информации, заданной в тексте в неявном виде, не обращают внимания на имеющуюся в тексте информацию.

 

Задание 2

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— находить в литературном тексте информацию, подтверждающую высказанную мысль;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить логическое рассуждение, включающее установленные причинно-следственные связи.

Для ответа учащиеся могли воспользоваться несколькими способами работы. Во-первых, они могли бы найти в тексте предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» — и выписать его, для этого они должны были обратить внимание на содержащееся в этом предложении слово «безлюдной». Во-вторых, они могли обратить внимание на другие пред- ложения текста, косвенно указывающие на отсутствие людей, выписать эти предложения и при- вести объяснение того, как эти предложения указывают на отсутствие людей. Например, учащиеся могли выписать такие фрагменты текста: «земля была юной» — и привести объяснение: «а люди появились на земле не сразу»; «ледяная тишина окутывала землю» и объяснение: «а если бы были люди, тишины бы уже не было»; «скованные вечным льдом» и объяснение: «в такой сильный холод люди не могли выжить».

Анализ данных показывает, что 75% учащихся успешно справились с заданием, а 25% учащих- ся оказались не очень внимательными читателями.

 

Задание 3

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— осуществлять поиск необходимой для выполнения учебного задания информации;

— обращать внимание на содержащиеся в тексте детали;

— делать на основе имеющейся в тексте информации простой вывод и находить подтвержда- ющие его слова.

69% учащихся согласились с содержащимся в вопросе утверждением, обратив внимание на имеющееся в тексте предложение: «Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило» — и выписав это предложение полностью или его фрагмент

«прошли многие тысячи лет». 30% учащихся не справились с заданием. Можно указать на две воз- можные причины этого: либо учащиеся не обратили внимания на указанное предложение, либо не проявили, опираясь на имеющиеся у них общие жизненные представления, понимания того, что фраза «прошли многие тысячи лет» означает, что совет был дан давно.

 

Задание 4

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— соотносить информацию, данную в разных частях текста;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить на основе прочитанного речевое высказывание в письменной форме.

Пятая часть учащихся (21%) смогли построить связное монологическое высказывание, содер- жащее правильное объяснение, указав на контраст того, что увидела Комета в первый и во второй раз, часть этих учащихся в своих ответах вышли на высокий уровень обобщения: «красота всегда поражает». 61% учащихся в своих ответах не указали на контраст увиденного Кометой в первый и во второй раз, но привели конкретные примеры того, почему была растрогана Комета, например:


 

 

«потому что она увидела, как красива Земля», «потому что она увидела красоту нашей планеты». 16% учащихся не справились с этим заданием. Одной из возможных причин может быть неумение этих учащихся удерживать и соотносить информацию, предложенную в разных частях текста.

 

Задание 5

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— устанавливать причинно-следственные связи;

— делать на основе текста вывод и найти слова, его подтверждающие.

Чтобы справиться с заданием, учащиеся должны были обратить внимание на предложение:

«И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок — длинный сияющий шлейф» — и сде- лать вывод о том, что наличие у кометы шлейфа доказывает, что комета побывала в Солнечной системе. 67% учащихся проделали эту работу, дали утвердительный ответ на вопрос задания и привели нужные доказательства. 31% учащихся не справились с заданием, они не смогли связать наличие шлейфа с фактом посещения кометами Солнечной системы.

 

Задание 6

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде;

— находить в тексте синонимы к заданному слову;

— приводить несколько примеров.

Анализ данных показывает, что 90% учащихся успешно справились с заданием, они нашли и выписали оба слова: «светило» и «Солнышко». 9% учащихся не смогли справиться с заданием в полном объёме.

 

Задание 7

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— при подборе к слову синонима опираться на общее понимание текста;

— учитывать именно то значение, в котором слово употреблено в данном предложении;

— выбирать из предложенных вариантов контекстный синоним.

65% учащихся смогли понять, что слово «отчаянно» в данном контексте обозначает «сильно». 22% не справились с заданием, выбрав слово «бесстрашно». Эти учащиеся работали с основным значением слова «отчаянно», а не с тем, в котором оно употреблено в заданном предложении. Одной из возможных причин может быть недостаточный опыт работы с контекстными синонимами, неумение учащихся всматриваться в оттенки значений слов при использовании их в предложении.

 

Задание 8

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;

— находить в тексте и записать два примера, иллюстрирующие данное в вопросе утверждение;

— демонстрировать общее понимание текста.

В ответе учащиеся должны были привести два примера из следующих возможных:

1) пример, связанный с красотой Земли: «На Земле были зелёные леса и цветущие луга» («На Земле синие реки и озёра, полные воды»);

2) пример, связанный со шлейфом;

3) пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем: перестало бояться высоты, поднимается над горизонтом и т. д.

46% учащихся справились с заданием в полном объёме, 41% учащихся справились с заданием ча- стично: эти учащиеся привели только один пример, 11% не смогли справиться с заданием: их ответы не содержали примеры чудес, о которых могла рассказать Комета. По всей видимости, одной из трудностей является выполнение составного задания, подбор двух примеров.

 

Задание 9

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— понимать общую идею текста;

— на основе анализа и интерпретации прочитанного текста строить письменное монологиче- ское высказывание;

— при ответе на вопрос актуализировать имеющиеся морально-этические представления.

35% учащихся смогли объяснить, почему совет, который Комета дала Солнцу, можно назвать добрым. В их высказываниях содержалось правильное объяснение, отражающее идею помощи,


 

 

понимания проблемы другого или идею изменения характера Солнца, ответы этих учащихся сви- детельствуют о том, что они понимают, что значит добро, добрый, например: «Этот совет был доб- рым, потому что благодаря ему Солнце изменило свой характер, перестало бояться высоты». 41% учащихся частично справились с заданием, в ответах этих учащихся указано только на внешние изменения: планета стала красивее, Земля стала обитаемой и красивой, или по содержанию их ответ схож с ответом на 2 балла, но при этом есть погрешности в оформлении высказывания: объяснение приведено в виде обрывочных фраз. 20% учащихся не смогли объяснить, почему со- вет можно назвать добрым. Причиной этого является непонимание ими общей идеи текста.

Задание 10

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— анализировать значения предложенных словосочетаний;

— находить словосочетание, в котором одно из слов использовано в переносном значении;

— оценивать особенности употреблённых в тексте языковых средств.

70% учащихся правильно справились с заданием, выбрав словосочетание «ледяная тишина», 22% учащихся выбрали ответ «глубокие расселины», основную трудность для них представляет внимательное отношение к использованным в тексте языковым средствам.

Задание 11

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— использовать знания о частях речи;

— проявлять гибкость мышления;

— адекватно использовать речевые средства для выполнения поставленной задачи;

— выполнять несколько частей многокомпонентного задания.

75% учащихся выполнили все три части задания: правильно указали часть речи слова «свети- ло» в тексте (имя существительное), указали, что слово «светило» может быть глаголом, привели пример предложения, включив в него глагол «светило». 19% учащихся справились с заданием ча- стично: 13% выполнили две части задания, 6% — только одну часть. 5% учащихся не смогли спра- виться с заданием даже на минимальном уровне — они допустили ошибки в определении части речи слова «светило» в тексте. Проблема этих учащихся заключается в неумении применить полу- ченные на уроках русского языка знания при работе с текстом.

Задание 12

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— актуализировать знания о том, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы;

— применять актуализированные знания при работе с текстом;

— адекватно использовать речевые средства для решения предложенного задания.

64% учащихся справились с этим заданием в полном объёме: они привели два случая из ряда возможных: 1) начало предложения; 2) использование этого существительного как имени собствен- ного (использование этого слова в значении «планета»; в сказках как имя героини сказки); 3) на- звание текста. 24% справились с заданием частично, приведя только один пример. 10% учащихся не справились с заданием. Трудность для этих учащихся представляет использование знаний, по- лученных на уроках русского языка, при выполнении заданий, связанных с работой с текстом.

Задание 13

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках окружающего мира;

— осуществлять сравнение по заданным критериям: найти именно сходство;

— работать с несколькими источниками информации — текст и имеющийся запас знаний;

— приводить несколько примеров.

29% учащихся смогли справиться с этим сложным заданием в полном объёме. В своих отве- тах эти учащиеся привели два примера совпадений текстовой информации и знаний по предмету

«Окружающий мир» из нескольких возможных: 1) Солнце — источник света, к нему тянется всё живое; 2) к полудню Солнце находится в точке зенита; 3) если Солнце низко над горизонтом — на Земле низкая температура (холодно), если высоко над горизонтом — жарко; 4) у комет при при- ближении к Солнцу появляется серебристый хвост.

35% учащихся справились с заданием частично, приведя только один пример. 29% учащихся не справились с заданием, их ответы не указывали на сходство текстовой информации и знаний по окружающему миру. Проблема этих учащихся заключается в неумении интегрировать знания из разных источников, сравнивать их, устанавливать сходство.


 

 

Задание 14

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках окружающего мира;

— осуществлять сравнение по заданным критериям: найти именно различие;

— работать с несколькими источниками информации — текст и имеющийся запас знаний.

С заданием справились 37% учащихся. В ответах этих учащихся был приведён один из ряда возможных примеров: 1) не Солнце проходит путь от востока на запад, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси; 2) упоминается о середине неба, которой не существует; 3) говорится, что «оттаяли ветры», ветры замерзнуть не могут; 4) Земля в самом начале своей жизни была не куском льда, а раскалённым шаром. 53% учащихся дали неправильный ответ, который не содер- жал различия знаний по предмету «Окружающий мир» и фактов, приведённых в тексте. Некоторые из этих учащихся указывали на особенности данного текста — сказка, обращая внимание на то, что Солнце и кометы не могут разговаривать, но данный пример не связан с сравнением знаний по окружающему миру с содержанием текста. 10% учащихся не приступили к выполнению этого задания, почувствовав его объективную сложность.

Задание 15

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— использовать знания, полученные на других предметах, при работе с текстом;

— осуществлять поиск информации, представленной в явном виде;

— соотносить имеющиеся знания с найденной в тексте информацией.

58% учащихся выполнили задание в полном объёме, в своих ответах они указали на то, что в тексте встречается упоминание трёх состояний воды: твёрдое — лёд, жидкое — вода, газообраз- ное — пар. 22% учащихся выполнили задание частично — в их ответах указано на два состояния воды. 16% не справились с заданием, они указали только на одно состояние воды, о котором упо- минается в тексте, или дали неверный ответ. Проблема учащихся, которые не справились с зада- нием, связана с неумением применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации, соотнести знания по предмету с содержанием анализируемого текста.

Задание 16

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и обще- учебные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— выбирать одно из двух мнений;

— приводить аргументы, подтверждающие сделанный выбор.

42% учащихся справились с заданием в полном объёме, они определили, что права была Катя, и привели два доказательства того, что прочитанный текст является сказкой, из ряда возможных:

1) Солнце и Комета разговаривают (Солнце и кометы не разговаривают); 2) комета плачет; 3) геро- ями являются Солнце, кометы, ветры; 4) встречаются слова, не характерные для научно-популярно- го текста, но свойственные сказке; 5) Солнце не может бояться; 6) Земля вначале была раскалена. 41% учащихся справились с этим заданием частично: 28% отметили, что права Катя, и привели одно доказательство, 13% отметили, что прав Миша, и привели оригинальное, но разумное дока- зательство, например: «Это не сказка, а легенда о происхождении Земли», «На самом деле так и было, просто здесь написано сказочным языком», или привели одно доказательство в пользу Кати

и одно разумное доказательство в пользу Миши.

15% не справились с заданием: не привели объяснений, почему права Катя, или отметили, что прав Миша, но приведённые объяснения недоказательны. Проблемы этих учащихся связаны с не- умением оценить предложенные высказывания, привести доказательства истинности выбранного высказывания.

 

Комплексное задание «Поездка в Санкт-Петербург». Решение учебно-практических задач

Задание 1

При выполнении этого задания требовалось продемонстрировать владение следующими пред- метными (по математике) и общеучебными умениями:

— соотносить сюжетную ситуацию и математические отношения, записанные с помощью чис- ловых равенств;

— сравнивать величины (суммы денег);

— используя жизненный опыт, анализировать информацию, представленную в текстовой форме и в виде готового решения математической задачи.

С заданием успешно справились, проявив при этом владение указанными выше умениями, большинство четвероклассников — 60%. Остальные 40% не справились с заданием. Анализ от-


 

 

ветов учащихся показал, что около 34% не смогли разобраться в жизненной ситуации и соотне- сти две формы представления информации (в виде текста и в виде математических равенств). Возможно, что одной из причин этого является недостаточный жизненный опыт учащихся.

 

Задание 2

При решении этой задачи учащиеся должны были показать владение следующими предметны- ми и общеучебными умениями:

— находить долю числа;

— оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

С задачей успешно справились, проявив при этом владение указанными выше умениями, боль- шинство четвероклассников — 70%, из них около 10% верно нашли шестую часть от той оши- бочной стоимости билета, которую они получили при ответе в задании 1. Допущенные ошибки в основном объясняются неумением ученика удержать учебную задачу. Вместо того чтобы найти в соответствии с вопросом задачи шестую часть стоимости детского билета, т. е. разделить 2754 на 6, он мог, например, разделить 13 620 на 6 (найти шестую часть общей стоимости билетов) или умножить 2754 на 2 (узнать стоимость двух детских билетов).

 

Задание 3

При выполнении этого задания учащиеся должны были показать владение комплексом пред- метных и общеучебных умений:

— составлять выражение для решения текстовой задачи;

— находить два способа решения текстовой задачи;

— использовать полученную ранее (в ходе решения предыдущей задачи) информацию в новой ситуации;

— понимать возможность решения поставленной задачи разными способами.

Большинство учащихся (64%) полностью справились с задачей, т. е. сумели указать два разных способа её решения, проявив умение успешно разобраться в жизненной ситуации, описанной в задании 1. Около 28% сумели найти только один из возможных способов решения. Возможными причинами являются: установка на поиск единственного решения («как на уроке»); неправильное понимание задания (дети выбирают третье решение, в котором указана цена обратных билетов, а требуется узнать стоимость билетов туда и обратно).

 

Задание 4

При решении этой задачи учащиеся должны были показать владение следующими предметны- ми и общеучебными умениями:

— сравнивать величины: время начала (окончания) события (отправления, прибытия рейса) с заданным значением времени;

— использовать данные, представленные в форме таблицы, для получения информации, необ- ходимой для решения задачи;

— находить несколько решений задачи;

— осуществлять самоконтроль: проверять в ходе решения задачи одновременное выполнение двух условий — указанных времени отправления и времени прибытия рейса.

Владение этими умениями показали подавляющее большинство четвероклассников — 79%, вы- брав из таблицы три возможных рейса. Правильное выполнение задания характеризует способ- ность ученика применять знания о времени и единицах его измерения в нестандартной ситуации. Около 16% дали неполный ответ — сумели выбрать только один или два рейса, т. е. не сумели в полной мере осуществить самоконтроль при анализе таблицы с рейсами самолётов. 5% детей с заданием не справились.

 

Задание 5

При выполнении этого задания требовалось применить следующие предметные и общеучебные умения:

— ориентироваться во времени (включая понимание смысла понятия «сутки»);

— находить и отмечать положение точки на числовом отрезке (шкале);

— интерпретировать текстовую информацию и представлять её в графической форме, учиты- вая два условия задачи — день прибытия и время прилёта.

Задание выполнили подавляющее большинство четвероклассников — 80%. Около 9% не смог- ли полностью контролировать себя при выполнении задания и сумели учесть только одно из усло- вий. 9% учащихся не смогли выполнить задание.

 

Задание 6

При заполнении таблицы, предложенной в задании, учащиеся должны были применить следую- щие предметные и общеучебные умения:

— понимать информацию, представленную в форме таблицы;


 

 

— решать задачу на кратное сравнение (в случае прямой и косвенной формулировки условия);

— находить неизвестный компонент сложения;

— выполнять вычисления в пределах ста и в случаях, сводимых к вычислениям в пределах ста;

— соотносить информацию, представленную в текстовой форме и в форме таблицы. Полностью справились с заполнением трёх пустых клеток таблицы большинство четверокласс-

ников — 70%. Ещё 20% частично справились с заданием, заполнив верно две клетки таблицы. Ошибки в выполнении задания указывают на то, что четвероклассникам трудно переключать вни- мание с решения одной задачи (одна строка таблицы) на другую (другая строка таблицы), нахо- дить неизвестный компонент арифметического действия.

 

Комплексное задание «Витамины и здоровье». Чтение научно-популярных текстов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...