Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура учредительных документов

Учредительный договор (заключается):

  • наименование коммерческой организации;
  • место нахождения;
  • цели деятельности;
  • предмет деятельности;
  • порядок управления деятельностью;
  • размер и состав уставного фонда;
  • размер и порядок изменения доли каждого участника;
  • размер, состав, сроки и порядок внесения участниками вкладов в уставный фонд;
  • ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Устав (утверждается):

  • наименование, место нахождения, цели и предмет деятельности;
  • порядок управления деятельностью;
  • размер и состав уставного фонда;
  • размер и порядок изменения доли каждого участника, размер, состав, сроки и порядок внесения участниками вкладов в уставный фонд (для обществ);
  • ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов (для обществ);
  • категории акций, их номинальная стоимость и количество, права акционеров, порядок реорганизации и ликвидации общества (для акционерных обществ);
  • размер паевых взносов, состав и порядок их внесения (для производственных кооперативов);
  • характер и порядок трудового участия членов коллектива, ответственность членов производственного кооператива за нарушение обязательств по внесению взносов, ответственность членов кооператива за нарушение обязательств по трудовому участию;
  • порядок распределения прибыли и убытков кооператива, размер и условия ответственности членов кооператива по долгам кооператива;
  • ответственность собственника (для унитарного предприятия);
  • порядок распределения прибыли и убытков.

После разработки учредительных документов проводится общее собрание, о чем составляется соответствующий протокол:

  • Избрание председателя и секретаря собрания;
  • Создание юридического лица;
  • Определение первоначального взноса в уставный фонд;
  • Внесение долей в уставный фонд;
  • Утверждение устава юридического лица;
  • Избрание директора предприятия и его заместителя.

Управление коммерческими организациями осуществляется в зависимости от организационно-правовой формы предпринимательской структуры:

1) Полное товарищество - управление осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник имеет один голос и вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел товарищества.

2) Коммандитное товарищество - управление деятельностью осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами товарищества, но могут выступать от его имени по доверенности.

3) Акционерные общества (АО): высший орган управления – собрание

акционеров. При численности акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор), осуществляет текущее руководство деятельностью АО, подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

4) Общество с ответственностью (ООО и ОДО): высший орган управления – общее собрание участников. Исполнительный орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор), осуществляет текущее руководство деятельностью ООО (ОДО), подотчетен совету директоров и общему собранию участников.

5) Производственный кооператив: высший орган управления – общее собрание его членов. Исполнительный орган - правление и (или) председатель - осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива, подотчетен наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

6) Унитарное предприятие (УП): управление УП осуществляет руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетный.

 

Вопрос 4. Порядок открытия и закрытия расчетного счета в банке.

Взаимоотношение банков с клиентами строятся на договорной основе. При этом базовым является договор текущего (расчетного) банковского счета. В соответствии с договором банк получает право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов.

По текущему (расчетному) банковскому счету банк осуществляет следующие операции:

§ зачисление на счет денежных средств, поступивших на имя его владельца;

§ перечисление со счета денежных средств иным лицам, в том числе банку;

§ выдачу со счета наличных денежных средств;

§ иные операции, предусмотренные законодательством и договором.

Банк также открывает клиентам – юридическим лицам следующие счета:

§ временные:

- для строительства объекта на срок до ввода его в эксплуатацию;

- учредителю создаваемой коммерческой организации, уполномоченному другими учредителями,

- для формирования ее уставного фонда;

- уже созданной коммерческой организации – для увеличения размера ее уставного фонда;

§ благотворительные – для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований;

§ карт-счета – для отражения операций, осуществляемых с использованием банковских пластиковых карточек;

§ счета для размещения депозитов – в целях хранения и получения юридическими лицами дохода на срок или до востребования;

§ счета по учету кредитов;

§ текущий (расчетный) счет для размещения депозитов, специальные счета для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты (иностранная валюта должна быть использована в течение 7 рабочих дней)и другие счета в иностранных валютах;

§ бюджетные счета для получения и использования средств республиканских и местных бюджетов;

§ депозитные счета для хранения денежных средств под проценты.

Субъекты хозяйствования могут открывать несколько счетов, причем в разных банках, и каждый из этих банков будет обслуживающим по отношению к субъекту хозяйствования в соответствии с заключенным с ним договором на расчетно-кассовое обслуживание. При наличии у юридического лица (предпринимателя) нескольких текущих банковских счетов в разных банках одним из банков по выбору субъекта хозяйствования устанавливаются лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, а также дается разрешение на проведение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь).

При расчетах между субъектами хозяйствования выдача наличных денег из касс банков будет производиться в размере не более 300 базовых величин в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, подразделению, предпринимателю. При этом предпринимателям наличные деньги из касс банков на указанные расчеты будут выдаваться за вычетом суммы, использованной на эти цели из выручки (п. 1.11 постановления Правления Нацбанка от 21.09.2009 N 155 (далее - Постановление N 155).

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2009 г. N 40 «Об открытии банковских счетов» был введен новый порядок открытия счетов в банках Республики Беларусь.

В соответствии с п. 2.3. Декрета N 1 юридические лица, индивидуальные предприниматели для открытия текущих (расчетных) счетов представляют в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию следующие документы:

· заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

· копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

· копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

· карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица (далее - банковская карточка), индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются.

На практике возникают вопросы по поводу предоставления в банк документов, подтверждающих полномочия директора и бухгалтера или иного лица имеющего право подписи, для заверения подлинности подписи соответствующих должностных лиц на карточке. Требование банков о предоставлении таких документов вполне уместно, так как в данном случае предоставляются не дополнительные документы для открытия счетов, а документы, подтверждающие полномочия должностных лиц юридического лица (приказ директора о вступлении в должность, контракт)

В соответствии с п. 7 Постановления № 40 для проведения расчетов с денежными средствами, находящимися на банковских счетах, оформляются карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (далее - карточка с образцами подписей и оттиска печати). Следовательно, лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей являются, исключительно, должностные лица юридического лица-резидента. При этом владельцем счета является непосредственно юридическое лицо (исключая случаи открытия временного счета для формирования уставного фонда физическим лицом).

Лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей и оттиска печати обычно являются директор, заместитель директора (однако для этого должен быть издан соответствующий приказ о предоставлении права подписи на карточке), бухгалтер и иные лица которым предоставлено такое право (т.е. есть соответствующий приказ, а также это соответствует его должностным обязанностям). При этом для подтверждения полномочий должностного лица субъекта хозяйствования достаточно предъявить должным образом оформленный контракт либо трудовой договор.

На основании статьи 18 и 19 Закона Республики Беларусь № 226-З от 22.07.2003 резиденты и нерезиденты вправе открывать в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь счета в белорусских рублях и любой иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком, в порядке, определяемом Национальным банком.

Резиденты могут открывать счета в иностранной валюте и белорусских рублях в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь при соблюдении порядка и условий, устанавливаемых Национальным банком, с учетом положений, предусмотренных частью второй настоящей статьи (в ред. Закона Республики Беларусь от 03.06.2009 N 22-З)

Не требуется получения разрешения Национального банка на открытие счетов в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь физическими лицами - резидентами в период их проживания (нахождения) за пределами Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.06.2006 N 137-З).

Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала разработана в соответствии со статьями 26, 33 Банковского кодекса Республики Беларусь, статьей 21 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" и устанавливает единый порядок получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами разрешений Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, на открытие ими счетов за пределами Республики Беларусь, а также определяет порядок представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала (в ред. постановления Правления Нацбанка от 01.07.2008 N 87).

Открытие банковских счетов нерезидентам Республики Беларусь в белорусских рублях и иностранной валюте, а также резидентам Республики Беларусь в иностранной валюте осуществляется в порядке, установленном Постановлением № 40 и Постановлением Правления Нацбанка № 42 от 07. 04. 2009 г. «О внесении дополнения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72». На каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Открытие нескольких текущих счетов в иностранных валютах в различных банках допускается с разрешения Нацбанка. Если же планируется открытие специального счета в иностранной валюте, то необходимо будет представить документы:

· дубликат извещения о присвоении УНП (который надо будет заказать в ИМНС);

• нотариально заверенную копию учредительных документов;

• карточку с образцами подписей и оттиска печати, также заверенную нотариально.

Чтобы сэкономить время, целесообразно предварительно заглянуть в свой банк (или на сайт банка) и взять пакет документов на открытие счета, а также узнать тарифный план банка (если заполнять все документы сразу в банке, то это, как правило, занимает больше времени).

Банки закрывают счета клиентам при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по счету, задолженность Фонду социальной защиты населения и Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах»:

- по заявлению владельца счета, собственника;

- в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о перерегистрации, новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом;

- при ликвидации после завершения работы ликвидационной комиссии;

- при отсутствии средств на текущем счете или записей по счету в течение трех месяцев, на специальных счетах – до одного года;

- -при отмене решения о государственной регистрации;

- при переходе на обслуживание в другой банк (все документы по открытию счета передаются клиенту).

В Республике Беларусь зарегистрировано более 30 банков и несколько представительств иностранных банков. Банки могут оцениваться как количественно (по размеру капитала и валюты баланса), так и качественно (рейтинги банков в Экономической газете). Источником информации служат сайты банков, где содержится финансовая отчетность банки и многие интересные разделы «Клиенты банка», «Банковские проекты», «Учредители» и др. Можно направить в банк письмо с просьбой предоставить информацию о необходимых услугах. Выбор банка является для предпринимателя важным управленческим решением. Банк должен стать финансовым партнером. Практически любой банк может предложить расчетно-кассовые операции, кредитование, валютный контроль, операции на валютном и фондовом рынке, прием депозитов, инкассация. Юридическому лицу следует выбрать ключевые факторы, наиболее важные: например, тарифы на расчетно-кассовое обслуживание или процентные ставки по кредитам. Возможно учитывать расположение банка. Но сегодня банки предоставляют систему «Банк-клиент», позволяющую управлять счетами с помощью компьютера и модема. Целесообразно выяснить мнение деловых партнеров о выбранных банках (ошибки в расчетах, задержки платежей).

 

Вопрос 5. Лицензирование предпринимательской деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В целях либерализации условий осуществления экономической деятельности указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия– специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Право на получение лицензии имеют:

юридические лица Республики Беларусь;

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь,

иностранные юридические лица и иностранные организации при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь;

физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов. За выдачу лицензии, внесение в нее изменений и (или) дополнений (за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства), продление срока действия лицензии взимается государственная пошлина. Решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия, аннулировании лицензии (далее – решения по вопросам лицензирования) принимаются коллегиальным органом лицензирующего органа и оформляются приказами (решениями) лицензирующего органа. Принятое лицензирующим органом решение по вопросам лицензирования может быть обжаловано соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности. Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

а) Заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридического лица Республики Беларусь – наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в том числе филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее – обособленные подразделения, в том числе филиалы), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;

для физического лица, ходатайствующего о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, – фамилии, собственного имени, отчества, данных паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт или вид на жительство, регистрация по месту жительства);

для иностранной организации – наименования и местонахождения этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;

территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;

наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии).

б) Копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) Легализованную выписку из торгового реестра страны,в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;

г) Документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

д) Другие документы,предусмотренные настоящим Положением для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь.

Заявление о выдаче лицензии и документы представляются соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением:

документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), – руководителем юридического лица;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности, выданной иностранной организацией, – руководителем представительства иностранной организации;

документа, удостоверяющего личность, – физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуальным предпринимателем;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности – уполномоченным представителем соискателя лицензии.

При необходимости получения документов (сведений) лицензирующий орган запрашивает такие документы (сведения) у иного государственного органа и другой организации в соответствии с их компетенцией не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в лицензирующий орган документов

Истребуемые лицензирующим органом документы должны быть представлены иными государственными органами и другими организациями в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Нотариальное засвидетельствование представляемых в лицензирующий орган копий документов не требуется при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий.

Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема этих документов.

Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов.Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям принимает одно из следующих решений:

· о выдаче лицензии ее соискателю;

· об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;

· об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг.

 

Вопрос 6. Проведение сертификации продукции.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» под сертификацией продукции понимают деятельность соответ­ствующих органов и субъектов хозяйствования по под­тверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандар­тами или другими нормативными документами по стандар­тизации.

Целями осуществления сертификации являются:

Ø обеспечение безопасности продукции для жизни, здо­ровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;

Ø подтверждение соответствия показателей качества про­дукции, заявленных изготовителем (продавцом), конкрет­ным нормативным актам и нормативным документам по стандартизации;

Ø создание условий для участия изготовителей (продав­цов) продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;

Ø защита республиканского рынка от некачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.

В Национальной системе сертификации Республики Беларусь проводится как обязательная, так и добровольная сертификация. В республике с 1 января 1994 года введена обязательная сертификация продукции на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Она представляет собой действие, проводимое с целью подтверждения посредством сертификата соответствия или знака соответствия факта, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или техническим условиям. Сертификацию осуществляют организации, специально аккредитированные для этой цели национальными органами по стандартизации. В Республике Беларусь таким органом по сертификации продукции является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Белстандарт).

Испытания продукции для сертификации проводятся в специальных лабораториях. Работы по проведению сертификации оплачивает предприятие-заказчик, обратившееся в соответствующий орган по сертификации. Эта услуга является платной независимо от вида сертификации – и при обязательной, то есть по требованиям безопасности, и при добровольной, с целью подтвердить соответствие изделий показателям качества, содержащимся в стандарте, или, допустим, обеспечиваемым изготовителем по контракту с потребителем.

Основополагающим документом в этой системе является Закон «Об оценке соответствия требования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 № 269-3 (с последующими изменениями и дополнениями)

Товары, подлежащие обязательной сертификации, реализуются при наличии: сертификата соответствия или свидетельства о признании сертификата, удостоверения о качестве товара фирмы изготовителя, или выданного аккредитованной испытательной лабораторией. Обязательной сертификации подлежит продукция, в соответствии с перечнем, который включает: бытовую радиоэлектронную аппаратуру; средства связи и информации; изделия столовые кухонные; товары для детей; готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки; кинопринадлежности; моющие средства и т.д.

Субъектам хозяйствования, обратившимся за получением сертификата соответствия или свидетельства о его признании на товары, для которых требуется подтверждение безопасности, сертификат соответствия выдается при наличии удостоверения о Государственной гигиенической регистрации, выданного Минздравом или временного регистрационного удостоверения, выданного областными центрами гигиены и эпидемиологии, осуществившими санитарно-гигиеническую экспертизу товара.

Для получения сертификата соответствия заявитель направляет в орган по сертификации или Белстандарт заявку-декларацию. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке. При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение работ по сертификации, включая инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

 


Тема: Банкротство и проведение санации организаций.

1. Понятие, виды и причины банкротства.

2. Проведение процедуры банкротства.

 

Вопрос 1. Понятие, виды и причины банкротства.

Фирмы, которые не могут адаптироваться на рынке, убыточны, должны исчезнуть с рынка. Объявить банкротом предпринимателя или фирму может только суд. Дата принятия хозяйственным судом постановления о несостоятельности является датой банкротства. Банкрот теряет право на собственность, а руководство фирмы – право распоряжаться ею. После принятия судом решения о банкротстве банкрот юридически освобождается от всех своих обязательств. Банкротство может быть добровольным (инициируют сами должники) или принудительным (инициаторы - кредиторы).

Банкротство связано с неплатежеспособностью, вызванной нехваткой или отсутствием средств в момент наступления платежа. Неплатежеспособность бывает двух видов – практическая и абсолютная. Практическая неплатежеспособность наступает, если должник не может рассчитаться с кредиторами, не имея свободных денег (он должен, но и ему должны), а его активы значительно больше его долговых обязательств, что не влечет за собой банкротство. Она может быть быстро ликвидирована:

- получение кредитов;

- факторинг;

- передача кредиторам прав собственности на часть имущества и др.

Абсолютная неплатежеспособность может возникнуть в двух случаях:

- реальная стоимость активов должника меньше его обязательств;

- наблюдается недостаточная степень ликвидности его имущества (скопление непроданной продукции, устаревшее оборудование).

Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса. Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85 или значение коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами превышает 0,5 для всех видов отраслей народного хозяйства.

 

Вопрос 2. Проведение процедуры банкротства.

На основании Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп. от 15.02.2010) требования кредиторов в конкурсном производстве могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Уведомление кредиторов о ликвидации должника и об открытии конкурсного производства происходит путем публикации соответствующего сообщения в средствах массовой информации, которые будут определены судом. На сайте Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь размещается информация о банкротстве. Процедура банкротства лишь констатирует факт невозможности исполнения должником своих обязательств и призвана обеспечить права кредиторов в максимально возможном объеме.

Смысл института банкротства заключается в том, что в схеме управления фирмой высший орган управления в лице собрания участников (или учредитель) заменяется собранием кредиторов, а исполнительный орган в лице директора – управляющим. Фактически сами кредиторы определяют те меры, которые будут способствовать удовлетворению их требований. Кредиторам разрешается договориться о способах раздела имущества посредством проведения собрания кредиторов, где может быть принято решение о ликвидации банкрота или санации (смена руководства и контроль кредиторов). Ликвидация банкрота не всегда выгодна кредиторам, так как продажа ее чаще всего не может возместить их убытки. Реальная цена оказывается ниже балансовой стоимости. План санации или ликвидации является, по сути, бизнес-планом будущего выхода фирмы из кризиса.

Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд. Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Кредиторы (конкурсные кредиторы) – это лица, предполагающие у них права требовать от должника денежного удовлетворения.

Действующее законодательство предусматривает наличие специфических образований кредиторов, связанных с правоотношением по банкротству:

Ø конкурсные кредиторы;

Ø собрание кредиторов;

Ø комитет кредиторов.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемый в соответствии с законодательством. Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредиторов, в обязанности которых входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника. Комитет кредиторов - постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 7 человек.

Осуществлять все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве, должен управляющий (временный управляющий, антикризисный управляющий). Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника (защитный период).

Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. Основными задачами управляющего являются:

Ø восстановление платежеспособности должника;

Ø обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов и иных лиц;

Ø урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

Ø максимально возможное удовлетворение требований кредитор

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...