Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Коммерческая (предпринимательская) тайна и ее защита.

1. Понятие, сущность и классификация коммерческой тайны, требования к ней.

2. Утечка конфиденциальной информации.

3. Защита коммерческой тайны.

Вопрос 1. Понятие, сущность и классификация коммерческой тайны, требования к ней.

Доступ к информации, благодаря которой может быть создано что-то оригинальное или улучшено старое в результате поиска новых доходов, качеств, свойств или способов удовлетворения потребностей, должен быть максимально затруднен: чем меньше людей могут с ней ознакомиться, тем больше вероятность того, что эти новшества принесут дополнительный доход.

В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров РБ в 1992году. Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности предприятия.

Согласно принятой в бизнесе классификации, предпринимательская тайна делится на три вида: промышленную, коммерческую и финансово-кредитную.

Промышленная тайна охватывает главным образом продукты интеллектуальной деятельности, направленной на создание новой технологических процессов, а также на усовершенствование действующего производства, разработку новых товаров и услуг и т.п. К промышленной тайне могут быть отнесены методы и способы организации управления бизнесом: производством, финансами, маркетингом и др.

Коммерческая тайна включает в себя все свойственные данной сферы особенности, индивидуальные подходы, деловые связи. Многие фирмы к этому виду предпринимательской тайны относят списки деловых партнеров и основных потребителей, методики установления цен, будущие проекты. Поэтому необходимо всегда помнить, что, вступая с вами в деловые отношения, ваши партнеры чаще всего исходят из того, что коммерческая информация, которую они предоставляют, не станет достоянием третьей стороны.

Финансово-кредитная тайна объединяет информацию из бухгалтерских книг, финансовых документов и деловой переписки. Сохранение в тайне этой информации от конкурентов и всех посторонних позволяет не допускать раскрытие финансового состояния предприятия, причин ее успехов ил неудач. Предотвращение утечки финансово-кредитной информации является непременным условием для удержания положения, достигнутого в борьбе с конкурентами.

Коммерческая тайна предпринимателя – сведения, связанные с производством, управлением, финансовой деятельностью фирмы, разглашение которых может привести к ущербу ее интересов.

Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную или потенциальную ценность для предприятия по коммерческим признакам;

- не является общеизвестной и общедоступной;

- должна быть соответствующим образом помечена (совершенно секретно, для служебного пользования и др.);

- не должна являться государственным секретом и защищаться авторским или патентным правом;

- не должна касаться негативной деятельности предприятия.

В Положении о коммерческой тайне определена информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне:

- учредительные документы, лицензии;

- сведения по установленным формам отчетности предприятия;

- документы о платежеспособности;

- данные ля проверки правильности уплаты налогов и других обязательных платежей;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, условиях труда.

Каждая фирма имеет специфику, поэтому перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяет специально созданная группа экспертов из числа экономистов, маркетологов, коммерсантов. К коммерческой тайне могут быть отнесены:

1) Деловая информация: финансовые сведения, технология, деловые планы и планы производства новой продукции, стратегия предприятия, списки клиентов, соглашения и предложения, контракты и договоры, информация о деловых качествах сотрудников и др.

2) Научно-техническая информация: научно-исследовательские проекты, конструкторские разработки, технические параметры новой продукции, заявки на патенты, дизайн новой продукции, технические возможности производственного оборудования, программное обеспечение, информационные технологии и др.

К коммерческой тайне предпринимателя могут быть отнесены сведения:

· Изобретения;

· Рационализаторские предложения;

· Результаты научно-исследовательской. Опытно-конструкторской и иной творческой деятельности (ноу-хау);

· Программы ЭВМ;

· Коммерческая информация (списки заказчиков, контрактные цены, рынки сбыта);

· Организационно-управленческая информация (способы управления производством, деловые связи, переговоры).

 

Вопрос 2. Утечка конфиденциальной информации.

В условиях развития рыночных отношений возрастает риск, связанный со стремлением конкурентов завладеть современными технологиями, ноу-хау и другой ценной информацией, представляющей коммерческую тайну. Факт получения такой информации может нанести серьезный ущерб организации.

Каналами распространения являются средства обмена информацией между субъектами деловых и личных отношений, которые целесообразно разделить на формальные и неформальные.

К формальнымотносятся деловые встречи, совещания, переговоры; обмен официальными документами (договорами, технической документацией); средства передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф, факс, компьютерные сети и т.д.).

К неформальнымследует отнести: личное общение; выставки, семинары, конференции, презентации; средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, интервью).

Источниками разглашения коммерческой информации, составляющей коммерческую тайну, являются: люди, документы, публикации, реклама, технические носители, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, в том числе — вычислительная техника, продукция, промышленные и производственные отходы.

Действия, приводящие к незаконному овладению коммерческой информацией, включают следующие направления:

• разглашение информации;

• утечка;

• несанкционированный доступ.

Способами разглашениякоммерческой тайны могут быть:

• сообщение, передача, предоставление ее лицам, не допущенным к ней;

• пересылка;

• публикации (открытые и закрытые);

• утеря;

• разглашение на конференциях, переговорах, симпозиумах и др.

Утечкакоммерческой тайны — неправомерный выход охраняемых сведений за пределы организации, предприятия или круга лиц, которым она была доверена. Она может происходить через:

• сотрудников фирмы;

• подкуп работников;

• публичные выступления;

• кулуарные беседы;

• реклама, пресса, печатная продукция;

• работники госучреждений, допущенные к коммерческим секретам, посредники и партнеры, совместные организации.

Социологические опросы свидетельствуют, что среди способов незаконного овладения коммерческой тайной первое место занимает подкуп сотрудников, т.е. человеческий фактор. Далее следует шпионаж: копирование документов, проникновение в базы данных, кража документов, подслушивание.

Легальными методами получения информации о конкурентах являются:

- контакты с поставщиками, посредниками;

- посещение ярмарок и выставок,

- поездки на предприятия-поставщики, осмотр их возможностей, знакомство

с качеством и ассортиментом выпускаемой продукции.

- анализ обзоров конъюнктуры рынка;

- анализ информации в средствах массовой информации;

- изучение фирменных журналов, посредством которых можно ознакомиться

с новыми разработками на предприятиях, новыми технологиями

производства;

- изучение предложений о продажах в проспектах, брошюрах.

 

Вопрос 3. Защита коммерческой тайны.

Различают следующие каналы утечки информации о коммерческой тайне:

а) Неформальные: выставки, семинары, конференции, презентации, средства массовой информации.

б) Формальные: деловые встречи, переговоры, обмен технической документацией, персонал фирмы, государственные органы и страховые компании.

Большой ущерб предприятию может нанести промышленный шпионаж – незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну.

 

Основную роль в сохранении коммерческой тайны играют сами организации, которые должны проводить организационные, технические, правовые мероприятия.

К организационным мерам можно отнести:

- Создание служб безопасности предприятия.

- Руководитель организации утверждает Положение по защите коммерческой тайны, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ. Руководитель приказом издает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну с определением степени секретности: строго секретно, конфиденциально, не подлежит огласке.

- Маркировка на документах в правом углу: «КТ», «строго конфиденциально» или «конфиденциально». Указание количества экземпляров документа и кому они направляются

- Работа с персоналом, от которой на 80 % зависит сохранность коммерческой тайны. Руководитель проводит беседы с работниками при приеме на работу и увольнении, заключает с работниками Соглашение о неразглашении коммерческой тайны, проводит инструктаж с обучением методам сохранности конфиденциальной информации.

- Комплексный анализ по выявлению каналов утечки информации, контроль работы подразделений и отдельных лиц.

К техническим мероприятиям относят:

- Ограничить посещение посторонних лиц, выдача пропусков.

- Установление дополнительных дверей, запоров, сигнализации.

- Наличие специальных приборов, обнаруживающих любые подслушивающие устройства.

- Зашумление телефонной сети.

- Охрана фото - и копировального оборудования.

- Защита электронной информации.

- Хранение заключенных договоров и контрактов, других документов в сейфе.

К специальным мероприятиям можно отнести:

- Предусматривать в тексте заключаемых договоров ответственность сторон за несанкционированное разглашение коммерческой тайны.

- Работник должен иметь доступ лишь к информации, необходимой ему по службе.

- Разработка должностных инструкций специалистов с обязанностями по сохранению коммерческой тайны. Указание в трудовом договоре деловой информации, представляющей тайну.

 


Тема: Финансовые ресурсы организаций. Показатели финансового состояния организации.

1. Показатели финансового состояния организации.

2. Анализ финансового состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

3. Показатели эффективности вложения средств.

 

Вопрос 1. Показатели финансового состояния организации.

Финансовые ресурсы организаций – денежные средства, вложенные в различные виды активов организации.

Перед выдачей кредита и заключением кредитного договора банк определяет правоспособность и оценивает кредитоспособность (платежеспособность) предпринимателя, а также осуществляет контроль наличия у кредитополучателя просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках на основании предоставленных документов и информации из других источников.

Кредитоспособность– способность кредитополучателя полностью в определенный срок выполнить свои обязательства по кредитному договору. Оценка кредитоспособности проводится на основе всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности потенциального кредитополучателя. Банк анализирует принципиальную возможность предоставления кредита, определяет степень риска, который он готов взять на себя, размер кредита и условия кредитования (срок, процентная ставка, комиссии и др.).

Для отнесения кредитополучателя к определенной группе кредитного риска каждый банк вправе сформировать собственную количественную систему оценки, определяет перечень анализируемых показателей, методику их расчета, значимость (ранг) показателей.

При оценке кредитоспособности на базе анализа системы финансовых показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности кредитополучателя, банк изучает коэффициенты:

  • ликвидности;
  • обеспеченности собственными средствами;
  • финансовой устойчивости;
  • прибыльности (рентабельности).

При этом банк проводит первичную оценку предпринимателя по критериям неплатежеспособности в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности. (в ред. постановления Минфина, Минэкономики, Минстата от 08.05.2008 N 79/99/50), которая применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы (кроме страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются следующие показатели:

· коэффициент текущей ликвидности;

· коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации за исключением резервов предстоящих расходов.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1) как отношение итога раздела II актива бухгалтерского баланса к итогу раздела V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 "Резервы предстоящих расходов":

II А

К1 = -----------------------, (1)

V П - строка 640

где II А - итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290);

V П - итог раздела V пассива бухгалтерского баланса (строка 690).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (2) как отношение суммы итога раздела III пассива бухгалтерского баланса и строки 640 "Резервы предстоящих расходов" за вычетом итога раздела I актива бухгалтерского баланса к итогу раздела II актива бухгалтерского баланса:

III П + строка 640 - I А

К2 = --------------------------------, (2)

II А

где III П - итог раздела III пассива бухгалтерского баланса (строка 490);

I А - итог раздела I актива бухгалтерского баланса (строка 190);

II А - итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290).

Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (3) как отношение суммы итогов разделов IV и V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 "Резервы предстоящих расходов" к валюте бухгалтерского баланса:

IV П + (V П - строка 640)

К3 = --------------------------------------, (3)

ВБ

где IV П - итог раздела IV пассива бухгалтерского баланса (строка 590);

V П - итог раздела V пассива бухгалтерского баланса (строка 690);

ВБ - валюта бухгалтерского баланса (строка 300 или 700).

Основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

· коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в

зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение ниже норматива;

· коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение ниже норматива.

Для анализа результатов финансовой деятельности, структуры и направлений использования полученной прибыли используются данные отчета о прибылях и убытках (форма 2) и отчета об изменении капитала (форма 3). Убыточная работа организации показывает отсутствие источника пополнения собственных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности. При получении организацией прибыли определяются направления ее использования: платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд и другие фонды.

Рентабельность продаж характеризует эффективность текущих операций и рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации и рассчитывается по формуле (4).:

(4)

гдеCM - показатель рентабельности продаж, выраженный в процентах;

NP - чистая прибыль;

SR - выручка от реализации.

Прибыльность продаж является измерителем конкурентоспособности бизнес-проекта.

 

Вопрос 2. Анализ финансового состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.

Источниками информации для проведения анализа финансового состояния организации являются: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет об изменении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6), Анализ финансового состояния организации производится на основании бухгалтерского баланса за последний отчетный период, а также бухгалтерского баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого бухгалтерского баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых организацией.

Коэффициентом, характеризующим платежеспособность организации, является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение легко ликвидных активов к текущим обязательствам организации.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности должно быть не менее 0,2.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) рассчитывается как отношение суммы денежных средств (строка 260) и финансовых вложений (строка 270) к краткосрочным обязательствам (строка 690) за вычетом резервов предстоящих расходов (строка 640):

строка 260 + строка 270

Кабсл = ---------------------------------, (5)

V П - строка 640

где V П - итог раздела V пассива бухгалтерского баланса (строка 690).

Изменение структуры активов организации в сторону увеличения оборотных средств рассматривается как:

· формирование мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации;

· отвлечение части текущих активов на кредитование потребителей товаров, продукции, работ и услуг организации, дочерних организаций и прочих дебиторов;

· сокращение производственной базы;

· искажение реальной оценки основных средств вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета и так далее.

Проводится анализ причин изменения структуры активов, отдельных разделов и статей бухгалтерского баланса, запрашивается у организации дополнительная информация.

При анализе основных средств организации учитываются изменение их удельного веса вследствие воздействия внешних факторов (порядок их учета, инфляция), абсолютных показателей за отчетный период (строка 110), движение основных средств (выбытие, ввод в действие новых основных средств) на основании данных раздела 1 приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5).

При анализе раздела I актива бухгалтерского баланса рассматриваются тенденции изменения вложений во внеоборотные активы (строка 140), в том числе незавершенные капитальные вложения и оборудование к установке (данные активы не участвуют в производственном обороте, увеличение их доли негативно влияет на результативность финансовой и хозяйственной деятельности организации).

Наличие вложений во внеоборотные активы указывает на инвестиционную направленность вложений организации. При признании организации неплатежеспособной изучаются портфель и ликвидность инвестиционных ценных бумаг организации, представленные займы, вклады, эффективность отвлечения средств организации на данные вложения.

При анализе оборачиваемости оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных средств как отношение выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (строка 010 отчета о прибылях и убытках (форма 2) к средней стоимости оборотных активов организации (строка 290 бухгалтерского баланса, сумма граф 3 и 4, деленная на 2). Уменьшение коэффициента, рассчитанного за отчетный период, по сравнению с коэффициентом, рассчитанным за предыдущий отчетный период, показывает замедление оборота оборотных средств.

При этом анализируются тенденции изменения запасов и затрат (строка 210), включая сырье, материалы и другие аналогичные активы (строка 211), животных на выращивании и откорме (строка 212), затраты в незавершенном производстве и полуфабрикаты (строка 213), расходы на реализацию (строка 214), готовую продукцию и товары для реализации (строка 215), товары отгруженные (строка 216), выполненные этапы по незавершенным работам (строка 217), расходы будущих периодов (строка 218), прочие запасы и затраты (строка 219); налогов по приобретенным товарам, работам, услугам (строка 220); дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230); дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) (строка 240); расчетов с учредителями (строка 250); денежных средств (строка 260); финансовых вложений (строка 270), прочих оборотных активов (строка 280).

Увеличение удельного веса запасов и затрат показывает:

· наращивание производственного потенциала организации;

· стремление за счет вложений в производственные запасы и затраты защитить денежные активы организации от обесценивания;

· нерациональность выбранной хозяйственной стратегии.

Рост дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, с учредителями по вкладам в уставный фонд, разными дебиторами и кредиторами показывает, что данная организация использует товарные ссуды для потребителей своей продукции. Кредитуя их, организация делится с ними частью своего дохода и берет кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.

Основной задачей последующего анализа дебиторской задолженности является оценка возвратности долгов организации.

 

Вопрос 3. Показатели эффективности вложения средств.

Прибыльность инвестиций является одним из наиболее часто используемых показателей. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему инвестиций и чаще всего приводится в процентах и в годовом исчислении, рассчитывается по формуле (6):

, где (6)

SSR – прибыльность инвестиций, выраженная в процентах за определенный период времени;

NP - чистая прибыль за один интервал планирования;

TIC - полные инвестиционные затраты.

Смысл показателя прибыльности инвестиций заключается в приблизительной оценке того, какая часть инвестированного капитала возвращается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. Сравнивая расчетную величину этого показателя с минимальным или ожидаемым уровнем доходности (стоимостью капитала), инвестор может придти к предварительному заключению о целесообразности продолжения и углубления анализа данного инвестиционного проекта.

Срок окупаемости инвестиций относится к числу наиболее часто используемых показателей эффективности инвестиций. Простой срок окупаемости рассчитывается по упрощенной методике, исходя из формулы (7):

(7)

 

где PBP - срок окупаемости, выраженный в интервалах планирования,

TIC - полные инвестиционные затраты проекта,

NCF – прогнозируемая прибыль

 


Тема: Финансово-кредитное обеспечение предпринимательства.

1. Источники финансирования фирмы.

2. Основные виды кредитов, бюджетное кредитование.

3. Порядок получения банковского кредита.

 

Вопрос 1. Источники финансирования фирмы.

Потребность в финансовых ресурсах – это сколько финансовых средств необходимо для благополучного функционирования предприятия либо для осуществления новых проектов.

Потребность в финансовых ресурсах определяется исходя из текущих и долгосрочных целей бизнеса. Отдельно определяются потребности в финансах для текущих операций и инвестиций. Основными целями бизнеса могут выступать: сохранение существующего положения, выживания, рост объема продаж, рост прибыли, проникновение в другие сферы деятельности, участие во внешних проектах.

В зависимости от сроков выделяются две основные группы финансовых операций: краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года). Распределение финансовых операций по срокам имеет важное значение особенно для предприятия. Структура капитала – это соотношение оборотного и основного капитала, а также их доля в итоговом балансе предприятия.

После определения потребности в финансовых ресурсах для текущих операций и инвестиций в основной капитал принимается решение о выборе источников финансирования. Для финансирования бизнеса могут быть использованы как внутренние, так и внешние источники.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Внутренние Внешние
· Амортизационные отчисления, · чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, · средства, которые могут быть получены от продажи части активов. Из внутренних источников получают примерно 70% всех финансовых средств · Кредитное и акционерное финансирование, · финансирование посредством лизинга, · продажи долговых обязательств (факторинга), · продажи краткосрочных ценных бумаг предприятий.

Наиболее распространенным видом внешнего финансирования является кредитное (заемное) финансирование. Оно включает в себя любые обязательства предприятия платить фиксированные суммы или проценты за получение средств на определенный период. К распространенному виду внешнего финансирования относится акционерное финансирование. Продажа акций является способом привлечения капиталов на долгосрочной основе. Распространенным видом долгосрочного финансирования бизнеса является лизинг. Особым способом кредитования является финансирование по уступку денежного требования – факторинг.

 

 

ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Кредитное финансирование · Ссуды банков и других финансово-кредитных учреждений; · коммерческий (торговый) кредит; · финансирование посредствам облигаций.
Акционерное финансирование Средства, полученные от продажи акций, не являются заемными, поскольку покупатели акций становятся совладельцами предприятия. Акционер обладает правом на часть собственности предприятия пропорционально доле в уставном капитале купленных им акций.
Лизинг Использования лизинга в качестве внешнего источника финансирование имеет свои преимущества: не требуется «живых» денег на покупку оборудования и обеспечения лизингового договора; платежи по лизингу относятся к издержкам бизнеса; при банкротстве нет проблем с возвратом кредита и продажей имущества, полученного по лизингу
Факторинг Представляет собой продажу долговых обязательств факторинговой фирме до момента наступления платежей по ним. Продажа долговых обязательств осуществляется с дисконтом (скидкой). После заключения факторингового договора должник ставится в известность, кому он должен платить, а продавец долгов получает деньги для текущего финансирования оборотного капитала. Этот вид финансирования является дорогостоящим и используется в случае, когда воспользоваться другими источниками финансовых средств не представляется возможным

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

Применение факторинга ускоряет получение платежей; снижает расходы по ведению бухгалтерского учета, обеспечивает своевременное поступление платежей поставщикам при временных финансовых затруднениях у покупателя. Система факторинговых операций включает предоставление клиенту разнообразных услуг и, в частности, бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, юридическое и другое обслуживание.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Преимущества факторинга:

  • способствует своевременной инкассации долгов и минимизации потерь от просрочки платежа;
  • предотвращает появление сомнительных долгов;
  • обеспечивает помощь организациям в управлении кредитом;
  • создает лучшие условия для успешной производственной деятельности;
  • факторинговая компания принимает на себя риск их неоплаты.
  • обеспечивает своевременное поступление платежей поставщикам при временных финансовых затруднениях у покупателя.

Схема факторинга

Поставщик-кредитор
Покупатель-должник
Банк покупателя
Банк - факторов
1

 

 

2 3

 

1 – поставщик отгружает товар (выполняет работы, оказывает услуги);

2 – поставщик заключает с банком договор факторинга (уступает ему право требования);

3 – банк перечисляет кредитору сумму денежного обязательства должника за минусом дисконта;

4 – через определенный период времени должник перечисляет денежные средства через обслуживающий банк.

 

Вопрос 2. Основные виды кредитов, бюджетное кредитование.

Если собственный капитал позволяет обеспечить финансовую стабильность и экономическую независимость, то банковский кредит дает фирме возможность маневра ресурсами. Банковский кредит предоставляет необходимые объемы финансового капитала, ускоряет оборот капитала.

Кредиты субъектам хозяйствования бывают:

краткосрочные со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, до одного года включительно; предоставляются банками преимущественно на цели создания и движения текущих активов предприятий;

долгосрочные со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года; предоставляются преимущественно на цели создания и движения долгосрочных активов (инвестиционные кредиты).

Кредиты, по которым продлен срок полного погашения, со дня заключения дополнительного соглашения к кредитному договору о продлении срока являются пролонгированными кредитами.

Кредитование может осуществляться на основе кредитной линии. При открытии кредитной линии кредитополучатель имеет право на получение и использование кредита в течение определенного срока в пределах установленного максимального размера (лимита) кредита и с соблюдением предельного размера единовременной задолженности по нему.

Разновидностью краткосрочных кредитов является овердрафтное кредитование. Овердрафтное кредитованиепредполагает предоставление кредита для покрытия овердрафта, т.е. дебетового сольдо по текущему (расчетному) или карт-счету, возникающего в течение банковского дня. Кредитование осуществляется на сумму, превышающую остаток денежных средств на текущем (расчетном) или карт-счете кредитополучателя.

Овердрафтное кредитование осуществляется с установлением лимита овердрафта и срока погашения кредита.

К микрокредитам относятся кредиты, предоставляемые по упрощенной процедуре, при условии, что совокупная сумма (максимальный размер общей суммы предоставленных кредитополучателю денежных средств для кредитных линий) по всем действующим кредитным договором, заключенным между банком-кредитодателем и кредитополучателем, не превышает 7500 базовых величин.

Основным источником ссудного капитала являются обеспеченные (ипотечные) и необеспеченные (условные) кредиты. К ипотечным относятся кредиты под залог оборудования, товаров, дебиторской задолженности и другой собственности предприятия-заемщика. Подобные кредиты предоставляются коммерческими банками, финансовыми компаниями и другими предприятиями, имеющими право заниматься финансово-кредитными операциями. Обычно сумма ипотечных кред

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...