Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗРАБОТКА ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ТУРА

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

РАЗРАБОТКА ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ТУРА

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА БАЙКАЛ»

Дипломный проект

 

 

Улан-Удэ


 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Институт экономики культуры, менеджмента и продюсирования

Кафедра сервиса, туризма и рекреации

 

РАЗРАБОТКА ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ДЖИП - ТУРА

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА БАЙКАЛ»

Дипломный проект

Исполнитель: Красикова Любовь Владимировна

студентка группы 559

специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

специализация «Туризм»

Научный руководитель:

Кондрашова Е.В.,

Зав. кафедрой: Будаева С.Б., к.г.н. доцент

 

Защищена с оценкой ___________________________

Члены комиссии

________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

Улан-Удэ

Оглавление

Введение…………………………..

Глава 1. Технология разработки приключенческого тура……….

1.1. Понятие и разновидности приключенческих туров

1.2. Особенности разработки приключенческого джип - тура………….

1.3. Этапы разработки приключенческого тура…………………….

Глава 2. Условия разработки приключенческого джип - тура

2.1. Оценка туристских ресурсов района путешествия

2.2. Анализ предложений и спроса приключенческих туров на рынке Республики Бурятия

2.3.Характеристика туристской деятельности «»

Глава 3. Обоснование модели приключенческого тура «Путешествие на Байкал»

3.1. Основные характеристики приключенческого тура «Путешествие.на Байкал»

3.2. Обоснование технологической документации приключенческого тура «Путешествие »

3.3. Расчет экономической эффективности приключенческого тура «Путешествие ..»

Заключение

Библиография

Приложение 1. Карта схема туристского маршрута

Приложение 2. Технологическая карта туристского путешествия

Приложение 3. Информационный листок к туристской путевке

Приложение 4. Листок с дополнительной информацией

Приложение 5. Перечень основных работников обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте

Приложение 6. Инструкция для туристов

Приложение 7.Инструкция для руководителя туристской группы

Приложение 8. Стандарт работы экскурсовода

Приложение 9. Путевая информация

Приложение 10. Структура себестоимости приключенческого тура «Путешествие на Байкал»


ВВЕДЕНИЕ

 

 


 

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ТУРА

1.1.Понятие и разновидности приключенческих туров

 

По мнению М. Б. Биржакова, приключенческие путешествия - это нестандартные туры в экзотические и экологически чистые природные резервации, связанные с необычными путешествиями, нетрадиционными транспортными средствами [ ].

Популярность приключенческого туризма растет. Несмотря на расплывчатость формулировок, показатели роста такого вида туризма в несколько раз выше аналогичных показателей стандартных групповых программ. Профессионалы стараются организовывать приключенческие туры с привлекательной познавательной целью. Такие маршруты могут разрабатываться на основе исторических и краеведческих материалов, использовать «нераскрученные» труднодоступные памятники природы и культуры, которые представляют интерес для туристов.

Приключенческий туризм тесно переплетается с экзотическим, спортивным и экстремальным туризмом.

Экзотический туризм - связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др. К экзотическому виду турпродукта для современного российского туриста можно отнести любой познавательный тур в любую часть света. То, что необычно и отличается от обычного отдыха и лечения можно отнести к экзотическому туризму.

Экстремальный туризм - спорт мужественных людей. Преодолевая трудности, они закаляют свой характер; участвуя в экспедициях в труднодоступные места Земли, доказывают неисчерпаемые возможности человека. Для приверженцев экстремального туризма дом - вся наша прекрасная планета, которую они учатся понимать и с которой пытаются найти общий язык. К этому виду туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто- и мототуризм и спелеотуризм. Самые массовые из них - пеший, водный, горный и лыжный. Наиболее динамично развиваются горный и водный туризм.

Спортивный туризм – поездка с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях. Спортивный туризм сегодня делится на несколько основных видов: пешеходный, горный, водный, лыжный, авто- и мотто- и велотуризм, парусный, конный.

На основе всех определений можно сделать вывод, что приключенческий (экстремальный) туризм – туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни. Приключенческий туризм - вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами.

К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание (яхтинг).

Всемирная туристская организация использует термин приключенческий туризм (adventure tourism) в качестве более широкого понятия, включающего в себя экотуризм. Однако экотуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде. Поэтому справедливо считать, что понятия "приключенческий туризм" и "экотуризм" во многом пересекаются, но первое не поглощает второго. Участников приключенческих туров называют любителями приключений.

Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытать себя. Участие в туре предусматривает определенную физическую подготовку, что приближает его к спортивному туризму. Однако за счет обеспечения туристов проводниками, промежуточными лагерями, специальным снаряжением риск здесь сводится к минимуму. Естественно, при разработке подобные маршруты тщательно «обкатываются» гидами, и только после вынесения заключения об их готовности по всем параметрам (сложности, климатическим условиям, наличию интересных объектов, простоте подъезда и отъезда и др.) включаются в актив туроператора. Что касается наличия некоего элемента риска в таком роде маршрута, конечно же, он присутствует, но организацией тура и профессионализмом гидов он сведен к минимуму. Именно этот дозированный риск и является «изюминкой» приключенческого тура или путешествия. А самые незабываемые впечатления – это те самые минуты борьбы за «выживание». То есть налицо сочетание комфорта, отдыха на природе и некоторого преодоления трудностей. Профессионалы считают, что такой отдых вполне доступен любому здоровому человеку, даже не имеющему каких-то специальных навыков.

В мире существует целая индустрия приключенческого туризма – Adventure Travel, которая формирует определенные требования к их организации и безопасности, одежде, снаряжению, питанию. Например, питание должно быть полноценным, т. е. включающим свежие продукты, минимум консервов, а клиент, не имеющий страховки, не может быть допущен к прохождению маршрута. Фактически, материальное обеспечение приключенческого тура – это целый самостоятельный бизнес. Неудивительно, что во всем мире такие туры недешевы. Транспорт, снаряжение, сервис стоят денег.

Широкие просторы России дают возможность для самых разнообразных приключенческих туров – это путешествия на Северный полюс, конные маршруты по Кавказу, восхождения на вулканы Камчатки, сплавы в Карелии и рафтинг по рекам Горного Алтая, участие в палеонтологических, этнографических, геологических и многих других экспедициях. Профессионалы разрабатывают приключенческие маршруты на основании исторических и краеведческих документов, используют малоизвестные труднодоступные памятники культуры и природы, представляющих интерес для путешественников.

К приключенческому туризму также относят различные походные экспедиции, яхтинг, сафари-туры, такие как охота, фотоохота, рыбалка и др. Существуют туры на потухшие вулканы, затонувшие корабли, руины древних поселений или места авиакатастроф.

Кладоискательство – вид приключенческого туризма, где возможно не только испытать самое натуральное приключение, но и найти настоящие сокровища. Поиск сокровищ – тот же вид приключения. Осматривая давным-давно затонувший корабль, можно найти по-настоящему дорогие вещи – это могут быть сундуки с золотом и серебром, а также реликвии, представляющие большую историческую ценность.

Очень интересно с точки зрения истории обследовать подводные корабли, затонувшие во время Великой Отечественной. Финский залив хранит в своих водах по подсчетам историков около пяти тысяч затонувших подводных объектов, которые действительно можно посмотреть. Наиболее интересным местом является район у мыса Крестовый под городом Выборг. Здесь насчитывается около 150 военных судов, которым более трехсот лет. Все корабли прекрасно сохранились и подлежат исследованиям благодаря здешнему климату и достаточно холодной воде.

Помимо того, приключенческий туризм включает в себя и путешествия без активных способов передвижения – глубоководные погружения, прыжки со спецпарашютом с летательных аппаратов или телебашен, отвесных скал или высоких мостов, а также джипинг.

Необъятные российские просторы, немногочисленные асфальтированные дороги, обрываемые бездорожьем, уникальные природные и культурные памятники — все это как нельзя более располагает к организации в России туров на внедорожных автомобилях, или как чаще называют такие путешествия – джип-туры.

На рынке туризма различают понятия «джипинг» и «джип - туры». «Джипинг» - непродолжительные путешествия, "покатушки", цель которых почувствовать все преимущества езды на внедорожнике. «Джип-туры» - это путешествия "со смыслом", когда внедорожник является средством достижения определенной познавательной цели.

Все джип-туры в России можно поделить на три категории в зависимости от формы личного участия туриста: в качестве пассажира (за рулем гид); в качестве водителя в арендованном внедорожнике (инструктор либо находится на месте штурмана, либо в машине сопровождения), на собственном внедорожнике (инструктор в машине сопровождения).

Если рассматривать географию организации внедорожных путешествий, то джип-туры в России проходят в Краснодарском крае, в Московской и Ленинградской областях, в Карелии и на Кольском полуострове, на Алтае и Байкале, на Камчатке. Вместе с тем об особом изобилии маршрутов говорить не приходится.

В Краснодарском крае популярна поездка к Хмелевским озерам. Маршрут начинается в Красной Поляне, однако за дополнительную плату водитель готов подогнать машину прямо к дому отдыха на побережье. Сами озера расположены на высоте примерно 2000 м среди альпийских лугов, куда УАЗ взбирается по глинистому серпантину. Местность здесь чрезвычайно живописна. Еще один вариант джипинга в Краснодарском крае — программа «По Абинской Швейцарии». Туристам показывают водопады, Шапсугский дольмен — уникальное сооружение эпохи мегалита, а также грязевой целебный вулкан и загадочный Чертов Палец, каменной башней стремящийся в небо. Для остроты ощущений во время тура водители практикуют неожиданные остановки при пересечении небольших рек. Когда вода начинает заливаться в кузов, пассажирам ничего не остается, как прыгать в воду и толкать машину, что обычно становится одним из самых ярких впечатлений на маршруте.

В Адыгее во время джип-тура можно увидеть самые впечатляющие природные объекты в ее горной части: Сахрайские водопады, хребет Уна-Коз, самый высокий водопад — Университетский, а по дороге к Гуамскому ущелью и уникальное нетронутое массовым туризмом место — долину реки Хакодзь — каньон с красивейшими водопадами, спрятанный в лесу.

Алтайские джип-туры, как правило, начинаются в Барнауле, иногда в Новосибирске. Турфирмы Алтая облюбовали для своих маршрутов Чуйский тракт — древний караванный путь, соединявший Китай и Россию. Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию в Бийске, проходит через Алтайский край и Республику Алтай, заканчивается на границе с Монголией. Трасса вполне пригодна для движения на внедорожных автомобилях, но в некоторые горные районы можно добраться только на ГАЗ-66. И хотя на Алтае существуют самостоятельные маршруты на внедорожниках, турфирмы предлагают разбавить их отдыхом у Телецкого озера, восхождением к леднику Актру или сплавом по Катуни. Время действия большинства алтайских джип-туров — с июня по сентябрь.

К числу самых популярных туров по Алтаю относится автопутешествие на плато Укок. Это небольшое плоскогорье на самом юге Горного Алтая, на стыке границ России, Китая, Монголии и Казахстана в 1998 году вошло в фонд Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Для местных жителей плато Укок – священное место.

Тува привлекает участников джип-туров «космическим пейзажем», который тянется на сотни километров. Земля соединила здесь несочетаемое: степи, тайгу, тундру, горы, где обитают редчайшие животные. На территории Тувы почти нет признаков современной цивилизации. Эти места сохранили наследие древних цивилизаций. А местные жители бережно сохраняют культуру своих предков. Поэтому посещение жилища скотовода, знакомство с шаманами — едва ли не обязательные пункты программы джип-тура: путешествие в Туву — это еще и путешествие во времени.

Большинство Байкальских маршрутов берут начало в Иркутске. Джип-туры из столицы Восточной Сибири в Монголию и к Западному Саяну — это многодневные дорожные приключения. Поездки на внедорожниках вдоль Байкала предполагают продолжительный отдых на берегу озера, рыбную ловлю, круизы на теплоходах, пешие прогулки и даже дайвинг в чистейших и прозрачных водах самого глубокого озера в мире. В феврале-марте, когда толщина льда на озере позволяет двигаться на автомобилях, по ледяной глади Байкала осуществляются путешествия на джипах на остров Ольхон.

Виды величественных конусов огнедышащих гор, озер в огромных круглых котловинах, лунные ландшафты каменных пустынь вблизи вулканов видят путешественники на Камчатке. Здесь практически все джип-туры начинаются в Петропавловске-Камчатском. Чисто автомобильных туров — на полуострове нет. Ряд турфирм предлагают перемещаться на вахтовых грузовиках. Однако все движение на машинах рано или поздно заканчивается у подножия вулканов, где самых активных туристов ожидает восхождение.

В Карелии турфирмы предлагают комбинированные туры, когда путешествие по лесным дорогам прерывается на рафтинг по порожистым карельским рекам или поездку на комете на Кижи или на Валаам.

На Кольском полуострове туры проходят вдоль 69 параллели — самого северного краешка России. Скалы, обрывающиеся в море, настоящая горная тундра, покрытая ковром из карликовой березки и ягеля — главного корма северных оленей. Великая Отечественная война оставила здесь после себя многочисленные незаживающие раны. Во время джип-тура туристы имеют возможность пройти старыми фронтовыми дорогами, побывать в заброшенных пещерах, подняться на безымянные высотки, до сих пор опоясанные рядами окопов и ржавой колючей проволоки.

Джип-туры в России завоевывают все большую популярность. Возможность организации джип-туров существует во многих регионах России. Наличие на маршруте инструкторов, которые в многодневных путешествиях ставят лагерь, и сами готовят на костре еду, делают джип-туры доступными для тех, кто никогда не ходил в турпоходы. Если говорить о ценах на подобные путешествия, то джип-туры, особенно индивидуальные, экономичными экскурсиями не назовешь. Как правило, турфирма продает налаженные маршруты, однако по индивидуальным запросам клиентов разрабатываются и новые, причем их предварительно прокладывают не только по карте, но и на местности. Кроме того, любое внедорожное путешествие предполагает определенные расходы на бензин и на эксплуатацию автомобиля. На конечную цену джип-тура влияет также стоимость авиаперелета по России. Однако туристы готовы платить за сочетание комфорта, отдыха на природе и некоторого экстрима, поэтому будущее джип-туров в России представляется вполне оптимистичным.

 

1.2. Особенности разработки приключенческих джип - туров

 

Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности» тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия []. Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма» (1994 г.) дает другое определение понятию тур – туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского и культурного обслуживания. Унификация требований к турпродукту определяется тем, что тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом. Только полное согласие позиций туроператора, турагента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств, которое осуществляется на контрактной основе в форме туристской путевки или ваучера, содержащего полную информацию о туре [].

В зависимости от вида заявки туриста и от способа организации продажи туры делятся на следующие виды:

- пакетный тур – серийный тур, предлагаемый в широкую продажу по более низкой цене и включающий только четыре обязательных базовых элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер;

- инклюзив - тур – жесткий, заранее спланированный набор услуг, сориентированный на определенный вид туризма. Такой тур отличается единой для всех программой, единым графиком путешествия;

- индивидуальный (заказной) тур – тур, который формируется туристскими предприятиями на индивидуальной основе с учетом персональных запросов клиентов и его непосредственном участии [].

- групповой тур – более дешевый, доступный массовому туристу, но в таких поездках каждый их участник обязан подчиняться установленному для группы порядку путешествия [].

На рынке туризма встречаются индивидуальные (заказные), групповые, а также инклюзив джип-туры.

Джип-туры - это путешествия "со смыслом", когда внедорожник является средством достижения определенной, назовем ее познавательной, цели. Необъятные просторы республики Бурятия, немногочисленные асфальтированные дороги, обрываемые, как правило, бездорожьем, красочные пейзажи на пути к сакральному озеру Байкал— все это как нельзя более располагает к организации джип-туров на территории республики Бурятия.

Джип – тур – это отдых в движении, имеющий ряд несомненных преимуществ, в числе которых — путешествие небольшой компанией, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж. При этом атмосфера странствий и приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами внедорожных путешествий независимо оттого, основан ли джип-тур на созерцании красивых видов, или это трофи - рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи.

Все джип - туры в России можно поделить на три категории в зависимости от формы личного участия туриста: в качестве пассажира (за рулем гид); в качестве водителя в арендованном внедорожнике (инструктор либо находится на месте штурмана, либо в машине сопровождения), на собственном внедорожнике (инструктор в машине сопровождения).

Такое разнообразие вариантов джип - туров позволяет туристам выбрать путешествие на свой вкус в зависимости от опыта управления внедорожником: попрактиковаться в вождении по бездорожью, либо просто совершить экскурсионную поездку к труднодоступным достопримечательностям.

Вариант джип-тура с арендой внедорожника обычно выбирают небольшие молодежные компании или участники корпоративного отдыха. Как правило, это джип - туры продолжительностью 1-2 дня с заранее «накатанными» трассами легкого или среднего уровня сложности. Трассы легкого уровня проходят по лесным и грунтовым дорогам и не предполагают каких бы то ни было серьезных «засад», кроме одной-двух живописных луж. Трассы среднего уровня могут включать небольшие броды, лесовозные колеи, обилие грязевых ванн, однако борьба с ними не будет изнурительной, поскольку движение предполагает стабильную динамику. Сложные трассы выбирают мужские компании, нередко с целью обучения применению всевозможного off-road оборудования.

Темп движения, как и сам маршрут, во многом зависит от предварительных договоренностей с турфирмой. Продолжительность поездки может составлять от нескольких часов до нескольких дней, а то и недель. Движение осуществляется в светлое время суток, ночуют путешественники в палатках или гостевых домах. Впрочем, туристы, выбирающие джип-туры, за комфортом не гонятся, они охотятся скорее за впечатлениями, за адреналином. Едут в Россию и иностранцы, для них российский джипинг - абсолютный экстрим.

Период проведения большинства джип-туров — с конца весны до середины осени. Однако есть и зимние джип-туры, которые представляют собой ограниченный по времени маршрут, исключающий возможность удалиться от теплого жилья более чем на один день. В большинстве случаев джипинг зимой — это поездки по кольцевому, заранее подготовленному и хорошо освоенному пути.

Автомобили, выставляемые турфирмами на маршруты, как правило, УАЗы и «Нивы». В Сибири и на Дальнем Востоке для путешествий предлагают подержанные японские внедорожники.

Чтобы привлечь туристов в малоизученные районы, необходимо подготовить программы и условия обслуживания не хуже тех, что предлагают туристам фирмы в хорошо освоенных регионах. Турист оплачивает новые ощущения и знакомство с неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и реализации.

Проектируя новый тур, необходимо исходить из местных возможностей (туристских ресурсов), а также учитывать возможность создания дополнительных аттрактивных ресурсов и мероприятий. Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той или иной местности.

Базис для разработки туристских программ:

- живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;

- погодно-климатические условия;

- хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота и ухоженность, экологическая безопасность;

- здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;

- максимальная изолированность от шума;

- наличие естественных водоемов.

На основе благоприятных рекреационных ресурсов и возможностей составляют программы обслуживания.

Чтобы начать разработку нового тура по республике Бурятия, необходимо оценить те предложения, которые сегодня предлагаются потребителям туристскими фирмами.

Создание приключенческого тура требует от специалистов глубоких профессиональных знаний, знаний природных и историко-культурных ресурсов, с которыми будут знакомиться туристы. Необходимыми для разработки джип-тура являются знания и навыки ориентирования, как по карте, так и на местности. Маршруты джип - туров требуют тщательного планирования и апробирования, для обеспечения безопасности туристов. При проведении джип- тура обязательно наличие инструкторов, указаниям которых должны следовать все участники тура. Кроме того, существует ряд требований непосредственно связанных с техникой безопасности при путешествии по бездорожью:

1. К управлению автомобилем допускаются только лица имеющие водительское удостоверение категории «В».

2. К управлению автомобилем не допускаются лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3. Во время движения необходимо четко следовать указаниям инструктора, соблюдать рекомендуемую инструктором скорость движения. Стараться вести автомобиль плавно, избегать резких манёвров, ускорений и торможений. Помните, что на бездорожье и плохих дорогах сцепление шин с поверхностью и управляемость резко ухудшается. После преодоления луж и грязи, когда тормозные колодки мокрые, а протектор колёс забит глиной, у машины резко снижается эффективность тормозов. Первые несколько секунд тормоза могут отсутствовать вовсе.

4. Необходимо всегда помнить о возможности появления встречного транспорта, нередко по таким дорогам движутся лесовозы. При этом нужно иметь в виду, что лесные дороги часто бывают очень узкими и на них помещается только одна машина, поэтому возможность разъезда с встречным транспортом может быть затруднена. Но даже на широких грунтовых дорогах встречный транспорт может быть очень опасным, поскольку может двигаться на высокой скорости по вашей стороне – вам в лоб! К этому всегда нужно быть готовым, особенно при прохождении поворотов.

5. При движении по лесным дорогам и по бездорожью нужно всегда быть готовым к появлению препятствий на пути, причём не только на дороге. Это могут быть, большие камни, промоины, торчащие из земли брёвна и прочее. Кроме того, часто со стороны обочин на дорогу свешиваются ветки деревьев и кустарников, встречаются и низко весящие над дорогой стволы не до конца упавших деревьев. Такие препятствия могут быть крайне опасными – они могут разбить стекло и стать причиной серьёзной травмы. Поэтому машину нужно вести со скоростью, позволяющей, экстренно среагировать (маневрировать, снизиться скорость или даже остановиться на любое внезапно появившееся препятствие.

6. На бездорожье нередко бывают ситуации, когда необходимо полностью остановиться перед препятствием и выйти из машины для осмотра препятствия, принятия решения о возможности дальнейшего движения и выбора оптимальной и безопасной траектории движения. Преодоление некоторых препятствий (ветхие мосты, броды) может потребовать проведения предварительной разведки и подготовительных работ (иногда длительных) до начала движения.

7. Часто для прохождения опасных и сложных препятствий необходима помощь другого человека – коллеги по экипажу или инструктора, который, находясь вне машины, указывает безопасную траекторию движения. Все эти действия выполняются под контролем инструктора.

8. Помнить, что маршруты джип-туров проложены по малоиспользуемым и заброшенным дорогам, поэтому качество этих дорог, их насыпей, мостов и т. п. может быть очень плохим и сильно измениться с того момента, когда здесь последний раз проезжала машина. Даже если на дороге видны следы протектора и кажется, что тут недавно проезжала машина, это не значит, что в данный момент движение по этим же следам безопасно. Всегда нужно быть внимательным и следовать советами и указаниям инструктора.

9. Если преодоление препятствия требует особых навыков вождения или может подвергнуть опасности членов экипажа, инструктор может сам сесть за руль и преодолеть опасный участок, тем самым беря всю ответственность на себя. В особо опасных случаях, инструктор может принять решение о запрете движения по опасному участку и изменить маршрут движения группы.

10. Если инструктор считает, что в данной дорожной ситуации навыки вождения клиента не достаточны или действия и реакции его не адекватны и дальнейшее движение может представлять опасность для экипажа или транспортного средства – инструктор может отстранить клиента от управления автомобилем на данном участке трассы.

11. При остановке, необходимо помнить о других экипажах, следующих за вашим автомобилем – чтобы у них была возможность и место для безопасной остановки. Останавливаться нужно по возможности на ровных горизонтальных участках. Выходить из-за руля после остановки можно только после того как вы полностью убедились, что машина не может откатиться.

12. В начале каждого джип-тура проходит мастер-класс, в ходе которого клиенты знакомится с данными правилами и проходят инструктаж по технике безопасности. Мастер-класс также содержит большую практическую часть, где клиенты получают навыки вождения внедорожника и учатся проходить некоторые основные препятствия. Прохождение мастер-класса обязательно для каждого участника.

Инструктора не только обеспечивают безопасность туристов на маршруте, но и ставят лагерь, готовят еду на костре, что делает джип – туры доступными для тех, кто никогда не ходил в походы.

Организация джип-тура имеет ряд особенностей, связанных со спецификой данного вида туризма. Туристы, выбирающие джип-туры гонятся не за комфортом, а за приключениями и за адреналином, поэтому маршрут и программа джип-тура, требуют тщательного планирования, обязательным элементом которого является наличие единой познавательной цели путешествия, которая достигается посредством внедорожника. Для проведения джип-туров обязательно наличие природных и историко-культурных достопримечательностей.

 

1.3.Этапы разработки приключенческого тура

 

Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов [].

Основу разрабатываемого приключенческого тура составляет пакет технологической документации, куда входят карта (схема) туристского маршрута, технологическая карта, информационный листок, стандарты работы персонала и т.д.

Пакет технологической документации разрабатывается в соответствии с требованиями нормативных документов. Нормативной основой проектирования туристских услуг (поход, путешествие, экскурсия) являются следующие документы:

1. ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования;

2. ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов;

3. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения;

4. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг;

5. ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения;

6. ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества;

7. ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования.

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

– установление нормируемых характеристик услуги;

– установление технологии процесса обслуживания туристов;

– разработка технологической документации;

– определение методов контроля качества;

– анализ проекта;

– представление проекта на утверждение.

Согласно ГОСТ Р 50681-2010, результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:

- карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;

- технологическая карта туристского путешествия;

- информационный листок к туристской путевке;

- листок с дополнительной информацией;

- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- стандарты работы персонала [].

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы организации контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам. Наиболее часто используемой документацией по контролю за качеством туристского продукта является опрос туристов в конце тура с помощью анкетирования.

Завершающим этапом проектирования является анализ проекта. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:

- составление моделей туристских услуг;

- разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;

- установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;

- определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;

- утверждение документов на проектируемые туристские услуги.

При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:

- вид туристской услуги;

- основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия);

- маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);

- перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);

- метод обслуживания туристов;

- перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги) [].

Установление нормируемых характеристик для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:

- соответствие назначению;

- безопасность;

- точность и своевременность исполнения;

- эргономичность;

- комфортность;

- эстетичность;

- информативность;

- доступность.

Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов. Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта. Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов [].

Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляют по отдельным этапам предоставления услуги (например, предоставление информации об услуге, оказание услуги, расчеты за услугу) и составление для каждого из них технологических карт. Содержание и последовательность этапов могут варьироваться в зависимости от вида услуги.

В нормативной документации указывается, что проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (от 9 января 1996 г.) безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды [].

Основой для

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...