Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рубрика № 4. «Человек - ось мира»

Проблемы

Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

Роль личности в истории

Нравственный выбор человека

Конфликт человека и общества

Человек и природа

 

II. Утверждающие тезисы

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторож­ный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не­ предсказуемыми последствиями.

4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

III. Цитаты

1. Есть один несомненный признак, разделяющий По­ступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мысли­тель)

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христи­анский мыслитель).

7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин , русский писатель).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

IV. Аргументы

У каждого в руках судьба мира

1) В. Солоухин рассказывает притчу о мальчике, который не послушался неведомого голоса и спугнул бабочку. Неведо­мый голос печально сообщил, что произойдет дальше: потре­воженная бабочка улетит в королевский сад, гусеница от этой бабочки заползет на шею спящей королевы. Королева напуга­ется и умрет, а власть в стране захватит коварный и жестокий король, который причинит людям много бед.

2) Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме.

Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умира­ли все люди: и маленькие дети, и седовласые старики, и прекрасные девушки, и статные парни.

Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру - свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?

4) А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основан­ный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

5) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивав­шие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната ­ это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вы­ вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка бе­зымянного человека обернулась страшной бедой.

6) Историки пишут, что турки смогли захватить Константи­нополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

7) Страшная катастрофа в Аше произошла из-за того, что экскаваторщик ковшом зацепил трубу газопровода. В этом месте, спустя много лет, образовался разрыв, газ вырвался на­ружу, а потом пришла настоящая беда: в страшном пожаре погибло около тысячи человек.

8) Американский космический корабль потерпел катастро­фу из-за того, что сборщик уронил шуруп в Топливный отсек.

9) В одном из сибирских городов стали пропадать дети. Их изуродованные тела находили в разных концах города. Мили­ция сбилась с ног, разыскивая убийцу. Были подняты все ар­хивы, но тот, на кого падали подозрения, в это время неотлучно находился в лечебнице. А потом выяснилось, что он давно уже выписался, просто медсестра забыла оформить докумен­ты, и убийца спокойно вершил свое кровавое дело.

10) Нравственная безответственность оборачивается чудо­вищными последствиями. В конце 17 века в одном из захолу­стных американских городков у двух девочек появились при­знаки странной болезни: они беспричинно смеялись, бились в судорогах. Кто-то робко предположил, что на девочек наслала порчу ведьма. Девочки ухватились за эту идею и стали назы­вать имена почтенных граждан, которых тут же бросали в тюрь­му и после короткого суда казнили. Но болезнь не прекраща­лась, и на плаху отправлялись все новые и новые осужденные. Когда всем стало ясно, что происходящее в городе похоже на безумную пляску смерти, девочек строго допросили. Больные признались в том, что просто играли, им нравилось быть цен­тром внимания со стороны взрослых людей. А как же безвинно осужденные? А об этом девочки не думали.

11) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атом­ ной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторя­лись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.

12) Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообе­щал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиграл на дудоч­ке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей ув­лек их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тог­да колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке.

 

Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно

владеть людьми как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

4) Во время Великой Отечественной войны Г. Ф. Флеров, используя короткий отпуск, зашел в научную библиотеку. Он обратил внимание на то, что в зарубежных журналах нет пуб­ликаций о радиоактивности. Значит, эти работы засекречены. Он тут же написал тревожное письмо в правительство. Сразу после этого всех ученых-ядерщиков вызвали с фронта и нача­лись активные работы, связанные с созданием атомной бом­бы, что в будущем помогло остановить возможную агрессию против нашей страны.

6) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изоб­разил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.

7) «Свято место пусто не бывает!» - эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его привер­женности своим принципам. Имя английского просветителя Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки, читальни, воскресную школу, ясли, сократил ра­бочий день с 14 до 10 часов. За несколько лет жители городка буквально переродились: они овладели грамотой, исчезло пьян­ство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовеко­вая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появилось много продолжателей. Но, лишенные его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя.

Человек и природа

1) Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрез­ мерно много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Ведь в Рим стекались богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств.

Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это - при более или менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы те­перь говорим, экологический кризис.

2) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им - конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего произ­водства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара­ Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свиде­тельством тому является загрязнение Мирового океана? Чело­век лишает самого себя в ближайшем будущем последних не­ обходимых ресурсов питания.

3) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, счи­тали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относи­лись к кошкам, за убийство этого священного животного по­лагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверен­ная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Мно­гим такое почтение к животным покажется нелепым суевери­ем, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кров­ного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

4) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Из­вестный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, уви­дел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.

5) В русских народных сказках часто прославляется беско­рыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.

6) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Ученые все больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности человека, кото­рый зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребитель­ское отношение человека ждет жестокая расплата.

7) Вмешательство человека в сложную жизнь природы мо­жет привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и ско­ро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, осво­ились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

8) Глобальное потепление, о котором все настойчивее гово­рят в последнее время, чревато катастрофическими последстви­ями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природ­ных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум­ ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

9) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит при­ роду.

10) Один за другим исчезают на земле целые виды живот­ных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря.

В обращении с природой человек похож на дикаря, кото­рый, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день.

11) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но сво­евременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды oxвaтывает всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно рас­пространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным по­ следствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров.

12) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покры­тый пышной зеленью, превратился в мертвую пустыню с тор­чащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракто­ры соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удоб­рением. Людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отра­жает судьбу Земли, окруженный безбрежным океаном космо­са? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище?

13) Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди - ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бак­ланы, конечно, птицы «вредные», И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Унич­тожили ... А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье «вредных» птиц - хищников в Скандинавии и «вред­ных» бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни жи­вотных, превышающие уровень обычной заболеваемости), погубившие огромное количество и птицы, и рыбы.

После этого с немалым опозданием, было установ­лено, что «вредители» питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые инфек­ционные заболевания ...

Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осто­рожно нужно подходить к решению природных проблем.

14) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающе­гося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступле­ния». По тем же причинам Швейцер выступал в защиту жи­вотных. В своем эссе, написанном в 1935 г. он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причи­нам, в силу которых мы добры к людям».

Рубрика №5. Возвысить человека

Проблемы

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...