Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы анализа речевых нарушений ( Р.Е. Левиной).

Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Р. Е. Левина. Ею выделены три принципа. Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе речевых нарушений.Принципы развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требуют знания особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально важное значение в диагностике речевых расстройств.На основе теории системогенеза важно учитывать критические периоды развития речевой функциональной системы, когда еще не сформированная функция наиболее ранима и наиболее чувствительна к обучающему воздействию.На основе современных данных психологии принцип анализа речевых нарушений с позиций развития взаимодействует с принципом деятельностного подхода. Деятельность ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми, и для каждого этапа характерна та, которая тесно связана с развитием речи. Поэтому при анализе речевого нарушения важное значение имеет оценка деятельности ребенка.У ребенка 1года жизни ведущая форма деятельности эмоционально-положительное общение со взрослым, которая является основой для формирования предпосылок речевого общения. Развивается коммуникационно-познавательный комплекс, который имеет решающее значение в психическом развитии ребенка.У ребенка 2 годажизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослым. накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем, пассивный и активный словарь и начинает использовать формы речевого общения.

С 3 лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. И наконец, в школьном возрасте ведущая учебная деятельность составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка.Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельности. В одних случаях больше нарушается ее звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи — фонетические расстройства; при других — нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым составом слов — фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны трудности в усвоении чтения и письма.Когда нарушение охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую систему, проявляется так называемое общее недоразвитие речи, при котором лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения представляют собой единый взаимосвязанный комплекс.Фонетическое развитие способствует накоплению словаря и расширению грамматических средств.Таким образом, принцип системного подхода в анализе речевых нарушений обоснован как системным взаимодействием между различными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы.Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка.).Все психические процессы у ребенка — память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи У ребенка с нарушениями речи может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными также такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Одним из начальных этапов в развитии регулирующей речи Л. С. Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать свои действия речью. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь. Таким образом, речь способствует целенаправленной деятельности ребенка.При анализе речевых нарушений логопеду надо учитывать и особенности общего состояния здоровья ребенка, его двигательной сферы, зрения, слуха и интеллекта, его конституцию. Многие виды речевых нарушений, особенно невротического характера, возникают у детей с врожденной детской нервностью (невропатией). При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств.Т.о, для анализа речевых нарушений на основе взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка необходим комплексный подход в изучении детей.Т.О, комплексный всесторонний анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их диагностики, научно обоснованной системы преодоления и предупреждения. 2. Технология обследования словаря I этап – подготовительный (предварительный) – до встречи с ребенком.Методы:Изучение документации (медицинской (анамнез), педагогической).Беседа с педагогами, родителями.Изучение письменных и творческих работ.Цель: выдвижение нескольких гипотез о причинах и механизмах нарушений в соответствии с которыми подбирается материал для обследования.II этап – дифференцировочный (требуется не всегда, иногда проводится после основного этапа).Цель: отграничить первичную речевую патологию от сходных состояний.Ребенка обследуют другие специалисты (сурдолог, невропатолог, дефектолог).III этап – основной. Обследование компонентов речевой системы.Заполняются 2 документа:- протокол- представлениеТребования к проведению:Учет возраста ребенка;Учет индивидуальных особенностей при подборе речевого и стимульного материала.Маршрут обследования (Грибова):- от общего к частному;- от сложного к простому (на возраст)-; от экспрессивной речи к импрессивной.Результат – логопедическое заключение, на основе которого составляется план индивидуальной работы.IV этап – дообследование в динамике. Можно корригировать индивидуальный план.Логопедическое заключение должно отражать:Структуру речевого дефекта – пишется по психолого-педагогической классификации, через запятую – форма речевой патологии – по клинико-педагогической классификации (фонетическое недоразвитие, артикуляторно - фонетическая дислалия).Л.С. Выготский выделял уровни диагноза: I уровень – симптоматический – перечисляются все признаки нарушения (в логопедическом представлении)II уровень – этипатогенетический – этиология, причины, механизмы нарушении (как нарушено и почему – клинико-педагогическая классификация).IIIуровень– типологический – данные для обследования вписываются в целостную картину динамики личности (психолого-педагогическая классификация).Выявляем:- соответствие или несоответствие словаря возрастной норме;- точность употребления лексических значений слов.Название предметов, качеств предметов, действий по специально подобранным картинкам.Предметный словарь (что это?);Существительные со сходными лексическими значениями (чашка-кружка, лампа-люстра);Обобщающие слова (инструкция: перечисли все, что ты видишь на картинке и скажи, как это можно назвать одним словом»);Название времен года;Название профессийРедкоупотребляемая лексика (клумба, бинокль, фонтан ) Словарь признаков:Прилагательные, обозначающие цвет (основные и оттенки); Прилагательные, обозначающие форму предметов;Прилагательные, обозначающие качество предметов (какие они: еж, мех, сосулька);;Словарь антонимов (этот мяч большой, а этот …);Словарь синонимов (как можно назвать другим словом дом, друг);Глагольный словарь (кто что делает): приставочные глаголы (в действии: машина, что сделала (уехала, заехала);Название частей суток;Наречия (как ползет черепаха?)

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...