Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды артикуляционных упражнений

Упражнения для губ

1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зуба, объем движения, как при артикуляции звука ц.

2. Губы нейтральны, как при произнесении а.

. Губы округлены, как при о, при у.

4. Чередование движений от а к и, от а к у и обратно.

5. Плавный переход от ик а, от а к о, от о к у и обратно. Артикулирование ряда с плавным переходом: и — а —

о — у и в обратном порядке.

В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука.

Упражнения для языка

1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.

2. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы.

3. Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

4. Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание, упражнение называется «пощелкивание», «игра в лошадки».

При выполнении упражнения логопед обращает внимание ребенка на опущенную неподвижную нижнюю челюсть.

5. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам («язык ложечкой», или «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

6. Ритмичные движения языком влево-вправо, кончик языка касается верхних альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.

7. Совместным движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией губ для звука и; кончик языка находится в верхнем положении, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у).

Восстановительное обучение

 

Восстановление речи после инсульта (восстановительное обучение) - это организованный педагогический процесс, включающий специальные методы и приемы, направленные на коррекцию нарушений речи и других высших психический функций. Занятия по восстановительному обучению в условиях сосудистых центров проводит учитель - логопед, который обследует каждого больного с целью выявления речевой патологии.
К логопедическим занятиям с больными после инсульта в стационаре приступают при нормализации общего состояния пациента и при достаточном уровне его активности. Длительность каждого занятия на ранних стадиях заболевания не превышает в среднем 10-15 минут и может изменяться как в большую так и в меньшую сторону. Подбор приемов работы проводит логопед после выявления ведущего речевого дефекта. В начале используются наиболее простые методы: растормаживание, стимулирование понимания обращенной речи, привлечение внимания к собственной речи, работа с невербальным материалом (карточки, лото), затормаживание непродуктивной речи. Далее, наряду с увеличением продолжительности самого логопедического занятия, изменяется и стимульный материал (пособия): в большем объеме могут применяться изображения предметов, действий; использоваться опорные схемы предложений, а также компьютерные программы для восстановления речи, с помощью которых некоторые больные могут заниматься самостоятельно. Динамическое наблюдение за состоянием речи пациента ведется каждый день, при необходимости проводится корректировка используемых приемов.
К моменту завершения острого периода инсульта, как правило, в речевом статусе занимающегося отмечается положительная динамика. Это может быть: появление автоматизированных речевых рядов, улучшение восприятия речи, наличие способности к активному произнесению отдельных слов, снижение объема непродуктивной речи, увеличение общей работоспособности и устойчивости внимания и нейродинамических процессов. Перед выпиской из стационара идет подготовка родственников и больного к занятиям по восстановлению речи после инсульта на дому: печатаются и выдаются пособия, проводится инструктаж и обучение родственников основным приемам работы.
Восстановление речи после инсульта - это всегда длительный процесс, при правильной организации которого можно существенно повысить качество жизни пациента, улучшить не только его коммуникативные возможности, но и вселить уверенность в возможности выздоровления.

 

Билет № 10.

1. Дислалия: определение, причины, механизмы нарушения, структура дефекта, классификации Дислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата. Редко бывает, когда нарушено все сразу. 1Слабость нейродинамических процессов:в коре головного мозга протекают нейродинамические процессы: возбуждение, торможение, концентрация. Их полноценная деятельность необходима в образовании условно-рефлекторных связей. Слабость нейродинамических процессов влияет на ход речевого развития, замедляет его. Причина: соматическая ослабленность ребенка; 2Расстройство взаимоотношения речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей здоровый артикуляционный аппарат, нет ни анатомических, ни функциональных расстройств.Речеслуховой анализатор недоразвит. Поздно появляется чувство языковой нормы, из-за этого закрепляются недостатки произношения звуков, которые ребенок не замечает и самостоятельно не исправляет.Причины:Неблагоприятное речевое окружение (воспитанием ребенка занимаются лица с недостатками произношения, данный недостаток превращается для ребенка в эталон нормы, ребенок овладевает речью с данным недостатком) . ;Неправильное речевое воспитание (члены семьи уподобляют свою речь детской речи (сюсюкают). ; Двуязычие в семье.3Нарушения анатомического строения речевого аппарата (любые, даже незначительные нарушения языка, губ, зубов и т.д. искажают произношение звука.Дислалия (функциональная) как клинический диагноз, ставиться с 5 лет, а механическая - в любом возрасте.Функциональная дислалия наступает в результате соматической ослабленности, неправильного речевого воспитания и окружения; Не связана с органическим поражением центральной нервной системы.У детей – дислаликов сохранен интеллект, слух, зрение.Классификация – Б.М. Гриншпун. Основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта. 1Акустико-фонематическая дислалия – первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам:Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры [р] [л]Наблюдаются случаи, которые смешиваются не пара звуков, а вся фонематическая группа, имеющая данный акустический признак. Все шесть пар звонки и глухих: Зайка – сайка, Кости – гости, твердость – мягкость для всех звуков. В силу этого такие дети в период школьного обучения испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта у таких детей фонематическое недоразвитие речи. 2Артикуляционно-фонематическая дислалия. Первичным звеном нарушения является недостаточная сформированность артикуляционной базы речи.Из-за трудностей овладения сложными артикуляционными укладами ребенок заменяет звук на более простой по артикуляции. Ребенок часто замечает недостаток своей речи, особенно если этот недостаток моделируется взрослыми, этот недостаток создает благоприятное условие для самокоррекции.При появлении звука, который раньше заменялся более простым по артикуляции начинается сбой артикуляционных программ, т.е. в речи эти звуки слабо дифференцируются: платье – п[р]атье, [лыба]-[рыба] Свои речевые ошибки сам не замечает, но если данную ошибку воспроизводит взрослый, ребенок может ее исправить. Дети в этом случае способны к самокоррекции речи. По структуре речевого дефекта – ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).Логопедическая помощь должна оказываться таким детям, сразу после 5лет (не раньше), в противном случае возможна дисграфия, дислексия при обучении в школе. 3Артикуляторно-фонетическая дислалия. Дефект речи выражается в искажении звуков, т.е. звук есть, но его звучание ненормированное. Может быть в результате подражания неправильно говорящим из близкого окружения; из-за временных диспропорций в росте частей артикуляционного аппарата; по структуре речевого дефекта это фонетическое недоразвитие речи. Дети свои недостатки не замечают, часто их не замечают и члены семьи, в силу этого самокоррекции не происходит. Логопедическую работу можно начинать раньше 5 лет. Механическая дислалия - органическая (механическая) дислалия. Наступает в результате анатомических дефектов в строении губ, языка и т.д.Губы могут быть: -Чрезмерно толстыми, Расщепленные, -Рубец на губе (послеоперационный), утолщение, -Укороченная верхняя губа - все это приводит к неотчетливому произношению гласных звуков. Гласные звуки являются основными для разборчивости речи.Могут затрудняться произношение губно-губных звуков [п] - [б] - становится невозможным плотное смыкание губ. Изменяется качество произношения шипящих звуков.Зубы – полное отсутствие зубов :Редкие зубы ;Диастемы (большие расстояния между зубами);Мелкие зубы;Излишне крупные зубы;Кривые зубы;Может быть передне открытый или открытый боковой прикусЧелюсти – прогения (нижняя челюсть выступает вперед). -прогнатия (вперед выступает верхняя челюсть)- это вызывает недостатки шипящих и свистящих звуков.Твердое небо – в норме твердое небо в виде полусферы.Недостатки: 1. высокое (готическое) небо (очень распространенный сегодня недостаток) - может из-за твердых сосок (1вар), из-за питания, экологии (2вариант) – отражается на формировании звука [р] 2. может быть плоское, низкое небо – гласные звуки теряют полётность, становятся «плоскими».Язык – Укороченная подъязычная уздечка (уздечка находится ближе к кончику языка и тогда подъем языка становиться болезненным) Устранение недостатка: растягивание (щадящий путь), подсечка (мини хирургическая операция в стом. хирургии.;Язык может быть укороченный, толстый, без выраженного кончика языка.;Может быть длинный, узкий язык.;Может быть большой, заполняющий всю полость рта -движения неотчетливые, неуклюжие это приводит к неотчетливости артикуляции.Логопед должен направлять пациента к специалистам, чтобы определить возможность устранить дефект и выполнить коррекцию в строении органов артикуляции.При невозможности устранения дефекта подбирается звук-алофон, т.е. дефектный звук, но наиболее близкий к норме.Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена.Структура речевого дефекта при дислалии.фонетическое недоразвитие речи (фнр);фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ффн);фонематическое недоразвитие речи.При дислалии не бывает общего недоразвития речи.по данным Александровой среди дошкольников – дислалики 30%, младшего школьного возраста – около 7%.Какие бывают дефекты звукопроизношения?отсутствие звука: [-ыба,], [-акета].;искажение звука (звук звучит, но его звучание не является нормированным). Артикуляция в целом воспроизводится верно, но какой-то момент артикуляции ребенком не выполняется. ;замена звуков (не овладев сложной артикуляцией звука, ребенок заменяет его на более простой, и эта замена носит устойчивый характер).;смешение звуков (недифференцированное произношение). В речи ребенка сформировались оба звука, но акустические различия между звуками носят размытый неустойчивый характер. В речи ребенок ошибается в употреблении этих звуков. Эти дети входят в группу риска, т.к. у них могут возникнуть сложности в период школьного обучения. Антропофонические нарушения – искажение звуков: Свистящие звуки – сигматизм ( [с][з][ц] );Шипящие звуки – сигматизм ( [ш] [ж] [щ] [ч];[р] – ротацизм;[л] – ламбдацизм;Недостатки [к] – каппацизм;Недостатки [г] – гаммацизм;Недостатки [х] – хитизмЕсли звуки искажаются – то это антропофонический дефект.Отсутствие звука, замена, смешение звука – фонологический дефект:свистящие и шипящие звуки – парасигматизм.;[р] – параротацизм ;[л] – параламбдацизм;[к] – паракаппацизм;[г] - парагамматизм [х] – парахитизм;Нарушение озвончения;Нарушения смягчения;Йотацизм Самые страдающие звуки: шипящие – 22%, свистящие – 22%, недостаток звука [р] – 20%, [л] – 10%, нарушения озвончения – 4,5%, йотированные звуки – 1,5%, заднеязычные звуки – 1%.

2. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых (по выбору).

«Трактат о заикании» - врач Сикорского, 1889г., 1891 г. – трактат о заикании – врач Хмелевский. Оба сами страдали тяжелыми формами заикания. Сикорский изучил метод Демосфена, который сам себя излечил от заикания.

Комплекс: Благоприятное окружение. Режим дня и рациональное питание. Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Психотерапевтическое воздействие. Логопедическое воздействие.

- 1. Благоприятное окружение:

Логопед работает с теми людьми, которые входят в ближайшее окружение заикающихся (члены семьи, друзья, воспитатели). Окружающие должны создавать благоприятный, эмоциональный фон для лучшего освоения новых правил речи, не допускать невротизации, обеспечивать соблюдение логопедического режима: в семье, на работе, в учебе. Как это делать: провести собрание для близких, по телефону, написать письмо, выйти в школу, встретиться с администрацией, детьми, с учителями (учителя не всегда смиряются с режимом молчания)

2.Режим дня и рациональное питания. В ходе логопедического воздействия мах. увеличен по времени сон. Дошкольник – 11-12 часов ночью, 1.5 ч. днем. Школьник – 9-10 часов, 1-1.5 ч. днем. Если ребенок хочет спать, не будить, дать возможность выспаться. Взрослый – 8-9 часов ночью, днем по возможности. В период ночного сна нормализуются нейродинамические процессы. Режим питания – пища должна быть предельно витаминизирована (В-группа – хлеб грубого помола, овсяная каша, творог). Витамины являются катализаторами, усиливающими образование новых рефлекторных связей.

3.Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

- Перед началом лечения посетить невропатолога. Всех узких специалистов в зависимости от других специф. заболеваний (сердца, ЖКТ и др), т.к. во время обострений тяжело идет коррекция. Перед началом лечения провести симптоматическое лечение.

- Общеукрепляющее лечение (витамины, препараты железа и др.), чтобы не заболел в ходе кор. работы.

- Противосудорожная терапия (не панацея – не увлекаться)

- Препараты, для нормализации нейродинамических процессов (транквилизаторы или стимулирующие препараты)

Эти же функции будут выполнять и физиопроцедуры: лечебные ванны, тонизирующие, лечебные души, иглорефлексотерапия, массаж, электросон. Логопед ничего не назначает, только советует обратиться к узким специалистам.

4.Психотерапия. Основное назначение – поднять настроение, вселить уверенность в извлечение, активизировать волевые качества. Бывает 2 видов:

1 вид – рациональная (разъясняющая) проводится в виде бесед с пациентом. Тематика самая разнообразная, зависящая от желаний пациента. Отдельные темы выбирает психотерапевт, в зависимости от этапа лечения (новое правило речи – объяснить, что это за правило, зачем нужно его выполнять). Первые беседы можно проводить со всей группой, при этом разъясняется сущность заикания, объясняется программа (если маленькие дети – разъяснить родителям, если взрослые – должны понять сами). Рациональные беседы: можно касаться личных проблем пациентов: объяснить, совместно выработать направление не только коррекции, но и дальнейшего будущего. (привести примеры: Котовский, многие актеры).

2 вид – внушение (суггестивная психотерапия). Ничего пациенту не объясняем, ни разъясняем, только внушаем, диалога нет.

а) гипноз / не самый полезный прием / Пациент вводится в гипнотический сон, при котором часть коры головного мозга в состоянии глубокого торможения находится, а другие участки коры головного мозга способны к приему внешней информации. Гипноз используется только для взрослых с гиперпереживаниями в отношении к своему дефекту. В состоянии гипноза их речь нормализуется, они могут отвечать на вопросы, что-либо рассказывать без заикания. Такую речь целесообразно записать на магнитофон, а затем дать прослушать после выхода из гипноза. Для таких пациентов в состоянии гипноза даются программы для нормализации настроения, для формирования эмоционально-волевой сферы.

б) Аутогенная тренировка – австр. врач Шульц в 1937г. каждый из нас сам мог заниматься самовнушением. Идея состоит в том, что в просоночном состоянии у человека повышается внушаемость (просоночное состояние между сном и бодрствованием). Во время болезни: повышается температура – еще и не спит, но и не бодрствует - в этом состоянии человек особо внушаем. Человек искусственно вызывает у себя просоночное состояние и вызывает у себя положительные мысли.

1 фаза - вызывание просоночного состояния: принять удобное положение, в котором мы чувствуем полное расслабление, лучше всего в положении лежа, можно сидя, на стуле в позе кучера, необходимо в какой-то мере загрузить зрительные анализаторы. Состояние расслабления активизируется фразами логопеда, проговаривает сам логопед. внушаются мысли о чувстве тепла, тяжести. Не доводить до того, что пациент уснет.

2 фаза – лечебное внушение. Сначала логопед, а затем сам пациент короткими фразами внушает себе необходимые мысли: «Я уверенно смотрю в глаза собеседника» - лечебные формулы правил речи, правила поведения. Формулу внушения говорит логопед, а внушение пациент повторяет про себя. «Я говорю спокойно, правильно, неторопливо, перед началом речи я делаю спокойный, правильный вздох». Программа лечебных внушений м.б. групповая и индивидуальная. Индивидуальная – обсуждается с пациентом заранее. В формулах внушения следует избегать отрицательных частиц не, т.к. она может не долететь до сознания.

3 фраза – выхода из просоночного состояния. Для того, чтобы выйти из этого состояния пациентам предлагается потянуться, сжать кулак и т.п.

Ограничения – не допускаются к аутогенной тренировке пациенты с головной болью – усилится, гипертоники,

В кабинете полумрак, нормальная температура, никаких посторонних шумов, на дверь снаружи вывесить табличку «Идет аутогенная тренировка».

в) императивное внушение. Казим. Марк. Дубровский 1956г. метод одномоментного снятия заикания. Данный метод основан на шоковой терапии, вызываются глубочайшие переживания по поводу дефекта. В состоянии шока наступает амнезия.

1 ш. – видеомагнитофон: запись, просмотр.

2 ш. – дневниковые записи: Чтобы вы хотели изменить, если бы не заикались. Составьте личный портрет своего заикания, что принесло вам заикание, чтобы вы делали, если бы не заикались – перенесите все на бумагу. Принимается решение о начале борьбы с заиканием (с разрешения пациента для усиления эффекта пригласить кого-либо из родных, перестать бояться).

3 ш. – выход на улицу попарно: сначала один, а затем другой из пары: задает прохожим не менее 10 вопросов. Затем обсуждение в кабинете («Как-то бабуся с жалостью смотрела на меня - я не хочу больше этого, это унизительно»).

4 ш. – день подвига – вырабатывается равнометрическая речь, пациенты по одному на улице, при помощи этой речи задают вопросы случайным прохожим, затем в кабинете обсуждают этот день и замечают, что говорят без заикания.

5 ш. – сеанс снятия заикания – это осуществляется на сцене в присутствии большого количества зрителей, логопед вызывает просоночное состояние у каждого пациента, внушает избавление от страха речи, предлагает пациентам сопряженную, отраженную, автоматизированную речь, на котором заикания не бывает и после этого сеанса объявляет режим молчания.

Применяется только в отношении подростков и взрослых. Из всего арсенала аутогенной тренировки для детей можно использовать только приемы релаксации, больше ничего нельзя.

5Логопедическое воздействие. Проводиться по следующим направлениям:

- выработка замедленной плавной речи;

- выработка умения. С плавными движениями руки; угашение страха речи, перестройка личности пациента; выработка правильного речевого поведения. Эта работа имеет особенности в организации и содержании;

Где оказывается логопедическая помощь? Детям – логопедами при поликлинике, спец/сады и спец. группы в д/с, если нет специальной группы – ребенок зачисляется в обычную логопедическую группу;

Для таких детей существуют санатории, оздоровительные лагерные смены, на школьном логопункте - заикающий ребенок – первоочередник.

Работа со школьниками имеет свои особенности.

1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основной интерес заикающегося и способствует его развитию. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью; б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа с заикающимися школьниками проводится в их свободное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализированные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В лагеря направляются дети: после проведенного курса лечения заикания; с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга.

 

Билет № 11.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...