Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение голоса, причины, классификация, комплексная коррекция нарушения голоса

Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

 

Классификации нарушений голоса.

 

Органические расстройства Функциональные расстройства
  Центральные Периферические Центральные Периферические
Медицинс-кий аспект Псевдо-бульбар-ный паралич Патолого-ана-томические изменения в гортани Патологоана-томические изменения в надгортанной трубе   Сниже-ние слуха   неврозы   Перена-пряжение голоса   Патологическая мутация
Логопеди-ческий аспект Афония, дисфония при ана-трии, ди-зартрии Афония, дисфония Ринолалия ринофония Дисфо-ния Рино-фония Истеричес­кая (гипокинетическая) афония и дисфония Гиперки-нетичес-кая афония и дисфония Персистирующий фальцетный голос, преждевременная мутация, затянувшаяся мутация, извращенная мутация
Психоло-гический аспект Снижение коммуникативной функции речи, нарушение эмоционально волевой сферы

 

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса - патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Эти нарушения считаются хроническими и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное. Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы.

Функциональные нарушения голоса - наиболее распространенные и многообразные, они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани.

Причины: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов, или несколько причин выступают в совокупности.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения (профессиональное заболевание у лиц голосоречевых профессий), гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии (перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации).

Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И. И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70—80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможн

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи остей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».

 

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». Для реализации этих задач требуется:

 

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; 2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

 

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

 

4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;

 

5) восстановление координации дыхания и фонации.

 

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

 

• рациональная психотерапия;

 

• коррекция физиологического и фонационного дыхания;

 

• тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

 

• автоматизация восстановленной фонации.

 

Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы. Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного включения в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Билет № 14.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...