Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 17. 1. Дизартрия: определение, причины, механизм нарушения, структура дефекта, классификация.

Дизартрия - это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС.

Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна.

Причины: поражение внутриутробное, природовое, в раннем детстве. Анамнез отягощенный, неблагоприятный. Токсикоз, токсоплазмоз, алкоголизм, наркомания, бесконтрольное использование медикаментов. Асфиксия, щипцы, затяжные роды. Инфекции в раннем возрасте, травмы, инфекционные заболевания малыша, черепно-мозговые травмы, нейроинфекционные заболевания (менингит, энцефалит).

Патогенез:

Раннее развитие отстает от нормы – проявляется в развитии статодинамических функций (поздно держит голову, поздно садится, ходит и т.д.).

Эти дети неспокойны, отказываются от грудного вскармливания, во время кормления мама отмечает у ребенка неплотное смыкание губ, вялость сосания, срыгивание. Ребенок часто плачет, расторможен, беспокоен. У детей движения неловкие, не формируются двигательные навыки по возрасту. Задержка в речевом развитии (лепет однообразный, монотонный, фраза поздно - 2,5 г).

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений

Классификаций несколько:

1 классификация - учитывает место локализации поражения ЦНС (клиническая): корковая, подкорковая, псевдобульбарная, бульбарная, мозжечковая.

2 классификация - учитывает степень поражения ЦНС (степень тяжести симптоматики):

4 степень – анартрия – практическое отсутствие речи, непонятна даже близким людям, речевая коммуникация отсутствует, самая тяжелая форма дизартрии, когда речь практически отсутствует из-за паралича речедвигательных мышц, чаще всего анартрия при бульбарной форме дизартрии;

3 – тяжелая степень - речь недоразвита, грубо нарушена, мало разборчива. Речевая коммуникация затруднена;

2 – средняя степень тяжести - речь характеризуется заметными дефектами звуков, но при этом понятна для окружающих, коммуникация осуществляется свободно;

1 – легкая форма дизартрии – симптоматика носит стертый, смазанный характер и не выступает в полном объеме.

3 классификация - учитывает структуру речевого дефекта (психолого-педагогическая классификация, проф Левина).

1группа - Просодические расстройства речи (интонация, громкость, тембральная окраска, м.б. легкий носовой оттенок, правильное звукопроизношение). Речь смазанная.

2 группа – Просодические расстройства и фонетическое недоразвитие речи (фнр) - страдает звукопроизношение.

3 группа – Расстройства просодической стороны речи + ФФНР

4 группа - Расстройства просодической стороны речи + ОНР.

 

Структура речевого дефекта определяется тяжестью неврологической симптоматики, сроком и качеством проведенного лечения, а также интеллектуальной сохранностью ребенка.

Коррекционная работа должна носить комплексный характер:

· Лечение у невропатолога

· Массаж (неоднократно)

· Электрофорез с лекарственными препаратами

· Иглорефлексотерапия

· Логопедическое воздействие

Как записывать заключение: в заключении надо занести все три классификации.

1) Корковая дизартрия – легкая форма, ффн:

Ds: Ффнр, обусл. корковой дизартрией.

2) Подкорковая дизартрия, м.б. анартрия, дизартрия, легкая форма. Просодические нарушения, фнр, ффнр, онр.

Ds: ОНР,обусл. подкорковой анатрией.

3) При псевдобульбарной дизартрии м.б. все. Например, ффнр, обусловленное псевдобульбарной дизартрией.

4) При бульбарной бывает анартрия и дизартрия, ОНР, легкой формы нет.

5) При мозжечковой м.б. анартрия, дизартрия, фнр, ффнр, онр.

2. Технология обследования функций фонематического слуха, фонематического восприятия. Фонематический слух –тонкий системный слух, осуществляющий контрольза непрерывном потоком слов, направленный на различение правильного звучания фонемы (звук в совокупности смысло-различительных признаков) (сформирован к концу 2 года) от искаженного аналога (алафон).Фонематическое восприятие – специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

I этапподготовительный (предварительный) – до встречи с ребенком.

Методы:

13) Изучение документации (медицинской (анамнез), педагогической).

14) Беседа с педагогами, родителями.

15) Изучение письменных и творческих работ.

Цель: выдвижение нескольких гипотез о причинах и механизмах нарушений в соответствии с которыми подбирается материал для обследования.

II этап – дифференцировочный (требуется не всегда, иногда проводится после основного этапа).

Цель: отграничить первичную речевую патологию от сходных состояний.

Ребенка обследуют другие специалисты (сурдолог, невропатолог, дефектолог).

III этап – основной. Обследование компонентов речевой системы.

Заполняются 2 документа:

- протокол

- представление

Требования к проведению:

10) Учет возраста ребенка

11) Учет индивидуальных особенностей при подборе речевого и стимульного материала.

12) Маршрут обследования (Грибова):

- от общего к частному

- от сложного к простому (на возраст)

- от экспрессивной речи к импрессивной.

Результат – логопедическое заключение, на основе которого составляется план индивидуальной работы.

Отбор группы звуков, в которых будет проверяться воспроизведение: шипящих и свистящих, звонких – глухих, сонорных (р-л), мягкие-твердые, переднеязычные-заднеязычные (т-к).

Повтор за логопедом оппозиционные слоги (ач-ац, ша-жа-ша, са-ша). Используется только на тех звуках, которые ребенок произносит правильно. Если ребенок не произносит звук, то ему предлагаю, услышав заданный звук выполнить какое-либо действие (хлопни, когда услышишь; карточки с цветами).

Методы:

С 3-х лет: 1) дифференциация слов, близких по звучанию. Могут предлагаться в различных условиях:

a) Условия соспоставления 2-х картинок (мышка-мишка, коза-коса)

После 3-х лет

b) Оппозиционные картинки среди большого количества картинок

c) Сенсибилизированные условия (усложненные) – вопросы-ловушки.

С 4-х лет: повторение цепочек слогов оппозиционными звуками.

Требования:

- не должны содержать нарушенных звуков

- цепочки из 2-х слогов

С 5 лет:

1) Цепочки из 3-х слогов

2) Хлопни на звук

С 6 лет: выбери картинку на звук

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...