Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология обследования звукопроизношения

I этапподготовительный (предварительный) – до встречи с ребенком.

Методы:

Изучение документации (медицинской (анамнез), педагогической).

Беседа с педагогами, родителями.

Изучение письменных и творческих работ.

Цель: выдвижение нескольких гипотез о причинах и механизмах нарушений в соответствии с которыми подбирается материал для обследования.

II этап – дифференцировочный (требуется не всегда, иногда проводится после основного этапа).

Цель: отграничить первичную речевую патологию от сходных состояний.

Ребенка обследуют другие специалисты (сурдолог, невропатолог, дефектолог).

III этап – основной. Обследование компонентов речевой системы.

Заполняются 2 документа:

- протокол

- представление

Требования к проведению:

16) Учет возраста ребенка

17) Учет индивидуальных особенностей при подборе речевого и стимульного материала.

18) Маршрут обследования (Грибова):

- от общего к частному

- от сложного к простому (на возраст)

- от экспрессивной речи к импрессивной.

Результат – логопедическое заключение, на основе которого составляется план индивидуальной работы.

IV этап – дообследование в динамике. Можно корригировать индивидуальный план.

Логопедическое заключение должно отражать:

Структуру речевого дефекта – пишется по психолого-педагогической классификации, через запятую – форма речевой патологии – по клинико-педагогической классификации (фонетическое недоразвитие, артикуляторно - фонетическая дислалия).

Методы:

1) Наблюдение за звукопроизношением в беседе и связной речи.

2) Называние (повторение) картинок, в названии которых содержится звук (звук обследуется в различных позициях (сильная – перед гласным) и различных слогах (прямых, обратных).

3) Произношение звука на более простом материале (изолированно, в слогах).

4) Для обследования умения переключаться при произношении оппозиционных звуков предлагаются предложения с оппозиционными звуками (маляр красит ларек. У кошки пушистый хвост.).

В результате обследования звукопроизношения важно отразить:

a) Какие звуки нарушены

b) Как нарушен звук (замена, искажение, смешение, пропуск)

c) Уровень нарушений (требуется только постановка или автоматизация или дифференциация)

 

Билет № 21.

1. Сравнительная характеристика и диагностика стертой формы дизартрии и функциональной дислалии. Значение точного диагноза для теории и практики логопедии. Дизартрия - это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС.

Дислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата.

 

На научной сессии по дефектологии профессор Сергей Семенович Ляпидевский остро поставил вопрос о необходимости дифференцировать легкую форму дизартрии и функциональную дислалию.

В практике работы логопеда очень часто детей с легкой формой дизартрии относят к дислаликам.

Проводят работу без учета неврологической сущности дефекта.

В результате дети недополучают многое из арсенала помощи при дизартрии: сокращаются сроки работы, не получают лечение, массаж, лечебную физкультуру.

В структуре логопедического занятия отсутствуют специфические разделы необходимые при дизартрии.

В результате дети дают низкую динамику в коррекции речи, недостаточную автоматизацию полученных навыков и нередко возвращаются через какое-то время к дефекту.

Вопрос был разработан Лопатиной, Мастюковой и др.

 

Функциональная дислалия Легкая форма дизартирии
Причины
- Может быть неблагоприятное речевое окружение - Может быть неправильное речевое воспитание - Может быть соматическое ослабленность здоровья 2 параметр Анамнез: данные обследования   анамнез благоприятный неосложненный (когда об этом сообщила мама и подтверждено медицинской картой)   - Органическое поражение ЦНС   медицинского (от родителей, из карты)   Анамнез отягощенный: токсикоз, перенесенные заболевания в период беременности, вредные привычки матери, цитомегаловирус) Родовая травма, заболевания, ведущие к поражению ЦНС на ранних этапах развития
Неврологический статус детей
Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия. Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя м.б. выражена незначительно. Появление невр симптоматики: страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений. Дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку, испытывают затруднения в играх с мячом, движения носят скованный напряженный характер, Поза Ромберга положительна, отмечаются напряжения в руках, тремор пальцев рук, покачивание, отклонение языка в сторону, гиперкинезы языка, саливация.
Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике
    НЕТ Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).
Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре
    НЕТ Отмечается легкая амимия лица, снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.
В органах артикуляционного аппарата
    НЕТ Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку; со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено. Амплмитуда движений ограничена. Могут наблюдаться замены движений. Саливация. Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями. Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз)
Психический статус
У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет. Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов, отмечаются снижение памяти и внимания. Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки. Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения. Может быть ЗПР -цереброорганического генеза.
Состояние бытовых навыков самообслуживания
Опрятны и аккуратны. М.б. неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке. Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы. Саливация.
Общее соматическое состояние
Как правило, более здоровы. Соматически ослаблены. Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями. Имеют хронические заболевания внутренних органов.
Особенности речевых нарушений Страдает звукопроизношение
Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.     Нет нарушений просодики.   Звукопроизношение не ухудшается. Произвольность речевых движений сохранна.     По структуре речевого дефекта м. наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое. нарушение речи. Нарушение лексико-грамматической стороны речи нет. Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты. М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная. Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.   По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.   Вывод: м. наблюдаться лексико-граммат. Расстройства, в том числе и не резко выраженные.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...