Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология обследования звукопроизношенияI этап – подготовительный (предварительный) – до встречи с ребенком. Методы: Изучение документации (медицинской (анамнез), педагогической). Беседа с педагогами, родителями. Изучение письменных и творческих работ. Цель: выдвижение нескольких гипотез о причинах и механизмах нарушений в соответствии с которыми подбирается материал для обследования. II этап – дифференцировочный (требуется не всегда, иногда проводится после основного этапа). Цель: отграничить первичную речевую патологию от сходных состояний. Ребенка обследуют другие специалисты (сурдолог, невропатолог, дефектолог). III этап – основной. Обследование компонентов речевой системы. Заполняются 2 документа: - протокол - представление Требования к проведению: 16) Учет возраста ребенка 17) Учет индивидуальных особенностей при подборе речевого и стимульного материала. 18) Маршрут обследования (Грибова): - от общего к частному - от сложного к простому (на возраст) - от экспрессивной речи к импрессивной. Результат – логопедическое заключение, на основе которого составляется план индивидуальной работы. IV этап – дообследование в динамике. Можно корригировать индивидуальный план. Логопедическое заключение должно отражать: Структуру речевого дефекта – пишется по психолого-педагогической классификации, через запятую – форма речевой патологии – по клинико-педагогической классификации (фонетическое недоразвитие, артикуляторно - фонетическая дислалия). Методы: 1) Наблюдение за звукопроизношением в беседе и связной речи. 2) Называние (повторение) картинок, в названии которых содержится звук (звук обследуется в различных позициях (сильная – перед гласным) и различных слогах (прямых, обратных). 3) Произношение звука на более простом материале (изолированно, в слогах). 4) Для обследования умения переключаться при произношении оппозиционных звуков предлагаются предложения с оппозиционными звуками (маляр красит ларек. У кошки пушистый хвост.). В результате обследования звукопроизношения важно отразить: a) Какие звуки нарушены b) Как нарушен звук (замена, искажение, смешение, пропуск) c) Уровень нарушений (требуется только постановка или автоматизация или дифференциация)
Билет № 21. 1. Сравнительная характеристика и диагностика стертой формы дизартрии и функциональной дислалии. Значение точного диагноза для теории и практики логопедии. Дизартрия - это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС. Дислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата.
На научной сессии по дефектологии профессор Сергей Семенович Ляпидевский остро поставил вопрос о необходимости дифференцировать легкую форму дизартрии и функциональную дислалию. В практике работы логопеда очень часто детей с легкой формой дизартрии относят к дислаликам. Проводят работу без учета неврологической сущности дефекта. В результате дети недополучают многое из арсенала помощи при дизартрии: сокращаются сроки работы, не получают лечение, массаж, лечебную физкультуру. В структуре логопедического занятия отсутствуют специфические разделы необходимые при дизартрии. В результате дети дают низкую динамику в коррекции речи, недостаточную автоматизацию полученных навыков и нередко возвращаются через какое-то время к дефекту. Вопрос был разработан Лопатиной, Мастюковой и др.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |