Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсорная алалия. Цель, задачи и направления логопедической работы при сенсорной алалии.

Сенсорная алалия нарушение воспроизведения речи при первично сохранном слухе и интеллекте. Прогноз – неблагоприятный. Дети обучаются в специальной школе по индивидуальной программе (5 вид).

В основе дефекта – нарушение фонематического слухав самой грубой степени, что ребенок вообще не понимает речь, путает даже акустически далекие звуки.

Основной механизм – это замыкательная аккупатия – это явление при котором не образуются ассоциативная связь между языковой оболочкой слова и обозначаемым предметом.

Неречевая симптоматика: как и при моторной алалии. + нарушение коммуникации. Специфические особенности слуха (тональный слух и воспроизведение интонации м.б. нарушены в разной степени, но всегда более сохранно чем фонематический слух; флюктуации слуховых порогов – изменчивость порогов слухового восприятия; гипераккузия – чрезмерная чувствительность к неречевым звукам). Склонность к запредельному охранительному торможению (чем громче говоришь, тем хуже ребенок слышит). Понимание речи зависит от темпа и тембра голоса, от эмоциональной подачи. Изолированное слово понимает лучше, чем фразу.

Речевые симптомы: в речи много лепета, эхолалических повторений (достаточно интонированных), бессмысленно произнесенные слова и фразы. Доминирование активного словаря над пассивным (говорит больше, чем понимает). Есть слова, которые произносит осознанно. Переход слова из эхолалического в собственное происходит на фоне эмоционального всплеска.

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

В зависимости от тяжести дефекта сенсорных алаликов подразделяют на 2 группы:

1. группа – дети, которые совсем не понимают речь окружающих, либо понимают значение только нескольких слов.

Однако в изменяющейся ситуации с голосом малознакомого человека, в ускоренном темпе, в сочетании с другими словами перестают понимать даже хорошо усвоенные слова.

Этим детям свойственны эхолалии, т.е. бессознательные повторения каких-то слов и предложений. Сказанное повторить не может. Эти дети очень пугливы, робки, с большим трудом привыкающие к новой ситуации, новым людям, скучают по дому. У этих детей очень быстро наступает запредельное торможение.

Как помочь такому ребенку?

1). Установление контакта с ребенком. Первое время занятия проводятся с близким человеком. Важно, чтобы ребенок на занятия приносил из дома свом игрушки и играл с ними в кабинете. Логопед ненавязчиво входит в эту игру. Логопед во время игры приучает ребенка к своему голосу, поэтому он у него должен быть негромким, в меру эмоциональным.

2). Развитие зрительного внимания и памяти. При таком дефекте большую часть информации ребенок будет брать при помощи зрения, уточняем в каком состоянии у него зрительное внимание и память.

3). Развитие слухового внимания и речевой памяти на неречевых звуках..

· Берутся предметы окружающей действительности (связка ключей, чайная ложка, газета и т.п.). Демонстрируем сначала 2-3 предмета, потом до 6. Сначала он узнает один предмет по звуку, затем серию звуков и показывает их по порядку.

· Распознавание на слух звучащих игрушек (дудки, бубен ит.п.).

· Распознавание этих предметов по звуковой имитации логопеда («Буль-буль», «динь-динь», «ду-ду-ду»). Игра повторяется аналогично, только вместо реальных звуков ребенок слышит голос логопеда.

4). Формирование предметного словаря:

1 группа – может изучаться не более 2-3 слов.

Наглядный материал: предметы, несколько предметных картинок, сюжетные картинки, один и тот же предмет в разных вариантах.

Карточки с рисунками губ и плакатик с напечатанными словами для глобального чтения.

Кроме изучаемых слов на занятии логопед других слов не произносит.

Используется тактильная азбука для глухих.

Т.О. используется полисенсорная методика – т.е. в работе участвуют все сохранные анализаторы.

Накопление материала идет медленно. По данным Ипполитовой, за 3-4 месяца работы ребенок усваивает до 8 слов. Из них только 2-4 слова перейдут в активный словарь. При усвоении новых слов на первых порах дети могут забывать ранее изученные слова.

2 группа – эти дети частично понимают речь окружающих в узких речевых пределах. В изменившихся условиях, речь в быстром темпе, многословную с голосом малознакомого человека перестают понимать.

Отмечается плохая речеслуховая память (стих не запоминает по 2-3 месяца).

Не может ответить на вопросы по изученному материалу. Ребенок запоминает не слово, а слоговые цепочки: На-та-ша, Та-ня.

Ребенок смешивает созвучные слова: Коля – Уля, может перепутать котелок – утенок. Для ребенка они звучат одинаково. Ребенок не дифференцирует грамматические формы: Кто идет? Кто идут?

Плохое внимание к речи. Когда им что-то говорят, читают – они не слушают, т.к. не понимают.

Эти дети шумные, суетливые, беспокойные, разговорчивые, но любят играть с другими детьми, понимают игровые действия.

Задачи логопедического воздействия:

· Организация общего поведения детей в кабинете.

· Уточнение имеющего словаря.

· Обогащение словаря (увеличивается словарный запас существительными, прилагательными, глаголами). Коррекционное воздействие тоже, что и с детьми первой группы, только исключается дактиль.

· Формирование словосочетаний (используется такой же алгоритм, как при работе с моторными алаликами):

Алгоритм формирования модели.

5. Уточняется необходимый глагольный и предметный словарь. Логопед обращает внимание ребенка на необходимое глагольное слово. Необходимо обратить внимание детей на то, что одно и тоже действие может выполняться по разному и с использованием различных предметов.

6. Логопед анализирует состав модели утрированно, обращает внимание на каждое слово в модели. С этой целью могут привлекаться лучшие говорящие дети или мама.

7. Этот анализ состава модели предъявляется в виде опорной схемы: в ответ на слово: несешь? – несу.

Несешь яблоко? – яблоко

Итог: несу яблоко и аналогично с другим предметом.

8. Привлечение детей с ОНР к выполнению аналогичных действий. Ваня, помогай, неси яблоко. Ваня, несешь яблоко. Т.е. ребенок выполняет действия с разными предметами, отвечая на вопросы логопеда, а затем, пользуясь графической схемой, проговариваем полностью. При использовании этих моделей допускаются аграмматизмы, нарушение слоговой структуры:

· Формирование простых предложений: используется демонстрация, иллюстрация, картинки, схемы.

Например, изучаем предлог НА: на картинке яблоко лежит на столе, на окне, на поверхности.

· Коррекция звукопроизношения и фонематического слуха.

Дети с сенсорной алалией нередко учатся в школе для глухих и слабослышащих.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...