Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов Никандрова

Никандров Виктор Викторович.

1.Организационные методы(подходы.). Сравнительный, лонгитюдный комплексный.

2.Эмпирические методы.

2.1.Обсервационные(наблюдение).

а) Объективное наблюдение.

б) Самонаблюдение.(интроспекция).

2.2.Вербально-коммуникативные методы.

а) Беседа.

б) Опрос(интервью и анкетирование).

2.3.Экспериментальные методы. Лабораторный, естественный, формирующий.

2.4.Психодиагностические методы.

а) Психодиагностические тесты.

б) Психосемантические методы.

в) Психомоторные методы 0 направлены на измерение уровня развития двигательных способностей (пр.тонометрия — измерение мышечного тонуса).

г) Методы социально-психологической диагностики личности. пример: Социометрия, ГОЛ групповая оценка личности. Рефенометрия.

2.5.Психотерапевтические методы. Приемы воздействия на сознание человека с целью оказания клиенту помощи.

2.6.Методы изучения продуктов деятельности.

а) Метод реконструкции.

б) Метод изучения документов(архивный).

в) Графология.

2.7.Биографические методы.

Психобиография — метод психологического анализа личности на базе биографической информации. Каузометрия(причина) — исследование жизненного пути человека.

2.8.Психофизиологические методы. Методы изучения работы вегетативной нервной системы. Методы изучения работы соматической нервной системы. Методы изучения работы ЦНС.

2.9.Праксиметрические методы — методы направленные на изучение действий и деятельности.(трудовая деятельность).

а) Общие методы исследования отдельных движений и действий.

б) Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности.

2.10.Моделирование.

а) Моделирование психики.

б) Психологическое моделирование.(искусственно создаются спец условия, которые провоцируют реакции).

2.11.Специфические методы отраслевых психологических наук.

3. Методы обработки данных.

Количественные методы. Методы первичной обработки данных. Методы вторичной обработки данных.(мат. статистика, корреляционный анализ, дисперсионный, регресионный, факторный, кластерный, шкалирование). Качественные методы. Классификация, типологизация, систематизация, периодизация, психологическая казуистика. Интерпретационные методы(подходы). Генетический, структурный, функциональный, комплексный(совокупность компонентов.), системный.

Сравнительный и комплексный метод исследования

Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство или различие.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод получает в зоопсихологии и в детской психологии. Этот метод получил название «сравнительногенетический».

Комплексный метод - когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

Лонгитюдный метод исследования

когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет.

Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, обладает многими преимуществами:

—лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных по отдельным возрастным периодам;

— оно дает возможность определить динамику развития каждого ребенка;

— только лонгитюдное исследование дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

Качественные методы

Классификация – это распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. Сведение в классы может производиться как по наличию обобщающего признака, так и по его отсутствию.

Типологизация – это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию, т. е. совокупность типов.

Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов.

Периодизация – это хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления).

Психологическая казуистика – это описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности. Этот прием характерен для исследований в области дифференциальной психологии.

 

Интерпретационные методы

Генетический (фило- и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Комплексный подход предполагает учет всего многообразия факто­ров, которые могут повлиять на результат исследования.

Системныйподход - систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении ее множества подсистем, планов их развития, показателей и стандартов работ.

Функциональный подход дает возможность изучить проявление целенаправленности и активность деятельности чего-л., его функции по отношению к системе более высокого уровня, взаимодействие рассматриваемой системы с другими объектами системного и несистемного порядка, зависимость между отдельными компонентами данной системы.

Наблюдение. Виды наблюдения

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта.

Основными характеристиками наблюдения как метода психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя. Наблюдение как методика (методика наблюдения) учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения.

Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает:

а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;

б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;

в) способ и форму фиксации результатов наблюдения;

г) описание требований к работе наблюдателя;

д) описание способа обработки и представления полученных данных.

Виды наблюдения:

1) Несистематическое и систематическое наблюдение.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2) "Сплошное" и выборочное наблюдение.

В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.д.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсроченно. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.

Есть два варианта включенного наблюдения:

1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя, может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скрываются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Интроспекция в психологии

Интроспекция (от лат. — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание.

Варианты метода:

1) аналитическая интроспекция

2) систематическая интроспекция

3) феноменологическое самонаблюдение

4) интроспективная психология

Аналитическая интроспекция разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные „элементы“, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.

Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.

Феноменологическая интроспекция разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности „наивным испытуемым“. Этот метод, находящий свои истоки в методе „внутреннего восприятия“, разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Плюс метода в том, что никто не знает человека лучше, чем он сам. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Главным недостатком метода интроспекции является его необъективность, субъективизм.

 

  Метод интроспекции Использование данных самонаблюдения
Что и как наблюдается Рефлексия, или наблюдение (как вторая деятельность) за деятельностью своего ума Непосредственное постижение фактов сознания («моноспекция»)
Как используется в научных целях Основной способ получения научных знаний Факты сознания рассматриваются как «сырой материал» для дальнейшего научного анализа

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...