Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные функции - предметы ведения, отнесенные законодательством Республики Казахстан кполномочиямгосударства, его органов и лиц, занимающих государственные должности.

Исключен Законом РК № 378-IV от 06 января 2011 г.

Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органахместного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

5. Лица, занимающие ответственную государственную должность, - лица, занимающие должности, которые установлены Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента, судья, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические государственные должности либо административные государственные должности корпуса «А»[3].

1. Определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно основываться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок жизнедеятельности общества, в результате чего происходит «порча», «коррозия власти».

Проблемы исследования феномена коррупции связаны с ее многогранностью и проникновением ее в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук (экономики, истории, социологии, политологии, юриспруденции).

Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях не предусматривают самостоятельного состава преступления или административного правонарушения в виде «коррупции». Поэтому коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений, обладающих общими признаками.

Пункт первый комментируемой статьи относит к коррупции два вида деятельности: а) не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды; б) подкуп данных лиц путем противоправного предоставления физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Таким образом, коррупцией признается не только получение не предусмотренного законом вознаграждения, но и противоправное предоставление физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ лицам, выполняющим государственные функции, а также лицам, приравненным к ним.

Предметом коррупции являются имущественные выгоды и преимущества.

К имущественным выгодам относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, право на имущество или выгоды имущественного характера.

Под деньгами (валютой) понимаются как денежные знаки Республики Казахстан, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления.

В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса (Общая часть) ценная бумага - это совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права. Гражданский кодекс к ценным бумагам относит: акции, облигации и иные виды ценных бумаг, определенные в соответствии с Гражданским кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Ценные бумаги по форме выпуска подразделяются на: документарные и бездокументарные; эмиссионные и неэмиссионные; именные, предъявительские и ордерные.

Документарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в документарной форме (на бумажном или ином материальном носителе с возможностью непосредственного чтения содержания ценной бумаги без использования специальных технических средств).

Бездокументарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в бездокументарной форме (в виде совокупности электронных записей).

Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, обладающие в пределах одного выпуска однородными признаками и реквизитами, размещаемые и обращающиеся на основании единых для данного выпуска условий.

Неэмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, не соответствующие признакам, указанным в части четвертой пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса (Общая часть).

Именная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу.

Предъявительская ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав предъявителю ценной бумаги.

Ордерная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу, а в случае передачи им этих прав в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 132 Гражданского кодекса, - другому лицу.

Согласно закону о рынке ценных бумаг различают государственные и негосударственные ценные бумаги, а также иностранные государственные эмиссионные ценные бумаги.

Государственная эмиссионная ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношении займа, в котором заемщиком выступают Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан и местные исполнительные органы, или удостоверяющая права ее держателя на получение доходов от использования активов на основании договора субаренды.

Негосударственные эмиссионные ценные бумаги - акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, не являющиеся государственными эмиссионными ценными бумагами.

Иностранная государственная эмиссионная ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношениях займа, в котором заемщиком выступает правительство иностранного государства, либо иная ценная бумага, отнесенная в соответствии с законодательством иностранного государства к государственным ценным бумагам.

Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, драгоценные металлы в любом виде и состоянии, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, жемчуг ювелирный и другие бытовые изделия из этих камней и лом таких изделий.

Под правом на имущество как предметом коррупции следует понимать наделение лица правомочием владения, пользования или распоряжения имуществом. Например, выдача доверенности на право продажи автомашины, оформление договора продажи недвижимости на имя взяткополучателя или на указанное им другое лицо и т.п.

Выгоды имущественного характера как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального характера: строительные, ремонтные работы, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, покупка у взяткополучателя имущества по завышенной цене, уменьшение арендных платежей. Известны и другие завуалированные способы предоставления коррупционных имущественных благ: продажа дорогостоящего имущества по явно заниженной стоимости, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд, предоставление бесплатных туристических путевок и т.п.

Таким образом, предметом коррупции может быть любое имущество (движимое и недвижимое), права и услуги, получение которых приносит лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, а равно должностному лицу имущественную выгоду. Сюда также относится оказание платных услуг, если они оказываются указанным лицам безвозмездно или по явно заниженной стоимости.

Как было указано выше, предметом коррупции могут быть не только имущественные блага, но и преимущества. Преимуществом может служить незаконное предоставление каких-либо благ неимущественного характера. Например, незаконная выдача удостоверения на право управления автомобилем, зачисление в учебное заведение, выдача диплома об образовании, предоставление государственного гранта, признание победителем олимпиад, конкурсов и других состязательных мероприятий, назначение на должность, повышение в должности, получение льготного кредита, пользование банковскими ссудами, аренда по заниженной ставке и др.

Под принятием имущественных благ и преимуществ следует понимать не только получение незаконного вознаграждения, иного предмета коррупции взамен на выполнение или обещание выполнить определенные действия в пользу взяткодателя. Обязательным признаком коррупции является использование субъектом коррупции своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды.

2. Правонарушения, связанные с коррупцией, делятся на следующие виды:

а) правонарушения, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную ответственность;

б) правонарушения, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут административную ответственность;

в) правонарушения, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут уголовную ответственность.

Статья 13 комментируемого законаустанавливает перечень коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ.Их следует отнести кправонарушениям, сопряженным с коррупцией.

Статья 12 комментируемого законадает исчерпывающий перечень правонарушений, создающих условия для коррупции, и предусматривает ответственность за их совершение.

3. В пункте 3 статьи 1 Закона об административных процедурах определено, что государственными функциями являются функции представителя власти. В силу требований Конституции, законов и иных нормативных правовых актов должностные лица могут осуществлять возложенные на них функции:

1) от имени конкретного должностного лица государства в порядке единоличного распорядительства;

2) от имени конкретного государственного органа и его структурных подразделений в порядке единоличного распорядительства либо в коллегиальном порядке в зависимости от предусмотренного законодательством порядка принятия решений в конкретном государственном органе.

Государственные функции конкретизируются с учетом принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Субъектный состав лиц, выполняющих государственные функции, определен в статье 3 комментируемого закона.

4. Одним из субъектов коррупционных правонарушений являются должностные лица. Из определения понятия должностного лица можно сделать вывод о том, что им могут быть признаны:

а) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти;

б) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах;

в) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления;

г) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

По действующему законодательству в определении понятия должностного лица законодатель указывает, что к должностным лицам прежде всего относятся все представители власти. Понятие представителя власти содержится в пункте 9 статьи 3 Уголовного кодекса. К представителю власти следует отнести лицо, находящееся на государственной службе, наделенное в установленном законом Республики Казахстан порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, в том числе сотрудник правоохранительного или специального государственного органа, органа военной полиции, военнослужащий, участвующий в обеспечении общественного порядка. Представитель власти наделен правом принимать решения, которые обязательны для исполнения гражданами или организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

К должностным лицам кроме представителей власти относятся лица, выполняющие в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах Республики Казахстан, войсках и воинских формированиях Республики Казахстан организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Для констатации статуса должностного лица в отношении таких управленцев необходимо установить два обстоятельства:

1) лицо осуществляет именно организационно-распорядительные или административно-хозяйственные, а не какие-либо иные функции;

2) эти функции выполняются именно в тех органах, которые указаны в законе (в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан).

Понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций определены соответственно в примечаниях 2 и 3 к статье 3 комментируемого Закона.

5. Согласно Конституции Республики Казахстан депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет, избранное в соответствии с законодательством Республики Казахстан о выборах. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

Депутаты Парламента Республики Казахстан в силу своего особого статуса (представители законодательной власти) имеют широкий круг полномочий. Их правовое положение определено Конституционным законом Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции (ст. 49 Конституции Республики Казахстан). Полномочия депутата начинаются с момента его регистрации Центральной избирательной комиссией в качестве депутата Парламента Республики Казахстан.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (п. 1 ст. 76 Конституции). Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на территории Республики (п. 3 ст. 76 Конституции).

Согласно Конституционному закону о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Особую категорию лиц, занимающих ответственную государственную должность, составляют судьи. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (п. 1 ст. 76 Конституции). Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на территории Республики (п. 3 ст. 76 Конституции).

Согласно Конституционному закону о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 42 статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан судья - носитель судебной власти; профессиональный судья, назначенный или избранный на эту должность в установленном законом порядке (председатель суда, председатель судебной коллегии, судья соответствующего суда).

Лицом, занимающим ответственную государственную должность, является лицо, занимающее ответственную государственную должность, - лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А».

В соответствии со статьей 1 Закона о государственной службе,политический государственный служащий -государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач; корпус «А» - административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв, конкурсного отбора, прохождения и прекращения государственной службы, определяемый Президентом Республики Казахстан, а такжеспециальные квалификационные требования.

К лицам, занимающим ответственную государственную должность, относятся Президент Республики Казахстан, председатели Палат Парламента Республики Казахстан, депутаты, судьи, Премьер-Министр Республики Казахстан, министры, руководители приравненных к министерствам государственных органов, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, Председатель и члены Конституционного Совета, Председатель Национального Банка и другие высшие должностные лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов.

Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией [4]

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...