Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судьи,депутатыПарламента Республики Казахстан несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений по основаниям и в порядке, предусмотренным Конституциейи законами Республики Казахстан.

4. Уголовные ответственность и наказание, административные ответственность и взыскания за коррупционные уголовные и административные правонарушения предусматриваются соответственно Уголовным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях[7].

1.Комментируемый пункт четко очерчивает территорию действия закона. В статье прямо указано, что в случае совершения коррупционных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами на территории Республики Казахстан, к ним применяются положения настоящего закона.

Под территориейРеспублики Казахстан понимается пространственный предел, в котором Республика Казахстан обладает всей полнотой суверенных прав. В состав государственной территории входят суша, воды, недра, находящиеся под сушей и водами, а также воздушное пространство, к которому относится пространство над сушей и водной территорией, включающей также территориальные воды.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о Государственной границе Республики Казахстан, государственная граница устанавливается:

1) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

2) на Каспийском море - по внешнему пределу территориальных вод (моря) Республики Казахстан;

3) на Аральском море - по линии пограничных точек, соединяющих выходы Государственной границы к берегам, которая не перемещается при изменении очертания берегов и уровня воды в море;

4) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки, на несудоходных реках, ручьях - по их середине илисередине главного рукава реки, на озерах и иных водоемах (за исключением водоемов, указанных в подпункте 5) пункта 3 настоящей статьи) - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема.

Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды, а также при отклонении русла реки, ручья;

5) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с Государственной границей, проходившей на местности до ее затопления;

6) на мостах, плотинах и иных сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Помимо названных составляющих государственной территории существуют иные объекты, также причисляемые к территории Республики Казахстан в плане правовой юрисдикции.

Так, действие комментируемого закона распространяется на деяния, совершенные на территории континентального шельфа Республики Казахстан, к которому относятся участок морского дна и недр, отмеряемый от Государственной границы (внешнего предела территориальных вод (моря) до пределов, установленных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Кроме того, в соответствии с части 3 статьи 7 Уголовного кодекса, лицо, совершившее уголовное правонарушение на судне, приписанном к порту Республики Казахстан и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Казахстан, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан. Аналогичным образом уголовную ответственность несет лицо также лицо, совершившее уголовное правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне Республики Казахстан, независимо от места его нахождения.

Вопросы юрисдикции государств в данной сфере регулируются рядом международных договоров: Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., а также рядом двусторонних соглашений (например, Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование 1998г., Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой 2001 г. и др.).

В пределах установленной территории Республики Казахстан закон действует в отношении всех физических (граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства) и юридических лиц.

За пределами Республики Казахстан под влияние комментируемого закона подпадают только граждане Республики Казахстан и юридические лица, которые зарегистрированы в Республике Казахстан.

В соответствии со статьей 33 Гражданского кодекса (Общая часть) юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в органах юстиции. Государственная регистрация юридических лиц включает в себя проверку соответствия документов, представленных на государственную регистрацию, законодательству Республики Казахстан, выдачу им справки о государственной регистрации с присвоением бизнес-идентификационногономера, занесение сведений о юридических лицах в Национальный реестрбизнес-идентификационных номеров. Документ, подтверждающий государственную регистрацию (перерегистрацию) юридического лица, учетную регистрацию (перерегистрацию) филиала (представительства), является справка, выдаваемая регистрирующим органом по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан. Справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица содержит в себе сведения о дате ее выдачи, регистрирующем органе, бизнес-идентификационном номере, дате государственной регистрации (перерегистрации), наименовании и месте нахождения юридического лица.

Справка об учетной регистрации (перерегистрации) филиала (представительства) содержит в себе сведения о дате ее выдачи, регистрирующем органе, бизнес-идентификационном номере, дате учетной регистрации (перерегистрации), наименовании и месте нахождения филиала (представительства), наименовании юридического лица, создавшего филиал (представительство).

2.Данный пункт указывает на возможность установления правовых ограничений и запретов, направленных на предупреждение коррупции, в законах о порядке выполнения отдельных государственных функций.

Закрепление в законе возможности установления ограничений иными законами объясняется тем, что в одном нормативном правовом акте исчерпывающий перечень возможных субъектов и сфер коррупционных преступлений предусмотреть невозможно.

Так, пункт 6 статьи 20 Закона о местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан устанавливает, что «депутаты маслихатов, осуществляющие свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой».

Это ограничение направлено на обеспечение эффективной деятельности органов местного управления, являющихся основным местом работы для депутатов маслихатов. Кроме того, депутаты маслихатов имеют возможность оказывать влияние на решение тех или иных вопросов путем обращения с официальным письменным запросом к акиму, председателю и члену соответствующей территориальной избирательной комиссии, прокурору и должностным лицам территориальных подразделений центральных государственных органов, исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов. Для того чтобы такое воздействие депутата маслихата не оказалось незаконным, статья 21-1 указанного закона устанавливает, что, во-первых, вопрос должен быть отнесен к компетенции маслихата, т.е. быть в рамках должностных полномочий; во-вторых, запросы, адресованные прокурору, не могут быть связаны с вопросами осуществления уголовного преследования.

В рамках реализации указов Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 года № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», от 17 августа 2010 года № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы Республики Казахстан» был разработан и принят Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года. Необходимость принятия закона была обусловлена неоднозначностью и спецификой прохождения службы в правоохранительных органах, применения единых требований к сотрудникам указанных органов.

Это связано во многом с тем, что порядок прохождения службы в различных правоохранительных органах регламентируется разными законами и положениями. Отсюда по-разному регламентируются правовой статус сотрудников, условия прохождения службы (прием, перемещение, увольнение, присвоение специальных, воинских званий и классных чинов, наложение взысканий), социальные вопросы и др.

В статье 256 Трудового кодекса определен перечень ведомст работники которых относятся к правоохранительным органам. При этом в каждом ведомстве действуют подзаконные нормативные правовые акты.

Закон о правоохранительной службе не указывает сотрудников органов национальной безопасности. Их правовой статус регламентирован в отдельном Законе о национальной безопасности, в котором в статье о политической безопасности указано: «Обеспечение безопасности государственных институтов является обязанностью руководителей государственных органов Республики Казахстан и рассматривается одним из критериев оценки их служебной деятельности. Государственные служащие Республики Казахстан в своей деятельности обязаны руководствоваться общегосударственными интересами. Государственным служащим запрещается принимать решения и действия, способные поставить под сомнение авторитет государственной власти, ведущие к использованию должностного положения во внеслужебных интересах».

Таким образом, антикоррупционные ограничения, налагаемые на государственных служащих, рассматриваются в качестве значимых мер, направленных на обеспечение политической безопасности как составного элемента национальной безопасности государства.

3.В комментируемом пункте особо выделяются такие субъекты коррупционных правонарушений, как судьи и депутаты Парламента Республики Казахстан. Основания и порядок их ответственности предусмотрен в Конституции и законах Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан устанавливает для судей и депутатов Парламента ограничения двоякого характера: часть их направлена на обеспечение независимого правосудия, ограждение судей и депутатов при исполнении их должностных обязанностей от незаконного вмешательства; другая часть ограничений, напротив, касается непосредственно самих судей и депутатов в целях исключения возможности совершения ими коррупционных правонарушений.

Так, пункты 1 и 2 статьи 77 Конституции Республики Казахстан четко устанавливают, что «судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону»; «какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны».

Более подробно гарантии независимости судей изложены в Конституционном законе о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан. Например, пункт 2 статьи 25 указанного закона четко устанавливает, что «никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону».

Под вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены: прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса; умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение и другие подобные действия.

Влияние на ход расследовани дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

Помимо рассмотренных гарантий независимости судей на конституционном уровне закреплены также нормы о судейском иммунитете: «Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае, установленном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений». Указанный подпункт 3 статьи 55 Конституции Республики Казахстан предусматривает исключительную компетенцию Сената в вопросе лишения судей Верховного Суда Республики Казахстан правового иммунитета.

Таким образом, порядок привлечения судьи к ответственности за совершенные правонарушения (включая коррупционные правонарушения) содержит обязательное согласие органов, назначивших его на должность, - Президента либо Сената Парламента Республики Казахстан.

Аналогичным правовым иммунитетом Конституция Республики Казахстан наделяет и депутатов Парламента, которые не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Надо отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Конституции Республики Казахстан, депутат Парламента обладает неприкосновенностью «в течение срока своих полномочий». Это означает, что после прекращения полномочий депутат может быть привлечен к соответствующей ответственности на общих основаниях. При этом время совершения правонарушений - в период срока депутатских полномочий, до или после их прекращения - значения не имеет.

Конституция Республики Казахстан устанавливает для судей и депутатов Парламента ряд правовых ограничений. В частности, Основной Закон указывает на несовместимость должности судьи с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Конституционный закон о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан дополняет перечень ограничений, закрепляя, что судья должен «при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности», должен «противостоять любым проявлениям коррупции», не может состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

Судебный механизм фактически является единственным независимым механизмом обжалования коррупционных действий должностных лиц. Соответственно, этот механизм должен быть защищен и от коррумпированности отдельных судей.

Важным элементом противодействия коррупции является установление ограничений для депутатов Парламента. В соответствии с действующей Конституцией Республики Казахстан депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата по представлению Центральной избирательной комиссии Республики.

В сфере публичной власти борьба с коррупцией должна начинаться с совершенствования правовых основ формирования органов представительной власти. Надлежащее правовое регулирование финансирования предвыборных кампаний в органы государственной власти и местного самоуправления является одним из основных правовых факторов противодействия коррупции. Механизмы противодействия предусмотрены в таких законодательных актах Республики Казахстан, как Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон о выборах, Конституционный закон о Парламенте.

4.Рассматриваемый пункт характеризует одну из особенностей казахстанского законодательства в сфере борьбы с коррупцией - несмотря на то, что международными правовыми актами коррупционные правонарушения признаются уголовно наказуемыми деяниями, отечественный законодатель предусматривает применение как уголовной, так и административной, и даже дисциплинарной ответственности.

Если составы дисциплинарных коррупционных правонарушений предусмотрены в комментируемом законе, то составы коррупционных уголовных и административных деликтов описываются соответственно в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

Большая часть коррупционных правонарушений закреплена в качестве правонарушений в глава 15 Уголовного кодекса «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления». Однако, законодатель все уголовные коррупционные правонарушения выделяет в подпункте 29) статьи 3 Общей части Уголовного кодекса: статьями 189 (пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей),215 (пунктом 3) части второй),216 (пунктом 4) части второй), 217 (пунктом 3) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей), 234 (пунктом 1) части третьей),249 (пунктом 2) части третьей), 307 (пунктом 3) части третьей), 361, 362 (пунктом 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пунктом 2) части второй) и 452.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-VЗРК содержит отдельную главу главу 34«Аминистративные коррупционные правонарушения», которая включает следующие статьи:

- 676. Предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами;

- 677. Получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом;

- 678. Предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами;

- 679. Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления;

- 680. Непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией;

- 681. Принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление.

Наиболее часто применяемым видом административного взыскания за совершение коррупционных правонарушений является штраф. Штраф является одним из традиционных видов административного взыскания, которые рассчитаны, прежде всего, на сдерживающий эффект -предупреждение в будущем новых подобных правонарушений как со стороны данного лица, уполномоченного на выполнение функций государства (специальное предупреждение), так и иных лиц данной категории (групповое предупреждение).

Административная и уголовная ответственность за коррупционные правонарушения являются взаимоисключающими видами, при этом к административной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если не имеется оснований для его привлечения к уголовной. Основанием уголовной ответственности за коррупционные правонарушения может явиться лишь наличие в деянии лица состава преступления, предусмотренного определенными статьями Уголовного кодекса.

Следует отметить, что законодательством, кроме названных уголовной и административной ответственности, предусмотрена и дисциплинарная ответственность. Так, в соответствии с пунктом 1-1 статьи 28 Закона о государственной службе за совершениекоррупционного правонарушения на государственного служащего налагаются следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2) понижение в должности;

3) увольнение с занимаемой должности.

Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии налагается при отсутствии возможности наложения дисциплинарного взыскания в виде понижения в должности.

Дисциплинарное взыскание в виде понижения в должности налагается при наличии вакантной нижестоящей государственной должности и соответствии государственного служащего квалификационным требованиям, установленным к данной должности.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с занимаемой должности налагается по основаниям, предусмотренным законодательством о борьбе с коррупцией.

Статья 5. Основные принципы борьбы с коррупцией[8]

Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

1) равенства всех перед законом и судом;

2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;

5) признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39Конституции Республики Казахстан;

5-1) обеспечения государством социальной и правовой защиты государственных служащих;

6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;

7) обеспечения личной безопасности и поощрения граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

8) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

10) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения уголовных правонарушений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом Республики Казахстан порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества[9];

11) установления запрета для лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3статьи 3настоящего Закона, на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями;

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...