Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президент Республики Казахстан вправе образоватьгосударственный орган по борьбе с коррупцией, определить его статус и полномочия.

1.Согласно комментируемому пункту, борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции должны вести все без исключения государственные органы и должностные лица, руководители государственных органов и ответственные секретари или иные должностные лица, определяемые Президентом Республики Казахстан, организаций, в том числе организаций с долей государственного участия, органов местного самоуправления. Каждый, в пределах своих полномочий, обеспечивает исполнение требований комментируемого закона и применение предусмотренных в нем дисциплинарных мер. Они регламентируются Правилами наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих и Правилами наложения дисциплинарных взысканий.

Реализацию данного положения обеспечивают кадровые, контрольные, юридические и организационные механизмы, позволяющие своевременно реагировать на коррупционные правонарушения, применять меры ответственности в отношении виновных либо информировать о совершении правонарушений органы, уполномоченные на возбуждение и расследование уголовных дел по коррупционным преступлениям. Такими механизмами являются, в частности, регистрация и информирование о коррупционных правонарушениях.

Регистрация случаев коррупционных правонарушений включает в себя удостоверение факта коррупционного правонарушения, закрепление и учет сведений о нем. Регистрация коррупционных правонарушений чаще всего находит отражение при проведении служебных расследований, осуществляемых дисциплинарными комиссиями, службами собственной (внутренней) безопасности, кадровыми органами.

Информирование можно определить как предоставление сведений, информации правоохранительным органам для выполнения возложенных на них служебных обязанностей. Следует отметить, что Правила ведения и использования отдельных видов специальных учетов, утвержденные приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 29 апреля 2004 года № 23, гласят: «Алфавитные учетные карточки на лиц, совершивших коррупционные преступления, хранятся в пофамильных картотеках постоянно».

Одним из способов решения проблемы устранения причин коррупции является развитие системы «электронного правительства», главной задачей которого является максимальное исключение личных контактов граждан с чиновниками при оказании последними государственных услуг. Каждый человек, получающий государственную услугу электронным способом, должен иметь возможность как на получение полной и достоверной информации об оказываемой услуге, так и на получение самой услуги качественно и в срок. В целях обеспечения прозрачности деятельности государственных органов каждый государственный орган обеспечил функционирование собственного веб-сайта, руководители министерств и ведомств на правительственном портале создали личные блоги, на которых осуществляется диалог с населением страны.

Во исполнение Отраслевой Программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы во всех областях, а также городах Астане и Алматы приняты региональные программы борьбы с коррупцией, планы программ рассматриваются на заседаниях Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией.

Так, приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 13 июля 2000 г. № 02-1-7/81 были утверждены Правила проведения проверок деятельности государственных органов Республики Казахстан по вопросам соблюдения законодательства о государственной службе и антикоррупционного законодательства.

2.В соответствии с комментируемым пунктом функции выявления, пресечения, предупреждения коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, антикорруипционная служба, военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Кроме того, к ним относятся и суды, обеспечивающие неотвратимость ответственности и наказания.

Понятия «выявление», «пресечение», «предупреждение» зачастую используются как синонимы, отражающие мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появление у отдельных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу. Вместе с тем, каждый из терминов применительно к противодействию коррупции обладает собственным, отличным от иных значением. Необходимость такого различения вытекает из установлений действующего законодательства.

Выявление - это обнаружение, определение признаков правонарушения.

Термин «пресечение»,как правило, применяется в тех случаях, когда речь идет о приостановлении или прерывании уже выявленной начатой преступной деятельности.

Предупреждение же можно определить как совокупность мер, предпринимаемых государственными органами и общественными организациями, направленных на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступлений. В широком смысле слова предупреждение - это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний. Другими словами, это - деятельность по недопущению нарушений норм права.

В настоящее время расследованием должностных преступлений занимаются следственные органы различных ведомств, в частности следственные подразделения МВД, КНБ, Министерства финансов,Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. В некоторых из этих органов созданы специализированные подразделения, которые обязаны заниматься выявлением, пресечением фактов коррупции, и осуществляют оперативно-розыскную деятельность, на что их нацеливает Закон «Об ОРД», а также соответствующие законы об этих органах.

Немаловажное значение в борьбе с коррупционными правонарушениями и преступлениями отводится подразделениям собственной безопасности МВД Республики Казахстан. Большое число нарушений антикоррупционного законодательства выявляется органами прокуратуры.

Надзор, проводимый органами прокуратуры, является высшим и осуществляется от имени государства; на территории всей страны; независимо от других государственных органов и должностных лиц; за соблюдением точного и единообразного применения всех нормативных правовых актов всеми правоприменяющими субъектами, включая наделенных функциями контроля и надзора, а также всеми гражданами.

Несомненно,что органы прокуратуры, внутренних дел, государственной противопожарной службы, оперативно-следственные подразделения антикоррупционной службы и службы экономических расследований, представляя собой правоохранительную систему общества и государства, должны осуществлять борьбу с коррупцией в тесной взаимосвязи друг с другом, но в рамках задач и компетенции, отведенных каждому ведомству отдельно.

Статус сотрудников таможенной службы определяется Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Отдельным актом регулируется деятельность органов национальной безопасности. В Законе «Об органах национальной безопасности» установлена система и основные направления деятельности этих органов, правовое положение сотрудников, гарантии их правовой и социальной защиты.

Деятельность органов внутренних дел регулируется Законом Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».

Обеспечение гласности и прозрачности решений, принимаемых должностными лицами правоохранительных органов, является одним решающих факторов, противодействующих коррупции. Для этого необходимо обеспечить возможность ознакомления всех заинтересованных лиц с окончательными процессуальными решениями, принимаемыми органами уголовного преследования по уголовным делам (в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела). Нарушение установленного порядка открытости принятых решений должно рассматриваться в качестве коррупционного правонарушения.

Привлечение лиц, виновных в их совершении, к уголовной ответственности означает реализацию этой ответственности.Воплощение абстрактных уголовно-правовых норм в конкретные формы начинается с момента совершения лицом запрещённого уголовным закономобщественно опасного деяния; этот процесс осуществляется в несколько этапов (возбуждение уголовного дела, привлечение лица в качествеобвиняемого, вынесение обвинительногоприговора,исполнение наказания), причём в силу внешних обстоятельств он может оборваться на любом из них.

3.В соответствии с комментируемым пунктом, органы, руководители и должностные лица правоохранительных органов обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно направлять сведения обо всех случаях выявления коррупционных преступлений, совершаемых лицами, занимающими ответственную государственную должность, в органы правовой статистики и информации.

Государственная должность, согласно ст. 1 Закона о государственной службе, -структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей. В состав должностей государственных служащих, согласно части 1 статьи 7 указанного закона, входят политические и административные должности государственных служащих.

Очевидно, что должна стать обязательной практика передачи в дисциплинарные советы материалов по отказным и прекращенным уголовным делам по нереабилитирующим основаниям в отношении должностных лиц, допустивших коррупционные правонарушения, для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Как показывает практика, зачастую прекращение уголовного дела по таким нереабилитирующим основаниям, как примирение сторон или применение акта амнистии приводит к тому, что виновные должностные лица не привлекаются не только к уголовной, но даже и к дисциплинарной ответственности.

Согласно действующему административному и уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении. (статья 185 Уголовно-процессуального кодекса).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влекут административный арест, административное выдворение за пределы Республики Казахстан, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, -не позднее сорока восьми часов с момента его задержания. (ч. 3 ст. 817 кодекса об административных правонарушениях).

Сообщение должностного лица государственного органа и заявление юридического лица об уголовном правонарушении подаются в письменной форме с приложением подтверждающих документов и материалов. (п. 3 ст. 181 УПК РК).

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы (ст. 1 Закона о средствах массовой информации). Государственный контроль в области средств массовой информации, осуществляемый уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), выполняется в форме проверок. Проверка осуществляется в соответствии с Законом о государственном контроле и надзоре. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с законом о средствах массовой информации (ст. 4-5 Закона о средствах массовой информации).

Согласно ст. 19 («Право на опровержение») Закона о средствах массовой информации, любой гражданин или юридическое лицо имеет право такого опровержения в судебном порядке. При этом, если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица распространены в средствах массовой информации, они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Кроме того, гражданин или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

В случае подтверждения сведений о правонарушениях коррупционного характера, должностные лица направляют в средства массовой информации сообщение о достоверности этих фактов и принятии конкретных мер в установленный законодательством срок.

4.Согласно комментируемому пункту Президент Республики Казахстан вправе образовать государственный органпо борьбе с коррупцией, определить его статус и полномочия.

Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года № 883 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» образовано Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции. Этим же указом, было упразднено Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовую полицию) с передачей его функций и полномочий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию:

коррупционных преступлений и правонарушений -вновь образованному Агентству;

экономических и финансовых преступлений и правонарушений -Министерству финансов Республики Казахстан.

Статья 7. Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией[11]

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...