Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исключен Законом РК № 484-IIот 25 сентября 2003 года.

В соответствии с комментируемом законом, гарантии неприкосновенности, предусмотренные в статье 7, не распространяются на государственных служащих, работников правоохранительных органов, сообщивших органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о коррупционных правонарушениях.

В этом аспекте существует проблема проверки объективности информации о коррупционных правонарушениях.

Заявления, в которых выражается определенная точка зрения, сами по себе не являются ложной информацией и не рассматриваются правоохранительными органами в качестве таковой, если в них содержится разумный вывод или соответствующий действительности факт.

Если же государственный служащий, работник правоохранительного органа сообщает органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию, т.е. информацию, не соответствующую объективной действительности, заведомо зная об этом, то он подлежит ответственности в дисциплинарном порядке.

Кроме того, в Уголовном кодексе в части 3 статьи 130 («Клевета»), предусматривается уголовная ответственностьза клевету, соединенную с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Отграничить данный состав преступления от административного правонарушения или дисциплинарного проступка можно только по характеру сведений, переданных органу, ведущему борьбу с коррупцией. Если ложные сведения касаются деяний, квалифицируемых Уголовным кодексом в качестве коррупционных преступлений, то их умышленная передача уполномоченным органам должна расцениваться как совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 130 Уголовного кодекса. Поскольку в комментируемый закон включены лишь составы правонарушений, за которые предусмотрено применение мер дисциплинарной ответственности, то применительно к комментируемой статье это касается сообщения заведомо ложных сведений именно о таких коррупционных правонарушениях.

Передача сведений может быть осуществлена в письменной или иной, в том числе устной, форме.

Не соответствующие действительности сведения о совершении коррупционного правонарушения умаляют честь и достоинство, деловую репутацию государственного служащего (сотрудника правоохранительных органов).

Честь - это общественная оценка лица, мера его духовных и социальных качеств.

Достоинство - внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения.

Деловая репутация - устойчивая положительная оценка деловых (производственных, профессиональных) достоинств лица общественным мнением.

Сообщение заведомо ложных сведений может быть произведено и через средства массовой информации, что придает дополнительную огласку.

Меры ответственности, которые могут быть применены по отношению к государственным служащим, работникам правоохранительных органов, виновным в предоставлении органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложных сведений о причастности другого государственного служащего к совершению коррупционного правонарушения, в данном пункте определены следующим образом: «вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций».

На государственных служащих, в соответствии со статьей 28 Закона о государственной службе, могут налагаться следующие виды взысканий:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в должности;

- увольнение с занимаемой должности.

На сотрудников правоохранительных органов в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе», помимо указанных, могут налагаться также такие дисциплинарные взыскания, как:

- понижение в специальном звании или классном чине на одну ступень;

- увольнение из правоохранительного органа;

- увольнение из правоохранительного органа с лишением почетных званий, нагрудных знаков, присвоенных или награжденных руководителями или уполномоченными руководителями правоохранительного органа.

Необходимо отметить, что увольнение является самой строгой мерой дисциплинарного взыскания. Соответственно, к виновным государственным служащим могут быть применены любые установленные действующим законодательством дисциплинарные взыскания.

 

 

ГЛАВА 3. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 18. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг[28]

Во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг взысканию в доход государства.

В случаях отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, налоговых органов либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения принимают меры по сохранности имущества, принадлежащего правонарушителю.

3. Если лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

4. В случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, прокурор, налоговые органы либо другие государственные органы и должностные лица, уполномоченные на это законом, не позднее месяца с момента возникновения обязанностей у лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, по возврату незаконно полученного имущества или оплате государству его стоимости или стоимости незаконно полученных услуг обращаются в суд с иском об обращении незаконно полученного имущества и (или) взыскании стоимости незаконно полученных услуг в доход государства[29].

 

1. К устранению последствий коррупционных правонарушений относится взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг. При этом незаконное обогащение должно быть допущено лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо лицами, приравненных к ним, и только в результате коррупционных правонарушений.

Таким образом, для наступления оснований применения данной нормы необходимо:

- во-первых, установление факта незаконного обогащения;

- во-вторых, чтобы данное правонарушение было совершено специальным субъектом, т.е. лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к ним;

- в-третьих, незаконное обогащение должно быть результатом коррупционного правонарушения.

При этом незаконно полученное имущество[30] подлежит обращению в доход государства, а стоимость незаконно полученных услуг[31] - взысканию в доход государства.

Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций определены в пункте 2 статьи 3 комментируемого Закона, и пункте 27 статьи 3 Уголовного кодекса.

Приравнивненые к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций определены в пункте 3 статьи 3 комментируемого Закона, и пункте 28 статьи 3 Уголовного кодекса.

Пункт 29) статьи 3 Уголовного кодекса определяет, что к коррупционным преступлениям относятся деяния, предусмотренныестатьями 189 (пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей), 215 (пунктом 3) части второй), 216 (пунктом 4) части второй), 217 (пунктом 3) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей),234 (пунктом 1) части третьей), 249 (пунктом 2) части третьей), 307 (пунктом 3) части третьей), 361, 362 (пунктом 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пунктом 2) части второй) и 452.

За совершение коррупционных преступлений Уголовным кодексом предусматривается лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, которое назначается обязательно и состоит в пожизненном запрете занимать должности на государственной службе, судьи, в органах местного самоуправления, Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах, государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также в юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям (статья 50 Уголовного кодекса).

Следует отметить, что не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, указанным в части 1 статьи 366 Уголовного кодекса, имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей (примечание к статье 366 Уголовного кодекса).

Кодекс об административных правонарушениях в главе 34 «Административные коррупционные правонарушения» закрепляет несколько составов: предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами (статья 676); получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом (статья 677); предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами (статья 678); осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления (статья 679); непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией (статья 680); принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление (статья 681).

В пункте 1-1 статьи 28Законао государственной службе установлено, что за совершение коррупционного правонарушения на государственного служащего[32] налагаются следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2) понижение в должности;

3) увольнение с занимаемой должности[33].

Следует иметь ввиду что к лицам, привлеченным к административной или дисциплинарной ответственности применяются дополнительные ограничения по трудоустройству. На государственную службу не может быть принято лицо: которое в течение трех лет перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершениекоррупционного правонарушения. При этом на государственную службу не допускается лицо, уволенное с работы за совершение коррупционного правонарушения на которое в течение трех лет до поступления на государственную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебномпорядке административное взыскание (п. 4 статьи 10 Закона о государственной службе).

Формулировки, используемые в комментируемой норме, а именно: «устранение последствий коррупционных правонарушений»; «незаконно полученное имущество подлежит обращению», «стоимость незаконно полученных услуг взысканию в доход государства», - носят непроцессуальный характер. Возмещение имущественного вреда по делам об административных правонарушениях производится в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.

2. В комментируемом пункте определено, что в случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг, взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, органов государственных доходов либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. При этом согласно п. 2 статьи 13 комментируемого закона члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми указанное лицо связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд[34] и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.

Согласно статье 56 Кодекса об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

Возмещение имущественного вреда по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), в случае отказа виновного лица от его добровольного возмещения, производится в порядке гражданского судопроизводства. К уполномоченным органам (должностным лицам) относятся:

- прокурор;

- органы государственных доходов;

- другие государственные органы и должностные лица, уполномоченные на это законом.

При этом указанные органы до вынесения судом решения принимают меры по сохранению имущества, принадлежащего правонарушителю. При отказе выполнить это требование добровольно, арест на имущество налагается принудительно. При этом владельцу имущества под расписку выдается постановление о наложении ареста на имущество.

Следует иметь в виду, что согласно принципа неприкосновенности собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Изъятие имущества и документов может производиться в порядке, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Наложение ареста на имущество состоит в объявлении его собственнику или владельцу запрета распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение. Следует иметь в виду, что арест не может быть наложен на имущество, являющееся предметами первой необходимости, перечень которых определяется законодательством.

Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение представителю местных органов, жилищно-эксплуатационной организации, владельцу этого имущества или иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества, о чем отбирается подписка.

3. В пункте третьем комментируемой статьи закрепляется, что, если после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение, лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, отказывается выполнить требования пункта 1 комментируемой статьи об обращении незаконно полученного в результате коррупционных правонарушений имущества и взыскании незаконно полученных услуг в доход государства, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в орган государственных доходов по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

В таких случаях действия уволенного (освобожденного) лица подлежат соответствующей проверке для принятия соответствующих мер реагирования.

Следует иметь ввиду, что за непринятие руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, государственных органов, вооруженных сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в пределах своих полномочий мер в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принятие указанных мер с нарушением законодательства о борьбе с коррупцией, либо непредоставление соответствующей информации в налоговые органы по месту жительства виновных лиц предусмотрена административная ответственность (статья 680 Кодекса об административных правонарушениях).

4.Комментируемый пункт в случаях, отказа правонарушителя добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг, устанавливает требования к прокурору, органам государственных доходов либо другим государственным органам и должностным лицам, уполномоченные на это законом, которые должны непозднее одного месяца с момента возникновения обязанностей у лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, по возврату незаконно полученного имущества или оплате государству его стоимости или стоимости незаконно полученных услуг обращаются в суд с иском об обращении незаконно полученного имущества и (или) взыскании стоимости незаконно полученных услуг в доход государства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...