Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические подходы к определению понятия, типов и сущности государства.

Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Философам, юристам издавна интересно выявить и интерпретировать сущность государства, ибо она выражает его природу, особенности как социально-политического образования, так и назначение в обществе. Кроме того, сущность государства отражает его социальную востребованность со стороны общества и особенности в организации власти с целью управления делами общества. Определить сущность государства означает установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Существует множество теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих - публичная власть, территория и население.

К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие.

1.Теологическое понимание государства исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага. Государственная власть обосновывается как Божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только смиренности перед институтами государства, но и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.

По ряду положений теологические концепции отличаются друг от друга. Например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как "принимающую закон от Бога и оглашающее его", сам закон как "изречение Господа"; целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и защите малоимущих.

В мусульманском учении о государстве глава государства (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона - Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты.

Суннитская концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир - глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (ашшура), где ключевую роль играют религиозные представители. Согласно данной доктрине, все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами.

2.Территориально-властный (или силовой) подход. Согласно ему, государство действует на определенной территории, оно - орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства, представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.). Здесь государство понимается как сила, как средство угнетения одних другими. Согласно теории насилия, на заре человеческой цивилизации государство, его институты (армия, полиция, налоговые службы и др.) оказались продуктом покорения одних племен другими. Марксизм-ленинизм также трактовал государство как силу, как диктатуру класса имущих над классом неимущих, бедных.

3. Кибернетический. Государство - определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации - связь государства с обществом - издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь - информация о состоянии управляемых государством общественных процессов.

4. Социологический - государство явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное. С долей условности можно говорить о двух течениях (подходах). Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное (Аристотель, Кант, Коркунов). Второе направление состоит в том, что государство - относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства. Социологическое направление видит государство как некий "живой" организм, элементом его жизни; оно подчинено законам общества, его природа - в природе общества. По их мнению, государство не имеет самостоятельных начал, ибо есть отражение социальных процессов, исключение или так называемые элементы самостоятельности, по мнению представителей этого направления, проявляются в действиях армии, в праве граждан избирать и быть избранными.

5. Либеральный подход - это так называемая концепция государства - ночного сторожа: государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает "правила игры" - нормы права и с помощью их охраняет порядок в обществе и т.п. Государство, согласно либеральным концепциям, нейтрально; его задача - разработка и принятие законодательства. Заметим, что теория правового государства своими корнями во многом уходит в либеральный подход, ибо здесь признается примат права и конституции, при условии разделения государственной власти.

"Государство - менеджер" - государство есть нейтральный руководитель общественными делами, хозяйственно-финансовой деятельностью, неполитизированный управляющий.

"Государство - социальный арбитр". Общество неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу. Государство как арбитр разрешает конфликты, снимает противоречия, возникающие на этой почве. Одним из основных средств в решении этих проблем является судебная власть.

6. Марксистский подход - государство рассматривается как особая организация, выделившаяся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, полагая, что оно есть "машина для подавления одного класса другим", орудие диктатуры определенного класса (К. Маркс, В.И. Ленин).

 

8. Проблемные вопросы теории политической системы общества. Место государства в политической системе

Политическая система общества - комплекс определенных политических явлений, существующих в социально-неоднородном обществе, взаимосвязь и взаимодействие которых обеспечивают достижение политической стабильности как необходимого условия функционирования общества.

Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.

Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий аполитической сфере жизнедеятельности общества — реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка.

Институционность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность. Они позволяют различать общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических. и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.

В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т.д.

При этом надо иметь в виду следующее: во-первых, названные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы; во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.

Функции политической системы:

1) выработка целей развития общества, планирование;

2) определение стратегического развития общества;

3) политическая интеграция общества;

4) регулирование политических процессов;

5) соблюдение интересов разных социальных групп общества;

6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем:

1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;

2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно‑денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

3) смешанные.

Политическую систему можно определить как систему политических и иных социальных институтов, организаций, взаимодействующих в соответствии с определенными принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами.

В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения.

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Государство - это основной элемент политической системы, чья роль состоит в том, что оно представляет собой организацию всех граждан, являясь единственной полновластной организацией для всего общества. Оно является единственным собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества. Государство осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть, издает правовые нормы, а также обладает механизмом принуждения. Государство обладает внешним и внутренним суверенитетом и при этом определяет основы внутренней и внешней политики страны.

Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в наличии и активности государственной власти. Более всего к этой цели стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп.

Государство - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

В структуру партии входят партийный аппарат, региональные отделения, рядовые члены партии и ее сторонники. Партии имеют свою внутреннюю иерархию, постоянное членство и организованы должным образом, т.е. имеют свою программу, устав, а также они должны быть зарегистрированы.

В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной ведущей, доминирующей партией.

Для демократических политических систем характерен политический и идеологический плюрализм (множественность). При недемократической политической системе правящая партия одна, а при многопартийности ведущая, доминирующая роль отводится одной из партий.

Легальными функциями партий являются избирательная, управления и контроля. Политические партии участвуют в избирательной кампании с целью завоевания мест в представительных органах власти. Функция управления, политического руководства государством осуществляется правящей партией, одержавшей победу на выборах. Функция контроля отводится оппозиционным партиям.

Нельзя не отметить такие важные элементы политической жизни, как выражение собственных взглядов и идей общественно-политическими движениями, инициативными группами. В соответствии с критериями, чьим требованиям должны отвечать составляющие политической системы, данные элементы в нее не входят, но при этом могут оказывать существенное влияние на политическую жизнь общества.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность.

Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...