Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные методологические подходы к теории функций государства.

Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

Каждая функция имеет определенное содержание. Выполнение функций государства возлагается на государственные органы, их должностных лиц, государственные учреждения и организации. Они главные субъектыреализации функций государства. Однако в осуществлении этих функций участвуют и негосударственные объединения и организации, которых принято именовать участникамигосударственной деятельности. Основную же нагрузку и ответственность за надлежащее осуществление функций государства несут государственные органы и другие представители государственной власти. Функции государства обладают следующими чертами:

1) юридическая природа и содержание, т. е. функции государства оформляются законами и другими НПА в которых устанавливаются компетенция и полномочия органов государства, государственных учреждений и организаций;

2) публично-властный характер, поскольку их реализация гарантирована со стороны государства, в том числе государственным принуждением;

3) социальная значимость: функции направлены на осуществление общественных интересов, достижение общего блага, обеспечение и охрану прав и свобод человека;

4) организационно-процессуальная форма, т. е. деятельность, связанная с функционированием государства, чаще всего нормативно регламентирована, имеет определенную последовательность, конкретно оформлена;

5) объективно обусловленыконкретно-историческим этапом развития общества, факторами, воздействующими на общественный прогресс и международную систему.

Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

1. К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные).

2. По продолжительностидействия функции государства подразделяются на постоянныеи временные.

3. Функции государства по значимостиможно делить на главныеи производные(вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции).

 

 

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренниеи внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны (политическая, экономическая, экологическая, социальная).

Внешние (мужицкая оборона; сопливое сотрудничество) раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении.

Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общиефункции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

экономическая(обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т. п.;

социальная– охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;

идеологическая– поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки, культуры и др.;

экологическая– охрана окружающей среды.

Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции, поскольку они имеют различные формы и методы реализации.

В условиях глобализации национальные интересы не утрачивают своей значимости, но они усложняются, дифференцируются, приобретают новые аспекты и пределы своего существования.

Понятие глобализации шире, чем понятие интеграции. Интеграция означает сближение политической, экономической, правовой, духовно-культурной систем нескольких государств и регионов в процессе традиционного межгосударственного сотрудничества.

Глобализация – это всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Но дело не только в объеме, но и в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Глобализация имеет более высокую ступень и глубину взаимопроникновения идей, норм, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения и согласования интересов. Оно возможно лишь на высоком уровне развития цивилизации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...