Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические подходы к теории правового государства.

1. Период античной истории. В теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля – «Политика», «Этика».

2. Представители естественно-правовой теории – Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели – сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека». Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье.

3. Немецкие ученые И. Кант (1724–1804) и Г. Гегель (1770–1831). И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность гос. дт-ти, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.

Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов – Г.Ф. Шершеневича (1863–1912), П.И. Новгородцева (1866–1924), В.М. Гессена (1868–1920), С.А. Котляревского (1873–1940), Н.М. Коркунова (1853–1904) и др.

4. XX в., в учение внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Чаще всего выделяют четыре основных признакаправового государства.

1. Господство, или верховенство, правапредполагает:

во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;

 

 

в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны.

2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности-государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых гос.властью.

3. Взаимная ответственность личности и государства– гос-во не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны гос-ва, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

4. Принцип разделения властей - относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти.

Модели правового государства.

1. В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и идея английской политической экономии (прежде всего воззрения Адама Смита). Основные положения данной концепции:

- право частной собственности - это естественное право, оно абсолютно независимо от государства;

- экономика и государство являются отдельными сферами;

- личность первична по отношению к обществу;

- общество первично по отношению к государству.

Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно выполняет роль "ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает "правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются. В реальности "чисто" либеральных государств не существует, однако его идеи присутствуют в политике либерально-демократических партий и проявляются в виде "неолиберализма" и "неоконсерватизма".

2. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.

Данная идея стала популярной в середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...