Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические проблемы государственного суверенитета в условиях глобализации.

Одним из главных вопросов современной политики мирового сообщества является вопрос о суверенитете. Это обусловлено необычайно тесными связями во всех областях общественной жизни государств различного типа. События в одной части мира тотчас могут получить реакцию в другой. Это связано с распространением средств коммуникации, в частности, Интернет, способствует распространению информации за считанные секунды.

Развивая положения теорий постиндустриального и информационного общества, теория глобализации показала неоднозначность и противоречивость социально-политических и экономических процессов, протекающих в современном мире. С одной стороны, налицо качественная трансформация современной цивилизации, усиление взаимозависимости стран и народов, которое является следствием глубоких интеграционных процессов, с другой — обострение противоречий на национальной, религиозной и культурной почве, эскалация сепаратистских настроений, расшатывающие целостность суверенных государств. Глобализация быстро выходит за свои экономические рамки. Фундаментальные изменения захватывают всю сферу социально-политических отношений, которая вынуждена подстраиваться под новые реалии. Все большее значение и актуальность приобретает вопрос об эволюции роли государств и их взаимоотношений в стремительно меняющемся мире. В 1990-е годы появляется огромное количество исследований в области политической глобализации[1], где делаются самые различные прогнозы относительно будущего миропорядка. Причем мнения политологов в этом вопросе расходятся кардинально: от картины полной гомогенизации мира под знаменем распространившейся повсеместно западной либерально-демократической модели[2] до глобальной дифференциации и столкновения цивилизаций[3]. В любом случае, исследователями не ставится под сомнение происходящая на данном этапе радикальная трансформация политической структуры мира, и в свете этого особую значимость приобретает проблема основного института политической власти — государственного суверенитета. Связано это с тем, что в современном мире государства все в большей степени вынуждены поступаться частью своих прерогатив, будучи ограниченными в принятии тех или иных политических решений. Изучение процессов «размывания» и «девальвации» статуса суверенного государства и ослабления централизованных институтов государственной власти практически выделилось сегодня в самостоятельное направление политологии. Исследователи, прежде всего, отмечают ряд тенденций, свидетельствующих о постепенной «эрозии» суверенитета в его традиционном понимании.

Главным, с точки зрения проблемы государственного суверенитета, следствием процессов глобализации является противоречие между нарастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной стороны, и сохранением за государством права самостоятельно и по своему усмотрению решать собственные проблемы - с другой. Следствием этого процесса является утрата государством ряда своих функций на международной арене и появление на ней большого числа новых акторов — межправительственных международных организаций, принимающих на себя ряд функций, делегируемых им отдельными государствами, что фактически ограничивает внешний суверенитет последних. Обратная же сторона процесса глобализации и возникновения наднациональных органов власти — этнический сепаратизм, усиление власти на местах - свидетельствует о «девальвации» и внутреннего суверенитета. Таким образом, исследователи глобализации отмечают два, казалось бы, взаимоисключающих процесса - интеграцию и децентрализацию, каждый из которых не способствует сохранению «статус кво» для принципа суверенности. Кроме того, последние события на международной арене показали, что государство утрачивает свой основной признак - монополию на законное насилие в силу распространения и утверждения универсальной идеологии приоритета прав человека, которые зачастую ставятся мировым сообществом выше государственных интересов. Государство зачастую неспособно справиться с вызовами, которые ему предлагает глобализация, что приводит к необходимости реструктуризации властных отношений в обществе.

Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, служит суверенитет. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств.

Верховенство государственной власти внутри страны проявляется в способности государственной власти самостоятельно устанавливать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит своё политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нём же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.[4] Международное право лишь исходит из этого свойства и утверждает его, возводя уважение суверенитета государства в норму межгосударственных взаимоотношений.

В то же время, в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничениесуверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Именно такая судьба постигла Германию после капитуляции 1945 г. когда союзники решали ее будущее.

Добровольное ограничение суверенитета допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.[5]

В то же время, активно развивающаяся в последнее время глобализация ставит под сомнение абсолютность суверенитета государств. Экономические и другие процессы взаимоотношений людей, органов, организаций, государств в современном глобализированном мире, решение глобальных проблем человечества в целом невозможны без чёткого и развернутого правового регулирования, без детального законодательства, обеспечивающего цивилизованные отношения между людьми, организациями, государствами, без прочного режима контроля за исполнением юридических предписаний. Роль права, и в первую очередь – международного права в современном мире существенно возрастает, и это представляет собой объективную закономерность глобального миропорядка.

Множество акторов продвигают и воплощают этот процесс – в первую очередь такие международные организации как МВФ, ВБ, ВТО, региональные организации, транснациональные корпорации, инвестиционные фонды, страховые компании, мегаполисы и даже отдельные индивиды, обладающие достаточными ресурсами (Дж. Сорос, Б. Гейтс). Все эти субъекты заинтересованы в устранении государственных барьеров и в дальнейшем углублении интернационализации и глобализации. Явно заметное ослабление роли государственных институтов приводит к возвышению международных или глобальных институтов, берущих на себя функции защиты и охраны как внутреннего так и внешнего для каждой страны порядка, причем выступающих как единый консолидированный механизм. Более конкретные и тесно сотрудничающие с населением институты заменяются на более абстрактные, отдаленные от национальной специфики глобальные нормы, поддерживаемые судами и силовыми структурами, функционирующими на основе международного права.

Многое изменилось за последние годы в определении места права отдельных государств в общей системе международных отношений, в его взаимодействии с международным правом и другими национальными правовыми системами планеты, что должно способствовать сближению различных государств и регионов мира, снижению международной напряжённости. Эпоха глобализации – это период существенных преобразований в первую очередь правовых систем всех государств, активного восприятия в них общепризнанных правовых принципов и норм международного характера, позитивных, апробированных на многолетней практике юридических образцов других стран и на этой основе сближения систем права всех цивилизованных государств. Одновременно это также и период возрастания роли и объёма международного права, увеличения сфер регулирования общественных отношений её нормами, активного внедрения в правовые системы отдельных государств её норм и принципов. Усиливается и социальное значение права как инструмента установления четкого нормативного регулирования деятельности межгосударственных хозяйственных и иных объединений, специальных процедур разрешения споров между ними, принятия решений и заключения договоров.

В юридической литературе обоснованно развивается идея, что международное взаимодействие национальных правовых систем, их сближение, унификация – это глобальное юридическое явление.[6]

Рассматривая вопросы суверенитета государства в эпоху глобализации, следует более детально рассмотреть проблемы мирового порядка и правопорядка.

Говоря о мировом правопорядке, необходимо чётко его различать с другим понятием – мировой порядок, которые неоправданно отождествляются некоторыми исследователями. В то же время, мировой порядок – это более широкое понятие, которое, как представляется, можно определить как упорядоченную систему отношений между государствами, межгосударственными структурами, отдельными личностями и их коллективами, которая основана на использовании принципов и норм общения в мире (норм морали, права, обычаев и устоявшихся деловых обыкновений, политических, религиозных и других социальных норм). Это порядок взаимоотношений не только в государственной сфере, но и в области культуры, идеологии, религии, в сотрудничестве между хозяйственными субъектами, партиями, общественными организациями, творческими, спортивными союзами, отдельными личностями, имеющими международный, межгосударственный и межрегиональный характер.

Мировой же правовой порядок, будучи элементом, составной частью общего мирового порядка, есть результат неуклонного осуществления норм международного права, юридических принципов взаимоотношений межрегиональных хозяйственных корпораций, отдельных субъектов разных государств, обеспечение основ борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, коррупцией и апартеидом. Мировой правопорядок – это миротворческие операции под эгидой полномочных международных организаций по предотвращению национальных, религиозных, межрегиональных конфликтов, обеспечение всеобщего разоружения, эффективные меры предотвращения угрозы ядерной войны, укрепления национальной безопасности. Это также и обеспечение и охрана с помощью международно-правовых средств прав и свобод личности, законных интересов юридических лиц и государств в целом.

В условиях складывания мирового правопорядка принцип охраны и обеспечения прав личности, гарантированности её свободы должен звучать не только в национально-государственном аспекте, но и на глобальном, общепланетарном уровне. Права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства, они постепенно выходят на международную арену, что, в частности, подтверждается Декларацией Хельсинкской встречи ОБСЕ 1992 года. В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».[7]

Ныне вполне возможно утверждать, что в целях защиты прав человека оправданна и юридически допустима возможность вмешательства мирового сообщества во внутренние дела государства, где такие права не гарантируются и попросту нарушаются. Деятельность Европейского суда по правам человека – один из примеров юридических основ такого вмешательства. Его решения являются обязательными в нашей стране после того, как Россия 30 марта 1998 года ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Вполне назрела потребность дополнить ряд международно-правовых актов, в частности, Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, теми новеллами, которые отражают новые аспекты свободы личности в рассмотрении дел об экономической агрессии в связи с переходом мировой политики на геоэкономические приоритеты.

Сферами деятельности международных организаций могли бы быть:

· контроль, постоянный мониторинг за глобальными экономическими процессами и финансовыми потоками в мире;

· принятие мер по разрешению конфликтов, экономических войн между хозяйственными структурами;

· координация усилий по стабилизации глобальной экономической ситуации; рассмотрение жалоб, исков государств, отдельных хозяйственных структур (в первую очередь, стран третьего мира) о несправедливом распределении мирового дохода, навязывании кабальных условий заключения экономических соглашений, ведущих к усилению диспропорций, дестабилизации ситуации и социальным конфликтам.

Должна быть создана система соответствующих межгосударственных правовых мер, включая юридические санкции, препятствующих возможности недобросовестной деятельности отдельных государств, транснациональных корпораций, финансовых структур (финансовая агрессия). Имеется в виду подготовка и принятие «Кодекса мирового геоэкономического порядка», а применительно к отдельным странам – рамочного закона о государственной политике в области геоэкономики и геофинансов. Именно такой способ может стать наиболее эффективным путём решения многих глобальных проблем, так как все они, так или иначе, имеют под собой экономическую подоплёку, основанную на неравномерном распределении ресурсов, производства и дохода.

Ныне достаточно очевидно, что взятие на себя международно-правовых обязательств является осуществлением государствами своего суверенитета, а не умалением или ограничением его, разумеется, при условии, что такие обязательства не противоречат основным принципам международного права, имеющим императивный характер.

В рамках политической и правовой составляющей глобализации происходит формирование сферы транснациональной политики. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что в середине XX в. параллельно «революции» международной торговли и возрастанию роли ТНК происходила «революция» международной бюрократии, выразившаяся в беспрецедентном росте числа как межправительственных, так и неправительственных международных организаций. Помимо роста числа международных организаций, характер сдвига носила и переориентация их на новые цели деятельности.

Преимущественной ориентацией международных организаций с середины XX века стало решение гуманитарных проблем. Решение их силами международных организаций предполагает отчуждение части национально-государственного суверенитета в пользу созданных межправительственными соглашениями организаций, действующих на субнаднациональном уровне (например, ООН, ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.), и неправительственных транснациональных организаций, действующих на субнациональном уровне, но на территории многих государств (Greenpeace, Amnesty International, Human Rights Watch, «Аль-Каида» и т.д.).

Как и в отношении экономической составляющей глобализации, «рождение» тенденции оформления транснациональной политики, то есть политики, не связанной границами и интересами правительств национальных государств, происходит вслед за кризисом, выразившимся в двух мировых войнах первой половины ХХ века.

Таким образом, в середине XX в. обозначился контраст между старым и новым типами политики, характеризуемыми, соответственно, «закрытостью», основанной на принципе национально-государственного суверенитета, и «открытостью», основанной на принципе приоритета международного права и взаимозависимости государств и наднациональных структур. В новых условиях изменился и характер межгосударственного сотрудничества, обретший новые черты, наиболее отчётливо проявившиеся в конце ХХ – начале XXI вв.

Глобализация не оказывает немедленного эффекта на национальное право и не ограничивает государственный суверенитет.Наоборот, в силу качественного развития международного права, межгосударственных отношений и интеграционных процессов, глобализация обогащает понятие суверенитета, по меньшей мере, за счет развития объектного состава регулирования международного права. При этом "каркас" концепции государственного суверенитета, в контексте с другими равнозначными принципами международного права, остается неизменным и не может быть юридически иным в рамках действующего Устава ООН. Любое государство, независимо от своего экономического развития, обладает суверенитетом наравне с другими государствами, и это результат истории, а не продукт международного права.

Вопрос о суверенитете государств в эпоху глобализации, видимо, не имеет однозначного решения, т.к. зачастую воспринимается весьма болезненно обществом любого государства. Однако следует на основании положительного опыта сотрудничества государств в разных сферах общественной и политической жизни расширять и углублять подобное взаимодействие.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...