Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития АПК Казахстана

В современных рыночных условиях развитие конкурентоспособной агропромышленной продукции в Республике Казахстан должно осуществляться на основе совершенствования законодательства в соответствии с требованиями международного конкурентного права, свободы конкуренции и повышения инвестиционной привлекательности.

Как показывает зарубежный опыт, агропромышленный комплекс относится к важнейшим сферам поддержки и регулирования со стороны государства. Поэтому решение продолжить финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортно- ориентированных производств, таких как организация и развитие молочно-товарных ферм, птицефабрик, кормовых площадок, организация производства плодоовощных культур с применением капельного орошения , создание производства по сборке сельскохозяйственной техники, развитие мясоперерабатывающих производств, переработки тонкой шерсти, инфраструктуры экспорта казахстанского зерна и его глубокой переработки является одним из стратегических и приоритетных задач Казахстана. Одной из основных и глобальных проблем Мирового сообщества является проблема продовольствия и пути ее решения. Основными причинами которой является не только дефицит, природно-климатические, географические, демографические, но и социально-политические проблемы. Обеспечение качественной и здоровой пищей и продовольствием всего населения планеты является стратегической и первостепенной задачей всего Земного шара. Главным решением данной проблемы является развитие агропромышленных комплексов, сельского хозяйства, земледелия, животноводства, фермерских угодий и т.д.

Казахстан входит в число 25 стран мира, основных производителей аграрного сырья (зерна и некоторых других продовольственных продуктов). Казахстан по общей территории, площади сельскохозяйственных угодий, посевам зерновых культур и картофеля входит в первую десятку основных производителей аграрного сырья. По оценкам экспертов ресурсы республики позволяют производить в 3 раза больше продовольствия, чем потребляет его население. За период реформ с 1991 г. было выведено из сельхоз. оборота 14,0 млн. га пашни и более 100 млн. га пастбищ. При этом развал крупных товарных хозяйств привѐл к существенному сокращению поголовья скота, ухудшению материально-технической базы, миграции населения из села и страны и т.д. Достаточно сказать, что поголовье крупного рогатого скота сократилось в 1,7 раза, овец и коз - в 2,3, свиней - 2,5, лошадей - 1,3 и птицы - в 2,1 раза. Мяса производится в 2 раза меньше. Сокращение производства основных видов продукции сельского хозяйства в 2008 г. по отношению к 1990 г. составило: по зерну - в 1,8 раза, мясу - 1,8, молоку - 1,1, яйцам - 1,4, шерсти - 3,1 раза.

Развитие конкурентоспособной продукции должно осуществляться на основе совершенствования законодательства в соответствии с требованиями международного конкурентного права и развития свободы конкуренции и повышения инвестиционной привлекательности. Зарубежный опыт показывает, что сельское хозяйство относится к важнейшим сферам активного вмешательства государства. Показателем опосредованного государственного регулирования можно считать уровень бюджетной поддержки на произведенную продукцию.В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Единая цель, единые интересы, единое будущее» сказано: что, благодаря развитию агропромышленного комплекса мы одновременно решаем две важнейшие для страны задачи - обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта. Решение продолжить финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортно-ориентированных производств, таких как организация и развитие молочно-товарных ферм, птицефабрик, откормовочных площадок, организация производства плодоовощных культур с применением капельного орошения, создание производства по сборке сельскохозяйственной техники, развитие мясоперерабатывающих производств, переработки тонкой шерсти, инфраструктуры экспорта казахстанского зерна и его глубокой переработки. В 2013 году в Минске произошло знаменательное событие - объединились птицеводы Казахстана, Беларуси и России. Было подписано соглашение о международном сотрудничестве в отрасли птицеводства, предусматривающее обмен опытом, передовыми технологиями в области генетики, кормления и лечения птиц, производству и переработке мяса птицы и яиц. Птицеводы совместно проводят Международные форумы птицеводов, конференции, выставки и семинары, обмениваются статистическими и аналитическими данными в отрасли птицеводства.

Многие птицефабрики Казахстана по программе развития птицеводства взяли кредиты на реализацию этой программы, но в этой ситуации задумались над тем, как они будут возвращать кредиты. Это может внести существенные коррективы в инвестиционные планы компаний. Банки, до сих пор считающие птицеводческие проекты привлекательными для кредитования, также встревожены растущими рисками. При этом вертикально-интегрированные холдинги с собственной кормовой базой и переработкой озабоченности у них не вызывают.

Большинство производителей и экспертов сконцентрировали внимание на импорте и ценах на корма. А главный вопрос в себестоимости продукции птицеводства. ГСМ и зерно в Казахстане дешевле, поэтому себестоимость мяса птицы в Казахстане — 350 тенге, а себестоимость мяса птицы в России – 410, США – 322, а Бразилии – 275 тенге за кг мяса птицы.

Производство мяса птицы в Казахстане в 2013 году составит около 160 тысяч тонн. К 2020 году с учетом строительства новых птицефабрик оно вырастет до 300 тысяч тонн, что будет вполне достаточно для насыщения рынка мясом птицы собственного производства.

Развитие органического животноводства. Казахстан занимает 5-е место в мире по размерам пастбищных ресурсов. По данным Агентства РК по управлению земельными ресурсами, площадь пастбищ в Казахстане составляет более 182,2 млн. гектаров, или 70% всех сельскохозяйственных угодий. Однако под выпас скота в последние годы практически использовалось всего около 30% пастбищ по причине их необводненности и удаленности от населенных пунктов. Таким образом, целесообразным было бы развитие пастбищного скотоводства и органического животноводства посредством освоения пастбищных ресурсов.Динамика рынка органической продукции в мире показывает достаточно высокие темпы роста, несмотря на более высокие цены в сравнении с продукцией откормочного животноводства. Повысить конкурентоспособность отечественных продуктов органического производства может внедрение системы сертификации органического производства, признанной в развитых странах мира. В этой связи обязательным является развитие централизованной системы ветеринарного контроля с использованием лучших методик.

Развитие семеноводства кормовых. В целях повышения объемов производства и улучшения качества мясной и молочной промышленности, необходимо активно развивать семеноводство кормовых. В настоящее время Казахстан производит вместо требуемых 200 тыс. тонн всего 70 тыс. тонн семян кормовых культур. Собственные потребности страны не покрываются ни по одному из видов кормов. Между тем, как отмечено в «Стратегии-2050», у Казахстана есть большой потенциал для создания кормовой базы животноводства мирового уровня. Первые шаги к развитию комбикормовой промышленности были предприняты в результате разработки программы «Масло, жиры, комбикорм-2020». Реализация данной программы позволит снять проблему кормовой базы в животноводстве, часть проблем в растениеводстве и в перспективе может генерировать экспорт комбикормов в Россию.

Введение в оборот дополнительных сельскохозяйственных земель и восстановление орошаемых земель. С целью увеличения объемов продукции растениеводства и ее диверсификации является целесообразным введение в оборот дополнительных сельскохозяйственных земель из числа нерационально используемых, переход на научно-обоснованные влагоресурсосберегающие технологии возделывания культур, обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Президент РК Нурсултан Назарбаев в «Стратегии-2050» особо подчеркнул необходимость обеспечения значительного подъема урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий. Такженеобходимо принятие мер по восстановлению орошаемых земель (чистка каналов, восстановление гидроузлов, создание системы обслуживания оросительных систем), которые находятся в крайне критическом состоянии.

Объединение мелких хозяйств. Достижению высокого уровня конкурентоспособности в значительной мере способствовало бы создание условий, стимулирующих объединение мелких хозяйств и связанную работу потребительских кооперативов сельхозтоваропроизводителей с производителями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию. Сохранение налоговых льгот, предоставление субсидий и низкопроцентных кредитов может эффективно способствовать этому объединению. Нурсултан Назарбаев поручил правительству РК в 2013 г. выработать систему законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на применение новейших агротехнологий.

Снижение себестоимости продукции. С целью поддержки казахстанских товаропроизводителей пищевой промышленности необходимо, посредством принятия нормативно-правовых документов, реализовать меры по снижению расходов на их коммунальные услуги, на сертификацию и на прохождение аккредитации. Дополнительными мерами по снижению расходов и повышению конкурентоспособности могут служить дотации и субсидирование сельхозпроизводителей.

Развитие перспективных отраслей АПК. Необходимо концентрирование на развитии перспективных отраслей АПК, которые позволят республике обеспечить внутренний спрос и экспортировать сельскохозяйственные товары на внешние рынки. Целью Казахстана является не полная самообеспеченность продовольствием, а высокая экспортная конкурентоспособность в перспективных отраслях пищевой промышленности. Президент РК поставил задачу перед Министерством сельского хозяйства в 2013 г. определить ряд продуктов, на которых Казахстан должен концентрироваться с целью завоевания крупных экспортных рынков. К примеру, является целесообразным дальнейшее развитие перерабатывающих отраслей пищевой промышленности на базе высококачественного сырья, таких как мукомольное и макаронное производство, переработка масличных культур и мясная промышленность.

Совершенствование технологий производства. Путем научной модернизации сельского хозяйства, промышленной переработки и увеличения финансирования НИОКР необходимо улучшать технологии производства пищевой промышленности. Также необходимо повысить доступность образовательных и консультационных услуг для всех групп и категорий сельхозтоваропроизводителей.

Создание нового бренда Казахстана. Президент РК в «Стратегии-2050» отметил, что необходимо создание национальных конкурентоспособных брендов с акцентом на экологичность. У Казахстана есть большой потенциал в построении бренда «Хлеб Казахстана». Необходимым условием в построении данного бренда является государственное стимулирование агрессивного вхождения казахстанских предпринимателей на рынок хлеба и в перспективе покупка и создание экологически чистых хлебокомбинатов и розничных сетей (фирменных магазинов) в других странах, особенно в крупных многомиллионных городах. Создание экологически чистого хлебного бренда будет гарантировать высокий спрос на казахстанскую муку и пшеницу, развитие мукомольного производства и положительно скажется на имидже страны.

Таким образом, мировое лидерство Казахстана в производстве пшеницы и пшеничной муки, обеспеченность земельными ресурсами, высокий потенциал производства и экспорта органической продукции представляют значительные возможности для развития казахстанской пищевой промышленности. В то же время процесс развития усложняют следующие актуальные отраслевые проблемы: мелкотоварность производства, низкий уровень внедряемости НИОКР, устаревшие технологии производства, низкий уровень ветеринарной безопасности и высокий уровень импортозависимости.

В то же время потенциал пищевой промышленности РК позволяет данной отрасли значительно повысить объемы выпуска, обеспечив тем самым как потребности внутреннего рынка, так и экспортные заявки по основным группам продуктов питания. Казахстан имеет реальные шансы стать не только крупным сырьевым экспортером, но и развитой аграрной державой с широкой экспортной линейкой экологически чистой органической сельскохозяйственной продукции. Повышение динамики показателей пищевой промышленности и АПК будет способствовать улучшению качества жизни населения и обеспечению продовольственной безопасности Казахстана [17].

Как известно Казахстан является страной претендентом на членство в ВТО, которая призвана обеспечивать и создавать условия для справедливой мировой торговли, способствовать ее либерализации, снижению тарифных и нетарифных барьеров. В настоящее время, по оценке экспертов, в общем объеме экономических выгод в результате полной либерализации правил торговли, сокращение протекционистских мер должно составить почти 60%. Центральное место занимает сельское хозяйство, ввиду того, что около 70% неимущих людей планеты проживают в сельских районах и получают доход от сельского хозяйства. Наибольшие искажения в международной торговле приходится именно на сектор сельского хозяйства, практически не затрагиваемый торговыми соглашениями, заключенными до Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) переговоров по сокращению протекционистских мер. Так, в 90-е годы ХХ века государственные субсидии на 1 га сельхоз угодий составляли в странах ЕС - около $500, в США, Канаде, Венгрии и Турции- $100-200, в Финляндии и Норвегии-$1600-3000. На одну голову крупного рогатого скота в США государство выделяет $318, в Японии-$510, в Финляндии-$1137. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли. Что касается Казахстана, то уровень государственной поддержки в стране и по зеленой и желтой корзинам не сопоставимо с развитыми странами.

Объем сельхоз субсидий в странах ОЭСР превышает $330 млрд., из которых около $250 млрд. направляются непосредственно производителям. В результате стимулируется перепроизводство в богатых странах с традиционно высоким уровнем себестоимости, и воздвигаются преграды на пути потенциально более конкурентоспособной продукции из бедных стран. Неудивительно, что экспорт сельхоз продукции из развивающихся стран в богатые страны рос в 90-е годы темпами, в два раза отстающими от темпов роста экспорта из этих государств в другие развивающиеся страны. В 2003 году общий объем субсидий производителям хлопка США составил 3.7 млрд. долл. США, что в три раза превышает размер американской экономической помощи странам Африки. В Японии государство субсидирует рисоводство в размере 700% себестоимости продукции по мировым ценам, поощряя внутреннее производство, искусственно понижая спрос и препятствуя развитию экспортных возможностей Индии, Таиланда, Вьетнама и других стран. Доля совокупной государственной поддержки в стоимости сельхоз продукции в России составляла 4,5%, в Новой Зеландии сее мягким климатом-4,1%, в США почти 49%, а в Японии-78%.

Таким образом, сельское хозяйство во всех крупных странах мира развивается в условиях мощной государственной поддержки и Казахстан должен создать и сохранить «изощренные» схемы субсидирования. Причины этого заключаются в следующем. Во-первых низкая конкурентоспособность сельхоз производителей развитых стран по сравнению с аграриями из развивающихся стран. Во-вторых, крупные финансовые вливания в сельское хозяйство продиктованы сохранением продовольственного самообеспечения страны. В-третьих, сельское хозяйство создает нематериальные блага, стоимость которых сложно оценить, например, сохранение культурных и духовных ценностей и традиций на селе, поддержка генофонда нации. В-четвертых, сельское хозяйство является потребителем различных материально-технических ресурсов (техника), инноваций, выпускает сырье для перерабатывающей промышленности, тем самым оказывая мультипликативный эффект на национальное хозяйство страны. В-пятых, помощь сельскому хозяйству объясняется таким естественным фактором, как природно-климатические условия, поэтому мировой рынок лидирующих поставщиков сельскохозяйственного продовольствия ограничен и стабилен в плане основных игроков. Здесь возникает опасность того, что в случае серьезных проблем в этих странах произойдет сокращение мировых запасов сельхоз продукции, и это дестабилизирует глобальную продовольственную безопасность. Наконец, сельское хозяйство оказывается куда ценнее любой из промышленных отраслей с социальной точки зрения. И не только потому, что мы обойдемся без телевизора, но не проживем без еды. Доходы отечественных промышленных корпораций склонны концентрироваться в крошечных географических точках и у небольшого числа проживающих в Алматы или Лондоне бизнесменов, в то время как прибыли агропредприятий «размазываются» по огромной территории и широкому пласту людей. Именно с благополучием сельского хозяйства будет связан облик 90% обжитых территорий нашей страны. Казахстан – это исконно аграрная страна и продукция сельского хозяйства нашей республики может занять достойное место на мировом рынке. Наше государство вступило в Таможенный союз и готовится вступить в ВТО. При этом необходимо отметить, что Казахстан вступает слишком поздно, даже позже, чем некоторые страны СНГ. Дело в том, что в ВТО сложилась такая практика, что для тех, кто вступает в нее сегодня, тот имеет в переговорах проигрышную позицию по сравнению со странами – членами ВТО. Последние всегда предъявляют к вновь вступившим в ВТО более жесткие требования доступа на их рынок, чем те, которые они сами применяют в своих взаимоотношениях. Поэтому кандидаты оказываются на переговорах в невыгодном положении, и они, как правило, не могут добиться уступок со стороны членов ВТО. В таком положении находится Казахстан, хотя требуемые от него уступки сравнительно невелики. В настоящее время в ВТО вступили 148 из 192 стран, или 75% всех государств мира, из которых 135 являются торговыми партнерами Казахстана. Республика Казахстан, начиная с 1996г., стремится к урегулированию торговых отношений со странами, которые являются членами ВТО, на выгодных для себя условиях. Каждое из этих государств проводит процедуру антидемпингового разбирательства по отношению к любым товарам, импортируемым из Казахстана. Поэтому вступление Казахстана в ВТО, реализующий эффективный механизм либерализации мировой торговли и всей связанной с ней системы экономических отношений, является важнейшим приоритетом внешней политики республики. Президент Казахстана Н.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» подтвердил о том, что республика завершает переговоры по вступлению в ВТО в 2012г.. В силу ускоренного вступления государства в ВТО Казахстан проводит усиленную политику поддержки сельского хозяйства, хотя уровень остается низким (исходя из опыта экономически развитых стран), несмотря на ежегодный рост государственных субсидий. По мнению академика Есентугелова А., существующий размер субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям порядка 80 млрд. тенге, или примерно 550 млн. долларов США, является приемлемым для Казахстана и его следует отстаивать на переговорах об условиях вступления республики в ВТО. Это составляет примерно 27% валового производства сельскохозяйственной продукции (для сравнения в США этот показатель составляет 44%, в Евросоюзе – 88 и в России – 30%). В то же время, предстоящее вступление в ВТО ставит сельское хозяйство республики перед рядом проблем, основными из которых являются: снижение или полная отмена пошлин на ряд импортируемых товаров; расширение доступа зарубежных компаний на казахстанский рынок; отказ от государственной финансовой поддержки экспорта продукции АПК; дотирование сельского хозяйства в соответствии с нормами ВТО; поэтапное сокращение субсидирования отраслей АПК; отказ от экспортных пошлин; высокий уровень аграрного протекционизма в зарубежных странах в виде поддержки своего аграрного производства и экспорта. По данным ведущих специалистов аграрников, вступление Казахстана в ВТО может создать угрозу сельскому хозяйству и продовольственной безопасности. Для Казахстана сельское хозяйство традиционно было и остается одной из экономикообразующих отраслей страны [18].

Затраты на землю для ведения агробизнеса. По данным АО «Казагроинновация», затраты на возделывание 1 га колосовых зерновых культур в среднем составляют 31 684 тенге. При этом из указанной суммы приходится на проведение: основной обработки почвы – 3 824 тенге, зимних полевых работ – 2 218 тенге, весеннего сева – 7 287 тенге, ухода за посевами – 1 912 тенге, уборки урожая – 16 443 тенге.В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан, право временного возмездного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет). Сроки предоставления права временного землепользования устанавливаются с учетом предоставляемого права на земельный участок, его целевого назначения и зонирования территории. Право частной собственности на земельный участок или права временного возмездного землепользования исчисляется на основе оценочной стоимости, рассчитываемой по базовым ставкам платы за земельные участки с применением поправочных коэффициентов. Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется специализированными государственными предприятиями, ведущими государственный земельный кадастр, в соответствии с базовыми ставками платы за земельные участки, предоставляемые на возмездной основе. В частную собственность или в аренду государством оформляется акт определения оценочной стоимости земельного участка, утверждаемый уполномоченным органом области, города для предоставления земельных участков. Базовые ставки платы за земельные участки установлены постановлением Правительства Республики Казахстан и средняя стоимость одного гектара земельных угодий по республике составляет 8,5 тыс. тенге, с дифференциацией по видам угодий от 36-97 тыс. тенге (пашня неорошаемая, пашня орошаемая) до 2-4 тыс. тенге (прочие угодья, пастбища) [19]. Согласно государственной программе по развитию агропромышленного комплекса, в республике на 2013-2020 годы принята стратегия по отношению к отрасли растениеводства. Подразумевает она, в первую очередь, диверсификацию производства, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции путем перехода на научно обоснованные влагоресурсосберегающие технологии возделывания культур, обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых и ныне неиспользуемых земель. Особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры зернового производства, т. к. зерновые культуры занимают наибольшую долю в структуре экспорта сельхозпродукции. Проблема нехватки элеваторов и зерновозов будет решена за счет создания и расширения мощностей для обработки и хранения зерна, а также его транспортировки [20]. Поддержка государства .По информации Министерства сельского хозяйства РК, во исполнение задач по увеличению доли казахстанского содержания, сокращению импорта, внедрению новых технологий, начиная с 2007 года, из республиканского бюджета выделяются средства на субсидирование 40% затрат сельхозтоваропроизводителей на закладку и выращивание многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда. Следует также отметить, что субсидии выделяются при условии закладки интенсивных садов и виноградников промышленного типа, с обязательной установкой системы капельного орошения и проведением почвенно-мелиоративных изысканий на садопригодность. Так, в 2010-2012 годах из республиканского бюджета на закладку промышленных садов и виноградников выделены 4,8 млрд тенге, за счет которых заложены плодово-ягодные культуры и виноград на площади 6,0 тыс. га.Удешевление стоимости горюче-смазочных материалов.В целях обеспечения продовольственной безопасности, увеличения производства экспортоориентированной конкурентоспособной продукции, а также расширения посевных площадей приоритетных сельскохозяйственных культур, реализуется республиканская бюджетная программа по удешевлению стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ [21].

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...