Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура научного аппарата ВКР

· Актуальность темы.

· Проблема исследования.

· Объект исследования.

· Предмет исследования.

· Цель исследования.

· Задачи исследования.

· Гипотеза исследования.

· Методологическая основа исследования.

· Методы исследования.

· База исследования.

· Новизна результатов.

· Практическая значимость.

О гипотезе!

Гипотеза педагогического исследования – это научное предположение о том, как исследователь намерен достичь поставленной цели.

Гипотеза не может декларироваться в виде личного мнения. Гипотеза предполагает последующую экспериментальную проверку.

При формулировании гипотезы исследования следует придерживаться следующих правил:

· гипотеза должна быть принципиально проверяемой;

· в гипотезе должны отражаться устойчивые и необходимые связи,присущие изучаемым явлениям;

· гипотеза не должна носить очевидный характер.

Гипотеза – это предположение о том, что если применить в работе такие-то новые приемы педагогического воздействия, то можно ожидать, что деятельность детей примет такое-то направление, а в результате будет обеспечено более сознательное и прочное овладение такими-то знаниями или умениями или будут достигнуты такие-то положительные изменения в развитии детей.

Например:

Наиболее эффективное формирование каких-либо качеств у дошкольников (школьников) возможно при следующих условиях:

· разработка системы интересных, творческих заданий

· использование активных методов обучения

· индивидуальный подход к детям

 

Новизна результатов

В получении нового знания и состоит смысл и цель исследования.

Нужно показать: что сделано из того, чего не достигли другие, какие результаты получены впервые?

Важно не просто указать на наличие новизны, а описать, содержательно изложив суть – в чем же именно эта новизна состоит.

Конечно, эта новизна не будет чем-то фундаментальным. Новизна появится за счет нового структурирования уже имеющихся элементов, нового взгляда на проблему.

 

Практическая значимость

Практическую значимость подразделяют на значимость для теории и для практики.

Требуется не простое упоминание о возможности использования результатов работы педагогами. Нужна конкретика. Например,

«Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты будут способствовать разработке вопросов повышения уровня....... Они позволят по-новому подойти к.......»;

«Результаты исследования позволяют содействовать дальнейшему осмыслению формирования.....»; «позволяют учитывать.....»;

«Теоретическая значимость заключается в расширении представления о воспитательных возможностях…»

Аналогично описывается практическая значимость:

«Разработанные требования….(указывается какие именно) открывают возможность для ....перестройки практики обучения…»;

«дают возможность обеспечить не только решение воспитательных задач, но и повышение эффективности образования и развития учащихся».

 

График выполнения ВКР

  1. Выбор одного из направлений курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы ВКР.
  2. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
  3. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
  4. Составление плана работы. (Оглавление)
  5. Обоснование актуальности темы с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и т.д.)
  6. Подбор и анализ литературы по теме исследования, где представлены:

· история исследуемой проблемы;

· общепедагогические и другие научные положения (дидактические, методические, психологические), характеризующие объект исследования.

7. Написание теоретической части исследования.

8. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, выбор диагностической методики и т.д.)

9. Проведение констатирующего этапа эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. Анализ результатов эксперимента (составление таблиц, схем, формулирование выводов).

10. Подготовка формирующего (обучающего) этапа эксперимента (разработка планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, выбор методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента и т.п.)

11. Проведение формирующего этапа эксперимента.

12. Анализ и оформление формирующего этапа эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.)

13. Проведение контрольного этапа эксперимента.

14. Составление заключения.

15. Составление списка используемой литературы.

16. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков, воспитательных дел и т.д.)

17. Оформление работы.

18. Доработка по замечаниям научного руководителя.

19. Подготовка выступления к защите.

20. Защита ВКР.

 

 

Рецензирование

Для определения качества проведенного педагогического ис­следования и корректности полученных результатов, полноты их отражения в тексте работы квалифицированными специалистами проводится рецензирование ВКР.

В рецензии отражаются следующие основные позиции:

· актуальность темы и направленности исследования;

· описание конкретного личного участия дипломника в иссле­довании;

· соответствие темы тексту дипломной работы;

· степень обоснованности теоретических положений исследова­ния;

· наиболее существенные результаты (выводы);

· соответствие содержания диплома специальности студента;

· экспериментальное подтверждение основных положений ис­следования.

 

Содержание рецензии доводится до сведения студента не по­зднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы. Студент использует эту рецензию для подготовки ответов на замечания, если таковые имеются. Внесение изменений в дип­ломную работу после получения рецензии не допускается.

За три дня до защиты должны быть представлены в учебную часть:

· дипломная работа;

· рецензия специалиста;

· отзыв руководителя;

· индивидуальный план подготовки дипломной работы.

Подготовка выступления студента на защите дипломной работы.

Выступление на защите дипломной работы — это краткое из­ложение основного содержания проведенного исследования, то есть своего рода его визитная карточка. В выступлении должны быть изложены основные идеи и выводы дипломной работы, пока­зано, что именно сделал выпускник в исследовательской работе и в ряде случаев значение результатов исследования. Главная цель — в минимальном объеме дать максимум полезной информации.

Без составления текста выступления студент не сможет рас­сказать о нем и не должен допускаться к защите. Важность со­держания выступления, представляемого на защите, заключается также и в том, что по нему судят об уровне диплома и квалифи­кации выпускника. Недаром дипломная работа называется выпу­скной квалификационной. Работая над выступлением, выпускник является и автором, и как бы редактором текста дипломной рабо­ты одновременно.

Основное назначение выступления — служить способом ин­формации о полученных результатах. Кроме того, оно имеет ком­муникативную функцию. Выступление не только означает факт фиксации наличия диплома, но и передает его содержание, бла­годаря чему для всех членов комиссии и присутствующих заменя­ет чтение выпускной квалификационной работы.

Процесс составления выступления представляет собой про­цесс свертывания (реферирования) основной информации. Этот процесс направлен на то, чтобы выбрать из содержания дип­лома наиболее существенную информацию и представить ее в но­вой краткой форме.

Выступление обычно состоит из трех частей.

Вводная часть обычно начинается с описания актуальности проводимого исследования, что вполне объяснимо, поскольку именно актуальность подразумевает объективную необходимость психолого-педагогического исследования, полезность исследова­ния для удовлетворения потребностей образования и воспитания подрастающего поколения.

От актуальности темы логично перейти к формулировке объ­екта и предмета исследования, а также к указанию цели диплом­ной работы.

Возможен рассказ о гипотезе исследования, то есть формули­ровка тех предположений о результатах исследования, которые будут получены.

Далее излагаются конкретные задачи, вытекающие из цели исследования, решение которых позволяет подтвердить гипотезу.

Очень украшает выступление выпускника изложение методо­логической основы выпускной квалификационной работы, обосно­вание применяемых методов (методик) исследования, которые служат условием достижения цели предпринимаемого исследова­ния.

В конце вводной части обычно приводят данные о структуре и объеме дипломной работы.

Если вводная часть позволяет составить лишь общее впечат­ление о работе, то основная часть должна дать более полное пред­ставление о ее содержании и построении. При составлении этой части выступления важно показать, как были получены результа­ты, представить ход исследования, обосновать значение выполнен­ной работы.

В основной части выступления сначала характеризуют теоре­тическое исследование: указывают источники информации, ис­пользуемые для рассмотрения, анализа педагогических ситуаций и проблем. Это могут быть любые психолого-педагогические посо­бия по теме исследования, статьи из педагогических журналов, со­ответствующие учебники и учебные программы и т.д.

Сложность изложения теоретической главы диплома состоит в том, что выпускник должен употребить оценочные слова, характе­ризующие его собственную работу (а не простой пересказ того, что написали другие авторы). Существует ряд стилистических при­емов, которые позволяют сделать это. Корректной считается фра­за, которая формулируется безличным предложением. «Был про­веден анализ...», «После проведенного анализа обнаружилось...», «Обобщение работ следующих авторов позволило сделать вывод о том, что в педагогике не существует единого мнения по поводу...». Можно формулировать фразы и от себя. «Мною проведен анализ...», «Я сделала вывод о том, что систему упражне­ний по данной теме некоторые авторы предложили, не учитывая индивидуального подхода к обучению», «По моему мнению...».

Необходимо точно указать, в чем состоят научные находки са­мого выпускника. Это можно сформулировать, например, с помо­щью такой фразы: «К результатам исследования, полученного мною, можно отнести...»

Для убедительности можно привести один или два примера, подтверждающих эту мысль.

При изложении педагогического эксперимента необходимо указать место его проведения, группы учащихся или воспитанни­ков детского сада, перечислить используемые методики, изложить их суть, привести данные о их точности и трудоемкости, предста­вить ход педагогического эксперимента, описать условия и его ос­новные этапы, осветить систему упражнений или заданий, пока­зать конечные результаты опросов. Это могут быть работы детей, конспекты занятий, таблицы и диаграммы. В выступление целесообраз­но включать, прежде всего, выводы и конечные результаты.

Как показал анализ дипломов, именно практическая часть ис­следования ярко высвечивает самостоятельную работу выпускни­ка. В этой части выступления звучит нота о том, как, где и когда реализованы результаты исследования.

В заключение необходимо изло­жить общие выводы, но при этом не повторять то, что уже было сказано ранее, а дать обобщенную итоговую оценку проделанной работе. При этом необходимо сосредоточить внимание аудитории на основных достижениях труда, подчеркнув побочные результа­ты исследования. Украшают выступление предложения, которые студенты адресуют учителям и воспитателям по теме исследова­ния, а также предложения по дальнейшим разработкам в этом направлении.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) сдается в печатном варианте. К оформлению ВКР предъявляются следующие требования.

Текст ВКР работы набирается 14 шрифтомна стандартных листах размером А4. С числом строк на каждой странице не более 30. В каждой строке – не более 60-65 знаков с учетом пробелов меду словами и знаков препинания. Никаких рамок, обрамляющих текст, не делается.

Межстрочный интервал – полуторный. Одинарный интервал используется в оглавлении, таблицах, схемах и стихах.

Интервалы полей

Следует соблюдать следующие интервалы полей:

левое – 3 см; правое– 1,5 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2,5 см

 

Необходимо соблюдать абзацное членение текста. Абзацделается на шестой печатный знак (делается 5 пробелов).

Оформление заголовков

 

· Заголовки располагаются в середине строки, без кавычек, без точки в конце; межстрочечный интервал в заголовках – одинарный.

· Все значимые заголовки набираются 16 шрифтом (жирным) в середине строки («Оглавление», «Введение», названия глав, «Заключение», «Список используемой литературы»);

· Названия параграфов и подпараграфов располагаются также по центру, без точки, без кавычек, с указанием номера параграфа, размер шрифта – 14 (жирный);

· Слово «Глава» в тексте исследовательской работы не пишется, оно обозначается только в оглавлении (в тексте ставится номер главы, точка, название главы);

· Перенос слов в заголовках не допускается;

· Не допускается в заголовках сокращение слов и использование аббревиатур;

· Нежелательны заголовки, занимающие более двух строк;

· Заголовок главы или параграфа не должен быть последней строкой на странице;

· Заголовки и подзаголовки отделяются друг от друга и от основного текста одинаковым пробелом сверху и снизу, равным двум одинарным интервалам;

· Все заголовки печатаются строчными буквами

Жирным шрифтом необходимо выделять весь научный аппарат исследовательской работы.

Каждую значимую структурную часть работы следует начинать с нового листа(введение, главы, заключение, список используемой литературы).

Графики, схемы, таблицывнутри работыдолжныиметь названия (если таблица и заголовок не помещаются вместе на странице, то можно сократить расстояние между названием и таблицей).

Формулы, условные знакиделаются пастой черного цвета, плотность записей должна быть приближена к плотности основного текста.

Нумерация страниц

 

Страницы работы нужно нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Номер страницы проставляется в правом нижнем углу.

Нумерация страниц начинается с введения. ВВЕДЕНИЕ имеет 3порядковый номер страницы, а последний порядковый номер имеет СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Титульный лист – подразумевает первый порядковый номер страницы, но номер на титульном листе не указывается. ОГЛАВЛЕНИЕ имеет 2 порядковый номер страницы, но он также не ставится.

Приложение не входит в нумерацию страниц.

В тексте работы таблицы, рисунки, диаграммы и т. д. имеют сквозную нумерацию. Название и заголовок должны располагаться на одной странице с ним.

Оглавление

Оглавление – наглядная схема содержания работы, в которой приводится перечень всех без исключения заголовков работы с указанием порядкового номера страниц (кроме параграфов и подпарграфов) и написанных так, чтобы можно было по распределению судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, параграфы, подпараграфы). Поэтому оглавление оформляется ступенчатообразно. Левее начинаются названия глав, несколько правее – названия параграфов и еще правее – подпараграфов. Значимые заголовки («Оглавление», «Введение», названия глав, «Заключение», «Список используемой литературы»), а также заголовок «Приложение» выделяются жирным шрифтом. Межстрочечный интервал – одинарный. Заголовки отделяются друг от друга расстоянием, равным двум одинарным интервалам (при необходимости это расстояние может уменьшаться).

 

Список используемой литературы

Списком используемой литературы завершается описание исследований. Он следует за «Заключением» и оформляется с новой стра­ницы.

Количество наименований литературы для ВКР – не менее 25 работ.

Важно чтобы список был библиографически грамотно оформлен.

Существуют стандартные требования к оформлению списка литературы:

1. В список используемой литературы включаются все проработанные автором источники.

2. Литературные источники указываются в алфавитном порядке. Список имеет сквозную нумерацию.

3. Собственно оформление списка литературных источников подчиняется строгим правилам, которые отражены в государственном стандарте (ГОСТ Р 7.0.5-2008).

Если источник-книга и написана одним автором:

Петрусевич А.А. Профильное образование в современной школе. – Барнаул: Изд. АГАУ, 2007. – 186 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

При оформлении книги с несколькими авторами последовательность фамилий должна быть точно такой же, как в книге.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Нестеров А.В., Тимченко В.В., Трапицын С.Ю. Информационные педагогические технологии: учеб.- метод. пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2003.- 340 с.

Если источник издан под редакцией, то его следует записывать: название, чья редакция, место и год издания. Обычно это относится к учебникам и учебным пособиям. Например:

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С.Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 272 с.

Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений /под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1965. – 464 с.

Оформление источников, в которых опубликованы статьи или тезисы. Например:

Бим Бад Б. Тайны интеллекта// Семья и школа. – 2008. - №7. - С. 8-10.

Лузина Л.М. Образование как особый способ бытия ребенка. // Школьные технологии. – 2008. - №2. - С.3-8.

Матвеева Н.А. Образование: инерция ценности и ценности инерции // Актуальные проблемы образования: сб. науч. трудов. - М., 2003. - С. 37-31.

Макаренко А. С. Цель воспитания // Пед. соч.: в 8 т. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - С.41-49.

Если используется иностранная литература, то её список помещается после списка источников на русском языке, но тоже в алфавитном порядке.

Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problem solver / - N-Y.: W. H.Freeman & C., 1984. – 143 pp.

Gosling D. What do UK educational development units do? International Journal for Academic Development. – 1996. – No 1. – P.75-83.

Paul R. W. Critical thinking. Fundamental to education in free society // Educational Leadership, 1984. – Vol.42. – P. 4-14.

Silver Н., Hannan А., English S., Taylor H. Why innovative? Legislative Reform Program For Higher Education. Council of Europe, 1996. – p. 321

Если в работе используется информация из Интернета, то указывается адрес этого источника после источников на иностранных языках.

Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. научн. журн. 2006. N 4. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm.

 

Обратите внимание!

При написании ВКР следует просмотреть журналы «Педагогика», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Школьные технологии», «Классный руководитель» и др.

Обязательные требования:

Все теоретические положения, определения понятий, цифровые данные, взятые из литературы, у других авторов должны иметь ссылку на литературный источник или авторство.

В тексте работы должны быть ссылки на литературные источники.

Согласно ГОСТ Р 7.0.5. – 2008 библиографические ссылки бывают трёх видов: внутритекстовые, затекстовые и подстрочные (сноски). Внутритекстовые и подстрочные ссылки в курсовой работе не используются! Затекстовые ссылки – это отсылки к списку литературы, заключённые в квадратные скобки: например, [8, с. 15], где 8 – порядковый номер документа, 15 – страница, на которую вы ссылаетесь.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...