Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология поитических коммуникаций

Богатство разнообразных способов восприятия и усвоения информации и ее использования в различных формах поведения людей свидетельствует о наличии множества типов политических коммуникаций. В качестве таких наиболее по­казательных типов политических коммуникаций можно было бы отметить следующие:

вербальные(формирующиеся на основе различных словесных и изустных языковых систем) и невербальные(использующие
иные способы общения);

вертикальные(характеризующие отношения между вышестоящими и нижестоящими институтами и структурами власти, а
вконечном счете отношения между правящим классом и неэли­
тарными группами населения, рядовыми гражданами) и горизонтальные(предполагающие установление контактов между институтами, структурами, звеньями или группами, принадлежащими
кодному уровню организации власти (например, между органами
исполнительной власти в регионах, между оппозиционными партиями, общественно-политическими движениями и т.д.);

формальные(основанные на использовании официальной
информации, осознании правовых или иных последствий установления или неустановления контактов) и неформальные(в основе
которых лежат индивидуальные, корпоративные и иные неофициальные пристрастия людей).

▪ Наибольшее распространение получила следующая типология политической коммуникации:

1) Межличностная политическая коммуникация. Она предполагает непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей в сфере политики. Выделяют такие стороны межличностной политической коммуникации:

- коммуникативную, связанную с обменом информацией между партнерами по сообщению, передачей и приемом мнений, чувств (встречи с избирателями, «горячие линии» в прямом эфире на радио и телевидении, виртуальный контакт политиков с гражданами через Интернет и т.п.);

- интерактивную, связанную с обменом действиями между сторонами (вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие во время диалога политиков с населением, контакта политиков друг с другом и т.п.);

- перцептивную, связанную с восприятием и пониманием друг друга взаимодействующих субъектов, объектов политики, формированием определенных межличностных отношений (патерналистские, партнерские, подданнические, равноправные и т.п.).

2) Групповая политическая коммуникация. Она происходит в ходе общения в малых группах (фракции в Государственной Думе, партийные блоки, участники митингов, демонстраций, консультации между членами правительства и администрации Президента и т.п.).

В данном типе коммуникации действуют те же закономерности, что и в межличностной политической коммуникации. В то же время ему присущи и специфические особенности. К ним, прежде всего, относятся лидерство и руководство в группах, стимулирование группы лидером, нацеливание на выполнение определенных задач, процесс обсуждения значимых общественно-политических проблем и принятие групповых решений.

3) Массоваяполитическая коммуникация. Она возникает в процессе распространения политической информации и влияния в обществе с помощью специальных средств: печати, TV, радио, кино-, фотодокументов и т.п.

Значение массовой политической коммуникации трудно переоценить.

Во-первых, воздействием данных средств могут быть охвачены большие группы людей. Во-вторых, общественное мнение в условиях демократического развития, как правило, становится известным органам власти и учитывается при формировании политической стратегии. В то же время массовая политическая коммуникация может служить средством получения прибыли и социального контроля.

Органы государственной власти могут формировать общественное мнение в нужном направлении, манипулировать сознанием масс, поскольку всегда есть СМИ, которые не только лояльно относятся, но и активно поддерживают существующую политическую систему. Однако в демократическом государстве есть и оппозиционные, альтернативные каналы сбора и передачи информации

Информационные кампании

Информационная кампания (ИК)- это комплексная система мер воздействия на определенные группы населения (так называемые целевые группы ) с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования и обучения с целью побуждения к принятию новых, полезных для них самих и для общества, моделей поведения в определенной сфере жизни.

Воздействие осуществляется путем улучшения знаний в определенной области, изменения отношения к определенному предмету или явлению, а также путем формирования навыков желательного поведения.

Разработка информационной кампании базируется на модели изменения поведения, согласно которой новая значимая информация, полученная человеком, становится для него стимулом к изменению поведения. Поэтому особое внимание в Кампании уделяется информации как основному способу воздействия на целевую группу.

Информирование целевой группы влияет не только на уровень ее осведомленности относительно некоторых фактов, но и на формирование положительного отношения к пропагандируемым нормам поведения. Оно побуждает к изменению рискованного поведения (например, в плане инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)) на более безопасное.

Чего еще можно добиться с помощью информационной кампании:

стимулирования общественных дискуссий.

Кампании инициируют и стимулируют обсуждение определенных тем в средствах массовой информации, во властных структурах, среди населения. Созданное дискуссионное поле содействует интенсивному обмену информацией по проблеме, что позволяет информировать большее количество людей;

влияния на принятие политических решений.

Кампания может подтолкнуть политиков и общественных деятелей к принятию соответствующих политических решений;

формирования у населения спроса на информацию, товары и услуги по профилактике, лечению и консультированию.

Проведение информационных кампаний стимулирует интерес отдельных лиц и всего общества к получению информации о ВИЧ-инфекции и СПИДе (синдром приобретенного иммунодефицита человека) и таких услугах, как диагностика, лечение и профилактика инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), консультирование до и после обследования на ВИЧ.

При правильной организации Кампании в той или иной степени достигаются все вышеуказанные цели. Однако в зависимости от местных условий, потребностей целевой группы и ряда других факторов, каждая кампания сосредотачивает свои усилия на каком-то одном из вышеуказанных аспектов.

Обязательные характеристики информационной кампании:

• Кампания ограничена по времени;

результаты кампании оцениваются по заранее определенным показателям;

широкий охват целевой группы в рамках кампании обеспечивается за счет использования различных средств и каналов передачи сообщения;

• Кампания состоит из нескольких элементов, которые связаны одной общей идеей и сообщением кампании;

• все элементы кампании (видеоролик, аудиоролик, брошюры, плакаты и т.п.) имеют единое дизайнерское решение и звуковое сопровождение (если оно есть), что делает их узнаваемыми и объединенными в одно целое;

• Кампания состоит из комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые выполняются в определенной последовательности и усиливают друг друга. В ходе кампании используются разнообразные рекламные носители и каналы передачи выбранного сообщения.

Информационная кампания представляет собой внутренне целостный, завершенный и самодостаточный процесс организации устойчивых политических коммуникаций. Эту форму информационного взаимодействия наиболее активно используют корпоративные агенты, партии, отдельные группы интересов. Государство же, правительственные структуры прибегают к организации информационных кампаний реже и только в том случае, если на повестке дня оказываются крупные политические вопросы, решение которых может изменить соотношение сил на арене власти. Чаще такие приемы используются перед референдумами или выборами федерального масштаба.

Основной причиной проведения информационных кампаний является необходимость увеличения поддержки конкретных целей политических акторов. С этой точки зрения информационные кампании представляют собой звено политического проектирования, средство позиционирования важных для акторов проблем. Это достигается путем присвоения (переприсвоения) соответствующим проблемам политического статуса, т.е. распространения такой трактовки социальных вопросов, усвоение которой приведет к наращиванию легитимной поддержки организатора кампании. Поскольку же любые преследуемые организаторами кампании цели всегда связаны с влиянием на массовую аудиторию, информационные кампании предполагают многократное идейное завоевание (иногда одной и той же части) населения (но по отношению к различным политическим проектам).

С содержательной точки зрения информационные кампании представляют собой форму организации специальной цепочки взаимосвязанных действий, формирующих и освещающих общественно значимые события. Информирование о такого рода событиях имеет целью придать оценкам общественности должный формат и добиться нужного организаторам кампании результата. В силу этого информационные кампании, как правило, концентрируются вокруг небольшого количества проблем, чтобы общественность могла сосредоточиться на необходимой тематике. Одновременно это дает возможность оптимизировать информационное влияние.

В самом общем виде информационные кампании всегда так или иначе предполагают расширение зоны информации вокруг того или иного вопроса; придание этому вопросу четкого оценочного содержания (позволяющего общественности увидеть «правильные» и «неправильные» позиции); усиление целенаправленного воздействия на общественное мнение (решающего задачу оказания направленного воздействия на убеждения людей), а также изменение или корректировку поведения граждан.

Конечно, для достижения поставленных целей в рамках информационных кампаний осуществляются различные действия. Они могут быть ориентированы на то, чтобы «разбудить» общественность, вовлечь население в общественные дебаты, привлечь внимание к той или иной проблематике, направить политическую активность граждан в определенное русло. Однако в любом случае обращение к общественному мнению неизбежно связывает информационные кампании с политикой популистского типа. Поэтому в информационных кампаниях практически всегда используются соответствующие механизмы и, в частности, прямая лесть («коммунисты — во главе общественного прогресса»), запугивание внешней угрозой («правящие круги — во власти мафии»), необоснованные обещания («радикальные реформы приведут к быстрому успеху») и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...