Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация библиотечных инноваций

Многоаспектный характер инноваций позволяет классифицировать их, типологизировать и систематизировать в зависимости от целей и задач исследования.

Отечественные авторы предлагают подразделять инновации на продуктовые, технологические, социальные и комплексные.

И. Т. Балабанов рассматривает два типа технологических инноваций:

• продуктовая - охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов;

• процессная - предусматривает освоение новых форм и методе организации производства при выпуске новой продукции.

По целевому классификационному признаку И. Т. Балабанов различает кризисные инновации и инновации развития [45, с. 4].

По характеру нововведений А. И. Пригожин предлагает три наиболее общих основания для классификации:

• по типу новшества;

• по механизму осуществления;

• по особенностям инновационного процесса.

По типу новшества нововведения можно разделить на две группы материально-технические и социальные. Социальные нововведения относятся к группе многокритериальных. По характеру нововведений они могут быть продуктными и обеспечивающими.

По инновационному потенциалу нововведения делятся на радикальные и базовые.

По типу новшества инновации различаются по объему, целям, социальным последствиям.

По объему нововведения дифференцируются на точечные, системные и стратегические.

Библиотечные инновации не менее многообразны по различным признакам и характеристикам, нежели производственные. Но их гуманистическая, человекоцентристская направленность, требует перенести акцент с так называемой "производственной" специфики на социокультурную модальность. Она может включать в себя содержательные, технологические и управленческие элементы, которые по-разному варьируют библиотековеды в попытках структурировать (классифицировать) инновации. Но все они, должны быть направлены на конечный результат - повышение уровня информационно-культурного обслуживания населений социальной роли библиотеки.

М. Суслова подразделяет библиотечные инновации на три группы:

· продуктовые (новые продукты или услуги);

· технологические (новая техника и технология);

· управленческие (новые методы управления, новые формы -пользования аппарата управления).

С А. Басов, еще ранее определив типы инноваций, наряду с тремя вышеназванными называет четвертый тип — социальные, призванные способствовать удовлетворению социально-культурных потребностей работников библиотек.

Синтезируя существующие варианты типологии библиотечных ин­новаций, Н. А. Толканюк предлагает следующую их классифика­цию по содержанию и целям:

· предметно-целевые (направлены на разработку и внедрение

новых библиотечных услуг);

· технико-технологические (направлены на разработку и внедре­ние новых средств и технологий для более эффективного удовлетво­рения новых или прежних читательских потребностей);

· организационно-управленческие (направлены на разработ­ку и применение новых организационных структур и методов управ­ления трудовым коллективом);

· социально-экономические (направлены на разработку и при­менение экономических механизмов функционирования библиотеч­ных учреждений);

· комплексные (представляющие собой органическое единство двух, трех или всех указанных выше видов).

С. Г. Матлина предложила в качестве аспекта характеристики ин­новаций использовать реальность изменений [27, с. 5]. Ею отмечалось, что важно уметь отличать подлинные инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, т. е. ре­шить вопрос о том, какие библиотечные инновации считать действи­тельно существующими, а какие — нет. В этом случае, рассматрива­ется два вида инноваций — реальные (подлинные) и мнимые («лженовации»). Подчеркивалось, что, в отличие от подлинной ин­новации, «лженовация» не отвечает «на поставленный жизнью воп­рос и, даже будучи умелой имитацией нововведения, лишена смыс­ла» [28, с. 215]. Примерами таких «лженоваций» Матлина называет необоснованные организационно-управленческие перестройки в биб­лиотеках, «когда сливают и разъединяют подразделения, создают новые, со звучными названиями, выдавая такую деятельность за ре­формирование». Указывается, что в результате таких инноваций происходит деформация сложившихся структур и библиотека утрачива­ет способность осуществлять традиционные и необходимые функции. Под «лженовацией» рассматривается и некритическое, без учета тра­дицийданной библиотеки, заимствование чужого опыта (такое рас­пространение «опыта» долгие годы являлось имитацией библиотеч­ного развития, компрометацией авторской идеи).

Помимо реальности изменений, Матлиной предлагается за аспект характеристики изменений принимать их воспроизводство. Подчер­кивается, что социальная ценность инноваций проявляется лишь в том случае, когда они поддаются трансляции, т. е. могут быть вос­произведены. По формам воспроизводства выделяются две разновид­ности инноваций - экстраполяция и интерпретация. Отмечается, что экстраполяция как перенесение готовых устоявшихся образцов и цен­ностей на ту или иную предметную область всегда условна, делает упор на поддержание достигнутого, использует новые явления, не меняя основательно старого содержания. Поэтому заимствованный и механически перенесенный на другую почву чужой опыт может выглядеть инородным телом. Указывается, что интерпретация при­дает осмысленность заимствованию. Она наполняет его новым со­держанием, целями, закрепляет связь между уже сложившимся и слу­чайным порядком вещей и, в отличие от экстраполяции, формирует соответствующую новому смыслу систему ценностей. Анализируя практику воспроизводства инноваций, С. Г. Матлина указывает на характерные недостатки. В качестве основного называется тиражи­рование опыта, отчужденного от непосредственного пользователя. Причина отчуждения, по ее мнению, состоит в том, что нередко сведе­ния о нововведениях (их описание в информкартах) оказываются «бледной копией исходной творческой находки, они не дают необхо­димых сведений для эффективного заимствования» [28, с. 217]. В то же время в работах Матлиной не рассматривается механизм изучения библиотечной практики, позволяющий выявлять эти разновиднос­ти инновации и оценивать сложившуюся ситуацию по распростра­нению опыта.

Представленные выше классификации инноваций являются линейными, т. е. новшества (инновации) характеризуются только на основе одного («объект изменений» у С. А. Басова) или двух аспектов («реальность характера изменений», «тип воспро­изводства инновации» у С. Г. Матлиной).

В модели Н. А. Толканюк оказался незатронутым управленчес­кий аспект. Эту задачу попытался решить С. С. Серейчик. В своей статье «Управление изменениями в библиотеках: опыт и возможности реализации» (Библиотековедение. - 1997. - № 4.- С. 64-80), он предлагает оценивать возможности изменений в объектах ново­введений (продукты, технология, управление библиотекой) с трех сторон: содержания, направленности и адресной ориентации стра­тегии реализации нововведения. Серейчиком предложено соотне­сти нововведения со стратегией библиотечного развития. Недо­статком классификации можно считать ограниченность принятых аспектов характеристики нововведений, отсутствие в ней тех, ко­торые позволили бы оценивать особенности инновационных про­цессов.

Совмещение и упорядочение аспектов (и признаков) характерис­тики инноваций, предложенных различными библиотечными специ­алистами, позволяет составить обобщенную классификацию библио­течных инноваций, представленную в таблице № 1.

Полученная модель классификации библиотечных инноваций не обладает достаточным эвристическим потенциалом, так как не отображает все возможные варианты характеристики предметной области. Исключенными из поля зрения остаются многие важные вопросы библиотечных изменений: особенности осуществления ин­новационных процессов, степень их влияния на выработку мето­дов управляющего воздействия и прочие моменты. Ограничен­ность количества характеристических признаков не позволяет определить место каждой инновации в общей структуре иннова­ционной деятельности библиотеки, ее отличительные особенности, осуществить диагностику инновационной ситуации, разрабо­тать корректирующие управленческие решения. Поэтому Е.Ю. Качанова [19, с. 56] отойдя от классификации инноваций по основным общим признакам, предпринимает попытку многомерной классификации с учетом особенностей и дополнительных характеристик инноваций, классифицируя в свою очередь следующие аспекты и признаки:

1. Уровень новизны.

2. Место в библиотечном производстве.

3. Объект изменений.

4. Цели изменений.

5. Источник инициативы.

6. Отношение к своему предшественнику.

7. Объем применения.

8. Социально-психологические условия внедрения.

9. Степень рыночной новизны.

10. Степень завершенности.

11. Масштаб распространения и коммерциализации.

Таблица № 1. Обобщенная классификация библиотечных инноваций

Аспекты характеристики Виды инноваций
содержание и цели изменений • предметно-целевые (продуктные) • технико-технологические • организационно-управленческие • социально-экономические • комплексные
объект изменений, сферы применения • создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или усовершенствование существующих • создание новых технологий • совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств • реорганизация структуры библиотеки, изменение методов руководства персоналом
форма воспроизводства инновации • экстраполяция (перенос готовых образцов) • интерпретация (осмысленное заимствование)
уровень новизны • радикальные • модифицирующие
реальность характера изменений • реальные • мнимые («лженовации»)
масштаб реализации инновации • фундаментальные • локальные

Поставив задачу использования многомерной схемы классификации инноваций в качестве способа познания и анализа библиотечных изменений, автор приводит дополнительные характеристики, названные индикаторами изменений одного из основных аспектов характеристики инноваций, в частности их объекта, и называет эти объекты:

· услуги, продукция библиотеки;

· средства библиотечного производства;

· технологические процессы;

· организационное развитие библиотеки;

· социальная база инновационных процессов, где к основным видам инноваций по объектам изменений отнесены: продуктные, технологические и управленческие (организационные и социальные) библиотечные инновации. Продуктные и управленческие инновации подчеркивают уникальность деятельности библио­теки. Технологические нацелены на сглаживание различий и расши­рение возможностей библиотек по использованию совокупных ин­формационных ресурсов. Они обусловливают необходимость создания новых услуг/продукции, применения новых методов управ­ления персоналом и библиотекой в целом.

По уровню новизны инновации подразделяются на улучшающие (модифицирующие) и базисные (радикальные). Улучшающие инно­вации предусматривают модификацию существующих объектов: ус­луг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления. При этом предполагается постепенное их обновление с использованием преимущественно собственных возможностей и под­держки уже сложившейся социальной системы. Как показывает практика, инновации чаще всего обусловлены потенциальным спросом на новые виды ус­луг и продукцию, дискомфортом и снижением качества обслужива­ния, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетво­ренностью сотрудников результатами своей работы.

По мнению автора, важнейшей задачей инновационной политики любой организации является выбор объектов изменений, позволяющий установить виды перспективных инноваций. Основными характеристиками библиотечных инноваций следует считать объект изменений и уровень новизны (Схема № 1).

Схема № 1. Виды инноваций

Услуги, продукция библиотеки
Технология осуществления процессов
Организационное развитие
Разновидности инноваций по объектам изменений
продуктные
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAaks87MIA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPzWrCQBC+F/oOyxR6q5sWjJK6irRKBQ9ikgeYZqdJ NDsbdrcmvn23IHibj+93FqvRdOJCzreWFbxOEhDEldUt1wrKYvsyB+EDssbOMim4kofV8vFhgZm2 Ax/pkodaxBD2GSpoQugzKX3VkEE/sT1x5H6sMxgidLXUDocYbjr5liSpNNhybGiwp4+GqnP+axSc 6Luo9+u9Kw6z9HPzhZvz7FQq9fw0rt9BBBrDXXxz73ScP4X/X+IBcvkHAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBqSzzswgAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA " strokeweight="2.25pt">
технологические
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAmpmim8AA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPzYrCMBC+C75DGGFvmrqHKl2jiLq44EG0PsBsM7bV ZlKSqPXtjbCwt/n4fme26Ewj7uR8bVnBeJSAIC6srrlUcMq/h1MQPiBrbCyTgid5WMz7vRlm2j74 QPdjKEUMYZ+hgiqENpPSFxUZ9CPbEkfubJ3BEKErpXb4iOGmkZ9JkkqDNceGCltaVVRcjzej4EK/ eblb7ly+n6TrzRY318nlpNTHoFt+gQjUhX/xn/tHx/kpvH+JB8j5CwAA//8DAFBLAQItABQABgAI AAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAmpmim8AAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIUDAAAAAA== " strokeweight="2.25pt">
управленческие
Инновационный кластер
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAhEqTcsQA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQW/CMAyF70j7D5En7QYpOwAqBIQYaJM4TFB+gNd4 baFxqiRA9+/xAWk3W+/5vc+LVe9adaMQG88GxqMMFHHpbcOVgVOxG85AxYRssfVMBv4owmr5Mlhg bv2dD3Q7pkpJCMccDdQpdbnWsazJYRz5jli0Xx8cJllDpW3Au4S7Vr9n2UQ7bFgaauxoU1N5OV6d gTP9FNV+vQ/F93Tysf3E7WV6Phnz9tqv56AS9enf/Lz+soIvsPKLDKCXDwAAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIRKk3LEAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " strokeweight="2.25pt">
улучшающие
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA6wY26cMA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPS2rDMBDdF3IHMYHsGrld2I0bJYR8aMGLkjgHmFpT 24k1MpIau7evCoXs5vG+s1yPphM3cr61rOBpnoAgrqxuuVZwLg+PLyB8QNbYWSYFP+RhvZo8LDHX duAj3U6hFjGEfY4KmhD6XEpfNWTQz21PHLkv6wyGCF0ttcMhhptOPidJKg22HBsa7GnbUHU9fRsF F/os62JTuPIjS3f7N9xfs8tZqdl03LyCCDSGu/jf/a7j/AX8/RIPkKtfAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA6wY26cMAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " strokeweight="2.25pt">
базисные
Разновидности инноваций по уровню новизны
Любые достаточно серьезные изменения в одной сфере деятельнос­ти библиотеки (изменения одних объектов), как правило, требуют не­замедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки управления библиотекой.

Особое воздействие на перестройку всей системы управления орга­низацией оказывает реализация базисных инноваций. Исполь­зование принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедре­нии комплекса взаимосвязанных новшеств, так называемых, иннова­ционных кластеров.

Кластером в инноватике называется совокупность инноваций, скон­центрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве в виде целостной системы новых продуктов, технологий и организационных преобразований [19, с.56].

Так, к примеру, внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразится на комфортности библиотечной среды, как для пользователя (в части скорости выполнения запроса и получения информации (документа), так и для библиотечного сотрудника (в части сокращения рутинных операций при поиске и предоставлении информации, выдачи документов). Это, в свою очередь, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов библиотеки, поведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления совсем не обязательно приведет к улучшению деятельнос­ти библиотеки в целом.

В сфере любого производства важнейшим объектом изменений яв­ляются итоговые продукты (товары и услуги) деятельности организа­ции, при изменении которых создаются продуктовые инновации. Изменения в продуктах (товарах/услугах) связаны с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими иннова­циями). Закономерно, что библиотеки здесь не могут являться исклю­чением. В конечном итоге, именно в целях максимально полного и опе­ративного удовлетворения потребностей пользователей библиотек применяются любые инновации. Осуществление любых преобразова­ний в области организационной структуры библиотек и совершенство­вание методов управления персоналом должно привести не только к снижению затрат (издержек) и к повышению эффективности библио­течной деятельности, но и к повышению качества обслуживания, к вы­годам для пользователя.

Продуктовые и технологические инновации видимы для пользова­теля и различных категорий партнеров библиотеки, быстро становят­ся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассор­тименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности (представителей СМИ, власти, биз­нес структур и пр.), привлекают к сотрудничеству с ней новых партне­ров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров.

Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они в большей степени, чем продуктовые и технологические инновации, основаны на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителя, его активности, личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен.

Несмотря на то, что важнейшим объектом инновации являются услуги и продукция, инновационным изменениям подвержено все, что вязано с их созданием и использованием: технология, сервис, соци­альные отношения. Поэтому особое значение имеет разработка кластеров включающих комплекс взаимосвязанных продуктовых, техноло­гических организационных и социальных инноваций.

При выборе объектов инноваций определяется то направление дея­тельности, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в со­ответствии с поставленной целью развития и при модернизации кото­рого, библиотечный персонал смог бы проявить свои особые способности идостичь позитивных результатов.

«Механизм» выбора объектов инноваций включает:

· анализ внешней среды, т. е. шансов и угроз эффективному функ­ционированию библиотеки;

· выявление противоречий и недостатков, предложений и претен­зий, характеризующих внутреннюю среду библиотеки и свиде­тельствующих о необходимости изменений;

· определение инновационной стратегии;

· определение основной цели деятельности на ближайшую пер­спективу и ее конкретизация, путем выделения подцелей 1, 2, 3 уровней (построение дерева целей).

· определение тактических приемов, позволяющих реализовать поставленные цели каждого уровня и сформулировать необходимые для реализации цели (и подцелей) инновационные идеи.

· определение последовательности осуществления изменений и составление замысла (структуры) инновационного кластера.

· определение путей ресурсного обеспечения, подготовка базы для разработки целевых программ, инновационных проектов и про­грамм и проектов поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговых программ).

Структура инновационного кластера и последовательность осуще­ствления входящих в него новаций определяется особенностями иннова­ционной стратегии.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...