Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация библиотечных инновацийМногоаспектный характер инноваций позволяет классифицировать их, типологизировать и систематизировать в зависимости от целей и задач исследования. Отечественные авторы предлагают подразделять инновации на продуктовые, технологические, социальные и комплексные. И. Т. Балабанов рассматривает два типа технологических инноваций: • продуктовая - охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов; • процессная - предусматривает освоение новых форм и методе организации производства при выпуске новой продукции. По целевому классификационному признаку И. Т. Балабанов различает кризисные инновации и инновации развития [45, с. 4]. По характеру нововведений А. И. Пригожин предлагает три наиболее общих основания для классификации: • по типу новшества; • по механизму осуществления; • по особенностям инновационного процесса. По типу новшества нововведения можно разделить на две группы материально-технические и социальные. Социальные нововведения относятся к группе многокритериальных. По характеру нововведений они могут быть продуктными и обеспечивающими. По инновационному потенциалу нововведения делятся на радикальные и базовые. По типу новшества инновации различаются по объему, целям, социальным последствиям. По объему нововведения дифференцируются на точечные, системные и стратегические. Библиотечные инновации не менее многообразны по различным признакам и характеристикам, нежели производственные. Но их гуманистическая, человекоцентристская направленность, требует перенести акцент с так называемой "производственной" специфики на социокультурную модальность. Она может включать в себя содержательные, технологические и управленческие элементы, которые по-разному варьируют библиотековеды в попытках структурировать (классифицировать) инновации. Но все они, должны быть направлены на конечный результат - повышение уровня информационно-культурного обслуживания населений социальной роли библиотеки. М. Суслова подразделяет библиотечные инновации на три группы: · продуктовые (новые продукты или услуги); · технологические (новая техника и технология); · управленческие (новые методы управления, новые формы -пользования аппарата управления). С А. Басов, еще ранее определив типы инноваций, наряду с тремя вышеназванными называет четвертый тип — социальные, призванные способствовать удовлетворению социально-культурных потребностей работников библиотек. Синтезируя существующие варианты типологии библиотечных инноваций, Н. А. Толканюк предлагает следующую их классификацию по содержанию и целям: · предметно-целевые (направлены на разработку и внедрение новых библиотечных услуг); · технико-технологические (направлены на разработку и внедрение новых средств и технологий для более эффективного удовлетворения новых или прежних читательских потребностей); · организационно-управленческие (направлены на разработку и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом); · социально-экономические (направлены на разработку и применение экономических механизмов функционирования библиотечных учреждений); · комплексные (представляющие собой органическое единство двух, трех или всех указанных выше видов). С. Г. Матлина предложила в качестве аспекта характеристики инноваций использовать реальность изменений [27, с. 5]. Ею отмечалось, что важно уметь отличать подлинные инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, т. е. решить вопрос о том, какие библиотечные инновации считать действительно существующими, а какие — нет. В этом случае, рассматривается два вида инноваций — реальные (подлинные) и мнимые («лженовации»). Подчеркивалось, что, в отличие от подлинной инновации, «лженовация» не отвечает «на поставленный жизнью вопрос и, даже будучи умелой имитацией нововведения, лишена смысла» [28, с. 215]. Примерами таких «лженоваций» Матлина называет необоснованные организационно-управленческие перестройки в библиотеках, «когда сливают и разъединяют подразделения, создают новые, со звучными названиями, выдавая такую деятельность за реформирование». Указывается, что в результате таких инноваций происходит деформация сложившихся структур и библиотека утрачивает способность осуществлять традиционные и необходимые функции. Под «лженовацией» рассматривается и некритическое, без учета традицийданной библиотеки, заимствование чужого опыта (такое распространение «опыта» долгие годы являлось имитацией библиотечного развития, компрометацией авторской идеи). Помимо реальности изменений, Матлиной предлагается за аспект характеристики изменений принимать их воспроизводство. Подчеркивается, что социальная ценность инноваций проявляется лишь в том случае, когда они поддаются трансляции, т. е. могут быть воспроизведены. По формам воспроизводства выделяются две разновидности инноваций - экстраполяция и интерпретация. Отмечается, что экстраполяция как перенесение готовых устоявшихся образцов и ценностей на ту или иную предметную область всегда условна, делает упор на поддержание достигнутого, использует новые явления, не меняя основательно старого содержания. Поэтому заимствованный и механически перенесенный на другую почву чужой опыт может выглядеть инородным телом. Указывается, что интерпретация придает осмысленность заимствованию. Она наполняет его новым содержанием, целями, закрепляет связь между уже сложившимся и случайным порядком вещей и, в отличие от экстраполяции, формирует соответствующую новому смыслу систему ценностей. Анализируя практику воспроизводства инноваций, С. Г. Матлина указывает на характерные недостатки. В качестве основного называется тиражирование опыта, отчужденного от непосредственного пользователя. Причина отчуждения, по ее мнению, состоит в том, что нередко сведения о нововведениях (их описание в информкартах) оказываются «бледной копией исходной творческой находки, они не дают необходимых сведений для эффективного заимствования» [28, с. 217]. В то же время в работах Матлиной не рассматривается механизм изучения библиотечной практики, позволяющий выявлять эти разновидности инновации и оценивать сложившуюся ситуацию по распространению опыта. Представленные выше классификации инноваций являются линейными, т. е. новшества (инновации) характеризуются только на основе одного («объект изменений» у С. А. Басова) или двух аспектов («реальность характера изменений», «тип воспроизводства инновации» у С. Г. Матлиной). В модели Н. А. Толканюк оказался незатронутым управленческий аспект. Эту задачу попытался решить С. С. Серейчик. В своей статье «Управление изменениями в библиотеках: опыт и возможности реализации» (Библиотековедение. - 1997. - № 4.- С. 64-80), он предлагает оценивать возможности изменений в объектах нововведений (продукты, технология, управление библиотекой) с трех сторон: содержания, направленности и адресной ориентации стратегии реализации нововведения. Серейчиком предложено соотнести нововведения со стратегией библиотечного развития. Недостатком классификации можно считать ограниченность принятых аспектов характеристики нововведений, отсутствие в ней тех, которые позволили бы оценивать особенности инновационных процессов. Совмещение и упорядочение аспектов (и признаков) характеристики инноваций, предложенных различными библиотечными специалистами, позволяет составить обобщенную классификацию библиотечных инноваций, представленную в таблице № 1. Полученная модель классификации библиотечных инноваций не обладает достаточным эвристическим потенциалом, так как не отображает все возможные варианты характеристики предметной области. Исключенными из поля зрения остаются многие важные вопросы библиотечных изменений: особенности осуществления инновационных процессов, степень их влияния на выработку методов управляющего воздействия и прочие моменты. Ограниченность количества характеристических признаков не позволяет определить место каждой инновации в общей структуре инновационной деятельности библиотеки, ее отличительные особенности, осуществить диагностику инновационной ситуации, разработать корректирующие управленческие решения. Поэтому Е.Ю. Качанова [19, с. 56] отойдя от классификации инноваций по основным общим признакам, предпринимает попытку многомерной классификации с учетом особенностей и дополнительных характеристик инноваций, классифицируя в свою очередь следующие аспекты и признаки: 1. Уровень новизны. 2. Место в библиотечном производстве. 3. Объект изменений. 4. Цели изменений. 5. Источник инициативы. 6. Отношение к своему предшественнику. 7. Объем применения. 8. Социально-психологические условия внедрения. 9. Степень рыночной новизны. 10. Степень завершенности. 11. Масштаб распространения и коммерциализации. Таблица № 1. Обобщенная классификация библиотечных инноваций
Поставив задачу использования многомерной схемы классификации инноваций в качестве способа познания и анализа библиотечных изменений, автор приводит дополнительные характеристики, названные индикаторами изменений одного из основных аспектов характеристики инноваций, в частности их объекта, и называет эти объекты: · услуги, продукция библиотеки; · средства библиотечного производства; · технологические процессы; · организационное развитие библиотеки; · социальная база инновационных процессов, где к основным видам инноваций по объектам изменений отнесены: продуктные, технологические и управленческие (организационные и социальные) библиотечные инновации. Продуктные и управленческие инновации подчеркивают уникальность деятельности библиотеки. Технологические нацелены на сглаживание различий и расширение возможностей библиотек по использованию совокупных информационных ресурсов. Они обусловливают необходимость создания новых услуг/продукции, применения новых методов управления персоналом и библиотекой в целом. По уровню новизны инновации подразделяются на улучшающие (модифицирующие) и базисные (радикальные). Улучшающие инновации предусматривают модификацию существующих объектов: услуг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления. При этом предполагается постепенное их обновление с использованием преимущественно собственных возможностей и поддержки уже сложившейся социальной системы. Как показывает практика, инновации чаще всего обусловлены потенциальным спросом на новые виды услуг и продукцию, дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудников результатами своей работы. По мнению автора, важнейшей задачей инновационной политики любой организации является выбор объектов изменений, позволяющий установить виды перспективных инноваций. Основными характеристиками библиотечных инноваций следует считать объект изменений и уровень новизны (Схема № 1). Схема № 1. Виды инноваций
Особое воздействие на перестройку всей системы управления организацией оказывает реализация базисных инноваций. Использование принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств, так называемых, инновационных кластеров. Кластером в инноватике называется совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве в виде целостной системы новых продуктов, технологий и организационных преобразований [19, с.56]. Так, к примеру, внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразится на комфортности библиотечной среды, как для пользователя (в части скорости выполнения запроса и получения информации (документа), так и для библиотечного сотрудника (в части сокращения рутинных операций при поиске и предоставлении информации, выдачи документов). Это, в свою очередь, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов библиотеки, поведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления совсем не обязательно приведет к улучшению деятельности библиотеки в целом. В сфере любого производства важнейшим объектом изменений являются итоговые продукты (товары и услуги) деятельности организации, при изменении которых создаются продуктовые инновации. Изменения в продуктах (товарах/услугах) связаны с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими инновациями). Закономерно, что библиотеки здесь не могут являться исключением. В конечном итоге, именно в целях максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей пользователей библиотек применяются любые инновации. Осуществление любых преобразований в области организационной структуры библиотек и совершенствование методов управления персоналом должно привести не только к снижению затрат (издержек) и к повышению эффективности библиотечной деятельности, но и к повышению качества обслуживания, к выгодам для пользователя. Продуктовые и технологические инновации видимы для пользователя и различных категорий партнеров библиотеки, быстро становятся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности (представителей СМИ, власти, бизнес структур и пр.), привлекают к сотрудничеству с ней новых партнеров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров. Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они в большей степени, чем продуктовые и технологические инновации, основаны на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителя, его активности, личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен. Несмотря на то, что важнейшим объектом инновации являются услуги и продукция, инновационным изменениям подвержено все, что вязано с их созданием и использованием: технология, сервис, социальные отношения. Поэтому особое значение имеет разработка кластеров включающих комплекс взаимосвязанных продуктовых, технологических организационных и социальных инноваций. При выборе объектов инноваций определяется то направление деятельности, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в соответствии с поставленной целью развития и при модернизации которого, библиотечный персонал смог бы проявить свои особые способности идостичь позитивных результатов. «Механизм» выбора объектов инноваций включает: · анализ внешней среды, т. е. шансов и угроз эффективному функционированию библиотеки; · выявление противоречий и недостатков, предложений и претензий, характеризующих внутреннюю среду библиотеки и свидетельствующих о необходимости изменений; · определение инновационной стратегии; · определение основной цели деятельности на ближайшую перспективу и ее конкретизация, путем выделения подцелей 1, 2, 3 уровней (построение дерева целей). · определение тактических приемов, позволяющих реализовать поставленные цели каждого уровня и сформулировать необходимые для реализации цели (и подцелей) инновационные идеи. · определение последовательности осуществления изменений и составление замысла (структуры) инновационного кластера. · определение путей ресурсного обеспечения, подготовка базы для разработки целевых программ, инновационных проектов и программ и проектов поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговых программ). Структура инновационного кластера и последовательность осуществления входящих в него новаций определяется особенностями инновационной стратегии. |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |