Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационный процесс и инновационная деятельность библиотекНаучно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще, и в западной и отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это уникальный процесс, который объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Профессор МГУ им. Ломоносова А.В. Сурин определяет инновационный процесс как процесс создания и распространения новвоведений. Таким образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация», так как собственно инновация является одним из компонентов инновационного процесса и предлагает следующие основные составляющие инновационного процесса: - новшество – новые идеи, новые значения, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности; - инновация – внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей; - диффузия инновации – распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях [41, с. 9]. Инновации в библиотечном деле имеют свою специфику, отличающую их от инноваций в других сферах, но методологическая и концептуальная базы у них общие. Как уже отмечалось ранее под «новшеством» понимается результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуги. Новшество — это возможность опредмечивания нового знания, а инновация — конечный результат осуществления инновационного процесса. По мнению Е. Ю. Качановой воплощение инновационной идеи в результат изменений рассматривается в контексте «жизненного цикла инновации» — этапов реализации идеи изменений от ее инициации до слияния инновации с существующим производством и возникновения новых инновационных потребностей. «Жизненный цикл инновации» в совокупности представляет слияние, «перерастание» новшества в нововведение и в инновацию, т. е. состоит из «жизненного цикла новшества» и «жизценного цикла нововведения». Учитывая, что инновация - это реализованная идея, весь цикл ее «превращения» в реальный объект изменений представляет собой сложный, многоэтапный и последовательно осуществляемый процесс. Новшество как «сердцевина» инновационного процесса может быть заимствовано или разработано по заказу в инновационной организации (научно-практический или внедренческий центр) или разработано организацией самостоятельно. В любом случае реализация новшества в инновацию возможна только тогда, когда созданы определенные условия, новшество соответствует инновационной потребности, имеет определенные преимущества перед ранее освоенной продукцией/услугами, приемами, технологией, обладает новизной. При этом его свойства, особенности применения и внедрения должны быть зафиксированы документально (в инновационном предложении), а информация доступна сообществу. Так же Е.Ю. Качанова выделяет основные этапы инновационного процесса с их специфическими характеристиками применительно к библиотечной деятельности. Инновационный процесс начинается с осознания необходимости изменений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается, что нужно изменить в библиотеке для того, чтобы ее функционирование было максимально эффективным и устойчивым по отношению к все возрастающему внешнему воздействию (конкуренции и росту цен на печатные издания и программные продукты, усложнению потребностей пользователей, сокращению ресурсов. Этот этап включает в себя: - определение потребности в инновации; - формирование «портфеля» требований потребителей; - поиск идеи новой услуги/продукции, соответствующей этим требованиям [19, с. 61]. Его результатом является определение новационной идеи и путей (возможностей) ее реализации в библиотеке, то есть инициация инновации. Большинство идей инициируется потенциальными потребителями. Условием успешной инициации является недопустимость абстрактного решения проблемы без учета потребностей пользователей. Выбор идеи должен осуществляться в условиях множественности вариантов. При этом, чем большее число рассматриваемых вариантов включает множество, тем более обоснован результат выбора. Инициация инновации предполагает проведение специальных исследований. На основе полученных результатов формулируются цели, определяется инновационная стратегия, последовательность изменений, разрабатываются замыслы взаимосвязанных инноваций, определяются ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации библиотечного производства, продвижения новой услуги / продукции. Таким образом, на первом этапе определяется, что, зачем, за счет чего и в какой последовательности будет подлежать изменениям. На втором этапе реализации инноваций (инновационного цикла) важно определить, есть ли необходимые разработки на «рынке новшеств» (система экономических отношений между различными государственными, общественными и коммерческими организациями, частными лицами, взаимодействие которых открывает новые возможности развития и создает условия для осуществления позитивных изменений) [20, с. 25], где, кому и как их можно заказать и можно ли самим осуществлять разработку. На этом этапе предстоит не только найти нужные новшества, но и произвести отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, оценить возможность их заимствования и адаптации к конкретным условиям. В качестве оценочных параметров используются прогнозируемые показатели социально-экономической эффективности, объема необходимых (имеющихся и привлекаемых) ресурсов, особенности конкуренции, состояния и перспектив развития спроса, характера возможной стратегии. В том случае, если поиск оказался непродуктивным, и готовых разработок (инновационных предложений), пригодных для применения не найдено, речь пойдет о необходимости следующего этапа инновационной деятельности - создания новшества собственными силами или с использованием услуг другой организации (вуза, методического центра и пр.). На третьем этапе формулируется инновационный запрос, отражающий инновационную потребность, аспекты и признаки предстоящих изменений, позволяющих разработать новшество. Выбор места разработки зависит от инновационного потенциала (ресурсы, необходимые для инновационной деятельности) [20, с.26] библиотеки, ее кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Заказ на разработку новшества фиксируется в специальном документе - инновационной заявке, позволяющей конкретизировать все необходимые требования к потенциальному новшеству (новому объекту). Если же в библиотеке есть необходимый инновационный Потенциал для самостоятельной разработки инновационной идеи, то для реализации инновации создается временная проектная группа, на которую возлагается весь комплекс работ от разработки новшества до внедрения. Проектная группа, в соответствии с результатами оценки и выбора инновационной идеи, разрабатывает программу развития новой услуги /продукции и осуществляет детальное проектирование процесса ее производства и предоставления. Проектирование учитывает ресурсные ограничения, заложенные в программе развития, и формирует конкретные решения, увязывающие спрос и ресурсный потенциал библиотеки. Конечная цель этого этапа не только создать новшество, но и подготовить библиотеку к его внедрению. На четвертом этапе осуществляется организация производства пробных услуг/продукции и проведения лабораторных и рыночных испытаний. Считается, что отказ от испытаний новых услуг/продукции увеличивает степень риска инновационных разработок [22, с. 134]. Конечная цель заключается в том, чтобы определить все нюансы производственного внедрения новшества, подготовить информационную базу для осуществления нововведения и его превращения в инновацию. На пятом, заключительном этапе происходит главное - использование (освоение) инновации, ее слияние с существующим производством, осознание новых инновационных потребностей. Этот этап связан с организацией массового производства новой услуги/продукции. Этому предшествует предварительная подготовка рынка. Она заключается в информировании потребителей о намерениях библиотеки по внедрению новой услуги/продукции и ее основных характеристиках. В процессе массового производства новой услуги/продукции осуществляется: - наблюдение за точным исполнением мероприятий инновационного проекта (программы) и соблюдением сроков; - оценка соответствия параметров услуги/продукции и реальных характеристик спроса; - внесение (при необходимости) корректировок в параметры (свойства) услуги/продукции; - разработка рекламных мероприятий; - формирование тактических мероприятий по стимулированию спроса на новую продукцию/услуги библиотеки; - анализ рекламаций, позволяющих определить перспективы и возможности модификации услуг и продукции; - новшества, подтвердившие свою эффективность и возможность реализации в инновации, подлежат диффузии — распространению в профессиональном сообществе и за его пределы. Таким образом, весь инновационный процесс от анализа инновационной ситуации и осознания потребности в изменениях до внедрения новшества и получения социального/экономического эффекта — замкнутый, повторяющийся процесс. Анализ понятия инновационного процесса и его основных компонентов позволяет понять сущность инновационной деятельности. Инновационная деятельность представляет собой использование результатов научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных новшеств для создания нового или усовершенствованного продукта/услуг, технологического процесса, используемого в практической деятельности и их распространение. Иначе говоря, инновационная деятельность – это взаимосвязанная совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. В теории, понятие «инновационная деятельность» рассматривается как деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов, и выделяются следующие основные ее виды: · научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); · технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; · приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; · инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; · сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; · маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; · подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.[41, с.16]. Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации (инновационная инфраструктура). Цель инновационного проекта – рассчитать и обосновать изменения, а цель программы – изыскать необходимые средства для разработки и внедрения новшеств. Здесь необходимо использовать понятие инновационного проекта в более широком смысле, когда под ним подразумевается не только и не столько комплекс документов, сколько деятельность или мероприятия, предполагающие осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса (при этом проекты поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры нужно рассматривать как разновидность инновационных проектов). Таким образом, инновационный проект предстает как базовый элемент в структуре инновационной деятельности, а инновационная инфраструктура - как ее подсистема. Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые организуют, ведут, поддерживают, стимулируют и развивают инновационную деятельность. В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица - граждане РФ; органы государственной власти РФ, а также ее субъекты; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ или проектов и программ поддержки инновационной деятельности. Если потребность в разработке, внедрении, освоении (заказе) новшеств не подкреплена инвестициями (фандрейзинговой программой), то есть заказчик инноваций не имеет в определенный момент финансовых средств для разработки и движения новшества в производство, говорят о потенциальном (отложенном) спросе на инновации [19, с.19]. Таким образом, для того чтобы возникло новшество, а затем трансформировалось в инновацию, должны быть созданы условия, позволяющие обеспечить ход инновационного процесса и добиться определенного результата. Соответствующие условия выражаются, прежде всего, в оценке инновационного потенциала. В теории, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности. Другими словами, это способность и готовность организации к осуществлению инновационной деятельности[41, с.17]. В состав инновационного потенциала как основного ресурса инновационной деятельности включают: · кадры организаторов и исполнителей инновационной деятельности, ученых и специалистов, научные школы; · материально-техническую базу и финансирование: государственное, местное, муниципальное и др.; · интеллектуальную собственность отрасли: готовые разработки новшеств (патенты, зафиксированные в документальных источниках формы организации и управления инновационной деятельностью, идеи по созданию новых продуктов и услуг). Считается, что формированию инновационного потенциала способствуют определенные инновационные отношения и коммуникации между участниками инновационной деятельности. На их основе инновационный процесс насыщается материальными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, обеспечивается продвижение новшеств в профессиональном сообществе[25, с.93].
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |