Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный процесс и инновационная деятельность библиотек

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще, и в западной и отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это уникальный процесс, который объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.

Профессор МГУ им. Ломоносова А.В. Сурин определяет инновационный процесс как процесс создания и распространения новвоведений. Таким образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация», так как собственно инновация является одним из компонентов инновационного процесса и предлагает следующие основные составляющие инновационного процесса:

- новшество – новые идеи, новые значения, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности;

- инновация – внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей;

- диффузия инновации – распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях [41, с. 9].

Инновации в библиотечном деле имеют свою специфику, отличающую их от инноваций в других сферах, но методологическая и концептуальная базы у них общие.

Как уже отмечалось ранее под «новшеством» понимается результат освоения новой идеи, зак­репленный в документе и воплощенный в опытном образце техники, про­дукции или материала, описании технологии или услуги. Новшество — это возможность опредмечивания нового знания, а инновация — конечный результат осуществления инновационного процесса. По мнению Е. Ю. Качановой воплощение инновационной идеи в результат изменений рассмат­ривается в контексте «жизненного цикла инновации» — этапов реа­лизации идеи изменений от ее инициации до слияния инновации с существующим производством и возникновения новых инноваци­онных потребностей. «Жизненный цикл инновации» в совокупности представляет слияние, «перерастание» новшества в нововведение и в инновацию, т. е. состоит из «жизненного цикла новшества» и «жизценного цикла нововведения». Учитывая, что инновация - это реа­лизованная идея, весь цикл ее «превращения» в реальный объект из­менений представляет собой сложный, многоэтапный и последова­тельно осуществляемый процесс.

Новшество как «сердцевина» инновационного процесса может быть заимствовано или разработано по заказу в инновационной орга­низации (научно-практический или внедренческий центр) или раз­работано организацией самостоятельно. В любом случае реализа­ция новшества в инновацию возможна только тогда, когда созданы определенные условия, новшество соответствует инновационной по­требности, имеет определенные преимущества перед ранее освоен­ной продукцией/услугами, приемами, технологией, обладает новиз­ной. При этом его свойства, особенности применения и внедрения должны быть зафиксированы документально (в инновационном пред­ложении), а информация доступна сообществу.

Так же Е.Ю. Качанова выделяет основные этапы инновационного процесса с их специфическими характеристиками применительно к библиотечной деятельности.

Инновационный процесс начинается с осознания необходимости из­менений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается, что нужно изме­нить в библиотеке для того, чтобы ее функционирование было макси­мально эффективным и устойчивым по отношению к все возрастаю­щему внешнему воздействию (конкуренции и росту цен на печатные издания и программные продукты, усложнению потребностей пользователей, сокращению ресурсов.

Этот этап включает в себя:

- опреде­ление потребности в инновации;

- формирование «портфеля» требований потребителей;

- поиск идеи новой услуги/продукции, соответствующей этим требованиям [19, с. 61].

Его результатом является определение новационной идеи и путей (возможностей) ее реализации в библиотеке, то есть ини­циация инновации. Большинство идей инициируется потенциальными потребителями. Условием успешной инициации является недопустимость абстрактного решения проблемы без учета потребностей пользователей. Выбор идеи должен осуществляться в условиях множественности вариантов. При этом, чем большее число рассматриваемых вариантов включает множество, тем более обоснован результат выбора.

Инициация инновации предполагает проведение специальных исследований. На основе полученных результатов формулируются цели, определяется инновационная стратегия, последовательность измене­ний, разрабатываются замыслы взаимосвязанных инноваций, опреде­ляются ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, орга­низации библиотечного производства, продвижения новой услуги / продукции.

Таким образом, на первом этапе определяется, что, зачем, за счет чего и в какой последовательности будет подлежать изменениям.

На втором этапе реализации инноваций (инновационного цикла) важно определить, есть ли необходимые разработки на «рынке новшеств» (система экономических отношений между различными государственными, общественными и коммерческими организациями, частными лицами, взаимодействие которых открывает новые возможности развития и создает условия для осуществления позитивных изменений) [20, с. 25], где, кому и как их можно заказать и можно ли самим осуществлять разработку. На этом этапе предстоит не только найти нужные новше­ства, но и произвести отбор готовых инновационных решений, при­годных для использования, оценить возможность их заимствования и адаптации к конкретным условиям. В качестве оценочных параметров используются прогнозируемые показатели социально-экономической эффективности, объема необходимых (имеющихся и привлекаемых) ресурсов, особенности конкуренции, состояния и перспектив развития спроса, характера возможной стратегии.

В том случае, если поиск оказался непродуктивным, и готовых раз­работок (инновационных предложений), пригодных для применения не найдено, речь пойдет о необходимости следующего этапа инноваци­онной деятельности - создания новшества собственными силами или с использованием услуг другой организации (вуза, методического цен­тра и пр.).

На третьем этапе формулируется инновационный запрос, отражаю­щий инновационную потребность, аспекты и признаки предстоящих из­менений, позволяющих разработать новшество.

Выбор места разработки зависит от инновационного потенциала (ресурсы, необходимые для инновационной деятельности) [20, с.26] библиотеки, ее кадровых, материально-технических и финансовых ре­сурсов. Заказ на разработку новшества фиксируется в специальном документе - инновационной заявке, позволяющей конкретизировать все необходимые требования к потенциальному новшеству (новому объекту). Если же в библиотеке есть необходимый инновационный Потенциал для самостоятельной разработки инновационной идеи, то для реализации инновации создается временная проектная группа, на которую возлагается весь комплекс работ от разработки новшества до внедрения.

Проектная группа, в соответствии с результатами оценки и выбора инновационной идеи, разрабатывает программу развития новой услу­ги /продукции и осуществляет детальное проектирование процесса ее производства и предоставления. Проектирование учитывает ресурсные ограничения, заложенные в программе развития, и формирует конкрет­ные решения, увязывающие спрос и ресурсный потенциал библиотеки. Конечная цель этого этапа не только создать новшество, но и подгото­вить библиотеку к его внедрению.

На четвертом этапе осуществляется организация производства проб­ных услуг/продукции и проведения лабораторных и рыночных испыта­ний. Считается, что отказ от испытаний новых услуг/продукции увели­чивает степень риска инновационных разработок [22, с. 134]. Конечная цель заключается в том, чтобы определить все нюансы производственного внедрения новшества, подготовить информационную базу для осуще­ствления нововведения и его превращения в инновацию.

На пятом, заключительном этапе происходит главное - использование (освоение) инновации, ее слияние с существующим производством, осознание новых инновационных потребностей. Этот этап связан с организацией массового производства новой услуги/про­дукции. Этому предшествует предварительная подготовка рынка. Она заключается в информировании потребителей о намерениях библио­теки по внедрению новой услуги/продукции и ее основных характе­ристиках.

В процессе массового производства новой услуги/продукции осу­ществляется:

- наблюдение за точным исполнением мероприятий инновацион­ного проекта (программы) и соблюдением сроков;

- оценка соответствия параметров услуги/продукции и реальных характеристик спроса;

- внесение (при необходимости) корректировок в параметры (свой­ства) услуги/продукции;

- разработка рекламных мероприятий;

- формирование тактических мероприятий по стимулированию спроса на новую продукцию/услуги библиотеки;

- анализ рекламаций, позволяющих определить перспективы и воз­можности модификации услуг и продукции;

- новшества, подтвердившие свою эффективность и возможность реализации в инновации, подлежат диффузии — распростране­нию в профессиональном сообществе и за его пределы.

Таким образом, весь инновационный процесс от анализа инноваци­онной ситуации и осознания потребности в изменениях до внедрения новшества и получения социального/экономического эффекта — замк­нутый, повторяющийся процесс.

Анализ понятия инновационного процесса и его основных компонентов позволяет понять сущность инновационной деятельности. Инновационная деятельность представляет собой использование результатов научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных новшеств для создания нового или усовершенствованного продукта/услуг, технологического процесса, используемого в практической деятельности и их распространение. Иначе говоря, инновационная деятельность – это взаимосвязанная совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

В теории, понятие «инновационная деятельность» рассматривается как деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов, и выделяются следующие основные ее виды:

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты (НИОКР);

· технологические работы, подготовка производства и проведе­ние промышленных испытаний;

· приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;

· инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;

· сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;

· маркетинг и организация рынков сбыта инновационной про­дукции;

· подготовка и переподготовка кадров для инноваци­онной деятельности и др.[41, с.16].

Основными элементами структуры инновационной деятельности

являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации (инновационная инфраструктура). Цель инновационного проекта – рассчитать и обосновать изменения, а цель программы – изыскать необходимые средства для разработки и внедрения новшеств.

Здесь необходимо использовать понятие инновационного проекта в более широком смысле, когда под ним подразумевается не только и не столько комплекс документов, сколько деятельность или меропри­ятия, предполагающие осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса (при этом проекты под­держки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры нужно рассматривать как разновидность инно­вационных проектов).

Таким образом, инновационный проект предстает как базовый элемент в структуре инновационной деятельности, а инновацион­ная инфраструктура - как ее подсистема.

Субъектами инновационной деятель­ности являются организации и лица, которые организуют, ведут, поддерживают, стимулируют и разви­вают инновационную деятельность. В Российской Федерации субъектами инновационной деятель­ности являются принимающие участие в инновационной деятель­ности юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица - граждане РФ; органы государственной власти РФ, а также ее субъекты; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновацион­ных проектов и программ или проектов и программ поддержки инновационной деятельности.

Если потребность в разработке, внедрении, освоении (заказе) новшеств не подкреплена инвестициями (фандрейзинговой программой), то есть заказчик инноваций не имеет в определенный момент финансовых средств для разработки и движения новшества в производство, говорят о потенциальном (отложенном) спросе на инновации [19, с.19].

Таким образом, для того чтобы возникло новшество, а затем трансформировалось в инновацию, должны быть созданы условия, позволяющие обеспечить ход инновационного процесса и добиться определенного результата.

Соответствующие условия выражаются, прежде всего, в оценке инновационного потенциала.

В теории, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности. Другими словами, это способность и готовность организации к осуществлению инновационной деятельности[41, с.17].

В состав инновационного потенциала как основного ресурса инновационной деятельности включают:

· кадры организаторов и исполнителей инновационной деятельности, ученых и специалистов, научные школы;

· материально-техническую базу и финансирование: государственное, местное, муниципальное и др.;

· интеллектуальную собственность отрасли: готовые разработки новшеств (патенты, зафиксированные в документальных источниках формы организации и управления инновационной деятельностью, идеи по созданию новых продуктов и услуг).

Считается, что формированию инновационного потенциала способствуют определенные инновационные отношения и коммуникации между участниками инновационной деятельности. На их основе инновационный процесс насыщается материальными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, обеспечивается продвижение новшеств в профессиональном сообществе[25, с.93].

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...