Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление инновациями библиотекеЛюбые нововведения нуждаются в эффективном управлении. Управление нововведениями, подчеркивается А. Н. Ванеевым, является важнейшим звеном методической работы библиотек, оно нацелено на активное выявление и создание новшеств, является одним из этапов инновационного процесса. В отечественном библиотековедении методическая работа считается специфической областью библиотечной практики, которой присущи черты педагогической, исследовательской, управленческой деятельности. С. Мартиным управление нововведениями рассматривалось средством интенсивного и рационального использования библиотечных ресурсов, а не сущностным содержанием методической работы. С. С. Серейчик так же рассматривает управление нововведениями в контексте управления библиотечным развитием [46, с. 12]. Особое значение при управлении нововведениями уделяется разработке системы мер управления людьми, вовлеченными в изменения. Задачами управления изменениями являются: своевременное определение желательных (позитивных) и нежелательных (негативных) последствий изменений, тщательное изучение каждого с учетом наличия средств подготовки персонала, отношения к ним сотрудников. Поэтому руководители библиотек понимают, что инновационная деятельность библиотек нуждается в эффективном управлении. Темпы социального развития требуют внедрения систем управления, которые позволили бы библиотеке успешно осваивать различные нововведения. Инновационное развитие можно рассматривать в контексте стратегического менеджмента библиотечного дела. Планирование и реализация инноваций во всех сферах деятельности, в том числе и библиотечной, осуществляется на основе проектного управления. Проблемам проектной деятельности в библиотеках посвящены публикации Н. В. Жадько, Ю. Ф. Черняковой, П. Силфверьерга, Д. Э. Уэйгард и др. Термин «проект» используется в двух значениях - во-первых, для обозначения цикла работ, направленных на разработку и реализацию идеи в инновацию, и во-вторых, для обозначения пакета документов, фиксирующих особенности этой реализации [19, с.65]. Проект (проектная работа) представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение определенной, четко структурированной цели [42, с. 67]. Проектная работа включает в себя четыре этапа: · формирование идеи проекта и его основных целей (разработка концепции проекта); · разработка проекта (планирование инновационного проекта и оформление проектной документации); · реализация проекта (управление ходом проектных работ, контроль и регулирование работ по проекту); · завершение проекта (порядок завершения, анализ эффективности, оформление отчетной документации). Осуществление проектных работ при реализации инноваций позволяет упорядочить процесс изменений и добиться наибольшей их эффективности. Инновационные проекты могут быть различными как по масштабам так и по содержанию. По масштабам инновационные проекты делятся на монопроекты (для одной библиотеки); мультипроекты для нескольких библиотек); мегапроекты (для библиотек определенного региона). По содержанию – на: - проекты разработки новшеств (нацелен воплотить инновационную идею в инновационную разработку); - проекты внесения (адаптации к новым условиям) конкретных новшеств; - проекты по разработке и реализации инноваций; - проекты по поддержке инновационной деятельности (нацелен на привлечение дополнительных ресурсов: гранты, спонсоры) [42, с.82]. Инновационный проект как пакет документов (проектная документация) фиксирует цели и задачи разработки / внедрения новшества (реализации инновации), графики выполнения инновационных процессов, объемы применяемых средств и затрат труда, сроки изготовления, особенности новой продукции / услуг, каналы ее продвижения, цены, меры по стимулированию, особенности продвижения (рекламы) и дополнительного сервиса и т. д. Для каждой идеи, связанной с разработкой продукта, в проектах отражается подробное описание его свойств, особенностей, выгод для потребителей, что позволяет создать продукт в наибольшей степени отвечающий их интересам. Как любой документ, инновационный проект имеет определенную структуру. В соответствии с существующими методическими рекомендациями в него включают: - краткое описание проекта; - его роль и место в проектной деятельности данной библиотеки; -список основных исполнителей проекта с кратким описанием обязанностей; -первоочередные задачи проекта; график работ, включающий сроки выполнения заданий и даты отчетов; - образцы документации. Управление инновационными проектами осуществляется в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды, что делает необходимым непрерывное их планирование с учетом этих факторов. Следующим важнейшим фактором инновационного развития любой организаций, в том числе и библиотеки, является создание инновационного климата. Инновационный климат - это особые условия, в которых раскрывается творческий потенциал библиотечного персонала, и устраняются препятствия психологического и организационного характера, лежащие на пути реализации инноваций. Специалисты в области инновационного менеджмента указывают, что процессы внедрения нового, как правило, сопровождаются сопротивлением определенного круга сотрудников. Причинами сопротивления могут быть: • боязнь или нежелание осваивать новые знания, умения и навыки; • боязнь потери статуса и привилегий; • изменение привычного хода вещей и обстановки; • неубедительность прогнозируемых преимуществ от внедрения нового. Считается, что по отношению к изменениям библиотечный персонал можно условно разделить на три категории. Первая — это инициаторы изменений, они активны и предприимчивы, быстро адаптируются к изменениям, способны участвовать в инновационных проектах и добиваться требуемых результатов. Вторую, наиболее многочисленную, группу составляют пассивные наблюдатели, они консервативны, менее мобильны, с опасением относятся к изменениям, более подвластны страху за возможные последствия (потерю стабильности, имеющегося статуса и пр.). Третью группу составляют оппоненты. Они либо отвергают изменения, либо критикуют их [41, 104]. Создание инновационного климата предусматривает: - развитие у сотрудников библиотеки навыков рискового инновационного поведения (ответственность, коммуникабельность, лидерство, анализаторские способности); - создание «банка идей» библиотеки (предложения инновационных идей сотрудниками); - проведение конкурсов проектов, коллегиального обсуждения, разнообразных форм внутриорганизационных мероприятий (сплачивание персонала, для выявления резервов). - использование методов материального и нематериального стимулирования творческой активности персонала (премии, привилегии, надбавки)[35, с.68]. Для развития инновационной деятельности требуется формированной инновационной культуры, создающей «атмосферу» роста инновационной активности, закрепляющей творчество и новаторство в качестве базовых идеалов для сотрудников. Инновационный тип организационной культуры характеризуется значительно более высоким образовательным уровнем персонала; творческой обстановкой и новаторством; постоянным совершенствованием, экспериментаторством и готовностью к риску; динамизмом и мобильностью персонала, его способностью к решению новых производственных задач. Учет наличия данных категорий и их влияния на инновационный климат, позволяет спланировать определенные управленческие действия, направленные на недопущение конфликтов и саботажа изменений, продумать последовательность изменений и мер, способствующих их осуществлению. Необходимым условием успешности перемен представляется всесторонняя подготовка персонала к инновациям (функциональное, психологическое, информационное обеспечение; обучение; учет организационно-поведенческих факторов; создание атмосферы творческой самореализации личности библиотекаря — участника изменений). Для эффективного управления изменениями должны быть созданы необходимые условия, при которых активная трудовая деятельность сотрудников становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей личности. Условиями создания инновационного климата в организации является «культивирование» у персонала творческого и активного отношения к работе, ответственности за ее результаты [28, C.289]. В управлении изменениями особое значение придается созданию системы стимулирования инновационной активности персонала. Система стимулирования включает в себя формы материального и нематериального стимулирования и статусные отличия (привилегий которые получает сотрудник, занимающий определенное положение организации). В целом эту систему рассматривают как состоящую из форм денежного вознаграждения (премии, надбавки, доплаты) и набора различных льгот (мотиваторы условий труда: режим работы, социальные гарантии, новое оборудование; мотиваторы условий роста: участие в планировании деятельности, карьерный рост и т.д.), используемых в качестве своеобразного регулятора инновационного поведения сотрудников, их привлечения и сохранения в организации. Обобщая все факторы создания инновационного климата можно сформулировать основные задачи управления персоналом: На этапе инициации инноваций это: - изучение особенностей личностного и профессионального развития персонала библиотеки, существующих взаимоотношений для оценки инновационного потенциала в сложившихся условиях (инновационной ситуации); - формирование инновационных установок и инновационного сознания в коллективе; разработка факторов, потенциально усиливающих инновационную активность сотрудников. На этапе принятия решения о необходимости изменений и подготовки базы осуществления инноваций: - создание социальной инфраструктуры изменений (психологическая подготовка коллектива к нововведениям; разработка комплекса мер, обеспечивающих вовлеченность персонала в управление изменениями; - широкое информирование сотрудников о задачах, ходе и результатах изменений; стимулирование инновационной активности библиотекарей; формирование ответственности за осуществление инновации); - формирование кадрового корпуса руководителей - лидеров (менеджеров) библиотечных изменений; - формирование норм инновационного поведения, выявления творческой индивидуальности и инициативы; - определение комплекса мер стимулирования творческой активности сотрудников (премий, льгот, новых возможностей для обучения, повышения квалификации, карьерного роста, авторских гарантий и приоритетов); - создание среды для творческого развития личности библиотекаря; - определение стимулов, обеспечивающих заинтересованность руководителей структурных подразделений библиотеки в развитии творческого потенциала коллектива. На этапе подготовки библиотеки к изменениям: - формирование у библиотекарей умения анализировать инновационную ситуацию, реальный и потенциальный спрос на новшества; разрабатывать и внедрять проекты и программы, использовать средства и методы осуществления инновационных отношений и коммуникаций; - обучение методикам инновационной деятельности и навыкам рискового поведения; - определение роли, ответственности и функций каждого сотрудника в реализации инноваций. На этапе внедрения новшеств и реализации нововведений в инновации. - учет и своевременное определение позитивных и негативных, прямых и опосредованных, ожидаемых и неожидаемых последствий влияния инновационных изменений на деятельность персонала; - изучение комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих характер отношения работников к инновационному процессу; - изучение психологических барьеров и причин сопротивления библиотекарей изменениям; - преодоление сопротивления инновационным изменениям и корректировка установок персонала с целью дальнейшего инновационного роста и распространения инноваций в профессиональной среде [19, с.142]. Все задачи управления персоналом нацелены на формирование необходимого отношения библиотекарей к изменениям. Не менее важным фактором инновационного развития является контроль и регулирование инновационной деятельности. Контроль - это функция управления, заключающаяся в сравнении фактического состояния выполненных работ с предусмотренными (постав ленными) целями и плановыми заданиями. Контрольное сравнение позволяет выявить отклонения и проверить исполнение решений. Особое значение контроль имеет для реализации инноваций, он позволяет не только обеспечить результативность изменений, но и регулировать инновационный процесс, корректировать действия к достижению цели, учесть изменения, воздействующие на библиотечное развитие [19, с.144]. Необходимость контроля обусловлена тем, что нередко вследствие непредсказуемых изменений внешнего окружения библиотеки и непредвиденных внутренних обстоятельств длительность выполнения программ библиотечного развития (инновационных проектов) и их фактическая стоимость могут отличаться от запланированных. Эти изменения требуют корректировки проекта (программы), регулирования инновационной деятельности. Как и в любой сфере общественного производства, основными принципами построения эффективной системы контроля над инновационной деятельностью является: - наличие четких планов (содержательных, структурированных и фиксированных, позволяющих обеспечить основу для контроля); - наличие ясной системы отчетности, отображающей процесс развития библиотечной деятельности (на основе решения инновационных задач) исходя из существующих планов. Четкая процедура подготовки всех видов отчетов требует единых подходов и критериев, обсуждения отчетов на производственных совещаниях в библиотечных коллективах); - наличие эффективной системы анализа фактических показателей и тенденций библиотечного развития, позволяющей определить соответствие текущей ситуации запланированной, рассчитать размер и серьезность последствий и отклонений. Отклонения во временных и стоимостных показателях оказывают влияние на содержание предстоящих работ и качество результатов; - наличие эффективной системы реагирования, направленной на преодоление отклонений в ходе реализации инноваций (исправление выявленных недостатков и противоречий библиотечной деятельности, преодоление негативных тенденций, связанных с реакцией персонала или пользователей библиотеки на внедрение новшеств; пересмотр плана (перепланирование), учитывающий последствия от планируемых действий, убеждение и мотивацию персонала в необходимости тех или иных действий) [43, с.255]. Из выше перечисленных принципов, формируются основными требованиями к системе контроля инновационной деятельности: - определение состава анализируемой информации, необходимой для регулирования инновационной деятельности библиотеки; - определение системы отчетов и распределение ответственности за сбор данных, анализ информации и принятие решений. Особенностью контроля инновационной деятельности библиотеки является преодоление сложностей, вызванных наличием определенных барьеров (вследствие того, что в инновационный процесс библиотек могут быть вовлечены сторонние исполнители, деятельность которых приходится контролировать). Вне библиотечной отрасли контролируются три основные количественные характеристики инновационных процессов — время, объем работ и стоимость. Важным параметром для анализа работ является текущая (пороговая) дата (контрольная точка), представляющая собой момент времени, относительно которого производится анализ [41. с. 207]. В теории инноватике используется два основных метода контроля фактического решения инновационных задач: «простой контроль» и «детальный контроль». Метод простого контроля или «0/100», отслеживаются только моменты завершения инновационных задач (две степени завершенности 0 и 100%) – работа выполнена только при достигнутом конечном результате. Метод детального контроля предусматривает выполнение оценок промежуточных состояний выполнения инновационной задачи (завершенность задачи на 50% означает, что цели задачи достигнуты наполовину). Данный метод более сложен, поскольку требует определения промежуточных целей, находящихся в процессе выполнения. В инноватике используются и модифицированные варианты метода детального контроля: - метод 50/50 - учет некоторого промежуточного результата, достижение которого определяется в момент, когда работа израсходовала 50% бюджета; -- метод по событиям применяется для длительных работ. При этом работа по решению инновационной задачи делится на части событиями, каждая из которых подразумевает определенную степень завершенности работы. Отечественная практика показывает, что в библиотековедении для осуществления планирования используется целевой метод (постановка главных целей на задачи, задач на действия, действий на ресурсы, необходимые для выполнения определенных работ) [39, с.314]. Для контроля и регулирования инновационных процессов целевой метод начинается со структуризации проектной работы по осуществлению инноваций на промежуточные результаты и события, которые являются достаточно детальными для того, чтобы обеспечить непрерывный поток информации о состоянии осуществления работ по проекту. В процессе выполнения работ производится анализ состояния выполненных работ (достигнутых результатов), при этом принимаются в расчет полностью законченные этапы и промежуточные результаты, поддающиеся измерению. На этой основе оценивается завершенность работ, находящихся в процессе выполнения. Анализ отклонений от плана по времени поможет выявить причины задержки. Необходимость в пересмотре инновационного проекта или программы инновационного развития возникает из-за: изменений на рынке, активизации действий конкурентов, появления радикальных технологических изменений в отрасли, изменений в ценах и доступности ресурсов, экономической нестабильности, обнаружения ошибок в планах, оценках, в выборе методов, инструментов, организационной структуре или стандартах, изменений в контрактах и спецификациях, сбоев в инновационных процессах и инновационных коммуникациях с партнерами (задержки поставок или поставки низкого качества), необходимости ускорения работ, влияния других инновационных проектов и программ. Первые пять причин обусловлены внешними условиями инновационной деятельности библиотеки, а последующие пять - внутренними. Так же эти причины можно разделить на два типа: осознанные и вынужденные. В инноватике каждое вносимое в проект изменение строго учитывается и документируется. Примерамидокументов, регламентирующих и протоколирующих прохождение изменений, являются: отчет о проблеме (описание проблемы, возникшей в ходе реализации программы; формируется на начальной стадии); запрос на осуществление изменения (формируется на начальной стадии); описание предлагаемого изменения (информация об изменение, его текущем статусе, инициаторах и ответственных за выполнение и контроль. Формируется на начальной стадии и корректируется на последующих стадиях); сводная форма контроля (содержит обобщенную информацию об изменении и включает в себя: название проекта, описание изменения, последствия изменения, стоимость изменения, экономия в результате изменения, Ф.И.О. автора и дата инициации) [19, с.156]. Любой процесс осуществления контроля и регулирования инновационной деятельности библиотеки предусматривает распределение ответственности среди ее участников (например, среди участников проектной группы выделяется ответственный за сбор и обработку поступающих отчетов о текущих проблемах и запросов на осуществления изменений, администратор инновационного процесса и пр.). Выводы к первой главе Анализ различных подходов к пониманию сущности термина «инновация» в общей и библиотечной теории позволяет заключить, что все авторы подчеркивают значимость достижения конечного результата изменений, но среди современных исследователей проблемы наиболее четкое различие в толковании терминов «инновация» и «новшество» дает Е.Ю. Качанова. Инновация – это конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Новшество - это документально оформленная разработка, основанная на результатах ранее проведенных прикладных и фундаментальных исследований. При этом автор отмечает, что созданию инноваций предшествует новшество. Типология инноваций важна для практики управления инновациями, поэтому многие отечественные авторы их типологизируют и классифицируют. В обобщенной библиотечной классификации инновации делятся на продуктовые (услуги и продукция), технологические (процессы библиотечной технологии), организационные (создание и реорганизация отделов) и социальные (методы управления). Весь цикл преобразования идеи в реальный объект изменений включается в понятие «инновационный процесс». Таким образом, инновационный процесс – это процесс создания и распространения нововведений, ядром которого является новшество. Важнейшим звеном в инновационном процессе является управление нововведениями. Процесс управления нововведениями рассматривается в контексте управления библиотечным развитием, который содержит три направления деятельности в этой области: · управление проектами (планирование и реализация инноваций): - инициация инновации (формирование идеи); - принятие решений о необходимости изменений (разработка проекта); - подготовка (апробирование новшеств); - внедрение новшеств (реализация нововведений в инновацию). · контроль и регулирование инновационной деятельности (анализ и корректировка инновационных проектов): - контрольное сравнение фактически выполненной работы с плановыми заданиями; - пересмотр плановых заданий; - внесение изменений в инновационный проект. · создание инновационного климата (формирование инновационной культуры и управление персоналом): - подготовка персонала (создание творческих условий труда, информирование персонала, обратная связь, обучение персонала) - стимулирование персонала (премии, награды, стимулирующие выплаты и т.д.). В управление нововведениями существует два метода контроля: - метод простого контроля две степени завершенности работы 0 и 100% – работа выполнена только при достигнутом конечном результате. - метод детального контроля - завершенность работы на 50% означает, что цели задачи достигнуты только наполовину. Можно предположить, что в библиотеках целесообразно использовать метод детального контроля, так как библиотечные инновации рассчитаны не на мгновенный эффект, а на его получение в перспективе. Управление инновационными процессами и есть инновационная деятельность, т.е. деятельность по организации и осуществлению этими процессами. Библиотечная инновационная деятельность является особой деятельностью по развитию и совершенствованию библиотечной работы, основанной на поиске новых путей функционирования библиотек.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |