Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из миллионов нервных сигналов центральная нервная система выбирает наиболее важные для существования организма и вырабатывает адекватную ответную реакцию.

Из миллионов нервных сигналов центральная нервная система выбирает наиболее важные для существования организма и вырабатывает адекватную ответную реакцию.

В том случае, если сведений для принятия решения недостаточно, либо так много, что ЦНС не в состоянии достаточно оперативно выработать адекватную ответную реакцию, то проявляется особый вид рефлекторной деятельности - эмоции (страх, паника, коматозное состояние, заторможенность и т.п.), которые приводят к неадекватным реакциям (действиям).

Также важное значение для выживания человеческого организма имеют такие его свойства, как боль и иммунитет.

Боль - это сигнал тревоги в организме, призыв к борьбе с опасностью, масштаб которой достиг критического для организма значения. В этом повышении реактивности организма заключается достоинство боли.

Однако, если боль слишком сильная (т.е. величина сигнала-раздражителя значительно выше порога болевого ощущения), то возможен болевой шок, тормозящий деятельность организма по саморегуляции. В этом случае организм перестаёт адекватно реагировать на окружающую среду).

В любом анализаторе могут возникать болевые ощущения. Однако в коже есть свободные нервные окончания, которые являются специализированными болевыми рецепторами. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы и, в первую очередь, рефлекс удаления от раздражителя. Боль, являясь сигналом опасности, мобилизует организм на борьбу за самосохранение.

Ответственность

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), развивая это конституционное положение, возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).

В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Кроме иных мер, эта гарантия обеспечивается государственным контролем (надзором) за соблюдением требований охраны труда и предусмотренной законодательством дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой (статья 419 ТК РФ) а также административной и уголовной ответственностью лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда.

Дисциплинарная ответственность выражается в применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим нарушение правил охраны труда.

Перечень дисциплинарных взысканий установлен статьей 192 ТК РФ и включает в себя замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Материальная и гражданско-правовая ответственность заключается в частичном или полном возмещении ущерба, причиненного нарушением правил охраны труда, и может применяться по основаниям и в порядке, предусмотренном разделом XI и статьей 277 ТК РФ, а также по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена действующей в настоящее время статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно части первой данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По части второй этой статьи административное наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет налагается на должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за нарушение законодательства о труде и об охране труда и совершивших аналогичное административное правонарушение повторно до истечения одного года со дня исполнения ранее наложенного административного наказания.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда установлена статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ в статью 143 УК РФ внесены изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за нарушение права работников на безопасные условия труда.

Согласно новой редакции этой статьи, действующей с 1 января 2014 года, нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или иными видами уголовных наказаний, среди которых максимально строгим является лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, влечет ответственность по части второй статьи 143 УК РФ, предусматривающей в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Указанным Федеральным законом статья 143 УК РФ дополнена частью третей, устанавливающей ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

При таких последствиях виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с введенным в текст УК РФ примечанием к статье 143 УК РФ под требованиями охраны труда в статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ внесены также изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на повышение уровня гарантий соблюдения трудовых прав граждан, в том числе и права на безопасные условия труда.

Эти изменения и дополнения КоАП РФ вступят в силу с 1 января 2015 года.

С этого времени указанная выше статья 5.27 КоАП РФ будет действовать в редакции, предусматривающей административную ответственность только за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в измененной редакции КоАП РФ установлена новой статьей 5.27.1.

В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний может повлечь с 01.01.2015 в соответствии с частью третей статьи 5.27.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Часть четвертая этой статьи предусматривает еще более высокие размеры административных штрафов за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Следует также отметить, что статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью двадцать третей, согласно которой с 01.01.2015 невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, (государственного инспектора труда) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

18. Финансирование и планирование мероприятий по охране труда. Виды планов по охране и улучшению условий труда на предприятии.

В

Планирование мероприятий по охране труда на предприятиях направлено на предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, улучшение условий труда и санитарно-бытового обеспечения работников.

Как правило, в коллективных договорах имеются специальные разделы об охране труда. Перечень мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии уточняется в соглашениях по охране труда применительно к особенностям производства, прилагаемых к коллективному договору.

Перечень мероприятий по охране труда на предприятиях.

1. Модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого оборудования.

2. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами с целью обеспечения безопасности работников.

3. Совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов.

4. Внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

5. Внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

6. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых и других аппаратов и коммуникаций.

7. Снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (электромагнитного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах.

8. Устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

9. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес и аспирационных установок с целью обеспечения нормального микроклимата и чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

10. Приведение естественного и искусственного освещения в производственных помещениях в соответствие с нормами.

11. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест.

12. Нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

13. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

14. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление отходов производства, очистка воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

15. Расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, умывальных, уборных и др.).

16. Организация проведения работ по обязательной сертификации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда по результатам аттестации рабочих мест.

17. Организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников предприятия.

18. Разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда, приобретение нормативно-правовых актов и литературы в области охраны труда.

В перечень мероприятий по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление и улучшение условий труда.

КЗоТ РФ (ст. 148) предусматривает выделение в установленном порядке средств и необходимых материалов для проведения мероприятий по охране труда. Расходование этих средств и материалов на другие цели запрещается.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. предусматривает (ст. 19) финансирование мероприятий по охране труда осуществлять в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и обеспечения безопасности труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности осуществляют также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

предприятий в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

фондов охраны труда, создаваемых в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по охране труда.

Порядок использования указанных средств и материалов определяется в коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда.

 

 

19. Классификация несчастных случаев по их связи с производственной деятельностью.

Классификация несчастных случаев

Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определяется ст. 227-231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. №73.

Расследование несчастного случая – это прежде всего выявление в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве, а учет несчастных случаев – объективная документальная фиксация каждого такого происшествия.

Расследованию и учету в соответствии со ст. 227 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

Клицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:

– работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;

– студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;

– лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

– лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

– лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;

– члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Несчастным случаем, могут быть:

– телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;

– тепловой удар; ожог; обморожение; утопление;

– поражение электрическим током, молнией, излучением;

– укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;

– повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;

– иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.

Необходимо отметить, что не все несчастные случаи можно квалифицировать как несчастные случаи на производстве, в некоторых ситуациях могут иметь место несчастные случаи, не связанные с производством. Расследование и того, и другого несчастного случая осуществляется одинаково, разница заключается в порядке оформления и учета.

О несчастном случае на производстве можно говорить,если он произошел:

– в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

– при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо наличном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

– при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

– при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и др.);

– при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

– при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

– при привлечении работника в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий;

В последнем случае необходимо будет доказать, что действие хотя и не входило в трудовые обязанности работника, но совершалось по поручению работодателя, а не по инициативе самого работника, за исключением действий, направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Несчастный случай считается не связанным с производством,если он произошел в результате:

– смерти вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденной в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

– смерти или повреждения здоровья, единственной причиной которых явилось, по заключению учреждениями здравоохранения, алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;

– совершения пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения принимаются комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем,если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. с лицами, работающими по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, в котором установлено, что обязанностью одной из сторон является уплата страховых взносов.

 

20. Сроки, порядок проведения и оформление результатов расследования несчастных случаев, связанных с производством.

Порядок расследования несчастных случаев

Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим.

Расследование несчастного случая на производстве является обязанностью работодателя той организации, где произошел несчастный случай, независимо от того, было ли лицо работником этой организации.

В связи с этим несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными для выполнения работы к другому работодателю и работавшими там под его руководством и

контролем, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем, у которого произошел несчастный случай (ст. 229 ТК РФ). В состав комиссии включается полномочный представитель работодателя, направившего упомянутых лиц, и его неприбытие (или несвоевременное прибытие) не может явиться основанием для изменения сроков расследования (п.10 Положения об особенностях расследования...).

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по

совместительству, а комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя по месту основной работы пострадавшего.

Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем. При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуются и учитываются организацией, производящей эти работы, с обязательным участием представителей организации, на территории которой производились эти работы.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации.

Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья,работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лицапринимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.

Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходомв состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. При расследовании несчастных случаев с застрахованнымив состав комиссии также включаются представители исполнительных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).

Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

В случае острого отравленияили радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель территориального органа санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации.

При несчастном случае, происшедшем в организации при эксплуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности,состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При крупных авариях с числом погибших 5 человек и болеев состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда– главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате, которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования.

Государственный инспектор трудапри выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка

расследования, проводит дополнительное расследованиенесчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давностинесчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной приложением №1 к постановлению Минтруда РФ

№73 от 24 октября 2002 г., и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев является незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия.Сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, обязанность работодателя.

Осмотр места происшествия дает наиболее четкое представление, что явилось причиной несчастного случая.

Результаты осмотра места происшествия заносятся в протокол, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. №73.

После осмотра места происшествия члены комиссии должны выявить и опросить очевидцев несчастного случая и должностных лиц (руководителей подразделений, участков и т.д.), а также по возможности провести опрос пострадавшего (пострадавших). Именно очевидцы и пострадавшие, как правило, дают наиболее точные сведения о том, что произошло в действительности.

В ходе опроса пострадавших и очевидцев члены комиссии должны попросить их подробно и последовательно описать обстоятельства несчастного случая.

У пострадавшего необходимо выяснить (с помощью наводящих вопросов):

– какую работу осуществлял пострадавший в момент несчастного случая;

– кто и когда поручил выполнить данную работу пострадавшему;

– когда приступил к выполнению данной работы;

– какие инструменты и приспособления использовались;

– в каком положении и какой позе находился пострадавший в момент несчастного случая;

– в каком состоянии находилось оборудование, инструменты, приспособления перед несчастным


случае;

 

 

работ;


 

– какое самочувствие было у пострадавшего перед несчастным случаем;

– когда, кто и как проводил обучение и инструктаж пострадавшего по безопасному производству

 

– какие средства индивидуальной защиты были у пострадавшего, и пользовался ли он ими при


выполнении работы;

– находился ли кто-либо из посторонних на рабочем месте;

– соблюдал ли пострадавший требования безопасного производства работ и т.д.

У очевидцев несчастного случая, кроме выше перечисленных вопросов, следует выяснить:

– где кон<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...