Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

 

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п.

Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б. М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых.

Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик не энергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов – интроверты.

В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Однако от каких именно свойств его врожденной организации он зависит – в настоящее время еще не известно.

Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента.

Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.

 

Понятие о характере

 

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter – печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт, во‑первых, необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во‑вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В‑третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия – интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др.

 

Формирование характера

 

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух‑трех до девяти‑десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни, и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому можно утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

 

Литература

 

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин‑т психологии. М.: Наука, 1977.

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964.

Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.

Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: [Учеб. для вузов по спец. «Психология»]. М.: Изд‑во МГУ, 1990.

Асмус В. Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2 т. М.: Изд‑во МГУ, 1969. Т. 1.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980.

Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е., Бем Д. Дж., Нолен‑Хоэксема С. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1999.

Бардин К. В. Проблемы порогов чувствительности и психофизические методы / К. В. Бардин; АН СССР, Ин‑т психологии. М.: Наука, 1976.

Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Медицина, 1968.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

Бёрнс Р. В. Развитие Я‑концепции и воспитание: [Пер. с англ.] / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

Беспалов Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд‑во МГУ, 1984.

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2‑х т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.

Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд‑во МГУ, 1988.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.

Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977.

Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. М.: Наука, 1969.

Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). М., 1948.

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973. 209 с.

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3‑х т. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1974–1981.

Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд‑во МГУ, 1982.

Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. М.: Изд‑во МГУ, 1973.

Венгер Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969.

Вернадский В. И. Биосфера: Избранные труды по биогеохимии. М.: Мысль, 1967.

Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / Отв. ред. А. А. Ярошевский. 2‑е изд. М.: Наука, 1987.

Винер Н. Кибернетика и общество. / Пер. с англ. под общей ред. Э. Я. Кольмана. М.: Изд. иностр. лит., 1958.

Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности животных и человека: Избр. труды. М.: Изд‑во МГУ, 1989.

Вундт В. Ведение в психологию / Пер. с нем. М.: Космос, 1912.

Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

Выготский Л. С. Проблемы развития высших психических функций // Выготский Л. С. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982–1984.

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

Гельфанд С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. М., 1984.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. под общ. ред. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997.

Глезер И. И., Зворыкин В. П. Критический обзор некоторых теорий эволюции мозга. М., 1960.

Грановская P. M. Элементы практической психологии. 2‑е изд. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1988.

Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970.

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. 2‑е изд., доп. М.: Политиздат, 1989.

Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учеб. для университетов по спец. «Психология». М.: Изд‑во МГУ, 1989.

Дельгадо Х. Мозг и сознание: Пер. с англ. / Под ред. Г. Д. Смирнова. М.: Мир, 1971.

Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: «Андреев и сыновья», 1992.

Джемс В. Психология. М, 1991.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2‑е изд. СПб.: Питер, 1999.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.

Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2‑х т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка. 1986.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд‑во МГУ, 1986.

Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд‑во МГУ, 1982.

Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1961.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

Ильин Е. П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978.

Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М.: Ком. акад., 1930.

Китаев‑Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал. 1987. ¹ 4.

Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

Кравков С. В. Самонаблюдение. М., 1922.

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.

Крылова А. Л. Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. М.: Изд‑во МГУ, 1985.

Кузмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

Ладыгина‑Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.

Лейтес Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2‑е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.

Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). М.: Изд‑во МГУ, 1980.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974.

Линдсней Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд‑во МГУ, 1981.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд‑во МГУ, 1981. 224 с.

Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно‑методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. М.: Изд‑во МГУ, 1987.

Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: Изд‑во МГУ, 1985.

Ломов Б. Ф. Человек и техника: Очерки инж. психологии. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Сов. радио, 1966.

Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции. М., 1962.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психологии. Психология памяти. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.

Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. М.: Изд‑во МГУ, 1975.

Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. М.: Изд‑во МГУ, 1975.

Лурия А. Р. Язык и мышление. М., 1979.

Льюис Д. Социализм и личность / Пер. с англ. М.: Изд. иностр. лит., 1963.

Майоров Ф. П. Материалы по сравнительному изучению высших и низших обезьян // Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1955. Т. XIX, вып. 4.

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушат. ИПК, препод. пед. дисциплин ун‑тов и пед. ин‑тов. М.: Просвещение, 1985.

Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1989.

Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964.

Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд‑во МГУ, 1976.

Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Б. М. Величковского. М.: Прогресс, 1981.

Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990.

Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 2‑е изд. М.: Владос 1998. Кн. 1: Общие основы психологии.

Немчин Т. А. Состояния нервно‑психического напряжения. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1983.

Никифоров О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. ¹ 2.

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд‑во МГУ, 1981.

Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. М.: Владос, 1995.

Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин‑тов / Под ред. А. В. Петровского. 3‑е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986.

Павлов И. П. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1949.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.: Изд. АН СССР, 1952. Т. 3, кн. 2.

Петровский А. В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. М.: Просвещение, 1967.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982

Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.

Психология / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова., проф. Б. М. Теплова. 3‑е изд., перераб. и доп. М.: Учпедгиз, 1948.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999.

Пушкин В. Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

Русалов В. М. Биологические основы индивидуально‑психологических различий. М.: Наука, 1979.

Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992.

Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966.

Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд‑во Акад. наук СССР, 1961.

Сеченов И. М. Физиология нервных центров: из лекций, чит. в собрании врачей в Москве в 1889–1890 гг. М.: Изд. АМН СССР, 1952.

Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. / Отв. ред. В. С. Русинов. М.: Наука, 1987.

Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Наука, 1981.

Смирнов A. A. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1987. Т. 2.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Соколов Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Наука, 1981. 140 с.

Соло Р. Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. под ред. В. П. Зинченко. М: Тривола, 1996.

Страхов И. В. Психология творчества: Лекция для студентов пед. ин‑тов. Саратов, 1968.

Страхов И. В. Психология характера. Саратов: СГПИ, 1970.

Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с пол. под общ. ред. И. В. Равич‑Щербо. М.: Прогресс, 1982.

Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1–2.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для вузов. М.: Изд‑во МГУ, 1976.

Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1978. Вып. 6.

Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. М.: Знание, 1990.

Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Изд‑во МГУ, 1981.

Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд‑во МГУ, 1979. 272 с.

Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. 1967. ¹ 4.

Шошар П. Биологические факторы прогресса. Человеческий мозг – орган прогресса // Какое будущее ожидает человечество / Под общ. ред. чл. – корр. АН СССР А. М. Румянцева. Прага.: Мир и социализм, 1964.

Штерн В. Основы генетики человека. М., 1965.

Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995.

Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. 2‑е изд., доп. М.: Политиздат, 1974.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...