Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В случаях, предусмотренных разделом 15 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, конфискация имущества может применяться по решению суда как мера уголовно-правового воздействия.

Конфискация имущества является дополнительным наказанием, назначаемым как за уголовный проступок, так и за преступление.

Конфискация имущества, как дополнительный вид наказания, является вспомогательным средством воздействия на осужденного, что вытекает из ее правового статуса дополнительного наказания. Соответственно, и в механизме реализации целей наказания конфискация играет дополняющую, вспомогательную роль. То, что воздействие, оказываемое конфискацией на осужденного, менее значимо, чем воздействие, оказываемое основным наказанием, не дает оснований совсем его отрицать.

Нормативное постановление Верховного Суда РК «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» № 4 о? 25 ???? 2015 ???? ? ?.?20 ???????? ???????? ?????, ??? ???????????? ????????? ????? ??????????? ?????? ? ??? ???????, ????? ??????? ?????? ??, ?? ??????? ?????????? ??????? ????????, ??????????????? ??? ? ???????? ??????????????? ??????????т 25 июня 2015 года в п. 20 обращает внимание судов, что «конфискация имущества может назначаться только в тех случаях, когда санкция статьи УК, по которой подсудимый признан виновным, предусматривает его в качестве дополнительного наказания».

В п. «g» Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. указано, что конфискация – это окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа, а имущество означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них.

В п. «d» ст. 1 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) конфискация определена как наказание и мера, назначенная судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящая в лишении имущества. При этом под имуществом согласно п. «b» вышеуказанной Конвенции следует понимать имущество любого рода, вещественное и невещественное.

Исходя из законодательного определения конфискации имущества, можно выделить следующие ее признаки: 1) принудительный характер; 2) безвозмездность изъятия; 3) обращение в собственность государства имущества; 4) конфискация имущества, находящегося в собственности осужденного;
5) конфискация имущества, добытого незаконным путем либо приобретенного на средства, добытые незаконным путем; 6) конфискация имущества, являющегося орудием или средством совершения уголовного правонарушения.

Принудительный характер. Под принудительностью понимается такая форма изъятия имущества, при которой не требуется согласия собственника не только на процесс юридического оформления изъятия, но и на фактическое изъятие имущества.

Безвозмездность изъятия. Безвозмездность означает, что виновному не компенсируется стоимость изъятого имущества, т.е. при изъятии имущества не оставляется эквивалент. Изъятие определяется как отторжение, обособление части имущества от общей имущественной массы, находящейся в обладании собственника или лица, во владении которого оно находится.

Обращение в собственность государства имущества. Согласно п. 1 ст. 19 Закона РК от 1 марта 2011 г. «О государственном имуществе», конфискация является основанием для приобретения государством имущественных прав.

Конфискация имущества, находящегося в собственности осужденного. Под имуществом, являющимся собственностью осужденного, следует понимать вещи и имущественные права, принадлежность и содержание которых определяются в соответствии со ст. 115 ГК РК. Так, в соответствии с ч. 2
ст. 115 ГК РК к имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, финансовые инструменты, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.

В пункте 20 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» № 4 о? 25 ???? 2015 ???? ?????????, ??? ??????????, ?????????? ???????????, ?????? ???? ????? ????????? ? ?????????. ??????????? ????? ???? ???????? ???? ?? ?? ?????????, ??????? ?????????? ? ????????????? ???????????, ?????????? ?????????? ???????? ???? ????????????? ?? ?? ????????, ??????? ?????????? ????????.

??? ??????? ??????? ? ??????????? ?????????, ? ??? ????? ??????????? ?? ??????? ???, ???? ? ???????????? ??????? ?????? ????????? ??????????????, ??????? ???????????? ????????????? ????? ????????? ? ???????, ?? ??????? ??? ???????????. ??? ????????????, ??? ????????? ? ???????? ???????? ?? ?????? ?????????? ?????, ??? ?????? ?????? ?????? ?? ?? ?????? ? ??????????? ??????? ????????? ???????.

??????????? ?? ????? ???? ???????? ?? ?????????, ????????? ? ?????????? ? ????????-??????????????? ??????? ?????????? ?????????.

? ?????? ???? ??????? ?????? ????????? ????? ?? ??????????????? ??????????? ????????? ??? ???????????? ?????????????? ?????????, ?????? ???????????? ????????? ????? ? ?????????????????? ???????? ???? ????? ????? ???????? ?????????, ?? ? ?????? ????????? ????? ????? ?? ?????????????? ????????? ? ???? ??????????? ????????? ?? ???????????. ????? ??????? ?????? ???? ???????????? ? ???????????-?????????????? ????? ????????? ???? ?? ??????? ?????????????? ?? ?????? 48, ????? 4 ?????? 63 ??? ?????? 81 ??. ?????? ?? ?????? 55 ?? ? ???? ??????? ?? ?????????.

????????? ? ????? ???????? ? ???????? (? 1 ?????? 2018 ????) ?????? 48 ?? ???????????????? ?? ??? ?????? ?????????? ??????????? ????????? ? ???????????? ? ????????? ???? ????????? ????? ?? ? ???????? 15 ???. ? ???? ????? ? ???????????? ? ??????? 1) ????? ??????? ?????? 467 ??, ??
1 ?????? 2018 ???? ????????? ????????? ?????? 51 ?? ? ???????? ??
16 ???? 1997 ????т 25 июня 2015 года говорится, что «имущество, подлежащее конфискации, должно быть четко оговорено в приговоре. Конфискация может быть обращена лишь на то имущество, которое находилось в собственности осужденного, полученное незаконным способом либо приобретенное им на средства, добытые незаконным способом.

При решении вопроса о конфискации имущества, в том числе оформленных на третьих лиц, суды в обязательном порядке должны проверять доказательства, которые обосновывают происхождение этого имущества и средств, на которые оно приобретено. При установлении, что имущество и денежные средства не добыты преступным путем, суд обязан решить вопрос об их судьбе с приведением мотивов принятого решения.

Конфискация не может быть обращена на имущество, указанное в приложении к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан.

В случае если санкция статьи Особенной части УК предусматривает конфискацию имущества как обязательное дополнительное наказание, однако преступление совершено лицом в несовершеннолетнем возрасте либо имеет место условное осуждение, то с учетом положений Общей части УК дополнительное наказание в виде конфискации имущества не применяется. Такое решение должно быть мотивировано в описательно-мотивировочной части приговора суда со ссылкой соответственно на статью 48, часть 4 статьи 63 или статью 81 УК. Ссылки на статью 55 УК в этих случаях не требуется.

Положение о сроке введения в действие (с 1 января 2018 года) статьи 48 УК распространяется на все случаи применения конфискации имущества в соответствии с санкциями норм Особенной части УК и разделом 15 УПК. В этой связи в соответствии с пунктом 1) части третьей статьи 467 УК, до
1 января 2018 года действует положение статьи 51 УК в редакции от
16 июля 1997 года».

Конфискации не подлежат следующие необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, виды имущества и предметы, принадлежащие ему на праве частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности:

1) единственное жилье осужденного и его семьи, площадь которого не превышает нормативов, установленных жилищным законодательством, на каждого члена семьи (вводится в действие с 1 января 2018 г.);

2) земельные участки, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, не подлежащие конфискации, а также земельные участки, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства;

3) у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство, – хозяйственные постройки и домашний скот в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей его семьи, а также корм для скота;

4) семена, необходимые для очередного посева сельскохозяйственных культур;

5) предметы домашней обстановки, утварь, одежда:

– одежда, обувь, белье, постельные принадлежности, кухонная и столовая утварь, находившиеся в употреблении. Могут быть конфискованы меховая и другая ценная одежда, столовые сервизы, предметы, сделанные из драгоценных металлов, а также имеющие художественную ценность;

– мебель, минимально необходимая для осужденного и членов его семьи;

– все детские принадлежности;

6) продукты питания в количестве, необходимом для осужденного и его семьи до нового урожая, если основным занятием осужденного является сельское хозяйство, а в остальных случаях – продукты питания и деньги на общую сумму в размере, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан;

7) топливо, предназначенное для приготовления пищи и отопления жилого помещения семьи;

8) инвентарь (в том числе пособия и книги), необходимый для продолжения профессиональных занятий осужденного, за исключением случаев, когда осужденный приговором суда лишен права заниматься соответствующей деятельностью или когда инвентарь использовался им для совершения преступления;

9) транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов;

10) международные, государственные и иные призы, которыми награжден осужденный.

Конфискация имущества, добытого незаконным путем либо приобретенного на средства, добытые незаконным путем. К имуществу, добытому незаконным путем либо приобретенному на средства, добытые незаконным путем, относится имущество, оказавшееся во владении виновного лица в результате совершения уголовного правонарушения. Таким образом исключается возможность использования результатов преступной деятельности.

Конфискация имущества, являющегося орудием или средством совершения уголовного правонарушения. Орудием уголовного правонарушения признается любой предмет, используемый при совершении преступления для облегчения его совершения или усиления физических возможностей преступника.

Средством совершения уголовного правонарушения являются любые предметы, с помощью которых облегчается его совершение, например, транспортные средства, технические приспособления для взлома двери при краже, при подделке официальных документов и т.д.

В ч. 2 комментируемой статьи и в ст. 78 УИК определено, что конфискации подлежат деньги и иное имущество:

1. Полученные в результате совершения уголовного правонарушения и любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Деньги и иные ценности, полученные в результате уголовного правонарушения, согласно п. 4 ч. 3 ст. 118 УПК РК, деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, а также предметы незаконного предпринимательства и контрабанды по решению суда подлежат обращению в доход государства; остальные вещи выдаются законным владельцам, а при неустановлении последних переходят в собственность государства. В случае спора о принадлежности этих вещей он подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

2. В которые имущество, полученное в результате совершения уголовного правонарушения, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы.

К имуществу, полученному в результате совершения уголовного правонарушения, относится имущество, оказавшееся во владении виновного лица в результате совершения уголовного проступка и преступления.

К доходам, частично или полностью превращенным или преобразованным от имущества, полученного в результате совершения уголовного правонарушения, относятся ставшие результатом передачи, продажи имущества другим лицам (организациям) под видом гражданско-правовой сделки.

Если же имущество, полученное в результате совершения уголовного правонарушения, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

Согласно ч. 3 ст. 113 УПК РК подлежат доказыванию обстоятельств, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 48 УК РК, получено незаконно, в том числе в результате совершения уголовного правонарушения, или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия правонарушения либо финансирования или иного обеспечения экстремистской или террористической деятельности либо преступной группы.

3. Используемые или предназначенные для финансирования или иного обеспечения экстремистской или террористической деятельности либо преступной группы.

Совершение актов экстремизма или терроризма, их количество и тяжесть совершенного зависят именно от финансирования. Данное положение соответствует Международной Конвенции ООН «О борьбе с финансированием терроризма» (Нью-Йорк, 10 января 2000 г.), подтвердившей свои намерения относительно борьбы с этим опасным явлением. Препятствование финансированию терроризма тесно связано с противодействием отмыванию преступных доходов, потому что таким образом создаются условия для разрушения финансовой основы террористических организаций.

Согласно п. 12 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 г.
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», под финансированием терроризма (террористической деятельности) понимают предоставление или сбор денег и (или) иного имущества либо оказание финансовых услуг террористам и (или) террористическим организациям для осуществления террористической деятельности.

4. Являющиеся орудием или средством совершения уголовного правонарушения.

Орудия или средства совершения уголовного правонарушения являются вещественными доказательствами. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 118 УПК РК вещественными доказательствами признаются предметы, если есть основания полагать, что они служили орудиями уголовного правонарушения или сохранили на себе следы уголовного правонарушения, или были объектами общественно опасного посягательства, а также деньги и иные ценности, предметы и документы, которые могут служить средствами к обнаружению уголовного правонарушения, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновного лица либо опровержению его виновности или смягчению ответственности.

В ч. 3 комментируемой статьи указано, что если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в чч.1, 2 ст. 48 УК РК, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, по решению суда подлежит конфискации денежная сумма, которая соответствует стоимости данного предмета.

Невозможность изъятия самого предмета конфискации в соответствии с законом, наряду с его использованием или продажей, может быть обусловлена любыми причинами. Например, вследствие того, что оборудование, принадлежащее виновному, и подлежащее конфискации используется в производстве, которое станет невозможным при изъятии оборудования и т.п. Во всех этих и подобных случаях конфискации подлежит денежный эквивалент предмета. Данное положение не распространяется на предметы, изъятые из гражданского оборота или имеющие ограничения в обороте.

Конфискация имущества в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи возможна и как мера уголовно-правового воздействия в соответствии с разделом 15УПКРК.

Согласно ч. 1 ст. 667 УПК РК в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый объявлены в международный розыск либо в отношении них уголовное преследование прекращено на основании пп. 3, 4 и 11 ч. 1 ст. 35 УПК РК, лицо, осуществляющее досудебное расследование, при наличии сведений об имуществе, полученном незаконным путем, возбуждает производство о конфискации имущества в порядке, установленном главой 15 УПК РК.

О выделении материалов для производства о конфискации лицом, осуществляющим досудебное расследование, выносится постановление, к которому приобщаются копии материалов уголовного дела о преступлении, послужившим основанием для конфискации, в том числе подтверждающие обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 113 УПК РК (ч. 2 ст. 667 УПК РК).

В соответствии с ч. 1 ст. 669 УПК РК вопрос о применении конфискации судья решает единолично.

Судом при вынесении постановления, согласно ч. 2 ст. 670 УПК РК, разрешаются следующие вопросы:

1) связано ли имущество подозреваемого, обвиняемого с преступлением, являющимся основанием для конфискации, в случаях, предусмотренных
ст. 48 УК РК;

2) приобретено ли имущество третьего лица способом, предусмотренным ст. 48 УК РК;

3) подлежит ли применению конфискация и к какой части имущества она должна быть применена;

4) как поступить с арестованным или изъятым имуществом, в отношении которого не применяется конфискация;

5) каков размер расходов на производство о конфискации и на кого они возлагаются.

Суд, согласно ст. 671 УПК РК, выносит постановление в совещательной комнате об: 1) удовлетворении ходатайства и конфискации имущества; 2) отказе в удовлетворении ходатайства о конфискации.

Порядок исполнения приговора суда о конфискации имущества регламентируется ст.ст. 77-82 УИК РК.

Согласно ч. 1 ст. 77 УИК РК суд, вынесший приговор о конфискации имущества осужденного, после вступления его в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному исполнителю, о чем извещает уполномоченный государственный орган. При отсутствии в деле описи имущества осужденного направляется справка о том, что опись имущества не производилась. Исполнение наказания в виде конфискации имущества производится судебным исполнителем по месту нахождения имущества (ч. 2 ст. 77 УИК РК).

В соответствии с ч. 1 ст. 80 УИК РК конфискованное имущество осужденного передается уполномоченному государственному органу после удовлетворения в соответствии с законодательством Республики Казахстан всех предъявляемых к нему требований. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает в пределах средств, полученных от его реализации или дальнейшего использования.

Порядок передачи конфискованного имущества уполномоченному государственному органу определяется Правительством Республики Казахстан (ч. 2 ст. 80 УИК РК).

В случаях, когда после исполнения приговора суда в части конфискации всего имущества, но до истечения установленных законом сроков давности исполнения обвинительного приговора обнаруживается неконфискованное имущество осужденного, приобретенное им до или после вынесения приговора суда, но на средства, подлежащие конфискации, суд, вынесший приговор, или суд по месту исполнения приговора выносит по представлению судебного исполнителя постановление об обращении к исполнению конфискации обнаруженного имущества, если оно может быть конфисковано по закону (ст. 82 УИК РК).

С т а т ь я 49. Лишение специального, воинского или почетного звания,
классного чина, дипломатического ранга, квалификационного
класса и государственных наград

При осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского, почетного или иного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса.

При осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения лица, имеющего государственные награды Республики Казахстан, а равно специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, присвоенные Президентом Республики Казахстан, суд при вынесении приговора может внести, а по коррупционным преступлениям вносит представление Президенту Республики Казахстан о лишении осужденного этих наград, званий, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград является дополнительным видом наказания назначаемым за совершение уголовных правонарушений. Указанное наказание может назначаться при осуждении лица за совершение только умышленного уголовного правонарушения.

Карательное свойство данного вида наказания проявляется в моральном воздействии на осужденного и в лишении его возможных преимуществ и льгот, установленных для данной категории лиц.

В пункте 21 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» № 4 о? 25 ???? 2015 ???? ???????????, ??? ???????? ????????????, ????????? ??? ????????? ??????, ????????? ????, ???????????????? ?????, ????????????????? ?????? ? ??????????????? ?????? ? ???????? ??????????????? ????????? ????? ??????????? ? ? ??? ???????, ????? ??? ?? ????????????? ? ???????? ????????? ? ?????? ????????? ????? ??, ?? ??????? ??????????????? ????????? ??????????????. ? ???? ?????? ??????? ? ?????????? ??????????????? ????????? ? ???????????? ????? ????????? ?????? ????????? ?????? ?????????????? ?? ?????? 49 ??? ?? ?????? 50 ?? ???.

т 25 июня 2015 года указывается, что «лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград в качестве дополнительного наказания может назначаться и в тех случаях, когда оно не предусмотрено в качестве наказания в статье Особенной части УК, по которой квалифицировано уголовное правонарушение. В этом случае решение о назначении дополнительного наказания в резолютивной части приговора должно содержать ссылку соответственно на статью 49 или на статью 50 УК РК».

Специальные звания, классные чины присваиваются лицам, состоящим на службе в правоохранительных и специальных государственных органах.

Согласно ст. 3 Закона РК от 6 января 2011 г. «О правоохранительной службе» к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, внутрен-них дел, государственной противопожарной службы, антикоррупционная служба и служба экономических расследований, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан от 13 февраля 2012 г. «О специальных государственных органах Республики Казахстан» к специальным государственным органам относятся органы национальной безопасности, уполномоченный орган в сфере внешней разведки, Служба государственной охраны Республики Казахстан.

Согласно ч. 1 ст. 52 Закона РК «О правоохранительной службе» сотрудникам правоохранительных органов присваиваются следующие специальные звания или классные чины:

1) рядовой состав: рядовой;

2) младший начальствующий состав: младший сержант; сержант; старший сержант; старшина;

3) средний начальствующий состав: младший лейтенант; лейтенант, юрист 3 класса; старший лейтенант, юрист 2 класса; капитан, юрист 1 класса;

4) старший начальствующий состав: майор, младший советник; подполковник, советник; полковник, старший советник;

5) высший начальствующий состав: генерал-майор, государственный советник 3 класса; генерал-лейтенант, государственный советник 2 класса; генерал-полковник, государственный советник 1 класса; государственный советник высшего класса.

Согласно ст. 22-1 Закона РК «О правоохранительной службе» для сотрудников антикоррупционной службы и службы экономических расследований устанавливаются следующие квалификационные классы и сроки пребывания в них:

1) средний начальствующий состав:

– квалификационный класс 6 категории – один год;

– квалификационный класс 5 категории – три года;

– квалификационный класс 4 категории – четыре года;

2) старший начальствующий состав:

– квалификационный класс 3 категории – пять лет;

– квалификационный класс 2 категории – семь лет;

– квалификационный класс 1 категории – срок пребывания не устанавливается.

Специальные звания или классные чины присваиваются сотрудникам персонально в последовательном порядке с учетом квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности (ч. 2
ст. 22 Закона РК «О правоохранительной службе»).

Порядок присвоения, снижения, лишения и восстановления специальных званий или классных чинов регламентируются Законом РК «О правоохранительной службе».

В специальных государственных органах, согласно ст. 26 Закона Республики Казахстан от 13 февраля 2012 г. «О специальных государственных органах Республики Казахстан», устанавливаются следующие специальные звания:

1) рядовой состав: рядовой;

2) состав сержантов: младший сержант; сержант; старший сержант;

3) младший офицерский состав: лейтенант; старший лейтенант; капитан;

4) старший офицерский состав: майор; подполковник; полковник;

5) высший офицерский состав: генерал-майор; генерал-лейтенант; генерал-полковник.

Согласно ст. 27 Закона Республики Казахстан от 13 февраля 2012 г. «О специальных государственных органах Республики Казахстан», специальные звания сотрудникам присваиваются:

1) высшего офицерского состава – Президентом Республики Казахстан по представлению первого руководителя специального государственного органа;

2) полковника – первым руководителем специального государственного органа;

3) иные специальные звания – должностными лицами, определенными первыми руководителями специальных государственных органов в соответствии с номенклатурой должностей.

К воинским званиям относятся звания, установленные ст. 19 Закона Рес-публики Казахстан от 6 февраля 2012 г. «О воинской службе и статусе военнослужащих»:

– войсковые: состав солдат (рядовой, ефрейтор); состав сержантов –
1) младший сержантский состав (младший сержант, сержант, старший сержант), 2) старший сержантский состав (сержант третьего класса, сержант второго класса, сержант первого класса), 3) высший сержантский состав (штаб-сержант, мастер-сержант); офицерский состав – 1) младший офицерский состав (лейтенант, старший лейтенант, капитан), 2) старший офицерский состав (майор, подполковник, полковник), 3) высший офицерский состав (генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии).

– корабельные: состав матросов (матрос, старший матрос); состав старшин – 1) младший сержантский состав (старшина второй статьи, старшина первой статьи, главный старшина), 2) старший сержантский состав (старшина третьего класса, старшина второго класса, старшина первого класса),
3) высший сержантский состав (штаб-старшина, мастер-старшина); офицерский состав – 1) младший офицерский состав (лейтенант, старший лейтенант, капитанлейтенант), 2) старший офицерский состав (капитан третьего ранга, капитан второго ранга, капитан первого ранга), 3) высший офицерский состав (контрадмирал, вице-адмирал, адмирал).

Порядок присвоения, снижения, лишения воинского звания и восстановления в воинском звании регламентируется ст. 20 Закона Республики Казахстан от 6 февраля 2012 г. «О воинской службе и статусе военнослужащих». Так, согласно ст. 20 Закона РК, присвоение, включая досрочное, снижение, лишение воинских званий военнослужащим и военнообязанным осуществляются в соответствии с Правилами прохождения воинской службы, утвержденными указом Президента Республики Казахстан от 25 мая 2006 г.

Почетные звания присваиваются на основании положений Закона Респуб-лики Казахстан от 12 декабря 1995 г. «О государственных наградах Республики Казахстан». Согласно данному закону почетные звания относятся к государственным наградам Республики Казахстан и награждаются Президентом Республики Казахстан (ст.ст. 1, 2 Закона Республики Казахстан от 12 декабря 1995 г. «О государственных наградах Республики Казахстан»).

Ст. 24 указанного Закона в Республике Казахстан устанавливаются следующие почетные звания:

– «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері» (Заслуженный деятель Казахстана);

– «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы» (Летчик-космонавт Казахстана).

Почетные звания Республики Казахстан, согласно ст. 25 Закона РК «О государственных наградах Республики Казахстан», присваиваются:

– «Қазақстанның еңбек сiңiрген қайраткерi» – видным государственным и общественным деятелям, представителям науки, культуры, искусства, производства и социальной сферы за большие заслуги перед республикой;

– «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы» – гражданам, успешно осуществившим заданную программу космического полета, образцово выполнившим поставленные перед ними научно-технические, исследовательские и практические задачи.

Дипломатические ранги присваиваются работникам Министерства иностранных дел и регулируются Законом Республики Казахстан от 7 марта
2002 г. «О дипломатической службе Республики Казахстан». Сотрудникам дипломатической службы с учетом занимаемой должности и квалификации, согласно ст. 10 Закона Республики Казахстан «О дипломатической службе Республики Казахстан», присваиваются следующие дипломатические ранги: 1) атташе;
2) третий секретарь; 3) второй секретарь II класса; 4) второй секретарь I класса; 5) первый секретарь II класса; 6) первый секретарь I класса; 7) советник
II класса; 8) советник I класса; 9) Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса; 10) Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса; 11) Чрезвычайный и Полномочный Посол.

Порядок присвоения дипломатических рангов регламентируется ст. 11 Закона Республики Казахстан «О дипломатической службе Республики Казахстан». Так, дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника I и II классов присваиваются Президентом Республики Казахстан по представлению Министра иностранных дел Республики Казахстан. Представление на присвоение вышеперечисленных дипломатических рангов вносится Министром иностранных дел Республики Казахстан Президенту Республики Казахстан с учетом эффективности участия в реализации внешней политики Республики Казахстан и эффективности участия в реализации внешнеполитических инициатив Президента Республики Казахстан.

Дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла может быть присвоен сотрудникам дипломатической службы, имеющим стаж дипломатической службы не менее двух лет на должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан, Постоянного представителя Республики Казахстан при международной организации.

Дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника I класса может быть присвоен сотрудникам дипломатической службы, занимающим должность Министра иностранных дел Республики Казахстан, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан, Постоянного представителя Республики Казахстан при международной организации, ответственного секретаря Министерства иностранных дел Республики Казахстан, заместителя Министра иностранных дел Республики Казахстан.

Дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника
II класса может быть присвоен сотрудникам дипломатической службы, занимающим должность не ниже председателя комитета, посла по особым поручениям Министерства иностранных дел, директора департамента, поверенного в делах Республики Казахстан, генерального консула Республики Казахстан.

Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Республики Казахстан.

Квалификационные классы ранее предусматривались для судей. Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 2011 г. они были исключены.
В этой связи, диспозицию и название комментируемой статьи следует привести в соответствие.

Понятие государственных наград и их перечень дается в Законе РК от
12 декабря 1995 г. «О государственных наградах Республики Казахстан».

В ст. 1 указанного Закона отмечается, что граждане Республики Казахстан в знак признания их заслуг перед Республикой, за плодотворную государственную, общественную, творческую деятельность, трудовые и ратные подвиги награждаются государственными наградами. Государственными наградами Республики Казахстан могут быть также награждены иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заслуги перед Республикой Казахстан.

Награждение государственными наградами осуществляется Президентом Республики Казахстан.

Государственными наградами Республики Казахстан являются знаки высшей степени отличия – орден «Алтын Қыран», звания «Халық Қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Ері», а также другие ордена, медали, почетные звания и Почетная грамота Республики Казахстан (ст. 2 Закона РК от 12 декабря
1995 г. «О государственных наградах Республики Казахстан»).

Ч. 2 ст. 49 УК РК предусмотрено, что при осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения лица, имеющего государственные награды Республики Казахстан, а равно специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, присвоенные Президентом Республики Казахстан, суд при вынесении приговора может внести, а по коррупционным преступлениям вносит представление Президенту Республики Казахстан о лишении осужденного этих наград, званий, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса.

Так, в соответствии со ст. 28 Закона РК «О правоохранительной службе» лишение специальных званий или классных чинов по обвинительному приговору суда в отношении сотрудников осуществляется:

1) до капитана, юриста 1 класса включительно – уполномоченным руководителем;

2) до полковника, старшего советника включительно – руководителем правоохранительного органа;

3) высшего начальствующего состава – в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с ч. 3 Закона РК от 13 февраля 2012 г. «О специальных государственных органах Республики Казахстан» сотрудники, совершившие уголовные правонарушения, лишаются специального звания по обвинительному приговору суда, вступившему в законную силу. Лишение сотрудника специального звания оформляется приказом по личному составу.

Военнослужащие (военнообязанные), совершившие уголовные правонарушения, согласно п. 105 Правил прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, утвержденных указом Президента Республики Казахстан от 25 мая
2006 г., лишаются воинского звания по приговору суда, вступившему в законную силу, в соответствии с которым военнослужащему назначено дополнительное наказание в виде лишения воинского звания.

Лишение почетного звания, государственных наград Республики Казахстан в случае осуждения награжденного за уголовные правонарушения в соответствии со ст. 40 Закона РК «О государственных наградах Республики Казахстан» производится Президентом Республики Казахстан по представлению суда на основании и в порядке, установленных законодательством. Лишение государственных наград Республики Казахстан влечет за собой возврат и документов к ним Президенту Республики Казахстан.

Согласно ст. 13 Закона Республики Казахстан «О дипломатической службе Республики Казахстан» в случае совершения сотрудниками дипломатической службы, а также лицами, уволившимися из Министерства иностранных дел, деяний, влекущих ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан и страны пребывания, они могут быть понижены в дипломатическом ранге или лишены дипломатического ранга.

В соответствии с ч. 6 ст. 24 УИК РК приговор суда в части лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса исполняется должностным лицом, присвоившим звание, классный чин, дипломатический ранг, квалификационный класс. Изъятие государственных наград вместе с документами к ним производится службой пробации по месту их нахождения.

Порядок исполнения наказаний о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград регламентируется ст. 71 УИК РК.

Суд, вынесший приговор в виде лишения осужденного специального, воинского или почетного званий, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса, после вступления приговора в законную силу направляет его копию должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин, дипломатический ранг, квалиф

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...