Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение государственности.

Государство в Древнем Риме.

Возникновение государственности.

Рим как населенный пункт возникает в лациуме на берегу реки Тигр. Населенный пункт имел очень выгодное географическое положение, что способствовало развитию города.

753 год до нашей эры – год основания Рима Ромулом и Ремом, сыновьями правителя города Айбеланга. На Каллантийском холме. Рим стал вести войны. Цивитас - община, которая имела очень четкую организацию и структуру. В состав римской общины входили 3 объединившихся племени: латины, сабины и этруски. Они образовали 3 римские трибы в составе цивитас. В составе каждой трибы – 10 курей (курия). Курия – воинская и религиозная единица. Ее возглавляет курион. Каждая курия – 10 родов. Итого 300 родов. Полноправным в общине является тот, кто принадлежит к одному из этих 300 родов – патриции. Были еще и плебеи, которые не входили в родовую организацию Рима и не являлись членами полноправными общин.

В римской цивитас 3 элемента политической организации:

\ Рекс (царь). Всего за всю историю 7 рексов: Ромул, Сервий Туллий, Торквий Гордый и т.д. Рекс – верховный судья, жрец и высший военачальник;

\ Совет старейшин (Сенат). Состоял из 300 человек – старейшин 300 родов. Он давал советы царю, влиял на его выборы, рассматривал вопросы, выносимые на народное собрание;

\ Народное собрание по куриям. Собиралось по куриям. В курии принималось общее решение, а затем голос курии считается за некую единицу, которая определяет решения всего римского народа. Избирало рекса, голосовало за законы, решало вопросы войны и мира. Состояло из патрициев, способных носить оружие.

Родовой строй. Но в результате войны, развития рыночных отношений, возникновение частной собственности привело в VI веке до нашей эры к тому, что царь Сервий Туллий проводит реформы, которые юридически оформляют государственность в Риме:

1) Включает в состав римского народа плебеев, уравнение в правах, но не всех;

2) Проводит деление населения по имущественному цензу, но, если Солон выбрал критерием деления доход, то Туллий берет за основу размер земельного участка

3) Население разделено на 5 разрядов: предшествуют первому разряду всадники, а в шестой входят безземельные. Эта реформа преследовала цель войны. Каждый разряд выставлял определенное количество центурий – сотен. Раз в 5 лет – переоценка имущества;

4) Центурия не просто воинская единица но и политическая. Так как вводятся народные собрания по центуриям. Собрание не в одном месте. Каждая центурия – один голос (всего 193 голоса). При этом более половины голосов – это всадники + 1 разряд. Таким образом, на голосование всадники и представители 1 разряда могли легко одержать верх;

5) Территориальное деление Рима, чтобы разрушить прежние родовые связи. Трибы (4 городских и 17 сельских). В каждой трибе – свой глава. Это связано с налогообложением и контролем земли.

Эволюция формы государства.

Римское государство превратилось из небольшой общины в огромную империю. Монархия – республика – монархия.

Республиканский период.

После Сервия Туллия в Риме правил Тарквиний Гордый. Жестокий человек. Восстание в результате которого изгоняется рекс и устанавливается республика. Царская власть упразднена, а управление объявили «общенародным делом» (рес-публика). Таким образом, Рим – свободные гражданские общины. Но реально власть – в руках патрициев. Несмотря на то, что плебеи включены в состав римского народа, в правах они не уравнены. Прежде всего в политических. Плебеи будут бороться за уравнение в правах. Вопрос о допуске плебеев к занятию служебных должностей.

1) 494 год до нашей эры – во время войны плебеи удаляются на священную гору, заявляют о том, что создают свой собственный город. Таким образом, в Риме создается новая публичная должность – плебейский трибун. Его назначение в том, чтобы не допускать злоупотреблений со стороны публичных органов и должностных лиц в отношении плебеев. Создается должность плебейских эдиллов (помощники трибунов);

2) середина V века – плебеи требуют записи обычного права, чтобы оно было всем известно. Появляются законы XII таблиц. Выставляли в общественных местах. Теперь нельзя по своему желанию интерпретировать обычаи. Однако эти законы установили, что браки патрициев и плебеев запрещены. В 445 году до нашей эры по закону Камулия такие браки допускаются;

3) 367 год до нашей эры закон Лициния и Секстия закрепляет право плебеев занимать обязательно одну из должностей консулов – высших должностных лиц. Но патриции добиваются введения новой публичной должности магистратов - преторов. Это помощники консулов. Затем именно они обеспечат мобильность права Рима. Появились еще одни магистраты – курульные эдилы (следили за порядком на общественных рынках, следовательно начинали разбирать возникающие споры). Многое сделали для регулирования отношений торговли и заключения договора купли-продажи;

4) 364-337 года до нашей эры плебеи добиваются права занимать иные публичные должности;

5) 287 год до нашей эры – Гартензий. По этому закону решения плебеев, принятых на их собраниях (плебейсциты) стали обязательны для всех римских граждан. Они получили силу закона. Отныне сила плебейсцита и LEX равны.

Полномочия рекса переходят к выборным должностным лицам, которые должны консультироваться друг с другом – консулы. Они стали приемниками власти царя. Высшая власть, возглавление судов, культы. Одна из версий, что их первоначально именовали преторами.

По мере усложнения функций управления, в помощь консулам избирали кветоров и курульных эдиллов. А постепенно появляются и магистраты.

Таким образом, все функции рекса переходят ко многим лицам. В течение длительного времени все эти должности занимали патриции. Публичные должности были неоплачиваемые, следовательно, занимали их только состоятельные люди. Отсюда аристократия римской республики.

По мере развития имущественной дифференциации в III-II веках возникают 2 привилегированных сословия: нобили и всадники. Римский нобилитет был замкнутым. Принадлежность к нему открывала дорогу к участию в деятельности Сената.

Всадники, которые принадлежали к финансовым, торговым кругам в I веке до нашей эры сливаются (из числа самых богатых членов этого сословия) с нобилитетом. Они получают возможность занимать должности в Сенате.

Таким образом, Рим – аристократическая республика.

Государственное устройство.

Рим расширяет свою территорию после двух Пунических войн, становится государством-полисом в бассейне Средиземного моря, расширяет границы в Азии, Северной Африке, Европе.

Постепенно из меленькой общины – полиса – Рим перерастет в огромное государство – империю.

Территории за пределами Италии – провинции (т.е. побежденные страны) и находятся они под военным управлением Рима. Причем первоначально провинция – сфера управления консула.

В отличие от жителей Рима, жители провинций платили подать Риму. Все земли провинций – публичная собственность римского народа. Власть римского народа над провинцией называется империум – высшая военная власть. Это слово и стало основой слова империя. Нередко с завоеванными землями римляне заключали договоры.

В I веке до нашей эры жители Италии получили права личных граждан, провинции не имели прав личных граждан. Те республиканские формы, которые вполне подходили для небольшого государства (народное собрание, магистратура) – это демократия, которую приходилось применять для большого государства. Так в Риме устанавливается в это время ряд диктатур, которые знаменовали кризис.

Первая диктатура – Сулла (82 год до нашей эры). Заставил назначить его диктатором на неопределенное время. Вторая диктатура – триумвират (45 год до нашей эры). Цезарь, Крас, Помпей. Цезарь объявляет себя единоличным диктатором (в 44 году был убит). Второй триумвират – Антоний, Актавиан (Август), Лепид. Именно с борьбой этих диктаторов связано установление республики. Итог – квазереспублика.

Монархический период.

27 год до нашей эры – возвращение Актавиана в Рим – желание восстановить республиканский порядок. В период принципата Рим еще республика внешне, но значение учреждений существенно менялось. Полномочия угасающих народных собраний переходят к Сенату, а император – принимает полномочия магистрата. Он формально – высший магистрат. Обладал чрезвычайной властью, соединяя полномочия нескольких магистратов.

В отличие от республиканского императора – принципс назначался пожизненно и не нес никакой ответственности, ни юридической, ни политической. В это время «римский народ перенес свою власть и величие на императора, принципса».

Первоначально новый глава государства не имел титула, следовательно, его начали именовать император, август, принципс.

До III века термин «император» имеет другое значение. Это почетное звание за большие победы. В период принципата, в переходе к монархии, постепенно меняется значение этого термина.

Как высший магистрат он избирается Сенатом, но реально это избрание просто превращается в факт подтверждения того, чего захотела армия. Рим – огромная империя в период принципата. Половина территории современной Европы, часть Азии, Северной Африки. Именно в период правления Клавдия завоевана Британия.

Свободные жители провинций Рима – перигрины – были неполноправны с точки зрения публичного и частного права. Право римских граждан не рассматривало отношения с их участием. Только между гражданами. Так возникает право народов. Необходимость единообразного регулирования, унифицирования права. В 212 году Каракалле издает эдикт, согласно которому все жители римской империи получают права римских граждан.

Однако эпоха расширения границ Рима заканчивается в эпоху принципата. Проблема защиты внешних границ, волнения некоторых народов, борьба группировок за власть, сложная социальная ситуация, кризис рабовладения, возникновение новых феодальных отношений.

235 год – эпоха нестабильности. 284 – Диоклетиану удалось стабилизировать обстановку в Риме. Именно с ним – начало периода домината – откровенной монархии, без республиканских одежд. Он провел серию важнейших реформ. Прежде всего назначает соправителя из числа военных товарищей. Примечательно, что они разделили историю на две части. Местом своей резиденции он избирает город Милан на западе.

1) Чтобы обеспечить безопасность Диоклетиан и Максимилиан должны были отказаться одновременно от своих прав и обязанностей и передать власть соправителям в определенном месте, в определенное время. Таким образом, каждый август имел соправителя. Так сложилась система – тетрархия.

2) При Диоклетиане власть стала абсолютно монархической. Характеру власти соответствовали величественные ритуалы. Доминиус. Это уже не власть, исходящая от римского народа, но несет божественный характер.

3) Административная реформа.

Высшие органы государства.

Республиканский период.

В период республики (509-27 года до нашей эры) высшие органы государства – это Сенат, народное собрание и система магистратов (магистратура), преемница власти рекса. Важную роль играет Сенат, который состоит из 300 человек (при Сулле в два раза больше, при Цезаре – в 3).

Сенат.

Сначала Сенат комплектовали консулы. По закону 316 года до нашей эры сенаторов стали назначать преторы. К сенаторам особые требования. Они должны иметь знатное происхождение, отличаться особым имущественным состоянием. Должность магистрата. Список сенаторов – альбом. Первым в этом списке был старейший сенатор – принципс. Он не пользовался никакими привилегиями, только имел возможность высказывать свое мнение первым. Постановление Сената называлось сенатус-консульт (акт Сената).

Компетенция:

1. предварительно рассматривает все вопросы, выносимые на голосование в народном собрании. Права законодательной инициативы у Сената нет:

2. Сенат подчиняется решениям народного собрания, но, если он находил, что решение не соответствует интересам Рима, то он или объявлял их недействительными, или предлагал отказаться от своих полномочий. Следовательно, до III века до нашей эры – у Сената есть право вето на законы, принятые на народном собрании;

3. в период республики Сенат толкует законодательство;

4. распоряжается казной, наблюдает за государственным имуществом, ведает бюджетом;

5. распределяет публичные земли;

6. международные связи, заключение договоров;

7. судебная функция;

8. мог поручить консулам назначить диктатора;

Созывали Сенат и председательствовали на его собраниях консулы – преторы, диктаторы и плебейские трибуны (с середины IV века до нашей эры). Изначально плебеи на заседания Сената не допускались, они могли лишь стоять у открытых дверей и слушать.

В период республики важную роль получают народные собрания:

1) по куриям:

Ø вопросы религиозного культа;

Ø удостоверение завещаний;

Ø решение вопросов усыновления;

2) по центуриям. Эти собрания никогда не собирались в одном месте. По реформам Сервия Тулия:

Ø принимает законы (закон – то, что постановил народ);

Ø выборы магистратов, в том числе и консулов;

Ø решение вопросов войны и мира;

Ø судебные функции и их компетенции;

3) по трибам. Двух видов:

Ø объединение патрициев и плебеев;

Ø плебейские;

Акты первых – популисциты, а вторых – плебейсциты. Они выбирали квесторов, курульных эдиллов, Коллегию 26-ти. С 471 года до нашей эры плебейские трибуны и плебейские эдилы стали избираться на собраниях по центуриям. Ранее они избирались по куриям.

Магистратура.

(magistrates – повелевающий). Система выборных должностных лиц, осуществляющих от имени римского народа полномочия в области управления и судопроизводства. Именно они унаследовали права рексов.

Принципы организации деятельности:

  • выборность;
  • срочность (на год, цезари – на 5);
  • коллегиальность (Каждый магистрат действовал самостоятельно, а его коллегия могла парализовать его акт путем наложения «вето» - интерсессио);
  • ответственность;
  • безвозмездность;

Существуют различные классификации магистратур. Например, плебейские и патрицианские. Экстраординарные и ординарные. Ординарные были высшие и низшие. Высшие избирались в народном собрании по центуриям. Потом замещение этой должности давало право на доступ в Сенат.

Низшие 26 магистратов распадались на несколько коллегий: один – предварительное следствие, другие боролись с пожарами, третьи – чеканили монеты, четвертые – занимались строительством дорог, пятые – следили за тюрьмами.

Экстраординарный магистрат – император. Впервые диктатор назначен в 501 году до нашей эры.

Другая классификация – магистратуры, имеющие империум (консулы, диктаторы) или обыкновенную власть – потестос (квесторы, эдилы).

Империум – право командования войском. Право на высшую юрисдикцию по уголовным и гражданским делам, полицейскую власть, право налагать арест, штраф, привлечение к судебной ответственности, право взимать залог для обеспечения исполнения приказа.

Потестос – включал право издавать эдикты, вносить предложения на народное собрание и в Сенат, право на жертвоприношение. И претор, и консул обладали и империумом, и потестосом.

Наиболее важные магистраты – консулы (2). По закону 367 года до нашей эры– один из консулов из числа плебеев.

Компетенция:

1. командование войском;

2. набор войска;

3. председатель в Сенате;

4. высшая административная власть;

5. наблюдение за исполнением законов и сенатус-консультов;

6. назначение диктатора;

7. уголовная юрисдикция;

8. забота об общественном порядке;

Чтобы компенсировать потерю должности консула в 367 году да нашей эры патриции вводят должность претора. А в 242 году до нашей эры – претор по делам перигринов.

Сначала цивильный претор был один. Затем 2, 8, 16 (при Цезаре). Претор заботился о порядке в городе, когда консул на войне. Основная его власть – полицейская. Но постепенно претор сосредотачивает в своих руках первую стадию гражданского процесса и кроме того он занимает определенное положение в уголовном процессе. В истории он остался как реформатор частного права.

Цензоры.

2 человека, затем 8. Они распределяют граждан по центуриям и трибам, составляли списки сенаторов, следили за постройкой и ремонтом общественных зданий, расходовали при этом средства, выделенные Сенатом. Они отдавали на откуп доходы римского народа по проведению торгов (право кормить Капитолийских гусей, и т.д.).

Курульные эдилы.

Обладали полицейской властью, следили за порядком на общественных рынках. Осуществляли торговую юрисдикцию, боролись с правонарушителями.

Квесторы.

Помощники консулов, заботились о науке, хранили тексты законов, осуществляли юрисдикцию по уголовным делам, проводили следствие.

Плебейские трибуны.

494 год до нашей эры. Сначала по куриям на народном собрании. Затем избирали плебеи (471 год до нашей эры).

Они не обладали административной властью. Они обязаны были следить за тем, чтобы не обижали плебеев, следовательно, право вето – право запрещать некоторые распоряжения любого должностного лица, Сената, если они ущемляют права плебеев.

Для хорошего осуществления обязанностей они должны держать двери своих домов открытыми и не покидать город. Право вето не далее городской черты.

Монархический период.

  • Принципат;
  • Доминант;

В период принципата – переход к монархической форме правления. «Завуалированная» монархия. 2 органа – принципс и Сенат. В I веке деятельность народного собрания окончательно затухает.

Прежние полномочия народного собрания переходят к Сенату. Он принимает акты, имеющие силу прежних законов.

То, что они имеют силу закона – подтвердилось дискуссией. Некогда нард выбирал магистратов на народном собрании. Теперь Сенат. А также они еще и выбирают принципса.

Сенат сохраняет свою роль как орган судебный и административный. Император (принципс) формально высший магистрат, не несущий политической ответственности. Принципс сосредотачивает в своих руках власть, принадлежащую ранее различным магистратам. Он – высшая военная и административная власть. Как цензор – он комплектует Сенат. Подобно трибуну он может отменить акт любого магистрата. Таким образом, его компетенция такова:

1. он верховный главнокомандующий;

2. он ведает делами Рима на международной арене, заключает сделки;

3. созывает Сенат, может вносить законопроекты;

4. толкует действующее право;

5. предлагает Сенату кандидатов для избрания на должности магистрата;

6. он – высшая судебная инстанция;

7. непосредственно управляет императорскими провинциями;

8. осуществляет верховное управление всеми провинциями;

Обоснование власти принципса в том, что римский народа перенес на него всю ту власть, которую ранее реализовывал сам. С этим связано и то, что принципс не может нести никакой ответственности, т.к. совершает то, что есть в воле народа Рима.

С этим связана идея, что императорские конституции обладают высшей юридической силой и носят форму закона.

При императоре – аппарат чиновников. Он существует параллельно с системой республиканских магистратов.

Важные персонажи:

  • префект претория – начальник императорской гвардии, а затем – всех войск в Италии. Полномочия в области уголовного процесса, участвует в осуществлении уголовной юрисдикции, а также – он апелляционная инстанция по уголовным и гражданским делам, рассмотренными руководителями провинций;
  • городской префект в Риме. У него полицейские полномочия, подчиняется когорте городской стражи;
  • Начальник пожарной охраны;
  • Ответственный за обеспечение города продовольствием.

В период принципата, во время правления Адриана, появляется совещательный орган при императоре – консилиум. У него спрашивает совет император. В связи с переходом к абсолютной монархии система высших органов государства существенно упрощается, т.к. в период домината все начала исполнительной власти – у доминиуса.

В период домината единственная форма законодательства – императорская конституция. Он – законодатель и высший судья.

Сенат сохраняет свое значение как орган, действующий в Риме, но по-прежнему будет собранием знатных, родовитых людей. Остаются некоторые судебные функции. По-прежнему формально Сенат избирает императора. Но это лишь подтверждение того, что уже сложилось.

Магистратура в этот период утрачивает свое значение. Теперь это нечто вроде почетных должностей.

Появление нового государственного органа –консистория (от слова «вечное стояние»). Это государственный совет при императоре, который затем перекочует в политическую жизнь Византии. Система государственных органов развивалась по линии упрощения.

Органы местного управления.

Республиканский период.

Рим превращается в огромную державу. Управление в Италии до I века до нашей эры на местах было достаточно разнообразно. Жители отдельных областей стали включаться в состав триб. Другие общины получают статус муниципий. Они не получили всей полноты прав квиритов, но их автономия в решении местных вопросов остается.

На некоторые территории из Рима отправляли неких префектов (наместников). Общины, таким образом, стали называть префектурами. С отдельными общинами заключался договор.

В I веке до нашей эры после объединения Италии, когда Рим стал занимать огромную территорию, принимается закон Юлия (45 год до нашей эры):

1) Вводится единая система управления на местах. В каждом городе должны были создаваться местные народные собрания, к компетенции которых относятся отдельные вопросы:

Ø Выборы местных высших магистратов;

Ø Финансовые вопросы;

2) Создавался новый муниципальный Сенат из 100 человек;

3) Вводятся должности 2 местных магистратов, подобных 2 римским консулам.

На присоединенных территориях копируется система органов, существовавших в Риме. За пределами Италии управление производится проконсулами (пропреторами), которые направлялись Сенатом. Это лица, ранее занимавшие должности магистратов в Риме. Их власть носила высший характер. А управление провинциями – проявление продолжающейся военной оккупации провинции.

Таким образом, власть – беспредельная. Даже жаловаться на претора было недопустимо. Поэтому они не несли ответственности. Помимо воинской у них была еще и административная, судебная власти, а также административное окружение.

Монархический период.

Принципат.

Органы управления упрощаются. В этот период – тенденция к созданию централизованного управления Римским государством. В самом Риме главную роль играет городской префект. Это лицо осуществляет непосредственное управление Римом.

Делится на 40 кварталов. За пределами Рима вместо муниципальных собраний остается только Сенат, который имеет полномочия народного собрания.

В этот период намечается контроль над деятельностью Сенатов. Это делают местные чиновники. Провинции – разделение на сенатские и императорские. В императорские наместников направляет сам император – пропреторские легаты.

Доминант.

Единая централизованная, унифицированная система управления в пределах всего государства. Константин разделяет территорию империи. Территория государства делится на 2 части. Каждая из них – на 2 префектуры. В каждой из 4 префектур гражданская власть в руках префекта претория, а военная – в руках военного магистрата.

Префектуры делятся на диацезы во главе с викариями. Диацезы – на провинции, во главе – ректоры. Провинции – на округа, где есть органы местного самоуправления (муниципальные Сенаты (декурионы) и выборные муниципальные магистраты), но они действуют под контролем императорских чиновников.

Таким образом, упрощена, унифицирована и централизована система управления в Риме.

Судоустройство.

Республиканский период.

Судебная власть принадлежит рексам. От них в республиканский период она переходит к:

1) Магистратам:

Þ Консулы;

Þ Народные трибуны;

Þ Квесторы;

Þ Плебейские эдилы и преторы;

Þ Курульные эдилы (в гражданских делах);

2) Сенату;

3) Народным собраниям;

4) Квестиям (особые судебные полномочия, появляются во II веке до нашей эры);

В Риме гражданский процесс отделен от уголовного. Гражданские дела рассматривали <…>. Первый процесс легисакционный. На первой стадии – магистрат (сначала консул, а затем претор). Они не судят, а определяют, подведомственно ли данное дело суду. Если да, то сторонами по соглашению назначается судья (коллегия судей), которые затем рассматривают дело. Судьи по гражданским делам долгое время – римские граждане. По некоторым категориям дел создаются специальные судебные коллегии (о гражданстве, о наследстве и т.д.).

Уголовные дела. Рассматривались магистратами. Судебная власть рекса перешла к консулам. Свою судебную власть они сохраняют в период республики.

Консул вступает в должность и выбирает судей, которые будут осуществлять предварительную подготовку дела и выносить приговоры по делам. Но формально – это приговор консула.

Квесторы – предварительное расследование. Но иногда и сами осуществляют правосудие.

В самом начале республики по инициативе плебеев был принят очень важный закон, согласно которому, если приговор, вынесенный консулом, назначает наказание в виде смертной казни, телесных наказаний или штрафов выше установленной суммы, то этот приговор можно было обжаловать в народное собрание.

Таким образом, по уголовным делам была введена кассация. Т.к. дело рассматривалось заново. Либо оставляло приговор в силе, либо отменяло.

Плебейские трибуны обладали правом вето, которое могло парализовать действие в пределах городской черты (например, об аресте лица и т.д.)

Функции, наложенные квесторами при консулах, плебейские эдилы осуществляли у трибун. Квестии – это постоянные, специализированные судебные комиссии. Это коллегиальный судебный орган (100-200 человек).

Одна из них возникает в 149 году до нашей эры. Это была комиссия, специализированная на рассмотрении дел о вымогательстве магистратов в провинциях. Члены комиссии – сенаторы.

В республиканский период по отдельным категориям дел создаются и иные комиссии (дела о преступлениях против величия римского народа и т.д.).

Каждая из комиссий создавалась на основании специального закона, который содержал указания на состав преступления, которое буде рассмотрено комиссией, наказание, которое эта комиссия может применять и процессуальные нормы, которыми она руководствуется.

Эти законы – прообраз будущих уголовных и уголовно-процессуальных положений. Некий мини УК и УПК. Прообраз будущих консолидированных законов, которые будут созданы в Англии в XIX веке.

При Сулле появляется 6 преторов, которые возглавляли эти постоянные судебные коллегии. Эти преторы должны были осуществлять предварительное расследование по делу, а также председательствовали у комиссиях по рассмотрению каждого уголовного дела.

2 стадии в уголовном процессе:

· Предварительное расследование;

· Судебное разбирательство;

Монархический период.

Принципат.

Гражданские дела рассматривались на началах формулярного процесса. Это исключительный вид процесса в период принципата. Главный на первой стадии – претор (решает подлежит ли дело подсудности), дает рекомендации как судить путем составления формул.

Уголовные дела. Уже в этот период экстраординарные суды (организованные вне порядка, установленного законом о квестиях). Из отдельных поручений императора префектам – преторы стали развивать юрисдикцию этого лица. В Риме рассмотрением уголовных дел стал заниматься городской префект. Чиновники на службе императора расследовали уголовные дела.

Этот дуализм в период принципата находил выражение в такой юрисдикции.

Доминант.

Централизация государственного аппарата завершается. В гражданском процессе господствует ординарный процесс с одной стадией. Он находится в руках чиновника. Уголовный процесс – судебные полномочия и уголовная юрисдикция – у чиновников. В период доминанта суд не отделен от администрации.

Право Древнего Рима.

Источники права.

Юрист Ульпиан выделял 2 ветви права: частное и публичное. В частном праве выделяет три части:

  1. естественное право (то, чему природа научила все живое). Речь идет о философских началах права;
  2. общенародное право (то право, которым пользуются все народы человечества);
  3. цивильное право (то, что народ сам себе установил);

Источниками цивильного права являются:

1) неписаные источники (обычаи);

2) писаные источники (законы, сенатус-консульты, конституции императоров, плебейсциты, эдикты магистратов). Классификация таких источников известна уже Институциям Юстиниана;

3) ответы римских юристов (писаные и устные – в классическую эпоху);

Обычаи.

Единого термина «обычай» не было. Существовало несколько видов обычаев. Самые главные – обычаи предков, затем – жрецов, обычаи магистратов, обычаи судебной практики. Обычаи сохраняют свое значение на продолжении всей истории римского права. Юрист Юлиан сформулировал 2 условия для признания обычаев правовыми, источниками права:

· давнее применение;

· молчаливое согласие общества;

Законы (Lex – Leges).

Это то, что постановил римский народ, это акт, принятый римским народом. Это право центуриальных народных собраний. Законы именовались по имени своего инициатора. Последний закон принят в Риме в 98 году нашей эры. Закон присущ периоду республики. Когда стало очевидно, что Риму не нужна республика – он становится монархией.

Сенатус-консульты.

В период принципата заняли место законов. Полномочия народного собрания переходят к Сенату и, следовательно, акты Сената становятся «как бы» законами. Со II века, когда законы уже не принимались, сенатус-консульты полностью занимают их место.

Плебейсциты.

Акты, принятые плебеями на своих собраниях по трибам. Долгое время эти акты были необязательными для патрициев. Но по закону Гортензия (287 год до нашей эры) плебейсциты стали обязательны для всех граждан Рима. Отныне плебейсциты и законы стали отличаться только по форме принятия.

Императорские конституции.

При переходе к доминанту, когда система Сенат – император приходит в упадок, занимают место сенатус-консультов. В III веке они займут такое положение, а в начале IV века – единственная допустимая форма законодательства, что выводилось из обоснования власти императора, на которого римский народ переносит свои полномочия. 4 формы:

· эдикты (распоряжения, указы, даваемые императором, как магистратом);

· мандаты (указание чиновникам, как главы государственного аппарата);

Эдикты и мандаты в монархический период были обращены к конкретным лицам и действовали в период правления данного императора.

· декреты (решения, выносимые императором при рассмотрении дел в качестве судьи);

· рескрипты (ответы на вопросы частных должностных лиц о применении права, о праве вообще);

Декреты и рескрипты действовали и после окончания полномочий императора. Поэтому неудивительно, что еще в III веке преобладающей формой императорских конституций были рескрипты. Позднее самой важной формой станут эдикты (в период доминанта).

Со временем в период доминанта появляются частные сборники императорских эдиктов (императорских конституций). В V веке, в 438 году по воле правителя Восточной империи Феодосия II вступает в силу Кодекс (сборник императорских конституций, созданный на основе частных сборников Гермогонианом и Григорианом). Валентиниан III (Западная империя) также одобряет этот Кодекс.

Следующая систематизация – только в период правления Юстиниана в Византии (117 императорских конституций).

Эдикты.

Их имели право издавать высшие магистраты. Почти все римские магистраты действуют в течении года, следовательно, эдикты действовали в период их полномочий. 367 год до нашей эры – вводится должность городского претора и курульных эдилов.

Понтифики – коллегия жрецов. Они обладали монопольным правом на календарь по предъявлению исков и на хранение всех формул исков. А затем – в суд. К претору, подносится иск, определяется подсудно или нет, избираются судьи, через 30 дней слушание. До 367 года до нашей эры в римском праве присутствует 2 черты:

· консерватизм;

· узко национальный характер;

В 242 году до нашей эры вводится должность претора по делам перигринов.

Магистраты преодолели то, что было присуще квиритскому гражданскому римскому праву. Преторы рассредоточили в своих руках первую инстанцию гражданского процесса. Претор проверяет допустимость дела к судебному разбирательству. Постепенно появляется формулярный процесс. Здесь уже встречаются черты отличия от легиссакционного процесса. Можно спокойно объяснить что случилось у истца. Претор даже составляет формулу для судьи. Преторская формула – инструкция для судьи как вершить правосудие. В этом процессе претор – полноправный хозяин.

По мере усложнения жизни требовались специальные знания для рассмотрения дел. Преторы сами интересовались судом. Судья, являясь обычным римским гражданином, не может являться хорошим судьей из-за незнания права на должном уровне, поэтому претор писал формулы.

Курульные эдилы стали разбирать споры на рынках. Они сосредотачивают в своих руках торговую юрисдикцию.

Перигринский претор – наиболее прогрессивен, т.к. он берет из иностранного права то, что считает необходимым для разрешения спора.

Все древние люди считали, что право – явление вечное. Так было и с правом квиритов. Сначала они хотели сделать свое право неизменным. Даже законы, принятые на народных собраниях, стабильны. Но жизнь требует иного, развивается договорное право.

Преторы и курульные эдилы приняли на себя ответственность отойти от вечного права. Рим приобретает новую систему права. Римское частное право делится на:

1) квиритское право (его источник – обычаи и законы XII таблиц);

2) преторское право (источники – эдикты городских преторов и курульных эдилов, а также ответы римских юристов);

3) право народов (источники – эдикты претора по делам перигринов, а также ответы римских юристов);

Цель преторского права – преодолеть формализм квиритского права, а права народов – преодолеть национализм.

Исходя из представлений о справедливости и доброй совести, они стали, используя свои должностные полномочия, свой авторитет и значение, превращать квиритское право в «голое» право (претор, который не может отменить квиритское право, обходит его, либо игнорирует). Они руководствуются понятием о справедливости и доброй совести.

Издавали эдикты. Так называемые годичные эдикты, в которых он объявляют, как он будет предоставлять защиту в суде. Претор изобретает новый иски, которых раньше не было. Он действовал в интересах граждан, участвовавших в гражданском обороте.

Через год – полномочия истекают. И, следовательно, он учитывает идеи своего предшественника, а что-то вносит свое. Так появляется 2 части в эдиктах: переходная и новая. Выражение преемственности в деятельности пре<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...