Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в деликте «личная обида».

1) Законы XII таблиц за личную обиду (причинение телесных повреждений) предусматривали ответственность по принципу талиона. Теперь ответственность за личную обиду – имущественная;

2) От исков штрафного характера перешли к арбитрарным искам (те иски, в которых прямо не указывалось, сколько нужно взыскать с причинителя вреда). Право определить размер взыскания – претор, либо поручал судье;

3) В древнем праве личная обида – это причинение вреда здоровью, а теперь – это всякий вред, в том числе и достоинству, чести человека. Так получается, что оскорбление – теперь тоже личная обида;

Изменения в деликте «воровство».

Воровство в Риме – это более широкое понятие, чем в наше время. В целом, упрощается система исков, унифицируется ответственность за воровство.

Изменения в деликте «уничтожение имущества».

В III веке до нашей эры применяется закон Аквилия. Это первый закон, содержавший общие правила, предусматривающие гражданско-правовую ответственность за причинение имущественного вреда. Затем этот закон толковали расширенно и прежде всего ответственность за причинение вреда имуществу стала наступать не только при наличии умысла, но и при неосторожности. За всякое повреждение (уничтожение) всегда стали предъявлять иски по этому закону.

Появляются новые деликты:

¥ Грабеж;

¥ Угроза;

¥ Обман (мошенничество);

¥ Совершение должных действий, направленных на уменьшение своего имущества, если на него может быть обращено взыскание со стороны кредиторов;

В классическую эпоху обязательства возникают и из квази-контрактов (ведение чужих дел без поручения и т.д.).

Постклассическая эпоха и Юстинианов период.

Система обязательственного права развивается и обогащается. Выделяется 4 источника возникновения обязательств:

y Из контрактов;

y Из деликтов;

y Из квази-деликтов;

y Из квази-контрактов;

Заметно обогащается система контрактов. Появляется пятая группа контрактов, которые в праве Юстиниана получили формулировки и впоследствии был названы безымянными (?). Основаны на взаимном представлении, а формулировки – на глаголах «давать» и «делать». Я даю, чтобы ты сделал; даю – чтобы дал; делаю – чтобы дал; делаю – чтобы сделал.

Семейное право.

Архаический период.

Семья – коллектив родственников, которые проживают под властью одного домовладыки (петерфамилиаса). Все ему подвластны. Он – лицо своего права, они – лица чужого права.

  1. все эти люди называются агнаты (члены римской семьи, проживающие под властью своего домовладыки). Это преобладающее родство.
  2. когнаты (кровные родственники, не проживающие под властью одного домовладыки).

Римская семья патриархальна. Может продать в рабство и т. д. Существовало понятие эмансипация – троекратная мнимая продажа в рабство сына. Это фикция. После третьего раза – он переставал бать агнатом. Не входил теперь в круг родственников отца.

Основа семьи – брак. Самый древний брак – cummano (с властью мужа). Жена – агнатка семьи мужа, ее личность полностью поглощается властью домовладыки этой семьи, имущество также переходило. Этот брак заключался своеобразно. Три вида уже в квиритском праве:

y патриархальная форма путем совершения религиозного обряда;

y плебейская (покупка жены);

y приобретательская давность. (Брак заключался, если женщина год прожила в доме своего будущего мужа. Прервать его можно, не ночевав 3 ночи в его доме).

Развод возможен только по инициативе мужа в 3 случаях:

  1. в случае совершения ею прелюбодеяния;
  2. в случае заколдовывания плода;
  3. в случае похищения ею ключей от винного погреба;

Уже в древний период появляется и брак sinemanu (без власти мужа). По этому браку женщина считается агнаткой своей семьи. Если в первом виде брака у мужа была возможность истребовать жену у любого лица, то при этом браке такого нет. Имущество женщины раздельно от имущества супруга.

Классическая эпоха.

Остается только второй вид брака. Старая форма забыта, нормальной формой становится достижение соглашения самими вступающими в брак и привод жены в свой дом. Правило «о трех ночах» выходит из употребления. Глава семьи – мужчина, он – покровитель. Если женщине наносят обиду, он может возбудить от своего имени дело и вести процесс.

Римское право запрещало супругам свидетельствовать друг против друга. Запрещено умаление правоспособности (инфания). Это влияние морали на право. Т. к. имущество раздельное, следовательно, могли вступать в деловые отношения друг с другом. Но не могли совершать сделки дарения. Затем этот закон смягчен.

Особое внимание – приданное, которое получал супруг по вступлению в брак. Постепенно складывается правило: сначала возник обычай заключать путем стипуляции контракта о том, что муж вернет приданное в случае прекращения брака. Затем претор вводит иск о возврате приданного в случае смерти мужа или развода, даже, если договор стипуляции не был заключен. Приданное возвращается, если муж умер или они развелись, причиною чего не является предосудительное поведение жены. Приданное не возвращается, если женщина – инициатор развода, при отсутствии уважительных причин. Расторгался брак и по инициативе обоих, и одного из супругов.

В классическую эпоху – кризис римской семьи. Конкубинат, не влекущий заключения брака – обычное явление.

Конкубинат – в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличие от полноценного брака) с намерением установить брачные отношения (Краткий юридический словарь, М., 2000).

Август – серия законов направленных на увеличение числа браков, рождаемости и укрепление семьи:

1) вводится определенная процедура расторжения брака: вручение разводного письма при 7 свидетелях;

2) для имущественных последствий имеет значение причина развода. Если вина женщины – она не получит назад приданное. Если причина расторжения брака – мужчина, то он обязан вернуть приданное, а она не обязана возвращать ему брачные дар;

3) уголовная ответственность за прелюбодеяние;

4) публичная обязанность вступления в брак. Мужчина 0 от 25 до 60 лет, женщина – от 20 до 50 лет. Нужно иметь детей. Бездетными считаются мужчины без ребенка, женщина – менее 3 детей.

5) Санкция – умаляется право на получение наследства по завещанию. Не состоящие в браке и не имеющие детей – вообще не могут быть наследниками по завещанию. Если они состояли в браке без детей – то не более половины доли по завещанию.

Наследственное право.

Архаический период.

Уже в это время существуют 2 вида наследования: по закону и по завещанию. По закону – когда нет завещания. В архаический период – наследники – агнаты. Первая очередь – свои агнаты (дети и их потомки + жена, если она состоит в браке cummanu). Вторая очередь – агнаты (братья и сестры + мать, если она состояла с отцом умершего в браке cummanu). Далее – иные агнаты. Если агнатов не было – наследовал ближайший когнат (на самом близком расстоянии от места смерти).

По завещанию. Гласные и публичные завещания. Их составляли:

y Перед строем войска, уходящего в поход;

y Удостоверяли в народных собраниях по куриям;

Классическая эпоха.

По закону. В преторском праве отдается преимущество кровному родству (когнатическому). Первая очередь – свои наследники:

1. агнаты по квиритскому праву, жена – cummanu, дети или внуки;

2. эмансипированные дети покойного;

3. усыновление.

По второй и третьей группе можно было вступить в брак не позднее года. В первой очереди теперь находится эмансипированный сын и третья очередь.

Вторая очередь – братья и сестры (агнаты по квиритскому праву).

Третья очередь – кровные родственники до 6 степени родства.

Четвертая очередь – переживший супруг.

По завещанию. Манципация (дарение на случай смерти. Завещатель как бы передавал имущество доверенному лицу, которое это потом кому-то это передавало. Собственник вещи после манципации – доверенное лицо). Обыкновенно его совершал на табличке и не делали его затем гласным. Устное завещание заменяется письменной формой. Преторское право закрепляет составления завещания в письменной форме при 7 свидетелях. Так преследуется публичность завещаний.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...