Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В среднем и старшем школьном возрастеВ подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости,происходит бурное развитие воображения,фантазии. Особенности игры в старшем школьном возрасте— нацеленность на самоутверждение перед обществом,ориентацияна речевую деятельность,юмористическая окраска, стремление к розыгрышу. Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярными являются учебные деловые игры. Деловые игры Деловая игра(по Г.П. Щедровицкому)— это:
- социально-педагогическая«форма организации жизни». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:имитационные,операционные,ролевые игры,деловой театр,психо- и социодрама. Имитационные игры.На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации,предприятия или его подразделения,например профсоюзного комитета, совета наставников,отдела, цеха,участка и т.д.Имитироваться могут события,конкретная деятельность людей (деловое совещание,обсуждение плана, проведение беседы и т.д.)и обстановка,условия,в которых происходит событие или осуществляетсядеятельность(кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события,содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов, Операционные игры.Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, напримерметодики написания сочинения,решения задач,ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.Игры этого типа проводятся в условиях,имитирующих реальные. Исполнение ролей.В этих играх отрабатываются тактика поведения,действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, Для проведения игр с исполнениемроли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». «Деловой театр».В нём разыгрывается какая-либо ситуация,поведение человека в этой обстановке.Здесь школьникдолжен мобилизовать весь свой опыт,знания, навыки,суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия,оценить обстановку и найти правильную линию поведения.Основная задача метода инсценировки— научить подросткаориентироваться в различных обстоятельствах,давать объективную оценку своему^поведению,учитывать возможности других людей,устанавливать с ними контакты,влиять на их интересы, потребности и деятельность,не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу.Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются,конкретная ситуация,обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Психодрама и социодрама.Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр»,но уже социально-психологический,в котором отрабатываетсяумение чувствовать ситуацию в коллективе,оценивать и изменять состояние другого человека,умение войти с ним в продуктивныйконтакт. Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этап подготовки.Подготовка деловой игры начинается с разработкисценария— условного отображения ситуации иобъекта.В содержание сценария входят: — учебная цель занятия,описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры,общее описание процедуры игры,содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп). Далее идётввод в игру,ориентация участников и экспертов.Определяется режим работы,формулируется главная цельtзанятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов,инструкций,правил, установок.Собирается дополнительная информация.При необходимости ученики обращаются к ведущему иэкспертам за консультацией.Допускаются предварительныеконтакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роливыходить из игры, пассивно относиться к игре подавлятьактивность,нарушать регламент и этику поведения. Этап проведения— процесс игры.С началом игры никто не имеет правовмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников,если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников.Позиции, проявляющиеся,по отношению ксодержанию работы в группе:генератор идей,разработчик,имитатор, эрудит,диагност, аналитик. Организационныепозиции:организатор,координатор,интегратор,контролер,тренер, манипулятор, Позиции,проявляющиеся по отношению к новизне:инициатор,осторожныйкритик,консерватор. Методологическиепозиции:методолог,критик, методист,проблематизатор,рефлексирующий,программист. Социально-психологическиепозиции:лидер, предпочита-емый,принимаемый,независимый,непринимаемый,отвергагаемый. Этап анализа и обобщения,обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов,обмен мнениями,защита учащимисясвоих решений и выводов. В заключение учитель констатируетдостигнутые результаты,отмечает ошибки формулируетокончательный итог занятия.Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующейобластью реального мира, установления связи игры с содержанием учебного предмета.
Малые игровые формы |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |