Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте обостряются потребности в со­здании собственного мира, в стремлении к взрослости,про­исходит бурное развитие воображения,фантазии.

Особенности игры в старшем школьном возрасте— наце­ленность на самоутверждение перед обществом,ориентацияна речевую деятельность,юмористическая окраска, стремле­ние к розыгрышу.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее попу­лярными являются учебные деловые игры.

Деловые игры

Деловая игра(по Г.П. Щедровицкому)— это:

  • педагогический метод моделирования различных управ­ленческих и производственных ситуаций, цель которых — обу­чение отдельных личностей и их групп принятию решения;
  • особое отношение к окружающему миру;
  • субъективная деятельность участников;
  • социально заданный вид деятельности;
  • особое содержание усвоения;

- социально-педагогическая«форма организации жизни».
Деловая игра используется для решения комплексныхзадач усвоения нового,закрепления материала,развития творческих способностей,формирования общеучебных уме­ний, даёт возможность учащимся понять и изучить учебныйматериал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модифика­ции деловых игр:имитационные,операционные,ролевые иг­ры,деловой театр,психо- и социодрама.

Имитационные игры.На занятиях имитируется деятель­ность какой-либо организации,предприятия или его подраз­деления,например профсоюзного комитета, совета наставни­ков,отдела, цеха,участка и т.д.Имитироваться могут собы­тия,конкретная деятельность людей (деловое совещание,об­суждение плана, проведение беседы и т.д.)и обстановка,ус­ловия,в которых происходит событие или осуществляетсядеятельность(кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события,со­держит описание структуры и назначения имитируемых про­цессов и объектов,

Операционные игры.Они помогают отрабатывать вы­полнение конкретных специфических операций, напримерметодики написания сочинения,решения задач,ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделирует­ся соответствующий рабочий процесс.Игры этого типа проводятся в условиях,имитирующих реальные.

Исполнение ролей.В этих играх отрабатываются такти­ка поведения,действий, выполнение функций и обязаннос­тей конкретного лица, Для проведения игр с исполнениемроли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи­мися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр».В нём разыгрывается какая-либо ситу­ация,поведение человека в этой обстановке.Здесь школьникдолжен мобилизовать весь свой опыт,знания, навыки,суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия,оценить обстановку и найти правильную линию поведения.Основная задача метода инсценировки— научить подросткаориентироваться в различных обстоятельствах,давать объ­ективную оценку своему^поведению,учитывать возможнос­ти других людей,устанавливать с ними контакты,влиять на их интересы, потребности и деятельность,не прибегая к фор­мальным атрибутам власти, приказу.Для метода инсцени­ровки составляется сценарий, где описываются,конкретная ситуация,обозначаются функции и обязанности действую­щих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама.Они весьма близки к «ис­полнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр»,но уже социально-психологический,в котором отрабатываетсяумение чувствовать ситуацию в коллективе,оценивать и изменять состояние другого человека,умение войти с ним в продуктивныйконтакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

Этапы Деятельность участников
Этап подготовки Разработка сценария (авторы-разработчики) Разработка сценария (проспекта) План деловой игры Общее описание игры Содержание инструктажа Подготовка материального обеспечения
Ввод в игру (руководитель) «разогревающие» игровые эпизоды постановка проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила планируемый результат распределение ролей формирование групп консультации
Этап проведения Групповая работа над заданием (тренеры, координаторы) Виды работы: Работа с источниками Тренинг Мозговой штурм Работа с игротехником Активизация групповых ролей
Межгрупповая дискуссия (координаторы, аналитики) Выступление групп Защита результатов Правила дискуссии
Этап анализа и обобщения Работа экспертов Вывод из игры Анализ, рефлексия Оценка и самооценка работы Выводы и обобщения, итоги игры рекомендации

Этап подготовки.Подготовка деловой игры начинается с разработкисценарияусловного отображения ситуации иобъекта.В содержание сценария входят:

— учебная цель занятия,описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры,общее описание процедуры игры,содержание ситуации и характе­ристик действующих лиц (групп).

Далее идётввод в игру,ориентация участников и экспертов.Определяется режим работы,формулируется главная цельtзанятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов,инструкций,правил, установок.Собирается дополнительная информация.При необходимости ученики обращаются к ведущему иэкспертам за консультацией.Допускаются предварительныеконтакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роливыходить из игры, пассивно относиться к игре подавлятьактивность,нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения— процесс игры.С началом игры никто не имеет правовмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников,если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников.Позиции, проявляющиеся,по отношению ксодержанию работы в группе:генератор идей,разработчик,имитатор, эрудит,диагност, аналитик.

Организационныепозиции:организатор,координатор,интегратор,контролер,тренер, манипулятор,

Позиции,проявляющиеся по отношению к новизне:инициатор,осторожныйкритик,консерватор.

Методологическиепозиции:методолог,критик, методист,проблематизатор,рефлексирующий,программист.

Социально-психологическиепозиции:лидер, предпочита-емый,принимаемый,независимый,непринимаемый,отвергагаемый.

Этап анализа и обобщения,обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов,обмен мнениями,защита учащимисясвоих решений и выводов. В заключение учитель констатируетдостигнутые результаты,отмечает ошибки формулируетокончательный итог занятия.Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующейобластью реального мира, установления связи игры с содержанием учебного предмета.

 

Малые игровые формы

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...